Тема 5. Синтез традиционного и современного на Востоке: эволюция и полюса развития общественной мысли
Особенности развития общественной мысли в странах Востока в эпоху колониализма
Восточные общества в рамках колониальной капиталистической системы. Исследователи общественно-политической мысли на Востоке обращают внимание на то обстоятельство, что до последней трети XIX века там не было необходимых и достаточных условий для распространения современного образа мыслей: Восток не испытывал нужды в формационной перестройке. Это было следствием «исторического недочета», предопределившего отставание Востока от Запада в социально-экономическом развитии. Средневековый Восток опережал средневековый Запад по уровню и богатству материальной культуры, развитию городской жизни, форм и институтов товарно-денежных отношений, величине накоплений и оборотов ссудного и купеческого капитала, в области производственно-технических знаний и пр. Однако именно в Европе сложился к концу средневековья наиболее благоприятный социальный климат для технического прогресса, формационной перестройки и переходу от потребительской экономики к производящей. Главную особенность нового времени составляла экспансия капиталистического Запада на Востоке и вступление восточных обществ на путь модернизации через колониальное закабаление или включение в мировое капиталистическое хозяйство в качестве зависимого компонента. В результате застойная социально-экономическая система восточных обществ была разрушена (в колониях) или подорвана (в полуколониях). На ее обломках, из ее обломков возникла новая – колониальная, как функциональный блок мировой капиталистической системы.
Иллюстрация Файл 16.1.Кустарная промышленность | Кустарная промышленность и ремесла – основное занятие городского населения стран Востока |
Страны Востока в разное время и с разной интенсивностью вовлекались в орбиту мирового капиталистического хозяйства. Одни стали объектом колониальной экспансии уже в XVI в., другие превратились в колонии только в XX столетии. Многие, сохраняя формальную независимость и традиционную структуру власти, оказались тесно привязанными к мировому хозяйству системой неравноправных договоров и финансовых обязательств, в то время как Япония, например, быстро превратилась в равного партнера для Европы и колониальную державу. Различие судеб восточных народов проявлялось в относительном своеобразии их путей развития, сказывалось в темпах модернизации. К концу XIX в. социально-экономическое развитие на Востоке вступило в новую фазу развития собственных буржуазных отношений. В одних странах быстрее, в других медленнее происходило разложение старых и вызревание новых общественных групп и классов. Становились более многочисленными и экономически более сильными национальные предпринимательские слои, росла мелкая городская буржуазия, появлялся современный рабочий класс. Одна из особенностей восточного общества состояла в том, что промышленное и посредническое предпринимательство вырастало преимущественно на почве торгово-ростовщического, феодально-ростовщического и торгово-помещичьего капитала. Формирование буржуазии из среды ремесленников и превращение низших форм промышленности в высшие было крайне затруднено. Вместе с тем тенденции капиталистического развития усиливались и мало-помалу захватывали также деревню. Крупную земельную аристократию в наиболее развитых странах вытеснил обуржуазившийся помещик, который вел хозяйство частично или полностью на капиталистической основе. Мировые войны сильно стимулировали развитие национального предпринимательства в промышленности, повышение товарности сельского хозяйства. Это было обусловлено военной конъюнктурой, изменением рыночных связей, необходимостью удовлетворения внутреннего рынка стран Востока за счет собственного производства, не говоря уже о необходимости обеспечения военных потребностей воюющих держав продовольствием, услугами и пр. Происходил относительно быстрый рост социальных слоев, связанных с современным промышленным производством, услугами и сферой обращения. Эти новые слои нашли свою нишу в социальной стратификации.
