П. Тамбиева, Т. Кашежева, Н. Цагова, А. Дымова
Одним из представителей просветительского движения и первых научных деятелей начала ХХ столетия адыгов является Паго Исмаилович Тамбиев. Он родился в 1873 г. в семье уорка (дворянина) в сел. Атажукино Баталпашинского отдела. У него были сестра Гуаша и брат Магомет – Гирей. Они, рано потеряв отца, воспитывались у бабушки и дяди. П.И. Тамбиев был любознательным и талантливым мальчиком, живо интересовался родными обычаями, традициями, устным народным творчеством, историей и культурой своего народа. Впоследствии эти наклонности и определили его жизненный путь. Учился он в медресе и Бибердовской начальной школе. Затем изучает русский язык и литературу. В 1888 г. П.Тамбиев поступил в Закавказскую Горийскую учительскую семинарию. Здесь он дальше углублял свои знания, завел знакомство с интересными людьми. В частности, он здесь познакомился и подружился с Нариманом Наримановым, впоследствии видным азербейджанским писателем, революционером и государственным деятелем. Кстати, он с ним поддерживал самые дружеские отношения до смерти Нариманова в 1925 г. В Горийской семинарии он уже проявил свои научные способности, стал глубоко изучать родной язык, фольклор и историю своего народа. В семинарии он познакомился также с Т.Кашежевым, который впоследствии стал одним из известных кабардинских учителей и этнографов. Огромное влияние оказал на творческий рост и обучение П.Тамбиева, Т.Кашежева и других горцев известный ученый, большой знаток истории, культуры и языка адыгов
Л.Г. Лопатинский. Он, по его собственному признанию, привлекал этих молодых людей к сбору и обработке материалов устного народного творчества и языку кабардинского народа. В Горийской семинарии также П.Тамбиев познакомился с Султанбеком Клишбиевым, который впоследствии стал полковником и в должности начальника Нальчикоского округа проработал с 1910 - го по 1917гг.
В 1892 г. П.Тамбиев успешно закончил Горийскую учительскую семинарию и работал учителем подготовительного класса Майкопской горской школы до 1897 г. В том же году он переехал в Тифлис и с помощью Л.Г.Лопатинского был принят сотрудником отдела в канцелярию Кавказского учебного округа; вскоре он был утвержден в чине губернского секретаря. Через год, в 1899 г., он сдал экстерном экзамен в Александровском институте в г. Тифлисе и получил диплом учителя реального училища, затем он в 1900 г. поступил в Рижский политехнический институт. Здесь он познакомился с будущим видным революционером Степаном Шаумяном.
После окончания института он работал в Баку на фабрике промышленника Тагиева. Для повышения своей квалификации он находился некоторое время в Германии. Здесь он изучал текстильную промышленность, ее достижения. Он возвратился в Баку и работал в легкой промышленности до 1916 г., затем переехал к себе на родину.
П.Тамбиев много работал под руководством Л.Г.Лопатинского по сбору и обработке материалов устного народного творчества адыгов. Он собирал и публиковал большое количество адыгских пословиц, поговорок, сказаний о нартах. Они имеют до сих пор большую научную и познавательную ценность. В одном выпуске он опубликовал более 600 пословиц, около 200 загадок, которые широко использовались в воспитании и обучении детей.
Материалы, собранные П.Тамбиевым, позволяют изучить социально – экономические, семейно – бытовые, общественные и духовные отношения адыгов XVIII- XIXвв. Много полезного он сделал и в области языкознания. В 1906 г. с Тифлисе он издал «Кабардинскую азбуку». Она пользовалась большой популярностью и по ней изучали кабардинский язык. В «Азбуке» содержались различные рассказы и произведения устного народного творчества. Материалы были подобраны таким образом, что они в учениках воспитывали трудолюбие, отвагу и смелость, высмеивались; в них лень, трусость и тупость. Словом, «Азбука» носила воспитательный характер и знакомила читателя с различными эпизодами жизни, с обычаями и традициями народа.
