Внутренняя политика немецких государств в период Просвещенного абсолютизма
Просвещение вызвало к жизни и новую форму правления — Просвещенный абсолютизм. Хронологические рамки Просвещенного абсолютизма в Германии — это 1740-1792 гг. (до начала революционных войн). Во второй половине XVIII в. начинается и новая фаза в развитии учения о государстве, ставшего теоретическим обоснованием деятельности просвещенных монархов.
Просвещенный абсолютизм оставался абсолютизмом, ибо он исключал участие подданных в управлении государством. В некотором отношении так называемые «просвещенные государи» обладали еще более ярко выраженной неограниченной властью и с еще большим упорством боролись с традициями и обычаями населения. Но они всегда выступали от имени своих подданных, действовали как их доверенные лица, опекуны и воспитатели и проводили реформы, нацеленные на «разумное» общественное и политическое развитие.
Просвещенный абсолютизм — это попытка соединить абсолютную форму правления с идеями Просвещения. Руководствуясь ими, монархи сделали своим главным девизом тезис: власть действует от лица народа и для блага народа. Монарх — сам лишь «первый слуга» государства. Произошло отделение абстрактного государства от личности властителя, который перестал считать государством самого себя («Государство — это я», — говорил Людовик XIV).
От лица народа выступали немногие просвещенные его представители, носители просветительских идей, воспитатели и доброжелательные критики, чьи цели совпадали с целями просвещенных государей. Поскольку в Германии своей самостоятельной и состоятельной буржуазии, как в Англии или Франции — классических странах высокого Просвещения, не было, просветительское движение возглавляло растущее буржуазное чиновничество (государственные служащие, юристы, священнослужители). Само Просвещение в связи с этим приобрело в Германии специфический мелкобуржуазный характер. Среди немецких просветителей господствовали идеи государственной пользы и наивная вера в прогресс, в возможность построить на земле рай посредством воспитания людей в духе разума. Святая вера в то, что человек уже от рождения по своей природе «добр» и нуждается только в том, чтобы добрые начала, заложенные в нем, были развиты, породила шиллеровский воспитательный оптимизм, т. е. веру в силу воспитания. Германия стала своеобразным полигоном, на котором проводились педагогические эксперименты, в ходе которых просветительская наука тесно переплеталась с деспотическим принуждением.
Просвещенные короли и князья, а среди них, прежде всего, фанатичный идеолог воспитания Иосиф II, пытались воплотить в жизнь «систему насильственного народного счастья» созданием специальных заведений по формированию «нового человека». С 1774 г. действовал «Филантропиум» И. Б. Базедова в Дессау, школа К. Зальцмана в Шнепфентале, Каролингская Академия в Штуттгарте. Особой популярностью идеи воспитания нового человека отличались в Австрии.
Ярче всего идеал «просвещенного монарха» претворился в личности Фридриха II. Еще будучи кронпринцем, он воспринял идеи европейского Просвещения, а став прусским королем, попытался связать воедино задачи укрепления и расширения государственной власти с благосостоянием своих подданных. Уже тот факт, что он общался с философами своего времени и сам занимался философией, придал ему облик короля-философа. Военная же слава еще более украсила этот образ. С первых лет своего пребывания у власти он начал культивировать такое правление, которое послужило примером в развитии политического сознания немцев и породило надежды на возможность всеохватывающих улучшений в общественной и частной жизни посредством государственной политики.
Особенно активно реформаторские идеи Фридрих II начал проводить в жизнь после Семилетней войны. Главными среди них были: подъем экономики, народное образование, улучшение положения крестьян. Экономика страны поднималась с помощью испытанных меркантилистских методов: организации мануфактур, субвенций (финансовых пособий отдельным отраслям хозяйства, предприятиям и их владельцам), запретов вывоза и ввоза, попыток государственного регулирования рынка. С помощью неравноправного торгового договора с Речью Посполитой 1772 г. и введения контроля за польской торговлей зерном на Висле удалось стабилизировать собственный зерновой рынок. Еще ранее была проведена денежная реформа (1764), в ходе которой монета была девальвирована на 50-66 % ее номинальной цены, что позволило покрыть огромные военные расходы.
Гораздо менее успешной была попытка поднять промышленность с помощью монополий, сдачи в аренду акцизов (по французскому образцу), которая нередко блокировалась мыслящими с позиций свободной торговли чиновниками короля. Оглядка на дворянство свела на нет и все его усилия защитить крестьян и освободить их из-под опеки помещиков. Успешнее всего была демографическая политика Фридриха II, приведшая к значительному увеличению населения в 1760-70-е гг., о чем уже шла речь. Школьный устав 1763 г. основал общую народную школу. Началось школьное строительство, стали работать учительские семинары (по саксонскому образцу). Благодаря действиям монарха Пруссия без особых трудностей переживала неурожайные годы (1771, 1772), а в урожайные годы (1777-1780-е) не произошло резкого падения цен на зерно, что могло разорить товаропроизводителей.
