I. экономика в международном праве 8 страница

Налоговое право в основном относится к компетенции отдельного государства. Оно определяет обязанность по уплате налогов, налогооблагаемые базы, размер налогов. Однако и международное право содержит положения в области налогового права, касающиеся территориальной и персональной сферы применения национального налогового законодательства. Из-за существенных различий между национальными нормами налогового права разграничение сфер применения национального права в этой области всегда имело большое практическое значение, особенно для транснациональных предприятий. Цена вопроса в будущем, очевидно, только возрастет вследствие углубления международных экономических связей. К основным международным договорам относятся соглашения об избежании двойного налогообложения; с 1953 года Германия заключила почти 100 таких соглашений <285>. Как правило, они следуют единому образцу, разработанному ОЭСР; однако для развивающихся стран потребовалась Типовая конвенция ООН.

--------------------------------

<285> Vogel/Lehner (Hrsg). Doppelbesteuerungsabkommen, 4. Aufl 2003.

101. Международное право в соответствии с территориальным верховенством позволяет государствам облагать налогами все экономические ценности и операции на своей территории, даже если заинтересованные лица и предприятия не имеют гражданства данного государства. Исходя из принципа налогообложения по источнику также нет необходимости постоянно проживать или находиться на территории государства. В то же время принцип международного дохода позволяет государству облагать налогом и такие экономические операции и ценности налогоплательщика, которые производятся за рубежом. Поскольку оба указанных принципа соответствуют международному праву, может возникнуть дублирование в случае, если, например, индивид подлежит налогообложению в двух или более государствах. Общее международное право допускает, что налогообложение одной и той же операции будет осуществлено двумя государствами.

102. Негативные последствия двойного налогообложения предприятий могут повлиять на макроэкономическую ситуацию, если компании по этой причине окажутся неконкурентоспособными и, может быть, даже будут вынуждены переместиться в другое государство. Иногда, во избежание высоких налогов, создаются так называемые базовые компании, участники которых находятся в третьих государствах; таким образом, вследствие перевода прибыли в страны с низкими налогами ("налоговые оазисы") могут пострадать государства постоянного проживания участников.

103. Двойного налогообложения можно избежать посредством одностороннего отказа от налогового требования или посредством соответствующих двусторонних соглашений. Государство проживания может зачесть налоги, уплаченные в государстве, в котором производились ценности или осуществлялись операции, в размере собственного налога <286>. Возможно также полное освобождение от уплаты налогов на экономические ценности, созданные за пределами государства, и от налогообложения подразделения предприятия, находящегося в иностранном государстве, как это было сделано, например, в Швейцарии и Нидерландах.

--------------------------------

<286> См., например, § 34c Закона ФРГ о подоходном налоге.

104. Соглашения об избежании двойного налогообложения основаны на принципе, согласно которому каждое государство применяет свое национальное право, ограничивая его, однако, положениями соглашения. Таким образом, государству не предоставляются дополнительные полномочия по налогообложению, и не предусматривается раздел собранных налогов. Смысл и цель соглашения заключаются лишь в том, чтобы зафиксировать отказ одного государства от налоговых требований в случае дублирования налогообложения (двойное налогообложение); только в таком узком смысле подлежат разделению источники налогов <287>. Для достижения указанной цели государства могут использовать метод зачета или метод освобождения. В отношении "аффилированных предприятий" оговариваются правила, согласно которым учитываются различия между такими предприятиями и независимыми предприятиями в части расчета прибыли при налогообложении. Но и названные условия не заменяют национальное право, применимое к трансферту, а только ограничивают его. Методы сравнения независимых предприятий при этом всегда связаны с особыми проблемами <288>.

--------------------------------

<287> Vogel // Vogel/Lehner (Fn 285) Einl Rn 67ff.

<288> Eigelshoven // Vogel/Lehner (Fn 285) Art 9 Rn 59ff.

105. Даже если государство вправе применять свои налоговые правила к операциям на территории иностранных государств, оно может осуществлять принудительное исполнение только с согласия суверенного государства; это означает, что государство нуждается в ведомственной и правовой помощи. Международные соглашения частично регулируют и этот вопрос, например, конвенции ОЭСР и Совета Европы <289>.

--------------------------------

<289> См.: I. экономика в международном праве 8 страница - student2.ru . Taxation, International, EPIL IV (2000) 762 (773f).