П.Тамбиев активно занимался культурно- просветительской работой. Когда он находился в Нальчике, был активным членом «Общества распространения образования среди кабардинцев и балкарцев». Кроме этого, он был также членом «Черкесского благотворительного общества» Кубанской области, председателем которого был с 1912 г. Батырбек Шарданов. П.Тамбиев поддержиывал тесные связи с журналом «Мусульманин», выходвшим в Париже с 1908 г. где публиковались статьи представителей Северного Кавказа по самым различным проблемам жизни и быта горцев. Он предлагал всячески поддерживать молодые таланты, выделять им деньги на обучение из «Кабардинской общественной суммы». Все этосовмещал с основной работой инженера на различных предприятиях в Баку. В 1909 г. там он познакомился в будущей женой, дочерью подполковника в отставке Садыка Абдрахманова - Зейнаб. В 1912 г. они поженились. Зейнаб всегда поддерживала его и была его надежной опорой во всех его начинаниях. В Нальчике он поддерживал тесные контакты со многими прогрессивными людьми из кабардинской и балкарской интеллигенции. В частности, у него сложились самые дружеские отношения с самым С.Клишбиевым, кабардинским врачом Б.Шогеновым и балкарским юристом Б.Шахановым. В своих письмах жене он тепло отзывался о них. Так, в сентябре 1911 г., характеризуя этих людей, он писал: «Здесь я познакомился с двумя молодыми деятелями: врачом Шогеновым и юрисконсультом Шахановым – оба очень симпатичные и подают много надежд… эти два молодых человека теперь взялись за урегулирование дел, каждый в своей области, и работают усердно и с успехом под покровительством моего друга - начальника округа Клишбиева. Кое – какие улучшения уже заметны, но пока еще мало».
В 1917г. П.Тамбиев со своей женой переехал в Нальчик, планируя открыть научную лабораторию. Для этой цели он купил земельные участки и дом в Кисловодске и Нальчике. Его жена Зейнаб Садыковна, медиком по профессии некоторое время работала в Нальчикской больнице.
После революции 1917г. П.Тамбиев в Нальчике занимаелся активной политической деятельностью был делегатом съездов народов Кабарды и Балкарии, т.е. поддерживал советскую власть, работал в органах советской власти (отдел финансов и народного просвещения). После 1920г. П.И.Тамбиев принимал активное участие в школьном строительстве и восстановлении народного хозяйства Кабарды. Одновременно он занимался научной деятельностью и в соавторстве с Т.А. Шеретлоковым подготовил кабардинский алфавит на основе латинской графики. Вскоре П.Тамбиева назначили председателем Совета народного хозяйства Кабардинской автономной области.
В апреле 1922г. он был переведен в Азербайджанскую ССР, где его утвердили начальником экономического отдела Полномочного представительства Азербайджана при Правительстве РСФСР в Москве (тогда председателем Совнаркома Азербайджана был его давний друг Н.Нариманов). С 1924 г. его перевели в Баку на хозяйственную работу помощником начальника фабрично – заводского отдела Управления государственными предприятиями Азербайджана. Затем в 1925 г. он переехал в Дагестан, где находился на руководящих хозяйственных должностях. В Махачкале он был арестован 12 июня 1927 г. Находясь под следствием, он заболел и умер 13 марта 1928 г. и был похоронен на мусульманском кладбище г. Ростова – на Дону, куда его перевели после ареста. Так ушел из жизни один из ярких представителей адыгской интеллигенции начала ХХ столетия, который внес большой вклад в дело просвещения, изучение истории и культуры своего народа, инженер по образованию, талантливый педагог и ученый Паго Тамбиев.
