История общественно-политической мысли
ЗАПАДА И ВОСТОКА.
Оглавление
Введение
Глава 1. Либеральная идеология
§ 1. В поисках истинной свободы: от классического к социальному либерализму.
§ 2. Развитие либеральной мысли во второй половине ХХ в.
Глава 2. Социал-демократическая и коммунистическая идеология
§ 3. Социалистическая идеология на рубеже XIX-XX вв.
§ 4. Становление международного коммунистического движения.
§ 5. Проблемы социалистического строительства и эволюция коммунистической идеологии во второй половине ХХ в.
§ 6. Европейская социал-демократия в ХХ в.
Глава 3. Консервативная идеология
§ 7. Метаморфозы охранительного консерватизма.
§ 8. Либеральный и социальный консерватизм.
§ 9. Социально-политическая идеология католицизма в конце XIX – первой половине ХХ в.
§ 10. Проблемы духовной и политической свободы в концепции христианской демократии.
Глава 5. Идеологии «третьего пути»
§ 11. Солидаризм и коммунитаризм: идеология «по ту сторону правого и левого».
§ 12. Народничество и анархо-синдикализм.
§ 13. Идеология фашизма.
§ 14. Национал-социализм.
§ 15. Современные протестные движения.
Глава 5. Синтез традиционного и современного на Востоке: эволюция и полюса развития общественной мысли
§ 16. Особенности развития общественной мысли в странах Востока в эпоху колониализма Восточные общества в рамках колониальной капиталистической системы.
§ 17. Модернизм и развитие общественно-политической идеологии в странах Азии и Африки в XIX- п.п. XX вв.
§ 18. Основные тенденции развития общественной мысли на Востоке в постколониальный период
Глава 6. Идеологии национально-освободительного движения.
§ 19. Эволюция современного национализма на Востоке.
§ 20. Панисламизм.
§ 21. Политические концепции: османизм, пантюркизм, панарабизм
§ 22. Паназиатизм
Глава 7. Развитие политической мысли и оформление новых «политических» идеологий
§ 23. Официальные государственные идеологии
§ 24. Образцы политических идеологий национального прагматизма.
§ 25. Государства «правящих идеологий».
§ 26. Проблема «гражданского общества» на Востоке.
Глава 8. Идеологии «равенства» и «справедливости»: утопии и теории.
§ 27. Социальные утопии колониального периода.
§ 28. Идеологическое обоснование путей развития стран Востока в постколониальный период
§ 29. Интерпретации социализма.
§ 30. Концепции особого пути
Словарь.
Введение.
ХХ столетие часто называют «веком идеологий». Формирование массовых революционных и национально-освободительных движений, агрессивная идеологическая конфронтация на международной арене, превращение избирательных кампаний в эпицентр общественной жизни, непримиримое партийное соперничество – все это придало современной истории необычайно политизированный и динамичный характер. Одновременно едва ли не каждое новое поколение интеллектуалов спешило объявить о «грядущей гибели идеологий». Фридрих Энгельс и Карл Мангейм, Раймон Арон и Питирим Сорокин, Френсис Фукуяма и Дениел Белл в разное время писали о кризисе идеологий как о «конце истории», преодолении многовековых традиций социальной борьбы и мировоззренческих спекуляций, переходе человечества к рациональному и солидарному типу взаимоотношений. Что же такое политическая идеология? Является ли она порождением разрушительных, кризисных явлений или, напротив, способствует историческому прогрессу, ускоренному обновлению всех сфер общественной жизни?
Само понятие «идеология» было предложено в 1796 г. французским философом А. де Траси для систематизации идей выдающих общественных деятелей эпохи Просвещения. В XIX в. это понятие чаще использовалось в негативном ключе, для обозначения спекулятивных попыток отделить политические идеи от «реальных» социальных интересов или научных установок. Но со временем отношение к роли политической идеологии в жизни общества существенно изменилось. Идеология начала рассматриваться как системное явление, тесно связанное со всеми формами политических отношений – становлением и функционированием государственно-правовой структуры, формированием и реализацией политических стратегий, взаимодействием разных общественных субъектов в едином политическом процессе.
Идеология является наиболее заметным и цельным выражением политического сознания – совокупности ценностных, нормативных, мировоззренческих, целесообразных установок и мотивов, формирующих политическое поведение индивидов и сообществ. Политическое сознание и особенно его идеологический компонент тесно связаны с другими формами общественного сознания: научной или религиозной картиной мира, экономическим мышлением и правовой культурой, нравственными ценностями, эстетическими категориями. Не случайно, что идеологией зачастую называют различные системы философствования, научные теории, типы верований, социальные мифы. Но идеология отличаются от этого широкого круга идей, мнений и теорий тем, что она ориентирована, прежде всего, на действие, на соединение определенного социального идеала с политической программой, на поиск средств и методов решения общественных проблем.
