Составить характеристику одному из историков России.
Алгоритм характеристики:
1. Биографические сведения.
2. Место учебы (кто, что способствовал(о) выбору учебного заведения.
3. Учителя (профессора), оказавшие влияние на выбор темы исследования.
4. Принадлежность к исторической школе (направлению).
5. Главные научные труды (вклад в разработку проблем).
6. Оценка вклада в науку.
1.Татищев В.Н. | 20. Кареев Н.И. |
2.Миллер Г.Ф. | 21. Милюков П.Н. |
3.Ломоносов М.В. | 22. Любавский М.К. |
4.Щербатов М.М. | 23. Платонов С.Ф. |
5.Болтин И.Н. | 24.Лаппо-Данилевский. |
6.Карамзин Н.М. | 25. Богословский М.М. |
7. Болховитинов Е.А. | 26.Павлов- Сильванский |
8. Полевой Н.А. | 27. Покровский М.Н. |
9. Погодин М.П. | 28. Пресняков А.Е. |
10. Грановский Т.Н. | 29. Тарле Е.В. |
11. Костомаров Н.И. | 30. Бахрушин С.В. |
12. Кавелин К.Д. | 31. Греков Б.Д. |
13. Забелин Ю. Ф. | 32. Валк С.Н. |
14. Соловьев С.М. | 33. Вернадский Г.В. |
15. Чичерин Б.Н. | 34.Романов Б.А. |
16. Бестужев- Рюмин | 35. Устюгов Н.В. |
17. Иловайский Д.И. | |
18. Иконников В.С. | |
19. Ключевский В.О. |
Составить характеристику одному из исторических деятелей России:
Алгоритм:
1. Условия формирования:
А) Историческая ситуация в государстве;
Б) Принадлежность к определенной группе общества;
В) Ближайшее окружение;
Г) Кто оказал влияние на формирование мировоззрения (идейное влияние).
2. Путь формирования личности: направления деятельности, реакция на жизненные и общественные события, какие свойства личности преобладали и почему.
3. Свойства личности, проявившиеся в деятельности:
А) Мировоззренческие;
Б) Нравственные принципы (совесть, честь, долг, ответственность);
В) Нравственные качества (честность, правдивость, доброта, принципиальность, надежность);
Г) Волевые качества;
Д) Трудолюбие.
4) Оценка деятельности: результаты и значение его деятельности для общества и государства.
5. Обосновать свое мнение о личности.
1.Аввакум Петрович | 19. Витте С.Ю. |
2. Дм. Пожарский | 20. В. Мономах. |
3.Петр I | 21. Воротынский М.И. |
4.Александр I | 22. Всеволод Б. Гнездо |
5.Александр II | 23. Гермоген |
6.Александр Невский | 24. Годунов Б.Ф. |
7. Митрополит Алексей | 25. Горбачев М.С. |
8.Алексей Михайлович (царь) | 26. Столыпин П.А. |
9. А Боголюбский | 27. Ленин В.И. |
10.Аракчеев А.А. | 28. Сталин И.В. |
11. Багратион П.И. | 29. Хрущев Н.С. |
12.Безбородко А.А. | 30 Брежнев Л.И. |
13. Бенкендорф А.Х. | 31. Дашкова Е.Р. |
14. Блюхер В.К. | 32. Елизавета Петровна |
15. Брусилов А.А. | 33. Деникин А.И. |
16. Бухарин Н.И. | 34. Дионисий. |
17. Василий III | 35. С. Радонежский |
18. Висковатый И.М. | 36. А.В. Суворов |
38.А.Н. Косыгин | 37. Ордин-Нащокин |
Исторические задачи.
Тема: Древние славяне.
1. Придя в VI в. на берега Днепра, славяне уже знали, что такое городская жизнь. Где и когда они к ней привыкли?
2. Почему славяне, заселившие в VI в. Балканский полуостров, вскоре подчинились византийцам, а затем болгарам, а славяне, переселившиеся на Днепр, сами подчинили местных жителей?
3. На каких языках говорили народы — соседи славян, расселившихся по Днепру? Какие языки появились здесь позже?
4. На каких языках говорили жители Новгорода в IX в.?
5. Какой торговый путь древнее: «из варяг в греки» или «из варяг в персы»? Перечислить по порядку водные объекты обоих путей.
6. Пути «из варяг в греки» и "из варяг в персы" были проложены купцами с юга. Почему же они называются "наоборот"?
7. Подчинение Галлии франками в V веке сопровождалось жестокими войнами. Заселение славянами Поднепровья в VI—VII в. происходило, видимо, без больших войн. Как вы думаете, почему?
8. Какая из трех городских властей (вече, бояре, князья) старше? Какая моложе? Почему?
9. В Западной Европе о викингах шла слава как о страшных разбойниках. А на Руси и в Византии варягов не любили, но и не боялись. Почему?
10. В VII—VIII в. Киев платил дань хазарам, в IX в. киевляне стали успешно воевать с Хазарией, а в X в. разгромили ее. Почему так получилось?
11. Отчего варяги, поселившись на Руси, быстро смешивались с местными жителями, а с печенегами и половцами этого не случилось?
12. Какие государства Европы были в IX в. союзниками Киевской Руси, а какие — ее противниками? Почему?
13. Почему в IX—X веках византийцы не совершали ответных набегов на Русь?
14. Кто в Киеве в конце IX в. был за мир и союз с Византией, кто за войну с ней?
15. Как и когда появился титул "каган-рус"? Когда и почему он исчез?
16. Почему после смерти Рюрика его соратники не остались в Новгороде и не вернулись на свою родину, а поплыли на юг, в Киев?
17. Каким образом Олег, убив киевских правителей Аскольда и Дира, сумел помириться с киевлянами и стать их князем?
18. Почему Киев, а не Новгород стал центром объединения Руси?
19. Как можно доказать, что английский, французский, немецкий, латинский, греческий и армянский языки входят в индоевропейскую семью, а грузинский и эстонский не входят в нее?
20. По-грузински слово мта значит "гора"; по-узбекски ер значит "земля". Можно ли говорить об отдаленном родстве грузинского и узбекского языков с индоевропейскими языками?