Культура народов Древней Месопотамии
1. Религиозные представления народов Древней Месопотамии.
2. Мифология народов Месопотамии.
3. Письменность и образование.
4. Развитие месопотамской литературы (основные жанры, памятники).
5. Изобразительное искусство и архитектура Двуречья.
6. Повседневная культура Месопотамии.
Темы для сообщений
1. Вавилонская башня.
2. Легенда о всемирном потопе в «Эпосе о Гильгамеше» и ее отражение в Библии.
Вопросы для самоконтроля
1. Каков характер религиозных представлений жителей Месопотамии, можно ли назвать его пессимистическим?
2. Какие, по Вашему мнению, религиозные представления соотносятся с политической структурой месопотамских обществ?
3. Почему, по Вашему мнению, «Эпос о Гильгамеше» считается шедевром мировой литературы?
4. Какие сюжеты месопотамской мифологии находят свои параллели в Ветхом завете?
5. Охарактеризуйте положение грамотных людей.
6. Каким языком пользовались в Месопотамии для официальной переписки? Какой язык был разговорным?
7. Чем объясняются достижения вавилонян в астрономии?
Литература: [3, 4, 5, 6, 7, 8, 20, 21, 55, 63-65, 74, 75, 78, 89, 91, 114, 120, 126, 129, 130, 135, 136]
Семинар 9.
Ветхий Завет и его мир
1. Образование и развитие Израильско-иудейского царства..
2. Структура и состав Ветхого Завета.
3. Исторические книги Ветхого Завета: происхождение, содержание.
4. Поэзия и фольклор в Ветхом Завете.
Темы для сообщений
1. Политические течения в Иерусалиме.
2. Иудейство после Вавилонского пленения.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие законы ограничивали власть царя по Пятикнижию?
2. Какова структура древнеизраильского общества?
3. Почему распалось единое Израильско-Иудейское царство?
4. Из каких частей состоит Тора?
5. Объясните смысл термина «монолатрия»?
6. В чем заключалась религиозная реформа Иосии?
Литература: [3, 4, 5, 6, 7, 8, 53, 63-65, 82, 127, 136, 138]
Семинар 10.
Держава Ахеменидов
1. Возникновение персидской державы Ахеменидов. Кир II. Камбиз.
2.Переворот Гауматы: версии происшествия.
3. Организация государственной власти в Персидской державе после реформ Дария I.
4. Подати и повинности жителей сатрапий. Политика по отношению к сатрапиям.
5. Внешняя политика персидских царей.
6. Религия и культура древних иранцев.
Вопросы для самоконтроля
1.Какие исторические условия способствовали формированию мировой Персидской державы?
2.В чем особенности внешней политики Кира II и Камбиза?
3.Какие, по Вашему мнению, факторы повлияли на переворот Гауматы?
4.Каковы, по Вашему мнению, основные причины реформ Дария I?
5.Охарактеризуйте основные особенности социальной структуры державы Ахеменидов?
6.Какие причины привели к греко-персидскому противостоянию?
7.Что такое Авеста?
Литература: [3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 22, 30, 63-65, 100, 112, 119, 141]
Семинар 11.
Древняя Индия
1. Образование империи Маурьев.
2. Организация управления государством в эпоху Маурья.
3. Варны, проблема их происхождения и их социальная роль.
4. Рабство, его особенности в Древней Индии.
5. Религиозно-философские воззрения древних индийцев.
6. Культура Древней Индии.
Темы для сообщений
1. Древнеиндийский театр.
Вопросы для самоконтроля
1. Почему среди источников по истории Древней Индии преобладает религиозно- философская литература?
2. Каковы, по Вашему мнению, главные предпосылки создания государства Маурьев?
3. В чем, по Вашему мнению, значение державы Маурьев?
4. Охарактеризуйте специфические черты в развитии сельского хозяйства, ремесла и торговли?
5. В чем причины складывания варно-кастовой системы?
6. Что представляли собой древнеиндийские варны, определите соотношение понятий «варна» и «каста»?
Литература:[1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 14, 17, 18, 22-27, 29, 36, 43, 45-48, 63-66, 86, 88, 95, 106, 116, 117, 119, 125, 129, 130, 133, 137, 142]
Семинар 12.
Древний Китай
1. Источники по истории Древнего Китая, их общая оценка. «Исторические записки» Сыма Цяня.
2. Политическая система Китая в эпоху Чжаньго: основные царства и взаимоотношения между ними.
3. Реформы Шан Яна в государстве Цинь и его усиление.
4. Объединение Китая государством Цинь и создание империи Цинь.
5. Китай при династии Хань.
6. Крестьянские восстания в ханьской империи.
7. Религиозно-философские воззрения древних китайцев.