6. Международное право экономического развития

а) Основы и развитие

106. Международное право экономического развития сформировалось в процессе деколонизации. Новые экономически слабые государства Африки и Азии искали возможности обеспечения своего экономического развития, при которых не пришлось бы отказываться от достижений национального самоопределения. ООН оказалась подходящей платформой и в 1960-е годы разработала принципы экономического развития государств с недостаточно развитой промышленностью; в частности ЮНКТАД приняла на себя соответствующие функции. Развивающиеся страны опасались, что им уготована роль поставщиков дешевого сырья, и поэтому требовали "неотъемлемого национального суверенитета" над их природными ресурсами <290>. Кроме того, они указывали на протекционизм "Севера", противоречащий принципам либерализации, например, в таких отраслях, как сельское хозяйство, текстильная промышленность и производство одежды.

--------------------------------

<290> См. Декларацию Генеральной Ассамблеи ООН о неотъемлемом суверенитете над природными ресурсами (UN GA Res 1803 (XVII) v 14.12.1962). О формулировке см.: Chimni. The Principle of Permanent Sovereignty over Natural Resources, IJIL 38 (1998) 208ff; Schrijver. Sovereignty over Natural Resources, 1997.

107. Требования об установлении "нового" порядка в итоге вошли в Декларацию об установлении нового международного экономического порядка и Хартию экономических прав и обязанностей государств 1974 года <291>. Однако новый мировой экономический порядок не был воплощен в жизнь, поскольку амбициозная концепция оказалась недостаточно конкретной; кроме того, не был преодолен антагонизм между Севером и Югом. В 1980-е годы не произошло радикальных изменений в пользу развивающихся стран. Честолюбивые планы, касавшиеся создания Кодекса поведения в области передачи технологий <292>, так и остались проектами.

--------------------------------

<291> Herdegen (Fn 20) § 3 Rn 45ff; Waelde. A Requiem for the "New International Economic Order", FS Seidl-Hohenveldern, 1998, 771ff.

<292> Текст проекта и комментарий см.: Fikentscher. The Draft International Code of Conduct on the Transfer of Technology, 1980.

108. В прошлом десятилетии мировое сообщество предпринимало попытки найти новые способы преодоления противостояния между Севером и Югом. В соответствии с концепцией общей, но дифференцированной ответственности (common but differentiated responsibilities <293>), вошедшей в многочисленные международные договоры, развивающиеся страны в принципе принимают на себя те же обязанности, что и индустриальные государства, однако индустриальные государства, со своей стороны, принимают "обязательства" содействовать им в исполнении названных обязанностей посредством финансовой помощи и передачи технологий. В последнее время все чаще выдвигаются требования о соблюдении развивающимися странами принципа хорошего управления (good governance) <294>.

--------------------------------

<293> См. абз. 34.

<294> Подробнее см. абз. 39 и след.

б) Международный валютный фонд и группа Всемирного банка

109. Международный валютный фонд (МВФ), созданный на основании Бреттон-Вудского соглашения от 22 июля 1944 года, не относится к специальным инструментам политики экономической помощи развивающимся странам. Однако сегодня его услуги в значительном объеме оказываются странам с недостаточно развитой промышленностью. Его первоначальные задачи были связаны с восстановлением международной системы платежей после Второй мировой войны. Посредством предоставления валюты <295> он должен был помочь государствам-членам преодолеть временный платежный дефицит <296>. МВФ руководит Совет управляющих, в который каждое государство-член направляет представителя; он принимает основные решения, в то время как Исполнительный совет отвечает за ведение дел (ст. XII). МВФ определяет каждому государству-члену квоту, отражающую его экономический потенциал. От этой квоты зависит сумма взноса и количество голосов в органах МВФ. Таким образом, здесь не действует принцип "одно государство - один голос" (one state, one vote); вместо этого голоса "взвешиваются" <297>. Объем права государства-члена получать средства МВФ также определяется его квотой. Если возникает кризис платежей, государство может приобрести дополнительные специальные права на получение средств. При этом речь идет о единице, составленной из основных мировых валют. Специальные права дают возможность покупать валюту у МВФ. До сих пор этой возможностью, как правило, пользовались развивающиеся страны, но в случае затруднений с платежами - также и бывшие социалистические страны <298>.

