Системные элементы системы права
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России
––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––
Кафедра теории и истории государства и права
(наименование кафедры)
«УТВЕРЖДАЮ»
начальник кафедры
теории и истории государства и права
майор внутренней службы
Немченко С.Б.
”_____” _____________ 2011 года
Л Е К Ц И Я
по дисциплине «Теория государства и права»
по специальности 030900.62 «ЮРИСПРУДЕНЦИЯ»
КВАЛИФИКАЦИЯ (СТЕПЕНЬ)
«БАКАЛАВР»
Тема № 11. Система права: понятие и элементы
Обсуждена на заседании кафедры
Протокол №____ от
«_____» _______________ 2011 года
Санкт-Петербург
I. Учебные цели
Цель лекции – сформировать у курсантов четкое представление о системе права, ее элементах: отраслях, подотраслях, институтах, субинститутах. Дать понятие и норме права как основном элементе права и ее структуре. Определить предмет и метод правового регулирования в качестве основных критериев разграничения отраслей права.
II. Воспитательные цели
Формирование у обучаемых знаний, умений и навыков, позволяющих решать задачи, стоящие перед юридическими и иными службами ГПС МЧС России.
III. Расчет учебного времени (лекция – 4 часа)
Содержание и порядок проведения занятия | Время, мин |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Учебные вопросы: 1. Понятие системы права: общая характеристика подходов. Элемен- ты системы права. 2. Предмет и метод правового регулирования как критерии выделения отраслей права. 3.Классификация отраслей российского права. 4.Норма права как базовый элемент системы права. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ |
IV. Литература
Основная
1. Алексеев С.С. Общая теория права. М., 1994.
2. Боер В.М., Григонис Э.П. и.др. Теория государства и права: схемы и определения. СПб.: СПбГУАП, 2001.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. М.: Омега, 2005.
4. Григонис Э.П. Теория государства и права. СПб.: Питер, 2002.
5. Общая теория права и государства. Под ред. академика РАЕН В.В. Лазарева. М., 1994.
6. Теория государства и права. Курс лекций в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н. Марченко.
7. Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2004.
8. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник для высших учебных заведений / Под редакцикй профессора В.Г. Стрекозова. – М.: Издательство «Интерстиль», «Омега-Л», 2006.
Дополнительная
- Комаров С.А. Общая теория государства и права. Изд-во Мордовского ун-та. 1994.
- Лазарев Б.М., Давитнидзе И.Л. Общая теория государства и права. М., 1992.
- Лившиц Р.З. Современная теория права. М., 1992.
- Малько А.В., Шундиков К.В. Цели и средства в праве и правовой политике / РАН. Сарат. фил. Ин-та гос-ва и права, Сарат. гос. акад. права. Саратов, 2003. 294 с.
- Общая теория государства и права. Академический курс в 3-х томах / Отв. Ред. М.Н. Марченко. – М., 2001.
- Общая теория права. Курс лекций. Под общей ред. проф. В.К. Бабаева. Нижний Новгород, 1993.
- Петражицкий Л. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 1907. Т.1.
- Шафиров В.М. Естественно-позитивное право: введение в теорию / Краснояр. гос. ун-т. Юрид. ин-т. Красноярск, 2004. 259 с.
- Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911.
- Уильямс С.Ж. Неопределенность и верховенство права. Williams S.G. Indeterminacy and the rule of law // Oxford j. of legal studies. 2004. Vol. 24, N 3. P. 539 562.
Y. Текст лекции
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет название темы № 11 «Система права: понятие и элементы».
Право представляет собой весьма сложную целостную систему. Право отличается многоуровневой, иерархической структурой – одним из наиболее выразительных показателей высокой степени его институционности. Сложность, многоуровневость структуры права – показатель его совершенства, его регулирующих возможностей, социальной ценности.
От структуры собственно права нужно отличать структуру его источников, в частности систему законодательства. Если первое – это объективно существующее деление внутри самого права, то второе представляет собой состав, соотношения, построение форм права, в том числе нормативных актов, наличие в нем подразделений, обособляемых главным образом по предметному и целевому критерию.
В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:
1. Понятие системы права: общая характеристика подходов. Элементы системы права.
2. Предмет и метод правового регулирования как критерии выделения отраслей права.
3. Классификация отраслей российского права.
4. Норма права как базовые элемент системы права.
Переходим к рассмотрению учебных вопросов
1. Понятие системы права: общая характеристика подходов. Элементы системы права.
Система (от греч. Systema) – нечто целое, составленное из частей. Это соединение множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Под системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, не присущие ее образующим и не сводимые к сумме свойств образующих ее элементов.