Темы для сообщений
1. Цинь Ши Хуанди – первый китайский император.
Вопросы для самоконтроля
1.Как происходил процесс становления государственности в Китае?
2. Каким образом реформы Шан Яна повлияли на социально-политическое развитие Древнего Китая?
3. Каковы основные предпосылки объединения страны под эгидой царства Цинь?
4. В чем, по Вашему мнению, роль реформ Цинь Ши Хуанди в процессе объединения страны?
5. Какие причины привели к гибели империи Цинь?
6. Охарактеризуйте основные реформы династии Хань.
Литература:[1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 19, 22, 21, 32, 33, 37, 62, 63-65, 67, 73, 77, 84, 92, 93, 94, 104, 108-110, 115, 117, 118, 121, 128, 129, 130, 140, 144]
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1 Проблемы применения формационного и цивилизационного подходов к истории Древнего Востока (по материалам отечественной историографии).
2 Библия как источник по истории Древнего мира (на примере Израильско-Иудейского царства).
3 Миф о потопе в литературе древнего мира.
4 Персы и греки: проблема взаимоотношений (от Греко-персидских войн до восточных походов А.Македонского).
5 Древняя Месопотамия: структуры повседневности.
6 Философия буддизма.
7 Военная мысль Древнего Китая.
8 Первая дискуссия об азиатском способе производства в советской исторической науке в 20 – 30 годы ХХ века.
9 «Идея человека» в культурах Древнего Востока и концепция «Осевого времени» К. Ясперса.
10 Различные подходы к пониманию характера религиозных верований в древнем мире.
11 Панвавилонизм.
12 Роль географического фактора в истории древневосточных цивилизаций.
13 Новый взгляд «социоестественной истории» на некоторые проблемы истории древнего Египта.
14 Заупокойный культ в древнем Египте.
15 Реформа Эхнатона.
16 Древнеегипетская литература. «Эпос о Гильгамеше» как исторический источник.
17 Особенности политического строя у хеттов (по царским надписям).
18 Экономические и культурные достижения финикийцев (по работам античных авторов: Геродот, Страбон, Плиний).
19 Образ Иерусалима у библейских пророков.
20 Создание первого еврейского государства и возникновение национальной идеи.
21 Власть божественная и власть мирская в текстах Библии.
22 Формирование библейского канона и становление традиции его устной интерпретации.
23 Иудаизм на рубеже эр и «проблема Кумрана».
24 Проблема типического и уникального в еврейской традиции.
25 Зороастризм.
26 Политический кризис в Персидском государстве (по Бехистунской надписи).
27 Общественные отношения в древней Индии по «Артхашастре».
28 Буддизм в контексте древнеиндийской культуры.
29 Проблема формирования культурного архетипа индийской цивилизации.
30 Древнеиндийская литература.
31 Древнеиндийский театр.
32 Сыма Цянь – историк.
33 Конфуцианство и легизм.
34 Даосизм.
35 . Шлиман – родоначальник троянской и микенской археологии.
36 Работы Ю. В. Андреева по истории Древней Греции в гомеровскую эпоху.
37 Государственное устройство критских полисов по данным Гортинских законов и античных авторов (Аристотель, Страбон).
38 Греческие историки.
39 Спарта как «идеальный тип» полиса.
40 Персы и греки: проблема взаимоотношений (от греко-персидских войн до восточных походов А.Македонского).
41 Афины в V в. до н.э.: расцвет рабовладельческой демократии.
42 Народное собрание (Народ) в политической системе Афинской демократии (V–IV вв. до н. э.)
43 Античная демократия: от Солона до Перикла.
44 Пелопонесская война в трудах античных авторов.
45Военно-теоретическая мысль в Древней Греции.
46 Восточный поход А.македонского.
47 Образ А.Македонского в античной и современной историографии.
48 Александр и диадохи.
49 Римские историки.
50 Патриархальная семья и ее роль в древнеримском обществе.
51 Работы И. Л. Маяк по истории раннего Рима.
52 Жизнь и деятельность Ганнибала.
53 Гай Юлий Цезарь: погоня за властью.
54 Сулла: последний республиканец.
55 Военная организация Древнего Рима.
56Военно-теоретическая мысль в Древнем Риме.
57Пирр Эпирский.
58 Римские полководцы республиканского периода.
59 Принципат Августа: армия, провинции, политический режим.
60 Работы Е. М. Штаерман по истории древнеримской экономики.
61 Нерон: конец династии.
62 Древняя Греция: структуры повседневности.
63 Пунические войны.
64 Римский урбанизм.
65 Рим и варвары: проблема взаимоотношений.
66 Происхождение христианства.
67 Взаимоотношения христианской церкви и императорской власти в Риме в I-V вв. н.э.