К первым учителям, просветителям и собирателям материалов устного народного творчества и этнографии относиться Талиб Псабидович Кашежев. Он родился в 1866 г. в сел. Кармово (Каменномостское). Т.Кашежев обучался в Пятигорской церковно – приходской школе. Т.Кашежев некоторое время работал в Нальчике всадником 2-го разряда Терской постоянной милиции, переводчиком Нальчикского словесного суда и при начальнике Нальчикского округа. Он принимал горского самое активное участие в работе «Съезда доверенных» Кабарды и Горских обществ, утвержденного как общественная организация местного самоуправления после отмены крепостного права и аграрной реформы в крае. Он был депутатом этого органа от сел. Кармово. Особенно много ценных предложений он внес как депутат «Съезда доверенных» по более справедливому распределению Зольских и Нагорных пастбищных угодий и рациональному их использованию. По этому вопросу он всегда защищал интересы трудового крестьянства. В частности он предлагал все Зольские и Нагорные пастбища превратить в общекабардинский земельный фонд, а за аренду земельных участков установить ежегодный сбор – вместо 16 коп. за десятину с Зольских пастбищ – 3 руб., а с Нагорных – 50 коп. Средства, вырученные таким образом, он предлагать расходовать на социальные нужды народа.
В ноябре 1910г. Т.Кашежева избрали старшиной своего родного села Кармово. Но вскоре (в сентябре 1911г.) он был освобожден от этой должности. Т.Кашежев прежде всего известен народу как учитель. Некоторое время он работал в Докшукинской начальной школе. В 1904г. он становится заведующим только что построенной школы в сел. Кармово, где он сделал много полезного для развития школьного образования.
Т.Кашежев принимал активное участие в сборе материалов устного народного творчества и в подготовке русско – кабардинского словаря, который был издан Л.Г.Лопатинским. Т.Кашежев публиковался в «Сборнике материалов для описания местностей и племен Кавказа (СМОМПК)». В 12-м выпуске этого сборника были опубликованы фольклорные записи Кашежева: «Переселение Кабарды Тамбиева», «Крымцы в Кабарде», «Сказание о братьях Ешаноковых», «Сказка о Хагуре», «Злая жена и чудовище», «Наскочила коса на камень» и др. Опубликованные Т.Кашежевым материалы имеют по настоящее время большое научное и практическое значение.
Этнографические разработки Т.Кашежева были опубликованы в специальных изданиях. В 1892г. в 15-й книжке журнала «Этнографическое обозрение» была опубликована его статья «Свадебные обряды кабардинцев». Он, как большой знаток адыгской культуры, традиций и обычаев, подробно показал в этой статье все подробности свадебных обрядов кабардинцев.
Им собрано много материалов по этнографии своего народа, начиная от старинных хохов (тостов) до описаний национальных праздников и обрядов. Он утверждал, что в фольклоре, в народных обычаях и традициях заложена народная мудрость. Он подчеркивал о необходимости глубокого изучения обычаев, традиций народа, их пропаганды среди молодежи.
Октябрьскую революцию он встретил положительно. Более того, он был делегатом съездов народов Терека, состоявшихся в 1918г. Принимал активное участие в хозяйственном и культурном строительстве, особенно в школьном деле Т. Кашежев занимался серьезно подготовкой учебников родного языка для начальных школ. Вместе с Х.У.Эльбердовым подготовил и издал в 1923г. «Разрезную азбуку кабардинского языка», которая была фактически первым учебным пособием по родному языку. Умер Т.Кашежев в 1931г. в Пятигорске, похоронен в родном сел. Кармово.
Т.Кашежев внес достойный вклад в изучение культуры своего народа, в его просвещение. Он был не только большим знатоком истории и культуры своего народа, но и большим пропагандистом его традиций, обычаев и культуры. Он много сделал в развитии школьного образования в крае.
К деятелям Баксанского просветительского центра начала ХХ в. относятся Нури Айтекович Цагов, Адам Гафарович Дымов и другие. Н.Цагов родился в Турции. В возврасте 6 лет он лишился родителей и воспитывался у своего дяди- генерала турецкой армии Екуба Цагова.
Н.Цагов окончил юридический факультет Стамбульского университета и рано включился в просветительскую работу. В 1909г. Нури Цагов в соавторстве с Нагуч Суая издали кабардинский букварь на арабской графической основе. В 1911г. Н.Цагов стал одним из активных деятелей «Черкесского благотворительного общества», созданного черкесской диаспорой в Турции. В это общество входило много высокообразованных и талантливых черкесов, проживавших в Турции. Во главе этого общества стояли командующий турецкой армией черкесы генерал Иззет – паша Мет и Екуб Цагов. Они же в 1911 г. основали черкесскую газету «Гъуазэ».
