Хурритский мир. государство митинга
Хурриты, один из народов восточно-кавказской этнической общности, занимали к началу III тысячелетия до н. э. горы к югу и востоку от оз. Ван. Отсюда в первой половине III тысячелетия хурритские племена проникали в Палестину, Загрос и Центральный Иран, а около XXII в. до н. э. заняли большую часть Верхней Месопотамии, основав там крупное государство с центром в Уркеше (XXII—XX вв. до н. э.). По-видимому, эта держава, чьи цари обожествляли себя, считалась у хурритов образцом государственного строительства. Во всяком случае, впоследствии среди хурритов была широко распространена концепция хурритского политического всеединства, и их крупнейшие государства принимали наименование «Хурри» в знак претензий на практическое осуществление такого единства.
Несколько отступив на север под натиском амореев, хурриты вновь двинулись в страны Плодородного Полумесяца во второй половине XVIII—начале XVII в. до н. э. В это время хурритские племенные группы и династии приходят к власти на большей части территории Сирии — Палестины, Верхней Месопотамии, Северного Загроса и Юго-Восточной Малой Азии. В течение четырех столетий в границах этого огромного пространства развивалась особая цивилизация хурритов, служившая полем синтеза и передачи влияния самых разнообразных культур Ближнего Востока (особенно месопотамской). Колесничные армии, введенные в употребление хурритами, давали им бесспорное преимущество над соседями.
Крупнейшим хурритским государством этого времени стал верхнемесопотамский Хурри-Ханигальбат, основанный на территориях, отторгнутых у амореев. Ожесточенная борьба этого политического образования с Древнехеттским царством (середина XVII — начало XVI в. до н. э.) истощила силы обеих сторон, и этим воспользовались индоарийские племена «манда», обитавшие к тому времени на южных окраинах Армян-
ского нагорья. Они захватили власть в Хурри-Ханигальбате, основав тем самым государство Митанни (собственно Майттанне, ок. 1560—1260 гг. до н. э.), сохранившее, впрочем, и старые наименования. Столица Митанни располагалась в Вассокканне — городе в верховьях Хабура, до сих пор не найденном археологами. Коренная территория Митанни охватывала ок. 1500 г. до н. э. всю Верхнюю Месопотамию, включая горы Тур-Абдин, долину Среднего Евфрата и области по Среднему Тигру, включая Ниневию, бывшую тогда крупным хурритским центром. Хотя индоарийский элемент в Митанни, включая царский род, был в основном ассимилирован местным населением уже в середине II тысячелетия до н. э., митаннийские цари вплоть до конца своей истории продолжали принимать тронные индоарийские имена и поклоняться индоарийским богам — покровителям династии (Индре, Митре-Варуне и Насатьям). Верховным богом — покровителем государства в целом был, однако, хурритский бог грома Тессоб, центром почитания которого служил Кумме на Верхнем Забе, В этом качестве Тессоб сменил Кумарби, старого бога Уркеша.
Природные условия Митанни благоприятствовали богарному (основанному на дождевом орошении) земледелию и в еще большей степени скотоводству. Наряду с касситской Вавилонией, Митанни было также крупнейшей коневодческой державой Передней Азии. Наличие в горах, окаймлявших Месопотамию с севера, многих металлов обеспечивало широкие возможности развития митаннийского ремесла. Наконец, Митанни лежало на перекрестке основных стратегических путей Ближнего Востока, что обеспечивало ему значительные прибыли от международной торговли.