Итак, всякая система предполагает наличие элементов, связей между ними и в результате – формирование некоего целостного единства. Фактор целостности, единства элементов предполагает достаточную прочность и устойчивость связей. Для сохранения системы необходимо, чтобы внутренние связи между элементами системы были устойчивей связей каждого из элементов с явлениями вне этой системы. При появлении связей, более прочных с внешней средой, элемент системы теряет свое предназначение в ней и переходит в другую систему или сам формирует новую.
Наука отмечает еще один компонент системы – упорядоченность составляющих ее элементов.
Система права – строение права того или иного государства, его подразделение на отрасли (подотрасли), институты и нормы права.
Система права – исторически сложившаяся, объективно существующая внутренняя структура права, определяемая характером регулируемых общественных отношений. (Л.А. Морозова).
Свойства система права:
1) системное образование, то есть не простая совокупность или сумма элементов, а целостное образование, обладающее конкретными свойствами, связями, внутренней структурой;
2) объективное явление, поскольку предопределена общественными отношениями, сложившимися в обществе;
3) обусловленное национальными, историческими, культурными и иными социальными факторами;
4) динамичное, способное изменять свою внутреннюю организацию под воздействием внешней среды.
Значение системы права в правовом регулировании общественных отношений:
– устанавливает устойчивые связи внутри права;
– способствует формированию полноты и непротиворечивости правового регулирования общественных отношений;
– позволяет сохранить стабильность правовой материи в целом при динамичности отдельных ее элементов;
– обеспечивает совокупный регулятивный эффект от действия правовых норм, институтов, подинститутов, подотраслей и отраслей права.
Системные элементы системы права
Система права включает в себя следующие элементы:
1. нормы права;
2. субинституты права;
3. правовые институты;
4. подотрасли права;
5. отрасли права;
6. крупные структурные образования (общности), объединяющие группы отраслей – материальное и процессуальное право, частное и публичное право и др.
Таким образом, можно выделить шесть уровней взаимосвязей в системе права: правовые нормы, субинституты, институты, подотрасли, отрасли и вся система права.
Отрасль права – главное подразделение системы права, система норм, регулирующих обособленную и относительно однородную область общественных отношений.
Отрасли права – наиболее крупные, центральные звенья структуры права. Они охватывают основные, качественно особые виды общественных отношений, которые по своему глубинному экономическому, социально-политическому содержанию требуют обособленного, юридически своеобразного регулирования. В соответствии с этим для отраслей права характерно то, что они обеспечивают специфические юридические режимы правового регулирования (Алексеев С.С.).
Отрасль права регулирует определенный род общественных отношений в отличие от правового института, который регламентирует вид общественных отношений. (Л.А. Морозова).
В состав отрасли входят субинституты, институты, подотрасли. Каждая отрасль характеризуется автономностью функционирования, обособленностью, своеобразием средств правового регулирования и определенной иерархичностью своей структуры.
Для каждой отрасли права характерен свой, весьма своеобразный «набор» отраслевых принципов, общих положений, образующих общую часть отрасли.
Подотрасль права – совокупность однородных правовых институтов в составе определенной отрасли права.
Институт права (правовой институт) – совокупность юридических норм, образующих самостоятельную часть отрасли права, регулирующих определенный вид однородных общественных отношений, связанных между собой предметно-функциональными связями. Правовой институт может иметь в своем составе субинституты,которые отличаются от правового института объемом регулирования и кругом норм права. Например, субинститут права совместной собственности в институте права общей собственности; субинститут референдума в институте народовластия.
Институты подразделяются на отраслевые и межотраслевые. Отраслевые институты объединяют группы норм внутри одной какой-то отрасли, например, институт дарения, институт наследования в гражданском праве; институты президентства, избирательного права – в конституционном праве.
Межотраслевые институты регулируют отношения, которые относятся одновременно к нескольким отраслям права, например, институт прав человека относится и к международному праву, и к конституционному праву; институт договора – к гражданскому, трудовому, международному праву; институт юридической ответственности – практически ко всем отраслям.
Правовая норма (норма права) – первичный, исходный элемент, первичная клеточка (кирпичик) системы права, регулирующая типовые общественные отношения определенной разновидности.
Подсистемы права
Современный период интенсивного развития системы права означает потребность посмотреть на нее с еще одной точки зрения.
Социально-политическая и правовая раскрепощённость, освобождение от многих тоталитарных догм создали условия для развития права в регионах России. Появились правовые основания для рождения самостоятельных нормативных актов на уровне субъектов РФ и местного самоуправления. К наиболее значительным актам подобного рода относятся Конституции республик в составе РФ, уставы (положения) субъектов федерации местного самоуправления. С учетом предоставленных полномочий, местных условий и иных обстоятельств каждый субъект федерации имеет ту или иную степень обособленности и самостоятельности.
На основании изложенного можно выделить в системе права подсистемы федерального права, права субъектов федерации и местного самоуправления (муниципального права).