Статуя правителя Лагаша Гудеа

Статуя правителя Лагаша Гудеа - student2.ru

делилась на несколько категорий. Часть земли была собственно царской. Она обрабатывалась находившимися на положении рабов «гурушами» (букв. «молодцами»), которые получали за работу натуральное довольствие, рабами из числа военнопленных, а также наемниками из числа разорившихся свободных общинников. Другая часть царской земли выделялась в пользование храмов, а третья часть отдавалась в пользование административному и храмовому персоналу, профессиональным воинам.

Наряду с царскими существовали земли, находившиеся в собственности общин и частных лиц. Площадь таких земель значительно уступала царскому земельному фонду.

Общество Месопотамии времени III династии Ура приобретает ярко выраженный рабовладельческий характер. Господствующее положение принадлежало в нем классу рабовладельцев, представленных служилой, в том числе военной, и кое-где сохранившийся родовой знатью, высшим

жречеством, верхушкой земледельческих общин. Класс мелких производителей — крестьян-общинников и ремесленников — переживал процесс имущественного расслоения, который обострялся в обстановке постоянных войн конца III тысячелетия до н. э. Цари III династии Ура, стремясь приостановить процесс неуклонного разорения, запретили куплю-продажу общинных земель. Однако она могла проходить в другой форме — под видом дарения. Продажа домов и садов вообще не запрещалась. О массовом разорении мелких производителей свидетельствует наем их для работы на царских полях в качестве своего рода батраков и поденщиков, работа свободных ремесленников в царских мастерских наряду с рабами. Документы говорят о продаже в рабство детей бедняков, особенно дочерей, о росте временного рабства — должничества, чреватого уже наследственным рабством для детей должников, родившихся в период отработки долга. Сохранились судебные акты по оспариванию рабского состояния бывшими свободными, которые свидетельствуют о частом порабощении ранее свободных людей. Об обществе, полном противоречий, ясно говорят строки из введения к законам царя Шульги: «Сироту человеку богатому он ни за что не отдавал, вдову человеку, власть имеющему, он ни за что не отдавал, человека одного сикля человеку одной мины он... не отдавал» (1 мина ≈ 0,5 кг серебра).

Класс рабов увеличился количественно за счет военнопленных, захваченных во время походов и при подавлении восстаний, а также за счет проданных в рабство разорившихся свободных. Цена на рабов была не­велика: раб стоил 9—10 сиклей, рабыня — вдвое или втрое меньше. О большом развитии рабства говорит тот факт, что ими нередко владели люди небольшого достатка: храмовые служащие, пастухи, ремесленники. Положение рабов, особенно из числа военнопленных, трудившихся в централизованных царских хозяйствах, было крайне тяжелым. На хозяйственных таблицах из города Уммы зафиксированы выдачи продуктов питания рабыням и их детям, которые содержались в особом лагере под контролем надзирателей. В течение месяца из 185 человек умерло 57, по всей вероятности, от эпидемий, голода и злоупотреблений чиновников. Труд рабынь особенно

интенсивно использовался в царских (ткацких, прядильных, мукомольных, пивоваренных) мастерских. При раскопках Ура были обнаружены остатки ткацкой мастерской, где работали 165 женщин и детей. Положение частновладельческих рабов было несколько лучшим. Они могли иметь небольшое имущество, семью, откупаться на волю, по некоторым делам обращаться в суд. Рабов-соплеменников запрещалось продавать за пределы страны. Нередко и государственные, и частные рабы совершали побеги, законы предусматривали вознаграждения их поимщикам.

Государственное устройство Шумеро-Аккадского царства в эпоху III династии Ура имело законченную форму древневосточной деспотии. Во главе государства стоял царь с неограниченной властью, носивший титул «царя Ура, царя Шумера и Аккада», называвшийся иногда «царем четырех стран света». Власть царя идеологи­чески обосновывалась религией. Глава пантеона, общешумерский бог Энлиль, отождествленный с аккадским верховным богом Белом, считался царем богов и покровителем земного царя. Был составлен «Царский список» с перечнем царей «до потопа» и «от потопа», что утверждало идею об изначальном существовании царской власти на земле. Со времени правления Шульги (2093—2047 гг. до н. э.) царям воздавались божественные почести и был учрежден их культ. Жречество было подчинено царю.

Царю подчинялся и огромный бюрократический аппарат. С самостоятельностью городов-государств и их правителей было покончено, исчезает и местная общинная знать. Вся страна была разделена на наместничества, которыми управляли назначаемые и сменяемые царем наместники, лишь носившие прежний титул (шумерский — «энси», аккадский —«ишшаккум»), но целиком подчинявшиеся царю. Был организован царский суд. Обязанности судей выполняли наместники, чиновники, жрецы. В общинах действовали общинные суды, своего рода остатки местного самоуправления. Для нужд судебного ведомства был создан один из древнейших судебников в мире — законы Шульги. Многочисленные писцы и чиновники разрабатывали дальнейшие нормы трудовых повинностей и пищевого довольствия, учи-

тывали мельчайшие изменения в хозяйственной деятельности и положении людей, составляли всевозможные отчеты и справки. Дух бюрократии пронизывал всю систему царской деспотии III династии Ура.

Армия царя состояла из воинов-колонистов, обрабатывавших выделенную им царскую землю. Стали использоваться и наемники, главным образом из числа западных кочевников-амореев.

Внешняя политика государства в эпоху III династии Ура не отличалась активностью. Совершались отдельные походы в северные районы Месопотамии и восточные области Ирана, сделавшие их подвластными Шумеро-Аккадскому царству. Но приходилось больше заботиться о сохранении спокойствия внутри государства, где существовали весьма острые социальные противоречия и напряженная обстановка. С запада на Месопотамию надвигались кочевые племена амореев, против которых была воздвигнута система укреплений. Строились крепости и на востоке — для защиты от кутиев и эламитов.

Внутреннюю силу царства все больше подтачивали недовольство народных масс, бегство рабов, невыполнение населением повинностей, голод, повышение цен, распад системы гигантского царского хозяйст­ва.

Натиск амореев шел уже и с запада, и с востока, ибо, обходя крепости и естественные преграды, они пересекли Месопотамию и наступали теперь с двух сторон. На юге страны — в Ларсе — возникло царство, ос­нованное одним из вождей наемников-амореев. В стратегически важном городе Иссине образовалось независимое от Ура государство с собственной династией. На северо-востоке от Шумеро-Аккадского царства отпада Эшнунна. Завершающий удар нанесли эламиты, которые вторглись в Месопотамию, разрушили Ур, захватили статуи богов и увели в плен в Элам последнего представителя царской династии (2003 г. до н. э.). Сохранившиеся литературные произведения, так называемые «Плачи» над гибелью Ура, Аккада, Ниппура, как реквием звучат над сошедшим на рубеже III—II тысячелетий до н. э. со страниц истории Шумеро-Аккадским царством.


Наши рекомендации