Существование мировоззренческих систем, обладающих ярко выраженной социальной направленностью и ориентирующих человека на определенный тип общественного поведения, – явление очень древнее. И религия, и наука, и нравственная традиция направлены на интерпретацию окружающего мира во имя самоопределения человека и обеспечения преемственного характера общественного развития. Но понятие «идеология» является более узким, чем «мировоззрение». Мировоззрение направлено на формирование обобщенных представлений об окружающем мире как своего рода «системы координат», в которой человек может найти объяснение любого процесса или факта. Идеология же представляет собой инструмент совершенно целенаправленного и осознанного освоения мира. Она не направляет сомнения человека в то или иное русло размышлений, а предлагает готовое решение, способ действия, критерий оценок. Идеология есть порождение общественного политического сознания, но, одновременно, она активно влияет на политический выбор человека, манипулирует человеческими надеждами и страхами, мобилизует человека на действия, выходящие за пределы его частной жизни, на борьбу за идеалы, превышающие масштаб обыденного сознания.
Политическое сознание возникло вместе с самыми ранними формами государства и права. Но политическая идеология – это характерное порождение Нового времени. Ее оформление тесно связано не только с процессом секуляризации общественного сознания и складываем научной картины мира. Политическая идеология отразила прежде всего динамизм и внутреннюю конфликтность общества, вставшего на путь модернизации. Она стала воплощением духовного, ценностного разлома новой европейской цивилизации и, одновременно, ее уникального стремления к новаторству, постоянному обновлению, поиску наиболее эффективных средств решения любой проблемы.
Складывание индустриального общества в ведущих странах Запада в XIX – начале ХХ в. дало толчок для оформления метаполитических идеологий – либерализма, коммунизма, консерватизма, фашизма, нацизма. По своей значимости эти доктрины вышли за пределы собственно политической идеологии и приобрели черты целостного мировоззрения. И этот уникальный феномен – закрепление в рамках одного и того же общества агрессивно враждебных по отношению друг к другу мировоззренческих систем, обладающих всеми специфическими чертами идеологий, привело мир к краю пропасти. На протяжении ХХ в. все человечество оказалось ввергнуто в острейшие идейно-политические и военные конфликты, порожденные стремлением к тотальному господству той или иной метаидеологии. Даже периодические попытки провозгласить «конец идеологий» являлись лишь скрытой формой борьбы за историческую победу какой-либо из конкурирующих идеологических систем.
В современном мире роль политических идеологий существенно изменилась. Крах коммунистической идеологии и окончание «холодной войны», формирование планетарного информационного пространства, сближение моделей экономического развития и распространение универсальных потребительских стандартов – все эти факторы привели к заметному снижению конфликтности между традиционными идеологическими противниками. Различия программных установок либеральных и консервативных, социал-демократических и христианско-демократических партий становятся все менее значимыми. Коммунизм, анархизм, корпоративизм, расизм вытеснены на периферию общественной жизни. Политическое соперничество идей все более явно сменяется борьбой политических технологий. В этих условиях не только различие «левых» и «правых» идеологий, но и такие системные понятия как «капитализм», «социализм», «демократия», «модернизация», «исторический прогресс» выглядят архаичными. Монолитный образ Большого Порядка, основанного на том или ином понимании общечеловеческих ценностей и стремлений, рассыпается на фрагментарные, хаотичные вспышки активности представителей политических субкультур – «новых левых» и «новых правых», экологистов и пацифистов, феминисток и «сексуальных меньшинств», антиглобалистов и националистов.
Еще несколько лет назад этот пестрый конгломерат «малых идеологий» рассматривался как явление временное и переходное. Однако взрыв исламского фундаментализма, бросающего вызов «благополучному Западу», заметная активизация всех христианских церквей и конфессий, парадоксальный, но весьма успешный синтез конфуцианских традиций, коммунистической идеологии и либерального модернизаторства в современном Китае заставляют признать окончательное торжество идейного плюрализма в современном мире. Опасные попытки насаждения неолиберальной идеологии под флагом «антитеррористической войны» лишь подтверждают важность этого вывода. В начале XXI в. человечество оказалось перед необходимостью не выбора наиболее верной идеологической системы, а радикального переосмысления самой сущности политической идеологии.
Для России это проблема является особенно актуальной. Распад СССР и становление либерально-демократической государственности, начало радикальных рыночных преобразований и смена политической элиты породили в российском обществе очень неоднозначную реакцию. Пиком кризисных тенденций стали события 1993 г., поставившие страну на грань гражданского конфликта. В дальнейшем политическая ситуация стала более стабильной, но проблема идейной консолидации общества и формирования новой национальной идентичности остается исключительно сложной. Ни одна из классических идеологических доктрин так и не стала эффективной основой для партийного строительства или создания мощного общественного движения. Но впечатление о наступившей эпохе «деидеологизации» является ложным. Скорее речь идет о «вакууме идеологий». Участившиеся вспышки этнической и конфессиональной розни, ксенофобии и антисемитизма лишь подтверждают такой вывод. Российское общество остро нуждается в новой идеологии, но не в новом Большом Проекте. Преодоление кризисных явлений возможно лишь на основе усиления гражданских институтов общества и осмысленного гражданского поведения каждого человека, а не политического манипулирования массами и искусственного конструирования «идентичностей». И необходимым основанием для этого является ни идейный нигилизм, ни отрицание уходящих в прошлое политических идеологий, а понимание их мировоззренческой основы и роли в историческом развитии.