Иллюстрация Файл 16.2.Круги на земле | Саудовская Аравия. Круги на земле, хорошо видные с самолета, - площади искусственного орошения. |
Иллюстрация Файл 16.3.Новые социальные слои | Новые социальные слои – основа экономических успехов стран Востока. |
Формирование современного мировоззрения особенно сильно стимулировалось процессом урбанизации, начавшимся в середине прошлого столетия и принявшим значительное ускорение в 20-30-х годах XX в. Город лепил гражданскую личность вчерашнего крестьянина, воздействуя на него внерелигиозными нетрадиционными факторами, определяющими облик современного города: техникой, уровнем потребностей и потребления, высокой мобильностью и множественностью контактов (при том, что городские «низы» надолго сохраняют приверженность традиционному укладу жизни и традиционным представлениям). Трудно переоценить и значение современного школьного образования. Школа не только вводила человека в круг естественнонаучного знания, она знакомила его с новыми ценностями, пробуждала мысль, закладывала основу критического отношения к общественным явлениям. Для истории общественно-политической мысли крайне важной была активность ее главных генераторов – новых средних слоев городского общества. К ним принадлежали преимущественно национальные кадры колониальной администрации, учителя и инженеры, клерки, врачи и юристы, посредники, литераторы и журналисты, армейские офицеры, студенчество. Новые средние слои обладали наивысшим потенциалом политической активности. Они были наиболее восприимчивы к новым идеям, и не столько в силу относительно высокого уровня образованности, сколько в силу интересов и самого их места в общественной структуре.
Иллюстрация Файл 16.4.Школа в Каире | Школа в Каире. |
Сложившаяся в начале XX столетия взрывоопасная ситуация социальной и политической напряженности породила кульминацию эпохи пробуждения Азии. Произошли революции в Иране (1905—1911), Турции (1908—1909) и Китае (1911—1913). Революционная волна захватила Индию (1906—1909). Историческое значение этих событий состояло в том, что они показали неизбежность приведения политических надстроек в соответствие с новым состоянием социально-экономических структур на Востоке. После первой мировой войны Восток был захвачен новой волной подъема национально-освободительного движения. Колониальные державы вынуждены были уступить новым общественным силам в колониях, чтобы их не потерять. Они пошли на некоторую либерализацию колониального управления за счет расширения представительства местного населения, введения различных форм туземного самоуправления, поощрения деятельности отдельных национальных организаций. Многие страны добились ослабления пут колониальной зависимости, в том числе Филиппины, Сирия, Египет и Ирак. В межвоенный период и в годы второй мировой войны сложились предпосылки краха колониальной системы и перехода человечества на постколониальный этап мировой истории. Закономерности развития восточных обществ в их многоликом своеобразии формировали и своеобразие восточной общественной мысли.
Иллюстрация Файл 16.5.Разгон демонстрантов | Разгон демонстрантов британскими полицейскими в Сатьяграха. |
Общие тенденции развития общественной мысли. Движение общественной мысли отражает динамику взаимодействия групповых интересов и ценностей. И поскольку интересы многочисленных социальных и политических групп, как правило, расходятся, что составляет главный источник идейной борьбы, постольку в любом обществе всегда существуют то открытое, то затаенное недовольство, брожение умов, протест против существующего порядка вещей, социальной иерархии и пр. Так что история общественной мысли – это и история конфликтующих интересов, сформулированных в понятиях различных, часто противоречивых, ценностных систем.
Пробуждение Востока повсеместно начиналось с осмысления отношения к Западу и собственного бытия: Запад стал все больше восприниматься как образец развития, а в национальном бытии обнаруживались непреходящие ценности. При этом вырабатывалось понимание того, что Европа обязана могуществом не столько силе своего оружия, сколько активности общественной и экономической жизни, в то же время национальная культура принималась за основу национальной самоидентификации.
В зависимых странах общественная мысль под давлением внешнего вызова сосредоточивалась прежде всего на проблемах функционирования политической надстройки, призванной поддерживать государственную интеграцию, социальную стабильность и обеспечивать процесс модернизации – адаптации к изменившимся условиям существования. Развивались, с одной стороны, сильные охранительные тенденции как реакция на внешнюю угрозу, на разрушительное вторжение современности в жизнь традиционного общества, с другой – тенденции, отражающие потребность в модернизации. На этой основе развертывалась в одних странах более, в других – менее активная культурно-просветительная и реформаторская деятельность.
Иллюстрация Файл 16.6.Стамбул | Стамбул начала XX века. |
Просветители и реформаторы пропагандировали идеи просвещенного абсолютизма или конституционной монархии, парламентаризма, административных реформ, доказывали необходимость ликвидации социально-экономической отсталости. Турецкий просветитель и патриот Намык Кемаль (1840—1888) так характеризовал круг интересов прогрессивной турецкой общественности: «это суверенитет народа, разделение властей, ответственность официальных лиц, личная свобода, равенство, свобода мысли, печати и ассоциаций, безопасность имущества, святость домашнего очага».