Общественный строй Митанни известен довольно плохо. Страна, по-видимому, делилась на военно-бюрократическую верхушку, или двор (вельможи, т. е., старшая дружина; основная служилая масса воинов-«марйанне»; представители царя за рубежом; условно относившиеся сюда же по признаку личной зависимости от царя вассальные владетели), и землю, т. е. совокупность обложенных податью самоуправляющихся общин. Последние имели единое представительство в масштабах всей страны, частично разделявшее с царями властные полномочия. Этой уникальной для древнего Востока чертой политического строя Митанни было обязано, вероятно, пришлому характеру правящей верхушки, обусловившему ее относительную изоляцию. Дополнительные сведения дает архив Нузы, одной из крепостей периферийного хурритского царства Аррапха, находившегося на протяжении значительной части своей истории в вассальной зависимости от Митанни. Как выясняется, в хурритских странах существовали крупные дворцовые и храмовые хозяйства. Характерно отсутствие значительного слоя «царских людей» (илотов, крепостных): работниками царского хозяйства оказываются либо дворцовые рабы (как правило, из числа пленников), либо привлеченные в порядке выполнения повинности свободные. Известны территориальные сельские общины «алу» и большесемейные домовые общины «димту» (дословно «башни», названные так по типичному обиталищу каждой большой семьи). Общинная земля рассматривалась, по общим правилам, как неотчуждаемая собственность общины в целом, и получить к ней доступ можно было только путем «усыновления» реального покупателя земли одним из общинников. «Димту» нередко специализировались на той или иной наследственной профессии, часто относящейся к ремесленно-торговому сектору. В третьей четверти II тысячелетия имущественная дифференциация, ростовщичество и долговая кабала привели к значительному разложению общин при внешнем сохранении их структуры. Ростовщики-кредиторы в форме «усыновления» проникали в общины, отделяли купленную или полученную за долги землю от основного общинного фонда, эксплуатировали членов «усыновившей» их домовой общины. С наибольшим размахом такими операциями занимались в Аррапхе члены царского дома (как наиболее богатые члены общества); один из них «усыновлялся» более сотни раз. Распространяется долговое рабство, в частности, займы под залог личности тех или иных членов большой семьи. Известны случаи продажи и самопродажи в бессрочное и долгосрочное (например, на 50 лет) рабство. Впрочем, рабы не были вполне бесправны и могли вступать в разнообразные правовые (в том числе семейные) отношения со свободными. Дети рабов, однако, обозначались в
документах иными терминами, нежели потомство свободных. Среди дворцовых рабов выделялись приближенные к царской семье лица, получавшие от своих покровителей богатые подарки, занимавшие мелкие должности и т. д. Рабы отдавались внаем, продавались и покупались (цена на рабыню составляла около 0,25 кг серебра). В целом относительная слабость хурритского государства и государственного хозяйства способствовала бурному развитию частной эксплуатации в пределах общинного сектора экономики.
Верховная власть осуществлялась царем и так называемым «синагилой» — «вторым после царя» (должность престолонаследника-главнокомандующего, замешавшаяся одним из царевичей). Такая конструкция власти отражала, с одной стороны, военный, а с другой — архаический родовой характер митаннийской государственности. Общий надзор на местах осуществляли областеначальники. Основой военного могущества Митанни было колесничное войско, укомплектованное служилыми воинами — «марйанне».
В конце XVI в. до н. э. при царе Суттарне I, Митанни превратилось во всехурритскую империю, чье владычество простиралось от Загроса до Северной Сирии. С этого момента на протяжение полутора столетий оно является, пожалуй, сильнейшей военной державой Передней Азии. Проникновение в Сирию привело Митанни к столкновению с Египтом, стремившимся к безраздельному господству над Восточным Средиземноморьем. Три четверти века почти непрерывных войн с Египтом (исход XVI—конец XV вв. до н. э.) составляют наиболее яркий этап митаннийской истории. Уже Тутмос I напал на сирийские владения Митанни и отбросил его за Евфрат. Правда, при царе Парраттарне (ок. 1475 г. до н. э.) митаннийцы, воспользовавшись временной слабостью Египта, покорили все Восточное Средиземноморье от Киликии до Центральной Палестины, но Тутмос III в серии кровопролитных кампаний оттеснил их далеко на север. Одно время войска фараона достигали Евфрата и даже разорили его митаннийский берег, однако закрепиться здесь им так и не удалось. К концу правления Тутмоса Ш, в середине XV в. до н. э. египто-митаннийский рубеж пролегал в районе Кадета. Около того же
времени митаннийский царь Сауссадаттар разгромил Ашшур (пытавшийся незадолго перед тем связаться с египтянами) и превратил его в своего вассала. Аменхотеп II возобновил борьбу с Митанни, но после первых успехов оказался отброшен на юг, в Палестину, и вынужден был заключить с Митанни невыгодный для себя мир (ок. 1430 г. до н. э.). Хотя надписи фараона, по своему обыкновению, преподносят это событие как изъявление покорности со стороны Митанни, они подчеркивают экстраординарность мирного соглашения Египта с этой страной — «происшествия, неслыханного со времени богов».