Н.Цагов был секретарем, затем и редактором этой газеты. Она выходила с 1911 –го по 1917 г. На страницах этой газеты публиковались самые различные статьи о черкесах. Эта газета выступала за просвещение своего народа, за воссоединение всего адыгского этноса, возвращение черкесов на свою историческую родину и т.д.
Н. Цагов вернулся на родину в 1913г. и активно включился в дело просвещения своего народа. Он поселился в сел. Тамбиево I (Дыгулыбгъуей). Вскоре он познакомился с деятелями Баксанского просветительского центра во главе с Адамом Дымовым. Последний принял Н. Цагова в свое духовное училище учителем родного языка, арифметики и географии.
После отъезда А.Дымова в Каир и закрытия его училища, Н.Цагов сам открывал в Тамбиево I маленькую сельскую школу, где обучал детей сам. Они в этой школе изучали родной язык, арифметику, историю и другие предметы.
Одним из активных просветителей и основателем типографии в Баксане был Адам Гафарович Дымов. Он окончил Каирский университет, превосходно знал русскую и мировую культуру. По возвращению из – за границы А.Дымов и М.Гугов превратили медресе, где обучались кабардинские дети, в семинарию. Помимо просветительской деятельности, они проводили и большую общественную работу. А.Дымов и М.Гугов избирались доверенными от сел. Кучмазукино (Баксан) и принимали участие в работе Съезда доверенных Кабарды и Горских обществ. Они поддерживали тесные дружеские и деловые связи со многими передовыми людьми того времени, как то: Исмаил Клишбиев, Нури Цагов, Али Шогенцуков, Назир Катханов, Ибрагим Тлигуров, Исмаил Купов и др. Они регулярно обсуждали проблемы просвещения, развития культуры своего народа. Фактически они составляли ядро Баксанской мусульманской просветительской организации, которая сыграла огромную роль в просвещении своего народа. В ноябре 1918г. Нальчикский окружной народный совет избрал А.Дымова судебным следователем шариатского окружного суда. Эта была высокая должность того времени.
Баксанский просветительский центр поддерживал тесные связи со многими научными и культурными центрами и за пределами Кабарды. Например, он имел связи с Дагестаном, Казанью, с Черкесским обществом в Стамбуле, с Каирским университетом.
А.Дымов в 1913г. в Дагестане издал азбуку на арабской графической основе. В том же году он перевел с арабского на кабардинский язык и издал в том же Дагестане молитвенник «Тухват – уль - Атфаль» (ключ к детям, подарок детям) и «Фыз хъыбар» (молитвы), а в 1917г. в Казани был напечатан учебник «Тхыбзэ» (Азбука), составленный им вместо Н.Цаговым. Дымовы открыли в Баксане свою типографию, где 29 ноября 1917 г. был напечатан первый номер первой кабардинской газеты «Адыгэ макъ». Это было большим событием в культурной жизни Кабарды; редакторами были Н.Цагов и А.Дымов. Газета «Адыгэ макъ» выходила два раза в неделю, (по понедельникам и четвергам). На ее страницах печатались самые разнообразные материалы об истории и культуре кабардинцев, о их просвещении. Словом, газета «Адыгэ макъ» сыграла огромную роль в становлении школьного образования в Кабарде, в развитии ее культуры.
Типография Дымовых напечатана около 20 книг, сотни статей. Военные действия в Кабарде летом 1918г. помещали деятельности типографии, в связи с ним прервался и выход газеты «Адыгэ макъ», которая сыграла огромную роль в деле пробуждения и воспитания национального самосознания кабардинского народа, а также его просвещения.
После революции судьба А.Дымова сложилась трагически. После Баксанских событий 1928 г. он был осужден и выслан в Соловецкие лагеря. Отбыв срок вернулся из ссылки, однако 31 октября 1937г. был опять арестован и обвинен как кулак и враг народа. В обвинительном заключении указывалось, что он крупный кулак - имел типографию и мельницу, вел контрреволюционную пропаганду и т.д. Обвинительное заключение было утверждено Наркомом внутренних дел КБАССР и направлено на рассмотрение «тройки». И 26 ноября 1937 г. принято решение «тройки» о его расстреле, как врага народа. 24 ноября того же года в 21 час без суда и следствия, как и многих его сограждан, Адам Дымов был расстрелян. С такой «оперативностью» решались судьбы людей в 30-е годы в нашей стране.