С последней трети XIX в. в колониальных и зависимых странах в рамках культурно-просветительной работы и религиозно-философского реформаторства началась разработка идеологии конституционного и национально-освободительного движения, получили распространение концепции модернизации общества. В первой половине XX в., особенно после первой мировой войны, ускоряется двуединый процесс, для которого характерны, с одной стороны, интернационализация производства и потребления, идей, с другой – развитие наций, их экономики и культуры. На Востоке этот процесс получил отражение в национально-освободительном движении, острой борьбе между старым и новым: изменения, наметившиеся в жизни восточных обществ в прошлом веке, стали определяющим фактором их действительности в нынешнем.
Нерешенность коренных проблем национальной жизни, унаследованных от прошлого, предопределила особенность общественной мысли – ее главной чертой было не столько появление новых течений, сколько развитие взглядов и теорий, сложившихся в предшествовавший период. Политическая атмосфера послевоенного мира, в которой демократизм стал духом времени, сильно способствовала небывалому росту стремления народов к независимости и национальному возрождению. Господствующей тенденцией в общественно-политической мысли стали национализм и осмысление проблем модернизации восточных обществ.
Формы общественно-политической мысли и даже направления ее движения в известной мере складывались в процессе идейной борьбы между силами старого общества и нового вокруг кардинальных проблем: как обрести подлинную независимость и экономическую стабильность на путях общественного прогресса, оставаясь собою? Как догнать индустриальный Запад? Что для этого нужно? Что следует и чего не следует заимствовать у Запада, да и нужно ли что-то заимствовать вообще?
Таким образом, для восточных обществ стали характерны «западники», выступавшие за европейский прогресс в духе рационалистического просветительства, «традиционалисты», которые считали возможным национальное возрождение на основе традиционных ценностей, и сторонники сочетания достижений западноевропейской и национальной культур. Идейная борьба между ними, отражавшая столкновение интересов различных социальных и политических сил в эпоху трансформации традиционного общества в современное, свидетельствовала о рождении новой общественно-политической мысли.
С конца XIX столетия в большинстве стран борьба эта проходила при преимуществе национально-либеральных тенденций. В некоторых странах – в Китае, в Бирме, в Индонезии – авангардную роль порою играли революционные демократы. Национально-либеральные, революционно-демократические и промежуточные течения в общественной мысли сосуществовали друг с другом, то действуя в одном направлении, то противоборствуя, ради одной конечной цели – политической свободы. С ней ассоциировалось представление о всеобщем благоденствии и прогрессе, хотя каждое течение руководствовалось своим пониманием благоденствия и прогресса. Идейная борьба питала культурный подъем – бурное развитие прессы, литературное возрождение и политическую активность.
Иллюстрация Файл 16.7.Солдаты | Китайские революционные солдаты. |
В первой половине XX столетия фаза национального пробуждения сменилась фазой национального освобождения. Сменились и приоритеты в общественно-политической мысли. Если раньше на первый план выдвигались вопросы модернизации общества, а в этой связи – выяснение отношений с Западом, то после первой мировой войны и вплоть до краха колониальной системы приоритетными стали проблемы национально-освободительного движения для колониальных народов, упрочение суверенитета для независимых и полузависимых государств.
Носителем и пропагандистом новых идей стала преимущественно молодежь, получившая европейское образование на родине или за рубежом. Она составляла ядро оппозиционных движений «младоосманов» и «младотурок», «младотунисцев» и «младоафганцев», «младоперсов» и «младоалжирцев». Из их среды вышли либералы и радикалы, западники и востокофилы. Они создавали националистические организации, просветительские общества, выдвигали реформаторские программы. Они готовили общественное мнение к осознанию необходимости перемен, и в первую очередь политических.
Иллюстрация Файл 16.8. Восстание младотурок. | Восстание младотурок. |
Контрольные вопросы:
- Какую роль в социально-экономическом развитии восточных обществ сыграло их включение в мировое капиталистическое хозяйство?
- В чем состояло различие судеб восточных народов в XX в.? Каковы причины этих различий?
- Какие факторы оказали особое влияние на формирование современного мировоззрения в странах Востока?
- Охарактеризуйте основные формы и направления общественно-политической мысли стран Востока в начале XX в.
- Сравните развитие общественно-политической мысли стран Востока до и после первой мировой войны. Как и почему изменились ее приоритеты?