68 Греческие мыслители: Сократ и сократики.
69 Греческая трагедия.
70 Военная мысль античности.
71 Марк туллий Цицерон: политический портрет.
72 Греческая мифология.
73 Вселенские соборы и оформление христианского вероучения.
74 Апокрифические Евангелия.
ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА
ПО ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
Древний Египет
V тыс. – Неолитические культуры (Фаюм, Таса, Бадари).
Середина – вторая половина IV тыс. – Первый додинастический (амратский) период, начало разложения родовых отношений.
XXXI – XXIX вв. – Объединение Верхнего и Нижнего Египта, Раннее царство (I–II династии).
XXVIII – XXIII вв. – Древнее царство (III – VI династии).
XXVIII в. – III династия. Строительство первой пирамиды фараона Джосера.
XVII в. – IV династия. Строительство самых больших пирамид Хуфу (Хеопса), Хафра и Менкаура.
Середина XXIII – середина XXI в. – I Переходный период (VII – X династии). Распад государства на номы. Борьба Гераклеополя и Фив за гегемонию.
Середина XXI – XVIII вв. – Среднее царство (XI – XIII династии).
XX – начало XVIII в. – XII династия, основанная Аменемхетом I. Расцвет Египта в правление Сенусерта III и Аменемхета III.
Конец XVIII – XVII вв. II Переходный период. Вторжение гиксосов. Гиксосские (XV – XVI династии).
XVI – XI вв. – Новое царство (XVIII – XX династии).
1490 – 1436 гг. – Тутмос III, его завоевательные походы.
1365 – 1348 гг. – Правление Аменхотепа IV (Эхнатона), религиозно-политические реформы.
1290 – 1224 гг. – Рамсес II (XIX династия), противоборство с хеттской державой; активное строительство храмов.
1270 – Мирный договор Рамсеса II с хеттским царем Хаттусили III.
XI – середина X в. – Позднее царство (Ливийско-Саисский Египет).
945 –722 гг. – Правление ливийских XXI – XXIII династий.
718 – 712 гг. – Реформы Бокхориса.
712 – 664 гг. – Египет под властью кушитов XXV Эфиопская династия).
671 – 655 гг. Египет под властью Ассирии.
664 – 525 – Возрождение Египта (XXVI Саисская династия).
525 – 332 гг. – Египет в составе Персидской державы, борьба за независимость, местные династии (XXVIII – XXX).
332 г. – Завоевание Египта Александром Македонским и начало эллинистического периода в истории страны.
Месопотамия
VII – V тыс. – Неолитические культуры Северной Месопотамии: Джармо, Хассуна, Халаф.
Середина V – начало IV тыс. – «убейдское тысячелетие», начало разложения родового строя.
Середина – вторая половина IV тысячелетия – Культура Урука. Формирование основ шумерской цивилизации.
Конец IV – начало III тыс. – Культура Джемдет-Наср.
Первая половина XXVIII – XXIV вв. – Раннединастический период. Образование шумерских государств-городов. Создание клинописи.
XXV в. – Возвышение Лагаша.
2318 – 2312 – Правление Уруинимгины
XXIV – XXII вв. – Месопотамия под властью Аккада. Правление Саргона и его преемников.
Конец XXII – XXI вв. – Объединение Шумера и Аккада под властью III династии Ура.
1894 – 1595 гг. – Возвышение Вавилона в эпоху Старовавилонской (Аморейской) династии.
1792 – 1750 гг. – Правление царя Хаммурапи. Составление законов.
1595 – ок. 1150 гг. – Правление касситской династии.
XVI – XIV вв. – расцвет государства Митанни.
XX – XVI вв. – Староассирийский период в истории Ассирии.
1813 – 1781 гг. – Правление Шамшиадада I.
XV – XI вв. – Среднеассирийский период.
XV – XIV вв. – Составление сборника ассирийских законов.
1365 – 1330 гг. – Правление Ашшурубаллита I
1115 – 1077 гг. – Правление Тиглатпаласара I.
X – VII вв. – Новоассирийский период. Ассирийская военная держава.
745 – 727 гг. – Правление Тиглатпаласара III. Реорганизация ассирийской армии.
722 – 705 гг. – Правление Саргона II.
705 – 681 гг. – Правление Синаххериба
689 г. – Захват Вавилона Ассирией.
681 – 669 гг. – Правление Асархаддона. Завоевание Египта. Расцвет ассирийской державы.
671 гг. –
669 – 627 гг. – Правление Ашшурбанапала. Составление ниневийской библиотеки.
614 г. – Взятие и разрушение Ашшура вавилоно-мидийскими войсками.
612 г. – Падение Ниневии.