--------------------------------

<295> Формально речь идет о покупке "твердых" валют на валюту приобретающего государства с обязательством выкупа в течение определенного срока. С экономической позиции эта операция, как правило, представляет собой выдачу кредита. См.: Gold. The Stand-By Arrangements of the International Monetary Fund, 1970.

<296> Lucke. Internationaler I. экономика в международном праве 8 страница - student2.ru : Strukturen, Finanztransaktionen und I. экономика в международном праве 8 страница - student2.ru aus I. экономика в международном праве 8 страница - student2.ru Sicht, 1997; Tetzlaff. Weltbank und I. экономика в международном праве 8 страница - student2.ru , 1996.

<297> На этом основывались требования развивающихся стран о "демократизации" МВФ, а также некоторых других организаций и процедур в рамках "семьи ООН".

<298> Помимо распределения средств, МВФ также контролирует политику обменных курсов государств-членов (ч. 3 ст. IV Соглашения о МВФ).

110. МВФ выделяет средства на определенных условиях, например, проведения экономических и структурных реформ <299>. Государство-заемщик должно их официально признать (декларация о намерениях [letter of intent]) <300>. Учитывая суверенитет государств, условия сформулированы таким образом, что неисполнение условий не повлечет прямых негативных последствий, но может поставить под вопрос выдачу новых кредитов <301>. Тезис Вольфганга Фридмана (Wolfgang Friedmann) <302> о существовании и эффективности санкции, предусматривающей отказ в участии (sanction of non-participation), находит в этом свое эмпирическое подтверждение. Некоторые развивающиеся страны рассматривают МВФ как инструмент давления, используемый индустриальными государствами. Критика справедлива в том отношении, что индустриальные государства благодаря системе взвешивания голосов усиливают свои позиции в МВФ, в отличие от Генеральной Ассамблеи ООН. Однако здесь необходимо учитывать, что предоставление средств МВФ является краткосрочной помощью для восстановления платежеспособности в чрезвычайной ситуации. И совершенно логично при этом принимать во внимание причины возникновения такой чрезвычайной ситуации. Систему, в рамках которой странам-донорам предоставляется возможность в большей степени влиять на решения, чем странам-реципиентам, нельзя рассматривать при указанных обстоятельствах как "недемократическую", несправедливую или не соответствующую предмету регулирования. В 2006 году обострились дискуссии о реформе МВФ. Причины заключались, в частности, в том, что крупные должники (например, Аргентина и Бразилия) досрочно выполнили свои обязательства, а региональные соглашения о создании финансовых резервов в Азии и Латинской Америке вступили в реальную конкуренцию с МВФ. Главное предложение о реформе со стороны МВФ сводилось к требованию создать в МВФ систему многосторонних консультаций, при помощи которой можно было бы контролировать деятельность всех членов (не только должников) в отношении валютных курсов, финансовых рынков и макроэкономических рисков, а также эффектов глобализации. Изменение порядка распределения голосов в МВФ вновь стоит на повестке дня. В сентябре 2006 года было принято решение об увеличении квот Китая, Кореи, Мексики и Турции.

--------------------------------

<299> В сентябре 2002 г. были приняты новые руководящие принципы в отношении предъявляемых условий. Они должны служить повышению эффективности программ, финансируемых МВФ; кроме того, они в большей степени, чем раньше, подчеркивают роль национальных правительств в программах экономических и финансовых реформ (ownership). См. абз. 112 наст. разд.

<300> Формально государство вносит в МВФ предложение о планируемых реформах, подавая декларацию о намерениях (letter of intent), на этом основании МВФ принимает решение о выдаче кредита.

<301> См. также: Herdegen (Fn 20) § 22 Rn 5ff.

<302> Friedmann. The Changing Structure of International Law, 1964.

111. Вследствие финансового кризиса в Азии, России и Латинской Америке в конце 1990-х годов большое значение приобрели вопросы о причинах и способах борьбы с валютными потрясениями, поскольку экономические перепады приводят к политической и социальной напряженности и составляют проблему всей мировой экономики. В этой связи было выдвинуто требование о создании надежного механизма для усиления контроля международной финансовой системы и улучшения координации деятельности контрольных органов. Поэтому семь ведущих индустриальных государств (G7) создали в начале 1999 года так называемый Форум финансовой стабильности (по предотвращению кризисов на международных финансовых рынках). Форум (Financial Stability Forum) должен своевременно определять проблемы и недостатки на рынках, контролировать соблюдение принципа прозрачности и предлагать концепции по предотвращению кризисов. При этом национальные и международные контрольные органы должны сотрудничать, чтобы заблаговременно принять меры в случае возможных отклонений в банковской, страховой сфере и в торговле ценными бумагами. В Форуме участвуют министры финансов и директора центральных банков государств (уже) G8, а также представители международных финансовых организаций, таких как Всемирный банк и МВФ <303>.