Семилетняя война принесла серьезные разрушения Саксонии. Будучи оккупирована Пруссией, она стала театром военных действий, была обложена контрибуциями. Возрождалась Саксония с помощью таких же мер, как и Пруссия, но с использованием других методов. Здесь государство в лице просвещенного курфюрста Фридриха Августа III (1750-1827) и его советников улучшало инфраструктуру (транспорт, дороги), предоставив все остальные сферы экономики частной инициативе. Ориентируясь на идеи Просвещения и меркантилизма, они вместо строгой дисциплины и принуждения, вмешательства государства во всё и вся культивировали доверие, содействие, занимались воспитанием, пропагандой новых методов хозяйствования, инвестировали требовавшие поддержки отрасли, развивали науку, в том числе демографическую статистику.
В основе новой политики лежал отказ от активного участия в европейских делах и позиция нейтралитета по отношению к обеим немецким великим державам. В случае возникновения между ними нового конфликта Саксония брала на себя роль посредника в его улаживании. Это позволило ей заметно сократить численность своей армии и потратить деньги, шедшие прежде на ее содержание, на другие цели. Причем здесь все действия курфюрста осуществлялись при поддержке и полном одобрении сословий. Результаты были поразительными. О них свидетельствовало заметно возросшее благосостояние саксонцев и расцвет саксонских городов — Дрездена («Флоренции на Эльбе», как его стали называть) и Лейпцига, ставшего одним из крупнейших в Европе ярмарочных центров, а также центром Просвещения и издательского дела, «столицей торговли и духовной жизни». В конце XVIII в. Лейпциг не без оснований называли «маленьким Парижем».
Пример Пруссии и Саксонии свидетельствует о многоликости самого феномена Просвещенного абсолютизма, достижение целей которого было возможно благодаря применению разнообразных управленческих технологий.
Еще один тип просвещенного монарха представлял собой император Иосиф II. После Семилетней войны была проведена вторая терезианская государственная реформа, целью которой явилось устранение противоречий между сформировавшимся в ходе реформ Марии Терезии централизованным чиновничьим аппаратом, сословиями и церковью. Обладавший высокими дарованиями государственного мужа, но уступавший матери в человеческих качествах и такте, Иосиф II действовал грубо и поспешно, что в конечном счете свело на нет все его реформаторские усилия, а его управленческая практика вызвала огромное недовольство в разных слоях населения. Иосиф II, как считают немецкие историки, был типичным идеологом реформ ради реформ, но не ради людей и делал второй шаг, еще не сделав первого.
Опираясь на своего помощника, князя Кауница, преисполненного просветительских идей, Иосиф II провел военную реформу (1769) и ввел рекрутскую повинность для низших слоев населения (кантонную систему). Это был шаг к всеобщей воинской обязанности. Иосиф II создал в Австрии настоящую полицию в современном смысле, обязав каждого своего подданного заниматься доносительством о противозаконных деяниях. Он централизовал судебное дело и ввел в протестантской церкви светскую форму брака. Всеобщее удивление вызвал его Уголовный кодекс 1787 г., в котором отменялись пытки и смертная казнь (кроме преступлений против его величества), а ведовство и колдовство перестали считаться преступлениями. На место идеи наказания пришла идея перевоспитания. В 1781 г. император распорядился и об отмене личной зависимости, но не смог, как и Фридрих II, исполнить свое распоряжение из-за противодействия высшего дворянства.
Особенно радикальными были его мероприятия в церковной сфере. Считая себя верующим католиком, Иосиф II примкнул к фебронианизму, течению, получившему название по псевдониму своего основателя, трирского архиепископа Юстина Феброния. Согласно его идеям, папа не являлся единственным, а лишь первым носителем апостольской власти — стало быть, епископы равны с ним в правовом отношении. В «Эмской пунктуации» 1786 г. (состояла из 32 пунктов) рейнские курфюрсты, в том числе брат Иосифа, кёльнский курфюрст Максимилиан, попытались провести в жизнь программу независимой от папства немецкой национальной церкви. Как и папа, говорилось в ней, они получили свой сан от Бога и признают за папой только право высшего надзора за церковью, не более. Иосиф II разделял эти идеи, чем заметно укреплял позиции австрийских епископов. Но они потерпели неудачу, поскольку их идеи не нашли никакой поддержки в католической среде. Кое-что все же удалось сделать: жалобы в Рим были запрещены, епископы обязывались приносить клятву императору.