609 г. – Захат Харрана. Гибель ассирийской державы.
626 – 539 гг. – Возвышение Вавилона. Нововалилонская держава.
605 – 562 гг. – Правление Навуходоносора II.
539 – Захват Вавилона персидским царем Киром II. Падение Нововавилонского царства.
Хеттское царство
Вторая половина VII – первая половина VI тыс. – Неолитическая культура Чатал-Хююка.
XX – XVIII вв. – Торговые колонии в восточной части Малой Азии.
XVIII – XVI вв. – Древнехеттское царство.
Ок. 1650 – 1625 гг. – Правление Хаттусили I.
Ок. 1620 – 1590 гг. – Правление Мурсили I.
Ок. 1530 – 1500 гг. – Правление Телепину. Указ о престолонаследии.
Первая половина XV в. – Среднехеттское царство. Ослабление Хеттского царства.
Середина XV – начало XII вв. – Новохеттское царство. Создание великой державы.
Ок. 1380 – 1335 гг. – Правление Суппилулиумы I
Ок. 1335 – 1305 гг. – Правление Мурсили II.
1270 г. – Мирный договор между Египтом и Хеттским царством.
Начало XII в. – Вторжение «народов моря». Распад Хеттской державы.
Восточное Средиземноморье
VIII – VII тыс. – Земледельческо-скотоводческая культура Иерихона.
Вторая половина III тыс. – Государство Эбла.
Вторая половина II тыс. – Государство-город Угарит.
Конец XIII – начало XII в. – Нашествие «народов моря».
X – IX вв. – Расцвет Тиро-Сидонского царства.
969 – 936 гг. – Правление Ахирама (Хирама) в Тире.
X – IX вв. – Возвышение Дамасского царства.
* * *
XIV в. – Приход древнееврейских племен в Палестину.
X в. – Образование единого государства. Правление Давида и Соломона. Строительство храма в Иерусалиме.
IX в. – Распад древнееврейского царства на Израиль и Иудею.
VIII – VI вв. – Пророческое движение.
722 г – Падение Самарии. Разгром Израильского царства ассирийцами.
622 г. – Религиозные реформы Иосии в Иудее.
586 г. – Захват Иерусалима вавилонянами. Начало «вавилонского плена».
Вторая половина III тыс. – Редактирование древнееврейской литературы и составление ветхозаветного канона Библии.
Иран и Средняя Азия
Конец III – начало II тыс. – Культура Алтын-тепе.
Конец II тыс. – Расселение ираноязычных племен на территории Ирана и Средней Азии.
673 – 672 гг. – Образование независимого Мидийского царства.
625 – 584 гг. – Правление Киаксара и создание Мидийской державы.
558 – 530 гг. – Правление Кира II, основателя Персидской державы Ахеменидов.
550 г. – Захват Мидии.
547 г. – Захват Лидии.
545 – 539 гг. – Завоевания в Средней Азии.
539 г. – Покорение Вавилона.
530 – 522 гг. – Правление Камбиза II.
525 г. – Завоевание Египта.
522 – 486 гг. – Правление Дария I, административно-финансовые реформы.
499 – 449 гг. – Греко-персидские войны.
334 – 329 гг. – Греко-македонский поход на Восток и крушение державы Ахеменидов.
329 – 327 гг. – Покорение Средней Азии Александром Македонским.
305 – 250 гг. – Средняя Азия в составе державы Селевкидов.
Древняя Индия
V – IV тыс. – Неолитические культуры Северо-Западной Индии.
XXIII – XVIII вв. – Древнейшая (Индская) цивилизация
XIII – X вв. – Расселение в Северо-Западной Индии индоевропейских племен Ариев. Создание «Ригведы».
IX – VII вв. – «Поздневедийский период». Образование государств в Северной Индии. Освоение долины Ганга.
VI – V вв. – Распространение железных орудий труда. Строительство городов и изменения в социально-экономическом строе. Зарождение буддизма.
V – IV вв. – Возвышение Магадхи. Создание грамматики санскрита.
317 – 180 гг. – Общеиндийская держава Маурьев.
264 – 231 гг. – Правление Ашоки. Распространение буддизма.
Древний Китай
V – III тыс. до н. э. – Неолитическая культура Яншао.
XVII – XI вв. до н. э. – Период Шан-Инь. Генезис древнекитайского государства.
XIV в. до н. э. – Основание города Шан – столицы государства. Появление иньских «гадательных надписей».
XI – VIII вв. до н. э. – Период Западного Чжоу. Господство системы социальных рангов.
VIII – III вв. до н. э. – Период Восточного Чжоу. Политика децентрализации.
VIII – V вв. до н. э. – Период, отраженный в летописи Чуньцю.
