Попытки модернизации социализма («Перестройка»)
К началу 80-х годов кризисные явления охватили все сферы общественной жизни, и необходимость существенных перемен в стране стала очевидной для руководителей и рядовых граждан. В 1981 г. объемы производства в некоторых отраслях даже снизились по сравнению с 1980 г. Практически прекратился рост производительности труда. Падение пытались «компенсировать» с помощью приписок, которые приобрели невиданный размах.
Экономика оставалась невосприимчивой к достижениям НТР, и разрыв с Западом в этой области увеличивался. Проведенная в 1979-1980 гг. проверка технического уровня почти 20 тыс. видов машин и оборудования, выпускаемых отечественным машиностроением, показала, что не менее трети из них нуждалось в снятии с производства или коренной модернизации.
Следует учесть и неблагоприятное влияние на экономику внешних факторов, связанных с гонкой вооружений. СССР тратил на военные нужды куда более значительную долю своего бюджета, чем богатые США. На нужды ВПК расходовалось 45% бюджетных средств, выделенных промышленности. Одной из целей США в гонке вооружений было экономически обескровить СССР, и она была близка к достижению. Теперь США выдвинули крайне дорогостоящую программу Стратегической оборонной инициативы (СОИ) и СССР не имел средств, чтобы ответить на американский вызов, следовательно, «холодная война» им была проиграна.
Крупные поражения в войне всегда подвигали Россию к реформам. Эта закономерность сработала и теперь (как при Петре I и Александре II), когда необходимо было путем реформ преодолеть застой в экономике и подготовить её для нового рывка в гонке вооружений. Так Горбачев приступил к реформам. По его инициативе на Пленуме ЦК в апреле 1985 г. был провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития страны - за счет более полного использования достижений НТР, производственных мощностей и укрепления трудовой дисциплины, то есть потенциала социалистической системы. Намечалось ускоренное развитие машиностроения и ВПК.
В числе практических мер была введена госприемка, с помощью которой хотели поднять качество производимой продукции. Начались также очередные походы против нетрудовых доходов и приусадебных участков колхозников. Объявив бой пьянству, новое руководство в мае 1985 г. начало широкомасштабную антиалкогольную кампанию, в ходе которой с помощью административно-запретительных и идеологических мер хотели в кратчайший срок преодолеть вековые традиции. Кампания способствовала временному сокращению пьянства, тем самым сыграла некоторую позитивную роль в борьбе с этим социальным злом. За период этой кампании, по подсчетам ученых, была спасена жизнь около миллиона человек. Однако, начиная с 1989 г. потребление алкоголя вновь стало возрастать. Резко увеличилось самогоноварение, в результате чего с прилавок исчезли сахар, дешевые конфеты, томатная паста. Резко сократились доходы казны - за первые четыре года антиалкогольной кампании она недополучила около 70 млрд. рублей. Зато росли нелегальные доходы, достигшие в 1990 г. 35 млрд. рублей. Были вырублены тысячи гектаров виноградников. В целом минусы неумело и непродуманно организованной кампании перевешивали.
Также был принят закон (1986 г.), разрешивший индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов и бытового обслуживания населения. Нарушив старые стереотипы, сам Горбачев демонстрировал необычный для советских вождей стиль поведения, на улицах запросто общался с народом.
В начале горбачевского правления случились два события, которые отчетливо показали, что с реформами медлить нельзя. 26 апреля 1986 г. взорвался реактор Чернобыльской АЭС, находящейся в ста километрах от Киева, Были погибшие, сотни заболели лучевой болезнью, а население соседних деревень и города Припяти пришлось выселять. Чернобыльская катастрофа была порождена конструктивными недостатками и слабой технологической дисциплиной и имела огромные негативные последствия для здоровья многочисленных участников ликвидации аварии, для престижа государства в целом. Другое событие - приземление 28 мая 1987 г. немецкого летчика-любителя М.Руста на спортивном самолете на Васильевском спуске близ Московского Кремля. Он пересек западную границу СССР, благополучно миновал все системы ПВО, хотя, по утверждению военных, они заметили и брали на мушку Руста но не получили команду открыть огонь. Горбачев в это время находился с визитом в ГДР, а генералы боялись брать на себя ответственность. Результатом инцидента стало увольнение министра обороны С.Л.Соколова и еще 150 генералов и офицеров.
Ускорения социально-экономического развития не произошло, так как административно-командная система оставалась непоколебленной, в ее рамках продолжало работать все народное хозяйство, активно использовались методы нажима, штурмовщины и т.д. Неотъемлемой частью системы был огромный бюрократический аппарат, насчитывавший 18 млн. человек. Очень медленно приходило понимание необходимости проведения более глубоких реформ. В 1987 г. руководство заговорило о консерватизме аппарата, торможении им проводимых реформ. В январе этого года на Пленуме ЦК Горбачев заявил о необходимости перестройки, то есть модернизации социализма. В связи с этим была выдвинута задача демократизации общественной жизни, обновления кадров. В июне на Пленуме ЦК было принято решение о проведении экономической реформы. Была провозглашена принципиально важная цель - переход от административных к преимущественно экономическим методам руководства. Однако эта цель не была подкреплена созданием механизма осуществления. Практически не был допущен плюрализм собственности, не был введен хозрасчет.