Правда, в 1956г. Постановлением Президиума Верховного суда было отменено решение «тройки» за не доказанностью предъявленного А.Дымову обвинения, но было уже поздно: честный человек, патриот, один из первых организаторов типографского дела, пропагандист культуры своего народа, просветитель был уничтожен.
В эти годы были уничтожены без суда и следствия многие его единомышленники и соратники. К ним относится и один из первых учителей, талантливый человек Т.А. Шеретлоков.
ЛИТЕРАТУРА.
“Кавказ” газ. 1859 № 39.
Абаев М.К. Балкария. Нальчик, 1993.
Бейтуганов С. Кашежев как общественный деятель газ. Кабардино – Балкарская правда. 28 января 1988.
Бекалдиев М.Д. История Кабардино-Балкарии с древнейших времен до конца XIX века Нальчик, 1997.
Гукемухов А. Басни Умара Берсея. “Ошхамахо” 1963.
Документы по истории борьбы за Советскую власть и образования автономии Кабардино – Балкарии (1917- 1922гг). Нальчик, 1983.
История Кабардино-Балкарии. Нальчик,1995.
Каламбий. Записки черкеса. Нальчик, 1988.
Карачаево-Балкарские деятели культуры конца XIX-начала XX в. Нальчик, 1993.
Кумыков Т.Х. Дмитрий Кодзоков (просветитель, общественный деятель Кабарды XIX века). Нальчик, 1995.
Кумыков Т.Х. Кази Атажукин (жизнь и деятельность). Нальчик, 1969.
Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX – начале XX века. Нальчик,1996.
Мальбахов Б.К., Дзамихов К.Ф. Кабарда во взаимоотношениях России с Кавказом, Поволжьем и Крымским ханством. Нальчик, 1996.
Мамбетов Г.Х. , Хутуев Х.И. Братская помощь русского и других народов СССР в развитии культуры Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1984.
Налоев З.М. Из истории культуры адыгов. Нальчик, 1978.
Налоев З.М. Этюды по истории культуры адыгов. Нальчик, 1985.
Ногмов Ш. Б. История адыхейского народа. Нальчик, 1994.
Переписка Пушкина т. III CG,/ 1906.
Саблиров М. Культура народов Кабарды и Балкарии в конце Х1Х – начале ХХ в. Нальчик, 2001
Северная пчела. СПб. 1836 . № 129.
Советская культура и современность. М.1983.
Туганов Р.У. Талиб Кашежев. Нальчик, 1981
Тхагазитов Ю.М. Эволюция художественного сознания адыгов. Нальчик, 1996.
Улигов У.А. Социалистическая революция и гражданская война в Кабарде и Балкарии и создание национальной государственности кабардинского и балкарского народов (1917- 1937гг.). Нальчик, 1979.
Улигов Ц.А., Шабаев Д.В. За власть Советов. Нальчик, 1987.
Унежев К.Х. Живут адыги на земле моей... Нальчик, 1992.
Унежев К.Х. Культура адыгов (черкесов) и балкарцев. Нальчик, 2003.
Унежев К.Х. Феномен адыгской культуры. Нальчик, 1997.
Фольклор адыгов. Нальчик, 1929.
Хакуашев А.Х. Адыгские просветители. Нальчик, 1978.
Хан-Гирей. Черкесские предания. Нальчик, 1989.
Хашхожева Р.Х. Адыгские просветители второй половины Х1Х – на: ХХв. Нальчик, 1983.
Хашхожева Р.Х. Избранные произведения адыгских просветителей. Нальчик, 1980.
Хашхожева Р.Х. Пато Исмаилович Тамбиев. Нальчик, 1984.
Шаханов Басият. Избранная публицистика. Сост. Т.М. Биттирова. Нальчик, 1991.