VI – V вв. до н. э. – Распространение железных орудий труда и сдвиги в социально-экономической жизни. Жизнь и деятельность Конфуция.
V – III вв. до н. э. – Период «сражающихся царств» (Чжаньго). Распространение монетного обращения.
359 – 350 гг. до н. э. – Реформы Шан Яна в царстве Цинь. Развитие рабовладении и частной собственности на землю.
221 – 207 гг. до н. э. – Общекитайская династия Цинь, создание централизованной империи. Реформы Цинь Шихуана. Строительство Великой Китайской стены.
ГЛОССАРИЙ
Агни («Огонь») — бог огня (в том числе солнечного огня, огня как основной ми-рообразующей стихии, огня домашнего очага, жертвенного костра). Главный из земных богов, протагонист основного ритуала, посредник между богами и людьми.
Адад (акк.), Ишкур (шум.) — бог бури и грома (у шумеров —разрушительных, у аккадцев амбивалентно и разрушительных, и плодородных), сын Ану. Центры культа: Вавилон, Ашшур. В иконографии связан с образом быка и дву- или трезубцем молнии как эмблемой.
Адитьи— особая группа из шести — восьми (позднее двенадцати) богов, включающая Митру, Варуну, Арьямана, Индру, Вивасвата, иногда Сурью и др. Космохранители и космоправители, благосклонные к людям. В послеведийский период старшим из них считался Вишну.
Адон («Владыка») — финикийское умирающее (умерщвляемое) и воскресающее божество растительности и плодородия, возлюбленный Астарты. Как Адонис широко почитался в эллинистическом мире.
Ажи-Дахака— трехглавый дракон, пытающийся присвоить первоначало общественно-политической организации иранцев — фарн. Наделен рядом черт индоевропейского змея — носителя хаоса, врага космоустроительства.
Айрьяман— бог-покровитель ариев (т.е. либо индоиранцев в целом, либо индоариев и контактировавших с ними части иранцев). Выступает специально как бог-целитель.
Айшма— дэв, божество грабежа и набегов.
Алсу (акк.), Абзу (шум.) — мировой океан подземных пресных вод, окружающих землю, хранилище «ме» (божественные «сути» всех объектов и начал мира, определяющие его свойства), обиталище Эа. Впоследствии персонифицировался как первопричина жизни, муж Тиамат, убитый богом Эа и ставший основанием его одноименного жилища.
Амон (др.-егип. «сокрытый») — древнеегипетский бог, чтившийся в г. Фивы. Изображался как человек в высоком венце из двух перьев, иногда с головой барана; священные животные — баран, гусь, змей. С XVIII династии верховный бог (в отождествлении с Ра — Амон-Ра), покровитель царской власти и завоевательных, войн. Вместе с Лионом так называемую фиванскую триаду образуют его жена богиня Мут (др.-егип. «мать») и сын —бог луны Хонсу (др.-егип. «странствующий»).
Анат — богиня охоты и битвы, дева-воительница, дочь Илу, сестра и возлюбленная Баала, помогающая ему в битвах с хтоническими врагами, играющая также роль смертоносной богини-губительницы. Иногда считалась супругой Йево.
Ангро-Майнью— повелитель дэвов, главный носитель злых начал.
Ану (акк.), ан («Небо», шум.) — «отец богов», верховное небесное (пассивное) божество шумеро-аккадского пантеона. Выступает в мифах как воплощение высшей власти. Наделен супругой Антум (иногда — Инанной-Иштар). Символ Ана—рогатая тиара.
Анубис — древнеегипетский бог, в III тысячелетии до н.э., до распространения культа Осириса, — божество загробного мира. В дальнейшем — божество круга Осириса как владыки мертвых, покровитель заупокойного ритуала. Священное животное — черный шакал, с головой которого он изображался. Центр культа — г. Кинополь.
Ануннаки (доел. «Семя князя», первоначально, видимо, бога Эа, затем считались потомками Ану) — группа родственных друг другу земных, частично небесных и главным образом хтонических божеств, в узком смысле слова — только подземные божества. Каждый ном имел собственную группу ануннаков. Все ануннаки (по позднему счету 600 — 300 небесных и 300 подземных) обитали в общешумерском культовом центре — Ниппуре.
Апам-Напат— благой дух вод (в том числе небесно-дождевых), персонификация грозовой молнии. Создатель и покровитель людей, сохранивший иранское политическое начало (фарн) от Ажи-Дахаки.
Апис — чтившийся в древнем Египте священный бык черно-белой окраски, который считался земным вместилищем бога плодородия Осириса-Хапи, содержался и погребался после смерти в его храме в г. Мемфис.
Апсары — полубожественные женские существа, обитающие на небе, в реках и на горах. Возлюбленные гандхарвов, небесные куртизанки и танцовщицы, утешающие в раю Индры воинов, павших на поле брани.
