P. Дворкин о соотношении демократии и конституционного надзора
Рональд Дворкин задает рамки обсуждению данной проблемы, формулируя два ключевых вопроса: что такое политический идеал правового государства и какая теория принятия судебных решений из него следует? Он различает два представления о правовом государстве: концепцию книги правил (rule-book) и концепцию прав (rights conception).
Суть первой концепции в том, что «власть государства никогда не должна применяться против граждан иначе чем в соответствии с правилами, явно сформулированными в доступной всем книге правил»*.
Что касается разрешения трудных случаев, то концепция книги правил рекомендует руководствоваться тем, что «на самом деле» содержится в сборнике правил, и никогда не принимать решения, исходя из собственных политических суждений. Методы, которые при этом используются, Дворкин называет «задаванием исторических вопросов». Варианты исторических вопросов — семантические вопросы о том, что «на самом деле» означают слова в сборнике правил, или «вопросы групповой психологии», направленные на выявление намерений законодателей, или обращенные в прошлое гипотетические вопросы о том, как законодательное собрание решило бы данный вопрос.
Концепция прав подчеркивает, что «граждане имеют моральные права и обязанности по отношению к друг другу и политические права по отношению к государству как целому»**, эти права следует признать позитивным правом, то есть правила должны содержать и реализовывать моральные права. В этом заключается идеал правила в соответствии с точной общественной концепцией индивидуальных прав.
Согласно rights conception, чтобы реализовать права в трудных случаях, судьи должны формулировать принципы, отражающие суть моральных прав сторон. Принципы обязаны быть совместимы с книгой правил, поскольку, согласно концепции прав, она понимается как попытка сообщества выра-
* Dworkin R. Op. cit, p. 11. ** Ibid.
зить моральные права. Однако зачастую со сборником правил могут быть совместимы противоположные моральные принципы. В этих случаях решение выносится на политических основаниях, то есть судьи должны принимать политические (отражающие их политическую мораль) решения о том, какой принцип следует применить.
Р. Дворкин защищает концепцию прав, анализируя аргумент от демократии в пользу концепции книги правил. Со-' гласно этому аргументу, все политические решения, включая решения о правах индивидов, должны приниматься избранными должностными лицами. Судьи не избираются и не переизбираются народом, следовательно, не могут принимать независимых решений об изменении или расширении книги правил — такие решения должны приниматься только под контролем народа. Этот аргумент исходит из того, что подход книги правил, основывающийся на исторических вопросах, лучше служит демократии, чем концепция прав. Исторические вопросы позволяют выявить решения или волю избранных представителей народа; в этом случае судьи не подменяют своими политические суждениями волю народа.
Отвергая этот аргумент, Дворкин атакует как идею постановки исторических вопросов (которые, как он демонстрирует, не выявляют окончательных ответов), так и исходное положение о том, что для демократии оскорбительно, когда принципиальные политические вопросы решаются судами, а не избранными представителями народа. Так могло бы быть, указывает теоретик, в силу двух различных причин или их сочетания: «Законодательный процесс может быть более точной процедурой для решения вопросов о том, какими правами обладают люди, или быть лучшей процедурой по иным причинам, чем точность»*. Дворкин утверждает, что нет никаких институциональных причин для того, чтобы законодательное решение о правах было более верным, чем судебное решение. Напротив, «методика изучения претензий на обладание неким правом значительно более развита у судей, чем у законодателей, или у большинства граждан, избирающих законодателей»**. Более того, законодатели подвергаются разным фор-
* Ibid. P. 24. ** Ibid.
мам давления, от которого избавлены судьи и политически влиятельные группы, особые интересы могут повлиять на их решения относительно прав. Итак, заключает Дворкин, «законодатели не находятся в институционально лучшем, чем судьи, положении для решения вопросов о правах»*.
Однако основная причина того, почему большинство людей хотят, чтобы решения о правах принимались легислатурами, заключается в представлении о честности: «Демократия предполагает равенство в политической власти, и если подлинно политические решения будут отобраны у законодателей и переданы судам, то политическая власть граждан, избирающих законодателей, но не судей, ослабнет, а это нечестно»**.
Дворкин признает, что если всю политическую власть передать судьям, то демократия и политическое равенство будут разрушены. Но, акцентирует он, в данном случае рассматривается только «небольшой и особенный класс политических решений». Хотя нелегко понять, как можно определить, потеряют ли отдельные граждане в политической власти, если часть политических решений будет передана судам, и если да, потеряют, то насколько некоторые граждане получат больше, чем утратят.
Ссылаясь на разницу в экономической власти отдельных граждан, наличие организованных особых интересов и существование традиционных меньшинств, Дворкин утверждает, что ни одна демократия не обеспечивает подлинного равенства по-литической власти. Именно поэтому, когда вопрос об индивидуальных правах из парламента передаются судам, некоторые граждане от этого только приобретают. Концепция прав дает им больше власти, чем концепция книги правил. В первом случае они как индивиды могут потребовать нового рассмотрения своих прав. Если их права признает суд, они будут реализованы, несмотря на то, что ни один из созывов парламента не имел времени или воли их реализовать. Больше всего от этой передачи выиграют члены традиционных меньшинств, так как мажоритарный характер парламентаризма сильнее всего работает против них, и поэтому именно их права, скорее всего, мо-
* Ibid. P. 25. ** Ibid. P. 27.
гут быть проигнорированы. Наибольший выигрыш меньшинства получат при системе судебного контроля над конституционностью законодательства. Таким образом, передача вопросов о правах судам может способствовать демократическому идеалу равенства политической власти.
Дворкин заключает, что демократия и правовое государство (rule of law) не находятся в состоянии войны: «напротив, обе эти важные политические ценности укоренены в более фундаментальном идеале — идеи того, что любое приемлемое правительство должно обращаться с людьми как с равными»*. Правовое государство в этом случае обогащает демократию, добавляя независимый форум принципов (Конституционный суд).