--------------------------------

<303> Tietmeyer. Evolving Cooperation and Coordination in Financial Market Surveillance // Finance & Development, Sept. 1999, 20ff.

112. Международный банк реконструкции и развития ("Всемирный банк") также изначально не был создан для помощи развивающимся странам, что следует, в частности, из названия <304>. Как и МВФ, он был учрежден на основании Бреттон-Вудского соглашения от 22 июля 1944 года; члены обеих организаций идентичны. Банк финансируется за счет взносов государств-членов и средств, зарабатываемых на международных финансовых рынках. Первоначально его деятельность должна была быть связана с восстановлением экономики после Второй мировой войны. Его главная функция - долгосрочное кредитование проектов развития на базе постоянной процентной ставки и организация кредитов или долей в кредитах, не связанных с проектами, для развивающихся стран, как правило, стран с переходной экономикой. Не существует безусловного требования на получение кредита по нормам международного права; кредиты предоставляются по усмотрению Банка <305>. В прошлом Всемирный банк финансировал преимущественно проекты по улучшению инфраструктуры. В настоящее время на первый план выдвинулась консультативная деятельность Банка, так же как усилилась роль учреждений, оказывающих помощь в экономическом развитии. Критики упрекали Банк за то, что он шел на поводу у правительств развивающихся стран и финансировал дорогие и сомнительные с технологической точки зрения проекты (например, строительство дамб) вместо того, чтобы уделять больше внимания децентрализованным экологическим проектам, социально и культурно "адаптированным". В последнее время Всемирный банк учел критику и установил новые приоритеты. В частности, он учел комплексный подход в политике помощи развивающимся странам (Комплексная Концепция развития; Comprehensive Development Framework), что соответствует всеобъемлющей концепции страны-реципиента. Таким образом, приоритеты страны-реципиента учитываются в большей степени, чем раньше (на профессиональном жаргоне экспертов речь идет о "собственности на проекты" [project ownership]); экологическим требованиям также уделяется больше внимания <306>.

--------------------------------

<304> Kapur/Lewis/Webb (Hrsg). The World Bank, Bd I: History, 1997, 57ff; Shihata. The World Bank in a Changing World, Bd I, 1991, 8. См. также Соглашение о Международном банке реконструкции и развития (BGBl 1952 II, 637, 664) в актуальной редакции от 30.06.1987 (BGBl 1992 II, 1134).

<305> См.: I. экономика в международном праве 8 страница - student2.ru . I. экономика в международном праве 8 страница - student2.ru im I. экономика в международном праве 8 страница - student2.ru , 1994, 172.

<306> Dolzer. Umweltbelange im Recht der Weltbank // Breuer (Hrsg), I. экономика в международном праве 8 страница - student2.ru und Steuerkraft des Umweltrechts, 2000, 73ff; Shihata (Fn 304), Bd II, 1995, 184ff; Wade. Greening the Bank // Kapur/Lewis/Webb (Hrsg), The World Bank, Bd II, 1997, 611ff.

113. В группу Всемирного банка входят Международная ассоциация развития (International Development Association, МАР), созданная в 1960 году, и Международная финансовая корпорация (International Finance Corporation, МФК), созданная в 1956 году <307>. В то время как кредиты Всемирного банка обычно предоставляются на 15 лет (в исключительных случаях - 25) под проценты ("жесткие кредиты"), МАР выдает развивающимся странам беспроцентные кредиты или кредиты с низкой процентной ставкой преимущественно на 50 лет, причем начало погашения кредита откладывается на 10 лет ("мягкие кредиты"). МАР создается постольку, поскольку многие развивающиеся страны были не в состоянии обслуживать кредиты Всемирного банка. Кредиты МАР, как правило, могут получить только наименее развитые страны. В задачу МФК входит содействие притоку частных инвестиций в развивающиеся страны. МФК не предоставляет кредиты государствам. Ее создание потребовалось постольку, поскольку Устав Всемирного банка не предусматривал предоставление кредитов частным инвесторам <308>. Увеличение экономической мощи частного сектора в последние годы привело также к возрастанию роли МФК в группе Всемирного банка.