Ардвисура-Анахита — главное женское божество, богиня воды и плодородия, дух источника мировых вод, стекающих с мировой горы. Впоследствии считается дочерью Ахурамазды. Выступает на стороне богов и героев — космоустроителей.
Арта (Аша Вахишта, «Лучший Распорядок») — персонифицированное начало справедливого миропорядка (прежде всего человеческого порядка). Противостоит аналогичному началу разрухи и несправедливости — Другу («Лжи»).
Астарта (Ашторет) — богиня плодородия и плотской любви и в то же время богиня-воительница, олицетворение Венеры (соответствует аккадской Иштар). Могла изображаться в виде нагой конной лучницы. Баал (Балу, «Господин») — эпитет богов, употреблявшийся прежде всего как имя бога грома и бури Баал-Хаддада (угаритский Алийян-Балу, тж. Баал-Ад-дир), перенимающего (под индоевропейским влиянием?) функции верховного активного божества у своего отца Илу. Баал-Хаддад — Владыка земли и плодородия (в этом качестве выступает как умерщвляемое и воскресающее божество), космоустроитель, борец с хтоническими и косморазрушительными силами (Йамму, Муту).
Асуры — класс наиболее могущественных демонов, противостоящих богам (хотя исходно асурами назывались и демоны, и боги) и ведущих с ними непрестанные войны. Среди асур выделяются классы гигантов дайтьев, борющихся с адитьями, и тесно связанных с ними семерых данавов —также гигантов. К данавам относится чудовищный змей Вритра, один из главных асур и основной противник Индры.
Атар — божество стихии огня, составляющей по воззрениям иранцев природу всего сущего. В то же время считался сыном Ахурамазды, в качестве космообразующего начала боролся с Ажи-Дахака за фарн. Культ огня был центральным культом иранцев.
Атон (др.-егип. «солнечный диск») — древнеегипетский бог, чтившийся в образе видимого на небосклоне солнца. Известен со Среднего царства; при Аменхотепе IV (Эхнатоне) — центральная фигура проводимой им религиозной реформы (единственный бог, верховный правитель мира, имеющий титулатуру фараона, и отец Эхнатона).
Атум (др.-егип. «завершенный, полный» либо «несуществующий») —древнеегипетский бог-демиург, чтившийся в г. Гелиополе. После отождествления в начале V династии с богом Ра приобрел аспект солнечного божества.
Ахурамазда — первоначально старший ахура, ведавший собственно космоустроением и в этом качестве составлявший пару Митре, ведавшему миром человеческих отношений.
Ахуры и дэвы — Индоиранская мифология различает два класса божеств — дэвов (иранск.)/ дева (индоарийск.) и ахур (иранск.)/ асур (индоарийск.; этот же термин, по-видимому, первоначально обозначал оба класса божеств как обобщающий), в конечном счете их стали противопоставлять по благодетельности или вредности для человека. У иранцев ахуры считались благими божествами, а дэвы — злыми, а у индоариев — наоборот. При этом важнейшие индоиранские божества автоматически зачислялись в разряд благих (так, Митра считался ахурой у иранцев, но относился к дева у индоариев; однако уже Индра, как дева-дэв, считался демоном у иранцев). К числу главных ахур относятся Митра, Ахурамазда (по-видимому, старший ахура) и Апам-Напат. В дозороастрийские времена дэвы также имели свои культы, искорененные зороастрийцами.
Ашвины — божественные братья-близнецы, небесные божества-колесничие, связанные с утренними и вечерними сумерками. Для людей — боги-помощники и спасители. «Боги» (дева, доел, «небесные») — один из двух главных классов индоиранских духов; в индоарийских представлениях — благие божества, поддерживающие и оберегающие космоустройство. Делятся на три группы — небесные (верховный пассивный бог Дьяус-«Небо», Варуна, Митра и др. адитьи), боги воздушного пространства (Индра, Ваю и др.), земные (Агни, Сома и др.). Древнеиндийский пантеон из 33 богов комплектовался 12 адитьями, 8 васу, 11 рудрами, Дьяусом и Притхиви. В поздне-ведийский период три класса благих существ: боги-дева, люди и питары — считались противостоящими трем группам демонических существ: асурам, ракшасам и пишачам.
Ашшур— верховное божество Ассирии, бог-покровитель г. Ашшура. В древнейший период — бог охоты и племенное божество ашшурской группы восточных семитов. В среднеассирийский период по статусу приравнивается к Эллилю и поглощает его черты, в новоассирийский — считается старше Ану и возвышается над всеми богами. Изображался в виде крылатого солнечного диска.