Не смирившись с поражением, Аменхотеп II к концу своего правления вновь двинулся против Митанни и захватил Халпу в Северной Сирии, однако его преемник, Тутмос IV, должен был закончить эту войну компромиссным миром с митаннийским царем Ардадамой I (ок. 1410 г. до н. э.). Южная Сирия осталась за Египтом, Северная отошла к Митанни. Заключенный вскоре митаннийско-египетский союз, к которому присоединилась Вавилония, навсегда подвел черту под эпохой египто-митаннийского противоборства и заложил основы так называемого «Амарнского» международного порядка в Передней Азии (первая половина XIV в. до н. э.). Между тем еще при Парраттарне Митанни повело с хеттами борьбу за влияние в киликийском царстве Киццувадна, вызвав ответные вторжения хеттов в Северную Сирию (вторая половина XV в.), приходившиеся, по-видимому, на промежутки между египетскими вторжениями в этот регион. Хетто-митан-нийские войны временно привел к концу Ардадама I, нанеся хеттам катастрофическое поражение и отодвинув границу Митанни в Малой Азии вплоть до Тавра и Верхнего Галиса (конец XV в. до н. э.). Рубеж XV—XIV вв. до н. э. был, таким образом, временем наибольшего расцвета Митанни. Союз с Египтом скреплялся династическим браками: Тутмос IV и Аменхотеп III (последний—дважды) женятся на дочерях митаннийских царей. Последние шлют в Египет не особенно значительные подарки, получая в ответ золото (которого, по их собственным заявлениям, в Египте было «больше, чем песка»). По сути дела, Египет выкупал себе таким образом мир на северных рубежах.
Однако династический кризис и дворцовые смуты начала XIV в., а затем и ухудшение отношений с Египтом существенно ослабили Митанни (в это время, например, от него навсегда отлагается Ашшур) и позволили хеттам вновь выступить против него. Первый натиск хеттского царя Суппилулиумы был, однако, в основном отбит последним значительным царем Митанни Тужраттой (ок. 1380—1355 гг. до н. э.), возобновившим дружественные связи с Египтом. Однако в результате ссоры Тужратты с Эхнатоном, вылившейся в успешный митаннийский поход на египетские владения в Южной Сирии, Митанни вновь оказалось в изоляции и было немедленно разгромлено во второй кампании Суппилулиумы, навсегда отвоевавшего у Митанни его сирийские владения. Вскоре после этого Тужратта был убит, и в стране разгорелась борьба за власть, в результате которой верхнетигрское царство Алже (Алзи) и Ашшур, недавние вассалы Митанни, сами стали оказывать определяющее влияние на его дела. Попытка Митанни, опираясь на союз с ассирийским Ашшурубаллитом I, вернуть себе Сирию привела к новой войне с Суппилулиумой, завершившейся полным поражением Митанни и хеттской интервенцией в эту страну. На престол был возведен ставленник хеттов Саттиваса, сын Тужратты. Великая Митаннийская держава перестала существовать. Ашшурубаллит удержал и аннексировал восточные районы страны, включая Ниневию (именно тогда номовое государство Ашшур превратилось в территориальное царство Ассирию), а окраинные владения обрели независимость или перешли в руки других великих держав — той же Ассирии, Хатти и Вавилонии (последняя, между прочим, захватила Аррапху). Отныне Митанни было незначительным северомесопотамским царством, контроль над которым оспаривали друг у друга ассирийцы и хетты. Безуспешно пытаясь лавировать между ними (но тяготея преимущественно к хеттам), Митанни было в конце концов уничтожено ассирийским царем Салманасаром I ок. 1260 г. до н. э. Хетты, впрочем, не оставили попыток отбить у ассирийцев хурритскую Верхнюю Месопотамию, и окончательно эти области перешли к Ассирии только в начале XII в. до н. э., при агонии Хеттской державы.
Переселения эгейско-анатолийских
племен на восток (первая половина XII в. до н. э.) и арамеев на север (вторая половина XI в. до н. э.) резко сократили этнический ареал хурритов, сведя его к долинам Чороха и Верхнего — Среднего Тигра. В миграции приняли участие и сами хурриты (так, по-видимому, некая племенная группа «хабов» продвинулась по Тигру и осела вдоль своего маршрута в нескольких изолированных районах, известных ассирийцам под одинаковым названием «Хабхи»). Последнее независимое государство хурритов — «Шубрия» (т. е. «Хурри» в аккадском переводе) — являлось остатком старого Алже, уцелевшим в потрясениях XII—XI вв. (Алже приняло название «Хурри» в знак своих великодержавных претензий еще в середине XIII в. до н. э., с ослаблением Митанни). Оно было уничтожено ассирийцами в 673 г. до. н. э. Хурриты, однако, оставались одним из крупнейших этносов Армянского нагорья и в середине — второй половине I тысячелетия до н. э, были известны своим соседям под именем «матиенов», т. е. «митаннийцев».