--------------------------------

<307> Соглашения об учреждении МФК (BGBl 1956 II, 749) и МАР (1960 II, 2137); последняя редакция Соглашения о МФК (BGBl 1992 II, 1228). К вопросу об МФК см.: Woicke. I. экономика в международном праве 8 страница - student2.ru : I. экономика в международном праве 8 страница - student2.ru des privaten Sektors. Die Internationale Finanz-Corporation (IFC), VN 1999, 157ff.

<308> Группа Всемирного банка является не единственной международной организацией, предоставляющей кредиты развивающимся странам. Помощь развивающимся странам посредством выдачи кредитов, а в некоторых случаях - распределения дополнительных средств, оказывает также Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД), созданный 13 июня 1976 г. (BGBl 1978 II, 1405). Деятельность ИФАД, в том числе выдача кредитов, направлена на улучшение питания в беднейших странах. См.: Talbot. The Four World Food Agencies in Rome: FAO, WFP, WFC, IFAD, 1990.

в) Сырьевые соглашения и соглашение Котону

Сырьевые соглашения

114. Заключение сырьевых соглашений <309> в прошлом базировалось на представлении, что свободная торговля приведет к конкуренции между странами-поставщиками сырья, конкуренция в свою очередь обеспечит падение цен на сырье, и это может вызвать экономические кризисы в странах-поставщиках сырья с недостаточно развитой промышленностью. Поэтому под влиянием ЮНКТАД был заключен ряд международных сырьевых соглашений, направленных на стабилизацию рыночных цен (и доходов от экспорта) на такие товары, которые расширили круг действовавших на тот момент соглашений <310>.

--------------------------------

<309> Schraven. Internationale und supranationale Rohstoffverwaltung, 1982; Pelikahn, Internationale Rohstoffabkommen, 1990; Michaelowa/Naini. Der gemeinsame Fonds und die speziellen Rohstoffabkommen, 1995.

<310> Стабилизация экспортных цен на сырье на более высоком уровне, чем мировая рыночная цена, равносильна предоставлению финансовой помощи странам-экспортерам. Прямая финансовая помощь более целесообразна с точки зрения политики помощи развивающимся странам.

115. Соответствующие соглашения, получившие широкое распространение на практике, подразделяются на несколько типов. В сырьевых картелях участвуют только добывающие страны. К известным примерам относится ОПЕК (Организация стран-экспортеров нефти; Organisation of Petroleum Exporting Countries), созданная в 1960 году и успешно обеспечивающая политику в интересах стран-экспортеров нефти <311>. Картели добывающих стран, как правило, стремятся к тому, чтобы посредством ограничения добычи и экспорта сырья, а также посредством ценовых сговоров поддерживать высокий уровень цен на мировом рынке и таким способом увеличивать прибыль. Политическое значение указанных картелей нельзя недооценивать. Например, высокий уровень цен на нефть с начала 1970-х годов способствовал экономическому подъему во многих странах-членах ОПЕК. С другой стороны, ухудшились перспективы развивающихся стран, не обладающих запасами энергоносителей и сырья.

--------------------------------

<311> Другие примеры см.: Gloria // Ipsen (Fn 115) § 46 Rn 34.

116. Как добывающие страны, так и страны-импортеры выступают сторонами сырьевых соглашений обычно на паритетной основе, причем голоса взвешиваются в рамках соответствующих групп. Соглашения должны учитывать интересы обеих сторон: снабжение стран-импортеров сырьем в достаточных количествах по доступным ценам, обеспечение уровня цен, позволяющего странам-экспортерам получить соразмерную прибыль. Большинство таких соглашений обязывают стороны только сообщать информацию и проводить консультации о ситуации на рынке. Некоторые соглашения предусматривают также меры по совершенствованию рыночных структур (например, маркетинг, финансирование научно-исследовательской деятельности и проектов) <312>. Механизмы рыночного регулирования (системы квот) не встречаются в новых соглашениях. В частности, Международное соглашение по природному каучуку 1995 года <313>, которое предусматривало стабилизацию цен на природный каучук при помощи резервных запасов (ст. 26 и след.) до 1999 года, было досрочно расторгнуто в октябре 1999 года <314>.