Ба — в древнеегипетских представления «мощь», физическая жизненная энергия человека.
Баал-Хаммон— бог солнца. В Карфагене — одно из главных божеств, распоряжался плодородием.
Баал-Шамем(«Господин небес») — общезападносемитское пассивное верховное (небесное) божество (иногда это место занимает «Илу отцовский»).
Бастет — древнеегипетская богиня любви и веселья, чтившаяся в г. Бубастисе.
Бел (акк.) (Господин) — эпитет, обозначавший у аккадцев любое божество и употреблявшийся как фактическое второе имя Эллиля, затем Мардука.
Брахма — в индуистской мифологии высшее божество, создатель мира. Глава Тримурти — триады верховных богов индуизма, стоящий над Вишну и Шивой. По-видимому, образ Брахмы восходит к абстрактному понятию универсального мирообразующего принципа, персонифицированному и отождествленному с ведийским Праджапати.
Варуна — бог космических вод, главный из адитьев, хранитель и царь вселенной. Как хранитель природного космоса выступает в паре с Митрой — хранителем собственно человеческого миропорядка. Сам Варуна достаточно далек от людей. Возможно, сопоставим с греческим Небом-Ураном.
Васу («добрые») в собственном смысле слова — группа из восьми богов, связанных с землей и персонифицирующих природные явления, стихии и объекты. Васу подчинялись Индре или Агни.
Ваю («Ветер») — бог ветра.
Веретрагна — бог войны и победы, зме-еборец-космоохранитель. Ему соприроден фарн — воплощение царской власти, начало и условие политического существования иранцев.
Вивасват — солярное божество, воплощающее мировой свет, родоначальник людей. Отец Ашвинов, а также перволюдей (Ямы и Ями), изобретатель ритуала и огнеподатель. Отождествлялся с Сурьей и стал в конце концов богом солнца как такового.
Вишну — ведийское божество неясного происхождения и функций; в индуистской мифологии включен в Тримурти — верховную триаду божеств, где выступает в роли хранителя мира, а иногда — как высший член триады. Его аватарами-воплощениями считаются Кришна и Рама.
Гандхарвы — группа амбивалентных полубогов, супруги апсар, небесные певцы и музыканты. Для людей (а иногда и для богов) бывают вредоносны. Враги нагов.
Гаруда — в индуистских представлениях царь птиц, ездовое существо Вишну. Постоянный враг хтонических змеев-нагов.
Дагон (Даган)— благой бог—податель пищи (рыбы и зерна), покровитель земледелия и рыбной ловли. Также божество войны. Бог-покровитель западных семитов Верхней Месопотамии. По «рангу» мог приравниваться к Илу.
Деви — в индуистской мифологии жена Шивы, чей образ, возможно, восходит к доарийской богине-матери. Соответственно двум аспектам Шивы выступает в благой ипостаси как Парвати, в грозной — как Кали, Дурга и пр.
Дуузу (акк.), Думузи (шум.) — умирающее и воскресающее божество плодородия, супруг богини Инанны (Иштар), отданный ею в подземный мир в качестве выкупа за нее.
Зерван — изначальное (предначальное) божество, бог бесконечного времени и судьбы. Вероятно, воспринимался как предок злых и добрых божеств.
Иарих (Ярих)— лунное божество, покровитель Иерихона.
Игиги (акк.), «нун-галене» («великие князья», шум.) — небесные божества, противопоставлявшиеся ануннакам в узком смысле слова. «Семь великих богов-иги-гов» — Ану, Эллиль, Эа, Син, Шамаш, Мардук, Иштар.
Илу (Эл, «Силач/Бог») —общезападносемитское активное верховное божество — космоустроитель, демиург, отец богов и людей. Сын Баал-Шамема (или некоего «Илу отцовского»), доверившего ему власть над миром. Протагонист священного брака, владыка плодородия и производительных сил. Мог почитаться в образе быка. Супруга Илу — мать богов Асират (Ашера).
Индра — бог грома и молнии, воин-колесничий, вождь военной дружины, щедрый покровитель людей. Его основная функция — силой оружия отстаивать миропорядок в борьбе с демонами, в частности змеем Вритрой (победа Индры над которым рассматривается как торжество космоса над хаосом). По победе над Вритрой именуется Вритраханом (ср. с иранск. Веретрагной). Связан также с плодородием.
Исида — древнеегипетская богиня, исходно связанная с царской властью и олицетворявшая престол; позднее включается в культ Осириса в качестве его верной жены и самоотверженной матери Хора. В эллинистическое время культ Исиды из Египта распространяется по всему античному миру.
