Прусское Национальное собрание
Мартовская революция в Пруссии, как и везде в Германии, принесла широкие демократические свободы. Стало выходить большое количество газет разного направления. На основании принятого Соединенным ландтагом избирательного закона в Пруссии были проведены выборы в Учредительное (или прусское Национальное) собрание, которое начало работу 22 мая 1848 г. В него было избрано 68 крестьян, 28 ремесленников, 40 промышленников и торговцев. Самой многочисленной (150 человек) была группа чиновников и юристов; важную группу составляли священники, преимущественно католики (50 человек). В политическом отношении прусское Собрание было более радикальным, чем общегерманское Национальное собрание. В нем, по сути, отсутствовали правые консерваторы; определяющую роль играли либералы, которые делились на две группы: правый центр, который склонялся к компромиссу с консерваторами, и левый, настроенный антифеодально и антиклерикально. Радикальное крыло представляли демократы-республиканцы.
Сразу после тронной речи короля и выборов председателя Собрание занялось работой над текстом конституции. Проект конституции был разработан Ганземаном по образцу бельгийской 1831 г. и предполагал учреждение конституционной монархии, ответственного министерства, двухпалатного парламента. Верхняя палата должна была составляться из лиц, назначаемых королем и избираемых на основании высокого имущественного ценза (более 2,5 тыс. талеров дохода в год). Нижняя избиралась всеобщим голосованием, но в результате двухстепенных выборов. Конституционная комиссия Собрания внесла некоторые изменения в правительственный проект: король потерял право назначать депутатов верхней палаты; абсолютное вето короля заменялось на суспензивное (задерживающее). Отменялась смертная казнь; предусматривался ряд демократических свобод. Текст конституции обсуждался на уровне комиссий и подкомиссий, но часть статей была утверждена и появилась в виде законов: из титула короля были вычеркнуты слова «милостью Божьей», отменена смертная казнь, уничтожены дворянские титулы. Ряд законов касался аграрного вопроса: безвозмездно уничтожались частично сохранившиеся повинности, вытекающие из личной зависимости, уничтожалась вотчинная юрисдикция, отменено помещичье право охоты. Одновременно подтверждалось, что основные повинности подлежат выкупу. Но кое-что изменилось и в этом вопросе: крестьяне могли прибегать к банковским ссудам.
Решение Собрания, расцененные частью юнкерства как крайне радикальные, привели к консолидации правых консерваторов, которые выступали против абсолютизма, но за сословную конституцию (группа «Кройццайтунг»).
Политическая обстановка в Пруссии становилась все напряженнее. С одной стороны — крестьянские волнения, демонстрации, собрания, волнения в городах; деятельность прусского Национального собрания, стремившегося продолжать политику реформ; с другой — растущее стремление к установлению порядка, уничтожению «анархии». Эти настроения особенно сильны были в армии, провинциальном дворянстве и при дворе, где из крупных военных и гражданских чинов сформировался кружок реакционных деятелей во главе с Герлахом.
Растущая напряженность проявлялась в частой смене правительств. На смену правительству Кампгаузена в июне пришло министерство Рудольфа Ауэрсвальда, либеральное по характеру. Его отставка в сентябре 1848 г. означала конец «мартовских министерств». Либералы теряли власть. Большое влияние на развитие событий в Пруссии оказали события в Австрии. К 1 ноября стало известно о поражении восстания в Вене. Это послужило сигналом для наступления контрреволюционных сил, которые уже достаточно консолидировались и в самой Пруссии. 2 ноября 1848 г. было сформировано правительство Бранденбурга. По королевскому указу прусское Собрание переводилось в небольшой провинциальный городок Бранденбург. Решение мотивировалось желанием короля обеспечить Национальному собранию «свободу действий» и защитить его от «давления извне». К Берлину были подтянуты войска, левые газеты закрыты, демократические организации распущены, гражданская гвардия разоружена.
Наступил перелом в развитии революции, но исход борьбы еще не казался ясным. Большинство депутатов прусского Собрания постановило: не подчиняться указу и оставаться в Берлине. В течение нескольких дней депутаты заседали, постоянно меняя помещения, т. к. их изгоняли введенные в город войска. 12 ноября появился указ о введении в Берлине осадного положения. В этой обстановке прусское Национальное собрание приняло решение о «пассивном сопротивлении» — постановление о неуплате налогов. В ответ правительство опубликовало циркуляр к местным властям «принять самые строгие принудительные меры для сбора налогов». На этом этапе в события в Пруссии попыталось вмешаться Франкфуртское национальное собрание (Франкфуртский парламент), приняв постановление, «обязывающее» прусское королевское правительство отменить решение о переводе Собрания в Бранденбург и сформировать правительство, пользующееся поддержкой страны. Постановление было расценено прусским правительством как вмешательство во внутренние дела и отвергнуто. В ответ в Пруссии началось движение в защиту Национального собрания. Происходили митинги в городах; 23 и 24 ноября в Эрфурте произошли вооруженные столкновения между войсками и народом.
27 ноября Собрание должно было начать работу в Бранденбурге, но туда съехались только правые депутаты. Большинство депутатов не явилось в Бранденбург в знак протеста, поэтому отсутствовал кворум. 5 декабря государственный переворот был завершен. В этот день было издано два королевских указа: о роспуске Национального собрания и созыве нового в феврале 1849 г. Одновременно король «даровал» конституцию. 6 декабря был опубликован новый избирательный закон. Отредактированная конституция провозглашала ряд политических свобод, неприкосновенность частной собственности, но возвращала королю титул «милостью Божьей», абсолютное вето, право бесконтрольного распоряжения армией, право объявлять войну. Дворянству были возвращены титулы, восстановлена старая система налогов. Избирательный закон вносил незначительные изменения в действовавший до того. Поэтому выборы в нижнюю палату снова дали большинство либералам, многие из которых входили в прежнее Собрание.
28 марта Франкфуртский парламент закончил выработку общегерманской конституции, и прусское Собрание одобрило ее. Взявший курс на подавление революции в Германии, прусский король Фридрих Вильгельм IV (1795-1861) использовал это решение как предлог для нового роспуска Собрания. 28 апреля он издал указ о роспуске нижней палаты, а 30 мая была введена трехклассная избирательная система. Включение избирателей в тот или иной класс зависело от суммы выплачиваемых налогов. К первому классу было отнесено около 150 тыс. наиболее состоятельных налогоплательщиков, ко второму — более 400 тыс. средних, а к третьему — 2650 тыс. избирателей, платящих незначительные налоги или вовсе от них освобожденных. Каждый класс избирал одинаковое число выборщиков, а те, в свою очередь, открытым голосованием выбирали депутатов нижней палаты. Новая конституция и избирательный закон перечеркивали многие наиболее существенные результаты революции.
По мере нарастания контрреволюционных тенденций в Пруссии, она все более решительно брала на себя роль общегерманского жандарма. Шестидесятитысячная прусская армия под командованием кронпринца Вильгельма подавила главные очаги революционного движения в Германии.