С 1 января 1989 г. вступил в силу закон о государственном предприятии (объединении), отразивший непоследовательность горбачевской политики. Права предприятий были расширены, а реальные полномочия министерств и ведомств не сокращены. Подобное половинчатое реформирование лишь способствовало росту диспропорции в народном хозяйстве, поскольку нарушало старые экономические связи, а новую систему не создавало. Заметного влияния на экономику не оказывало разрешение создавать (май 1988 г.) самостоятельные, не подчиненные государству, кооперативы.
В 1988 г. на XIX Всесоюзной конференции КПСС впервые за годы советской власти была поставлена задача реформирования политической системы, так как считалось, что именно в ней сокрыты многие корни «механизма торможения» общественных преобразований. В документах партии закреплялась модель «гуманного, демократического социализма», повторялись в общих чертах идеи «социализма с человеческим лицом» периода «пражской весны» 1968 г. Было заявлено о возможности совмещения постов первых секретарей партийных комитетов с постами председателей соответствующих Советов. Видимо, это понадобилось Горбачеву для того, чтобы пропустить местных партийных руководителей через сито выборов. Была также намечена избирательная реформа, содержавшая элементы альтернативности.
В решениях конференции делалась попытка соединения «социалистических ценностей» с некоторыми элементами политической доктрины либерализма. Провозглашался курс на создание правового государства, отчасти - парламентаризма (в советской форме) и разделения властей. Эти меры способствовали реформированию Советов, в лице которых Горбачев хотел иметь новый «двигатель» перестройки, эффективного помощника партии. Следует отметить, что либерализация политической системы не пошла на пользу КПСС: она, привыкшая лишь командовать, не сумела проявить гибкость, адаптироваться к новым условиям.
В духовной жизни общества новшеством стала политика гласности. Этот термин впервые прозвучал на XXVII съезде КПСС (1986 г.): «...без гласности нет и не может быть демократизма». Выдвижение этого лозунга объяснялось сопротивлением переменам со стороны старой номенклатуры и необходимостью для реформаторов активнее опереться на общественное мнение. Правда, Горбачев подчеркивал: «Мы за широкое развитие гласности, но в интересах общества, социализма, в интересах народа». Но даже такую гласность консервативные круги не готовы были принять, видели в ней попытку «очернить» социализм, «атаковать КПСС» и высказывались за сохранение монополии КПСС на гласность. Но уже невозможно было остановить начавшееся раскрепощение сознания.
1987-1988 годы были отмечены взрывом общественного интереса к проблемам недавнего прошлого, к материалам по реабилитации руководящих кадров, репрессированных в 30-40-е годы - Н.И.Бухарина, А.И.Рыкова, Л.Б.Каменева, Г.Е.Зиновьева и многих других. Особый успех политики гласности оказался связан с публикацией литературных произведений, не допущенных в печать в период брежневской ресталинизации. Вышли в печать «Дети Арбата» А.Рыбакова, «Белые одежды» В.Дудинцева, «Зубр» Д.Гранина, «Жизнь и судьба» В.Гроссмана, «Ночевала тучка золотая» А.Приставкина. Были опубликованы также находившиеся еще с 20-50-х гг. под запретом произведения - «Мы» Е.Замятина, «Повесть непогашенной луны» Б.Пильняка, «Чевенгур», «Котлован», «Ювенильное море» А.Платонова, «Доктор Живаго» Б.Пастернака, стихи Н.Гумилева. Вернулись для отечественного читателя труды писателей-эмигрантов, российских философов. Ярким событием стала публикация «Архипелага ГУЛАГ» А.Солженицына.
Политика гласности коснулась и других сфер культурной жизни - кинематографии, изобразительного искусства, музыки, театра. Новые популярные передачи появились на телевидении - «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» и др. Прямые трансляции съездов народных депутатов СССР приковывали внимание огромного количества людей, способствуя повышению их политического сознания. Значительный вклад в «революцию умов» внесли литературные критики, экономисты, публицисты: Н.Шмелев, О.Лацис, Г.Попов, В.Селюнин, Ю.Черниченко, И.Клямкин, Ю.Карякин и др. Благодаря им массовое сознание перешло от проблем «деформации социализма», сталинизма к пониманию ущербности самой системы.
Демократизация и гласность обнажили проблемы в обществе и способствовали проявлению различных течений и интересов, возникновению противоречий, перерастающих порой в конфликты. Особенно острыми стали межнациональные вооруженные конфликты в Нагорном Карабахе, Средней Азии, между жителями Южной Осетии и Грузии.
В целом гласность выявила жизненные реалии, открыла людям гуманистические ценности. Благодаря ей население СССР узнало о Западе с его образом жизни, демократическими традициями, что было для многих настоящим открытием мира. Раскрепостив сознание десятков миллионов, политика гласности во многом определила необратимый характер перемен в обществе и, в конечном счете, привела к поражению консерваторов в августе 1991 г.