Иштар (акк.), Инанна (шум.) — центральное женское шумеро-аккадское божество. Богиня плодородия и любви, войны, разрушения и распри, олицетворение планеты Венера. Дочь Ану. Почиталась как местное божество-покровитель во многих центрах (в частности, Ниневии, Арбелах, Уруке и др.). Поглотила черты многих месопотамских и внемесопотамских божеств сходного характера. Изображается иногда со стрелами за спиной.
Йамму(«Море») — властелин морской стихии, по функциям и облику—хто-ническое злое божество, враждебное богам-космоустроителям и оспаривающее у них власть над миром. Повелитель морских чудовищ, дракона и левиафана. Враг гро-мовников Балу (Баал-Хаддада) или Йево, побежденный и убитый тем или другим.
Йахве (Яхве)первоначально — палестинское божество грома и вулканической активности, покровитель южнопалестинского племени шасу-яхве. Вероятно, это локальный вариант западносемитского бога Йево,покровителя Берита, противника морских хтонических чудовищ. Палестинский Яхве был адаптирован древними евреями в качестве бога-покровителя Израиля, затем поглотил образ Илу и стал верховным божеством древнееврейского варианта западносемитского пантеона.
Йима («Близнец») — божественный Первочеловек, сын Солнца, основатель цивилизации и царь мира в начальный, «золотой» век ее существования. Близнец Йимак, Первоженщины-прародительницы. Оставив землю, становится богом загробного мира. Благоподатель и податель загробной вечной жизни, одно из главных иранских божеств.
Ка — в древнеегипетских представлениях объективно существующий зримый образ человека и в принципе любого существа и предмета, возникающий вместе с ним, сопровождающий его всю жизнь и сохраняющийся после его смерти (разрушения) в памяти людей и изображениях. «Сохранение ка» умершего с помощью создания его точных изображений — один из главных способов магического поддержания его посмертного существования.
Кришна — возможно, дравидский по происхождению персонаж (ср. его подчеркнуто темный цвет) или обожествленный герой, в индийской мифологии —царевич Матхуры, являвшийся аватарой Вишну, продолживший свое существование по окончании пребывания в земном теле. Выступает как защитник (но наделен также и недобрыми свойствами), тесно связан с эротическими мотивами.
Кубера — в индуистской мифологии бог богатств, владыка якшей. Первоначально человек, причисленный к богам Брахмой. Носит ряд хтонических черт, связан с плодородием.
Лакшми («Знак, Счастье, Красота»; отождествлена с богиней аналогичного облика Шри) — богиня богатства, счастья и красоты. Лакшми и Шри — доарийские божества, адаптированные индоариями в поздневедийский период. Позднее считалась супругой Вишну. Локапалы («хранители мира») — в индуистской мифологии группа из четырех или восьми божеств (Индра, Яма, Варуна, Кубера; Агни, Сома, Сурья, Ваю) — хранителей стран света, поставленных Брахмой и восседающих на космических слонах.
Маат (др.-егип. «истина»)—фундаментальное понятие египетского мировоззрения, которое означает космологический/ социальный порядок, поддерживаемый верховным богом и фараоном в противовес тенденциям хаоса («исефет»); кроме того — олицетворяющая это понятие общеегипетская богиня (изображается с пером на голове).
Мардук — городской бог-покровитель Вавилона, с возвышением последнего считается сыном Эа и верховным божеством («отцом богов»), убившим Тиамат, создавшим мир и получившим владычеством над ним из рук Ану и Эллиля. Супруга Мардука — Царпаниту. Символы Марду-ка —секировидный топор и драквн Муш-хуш.
Маруты — группа младших божеств ветра, бури, грома и молнии. Считаются братьями, детьми Рудры и могут причисляться к рудрам. Составляют боевую свиту Индры.
Мелькарт— («Царь города») —местный бог-покровитель Тира, с возвышением Тира почитался в Финикии, ее колониях и Дамаске. По облику и функциям схож с Баалом (Баал-Хаддадом).
Мин — древнеегипетский бог плодородия, с чем связан его итифаллический облик; кроме того — покровитель путей, связывавших Египет с побережьем Красного моря. Чтился в находившемся у начала этих путей г. Коптос.
Митра— божество солнца, с одной стороны, и договора, меры, взаимного блага, дружбы — с другой. Выступает как устроитель прежде всего социального космоса, хранитель человеческих норм и благоподатель. Один из ахур.
Монту — древнеегипетский бог-воитель, покровитель военных успехов фараон1 на. Изображался с головой сокола и чтился в г. Гермонт и г. Фивы, где впоследствии был вытеснен с ведущего места в культе Амоном.
Муту— («Смерть») — божество смерти и хаоса, владыка подземного царства, засухи и бесплодия, пожиратель мира и главный противник Баала. Схватка Муту и Баала постоянно возобновляется; оба они гибнут