--------------------------------

<312> См., например, Международное соглашение по кофе 2001 г. (BGBl 2002 II 2374).

<313> BGBl 1997 II, 576.

<314> См. 6-й отчет федерального правительства ФРГ о деятельности Общего фонда сырьевых товаров и об отдельных сырьевых соглашениях (BT-Drs 14/9875 v 21.8.2002).

117. Учрежденный по Соглашению от 27 июня 1980 года <315> Общий фонд сырьевых товаров финансирует создание резервных запасов (buffer stocks), из которых на основании сырьевых соглашений могут выкупаться избытки сырья с целью влияния на рыночное предложение ("первый канал"). Эту задачу можно сравнить с функцией центральных банков по поддержанию валютных курсов. Фонд, финансируемый прежде всего индустриальными государствами, является частью Интегрированной программы сырьевых товаров, организованной ЮНКТАД; США никогда не участвовали в этой Программе, Франция вышла из Программы в 1998 году так же, как ранее другие индустриальные государства. Первоначальная концепция "корзины", состоящей из многих сырьевых товаров, основывалась на убеждении, что вряд ли понадобится одновременное регулирование нескольких сырьевых товаров и, таким образом, могут быть сэкономлены средства, поскольку они будут вноситься лишь единожды в целях последующего многофункционального использования <316>. Однако возможности Фонда по-прежнему ограничены. Например, финансирование резервных запасов и международная координация хранения резервов в контексте сырьевых соглашений не были реализованы на практике. Основной функцией Фонда остается, как и ранее, финансирование проектов, например, по повышению производительности и улучшению качества, диверсификации и научным исследованиям. Выполнение этой задачи должно повысить конкурентоспособность сырья из развивающихся стран и стран с переходной экономикой ("второй канал") <317>.

--------------------------------

<315> BGBl 1985 II, 715. Соглашение вступило в силу в 1989 г.

<316> Интегрированная программа по сырьевым товарам также содержит элементы третьего типа сырьевых соглашений (обязательства по поставке и приемке) как дополнительные меры. В отличие от квот и резервных запасов, обязательства направлены не на смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, а на установление "нормального" количества по "нормальным" ценам в целях непрерывного развития.

<317> См. BT-Drs 14/9875 (Fn 314). Проекты "второго канала" финансируются только из добровольных взносов.

Соглашение Котону

118. Соглашение Котону о партнерстве <318>, как и Ломейские конвенции, заключенные в 1975 году первоначально на пять лет, образует основу создания ассоциации стран Е(Э)С и АКТ (ст. 300 Договора о Европейском сообществе). По сравнению с Ломейскими конвенциями в новом Соглашении сместились приоритеты. Главной целью Соглашения, заключенного на 20 лет, определена борьба за искоренение бедности, которая должна вестись "в соответствии с целями устойчивого развития и постепенной интеграции стран АКТ в мировую экономику". Соглашение одновременно предусматривает политический диалог, который включает в себя широкий диапазон тем: от защиты прав человека, хорошего управления, предотвращения конфликтов - до вопросов миграции <319>. Действовавшие до сих пор торговые преференции в отношении стран АКТ (страны Европейского сообщества гарантировали практически всем товарам из 77 стран АКТ свободный доступ на внутренний рынок без таможенных пошли) до конца 2007 года должны быть постепенно заменены "новыми правилами торговли, соответствующими режиму ВТО" <320>. Под ними подразумеваются региональные соглашения об экономическом сотрудничестве, которые закрепляют взаимный свободный доступ на рынки. Переговоры по этим соглашениям начаты в сентябре 2002 года. Соглашение Котону предусматривает новые формы сотрудничества по финансированию экономического развития. Вместо применявшихся ранее восьми инструментов финансирования <321> теперь используются два основных инструмента (дополнительные дотации и инвестиции). Финансовые средства предоставляются из 9-го Европейского фонда развития. В отношении сельскохозяйственных товаров и товаров горнодобывающей промышленности, цены на которые подвержены значительным колебаниям в зависимости от урожая/добычи и ситуации на мировом рынке, по-прежнему может предоставляться "соразмерная" финансовая поддержка.

Наши рекомендации