Бесцеремонно отняв владения у имперских епископов за пределами Австрии, император создал чисто австрийскую церковную организацию с новыми епископами в Линце и св. Пельтене. Церковным законом 1782 г. он упразднил не приносящие, по его мнению, никакой пользы монастыри созерцательного ордена (иезуитов). Имущество их было конфисковано, и на эти средства были основаны семинарии, школы, заведения для глухонемых и другие благотворительные учреждения. Но действия Иосифа II вызвали недовольство и сопротивление населения не только потому, что часть изъятого у церкви имущества была попросту разбазарена, монахи и монахини разогнаны, что привело к уничтожению значительных культовых ценностей, но и потому, что при этом полностью игнорировались и попирались религиозные чувства людей. В то же время Иосиф II издал закон о веротерпимости 1781 г., которым во всех землях австрийской короны вводились религиозная свобода и буржуазное равноправие, в том числе частноправовое равенство евреев. Протестанты в местах, где их насчитывалось свыше 100 семей, могли строить свои молельни, иметь своего священника, школьного учителя и консисторию.
Столь противоречивая политика Иосифа II привела к восстанию в «австрийских Нидерландах», результатом которого явилось окончание австрийского господства в Бельгии. Недовольство венгров, вызванное введением немецкого языка как служебного вместо латыни, отменой личной зависимости крестьян и переводом в Вену символа венгерской государственности — короны Стефана, было погашено Леопольдом II в 1790 г. только отменой всех непопулярных решений императора. Тем самым Просвещенный абсолютизм вылился в Австрии, по мнению ряда ученых, в своеобразную форму «политики абсурда». Наследник Иосифа II Леопольд II пошел на уступки сословиям в Австрии и Богемии, сохранив в неприкосновенности все, что считал нужным (политику веротерпимости, ликвидацию монастырей). Более того, он сделал серьезные шаги в направлении к конституционной монархии, что отразилось в провозглашении гарантий соблюдения народных прав и в развитии самоуправления, но ранняя смерть императора на позволила осуществить эти планы.
Культура и духовная жизнь
Немецкое барокко
Барокко по праву называют искусством эпохи абсолютизма. Оно зародилось в Южной Европе, проникло в Англию, Голландию, Францию, в последней трети XVII в. пришло в Германию. Здесь оно получило название «имперского стиля» и нашло свое проявление в архитектуре, скульптуре, живописи, а также музыке, театре и поэзии. В архитектуре идеал естественной красоты дополнился великолепием сверхъестественного, изображенного с помощью возвышенных форм, цвета и символов. Новая архитектура, наполненная причудливыми орнаментальными мотивами в виде раковин (в так называемом стиле рококо, особенно развившемся во Франции при Людовике XV), воплотилась в возведенных княжеских замках с их садами, скверами, аллеями, театрами, которые служили не просто местом приемов и представлений дворянского общества, но и показателем благосостояния и символом власти. Церковь в стиле барокко-рококо, с ее блистательным убранством, подчеркивала присутствие в ней Бога и оказывала поразительное влияние на человека.
Центры архитектуры барокко находились в Австрии, Баварии, Верхней Швабии, Франконии и на Рейне. Среди наиболее знаменитых сооружений, выполненных в этом стиле, — венский Бельведер (Иоганн Лука Гильдебранд), королевский дворец в Берлине (Андреас Шлютер), епископская резиденция в Вюрцбурге (Иоганн Бальтазар Нейман), дворец и парк Шёнбрунн в Вене (Иоганн Бернхард Фишер фон Эрлах) и др. Этому стилю отдали должное строители Цвингера в Дрездене и Сан-Суси в Потсдаме, замков в Мангейме, Карлсруэ, Бреслау и др. Всего с 1691 до 1773 г. было возведено 40 дворцов. Эти неповторимые ансамбли до сего дня остаются непревзойденными памятниками немецкой архитектуры.
На службе архитектуры стояли скульптура и живопись барокко. Произведения искусства (росписи стен и потолков) украшали дворцы и храмы. Другие шедевры были еще редкостью. Один из них — это скульптура Великого курфюрста, исполненная Андреасом Шлютером.
Характерным выражением барокко явилось также искусство оперы, которая стала его доминирующим видом, а в XVIII в. получила признание и как элемент немецкой культуры в произведениях К.-В. Глюка и В.-А. Моцарта. При дворах в Вене, Мюнхене, Дрездене, Берлине, Вольфенбюттеле, Мангейме исполнялась и итальянская опера. Музыка оставалась благодаря выдающимся композиторам (И.-С. Баху и Г.-Ф. Генделю) и придворным искусством. Особой заботой пользовалась церковная музыка в стиле барокко в протестантской Германии (песни, кантаты, оратории).
Наука и образование
Вклад Германии в общее развитие науки в XVII в. оставался относительно небольшим. Сказывалось экономическое и культурное отставание после Тридцатилетней войны. В ней еще долго господствовал обстоятельный стиль позднегуманистической учености, а дух и методы экспериментального исследования с трудом пробивали себе дорогу.
Основополагающей наукой оставалась математика, с которой был связан прогресс в оптике и механике. На этом поприще действовал Готфрид Вильгельм Лейбниц, один из величайших умов Германии. Юрист, дипломат на службе курфюрста Майнца, ученый, имевший связи с ведущими исследователями своего времени, он занимался философией, математикой, механикой, физикой, психологией и химией. Находясь на придворной службе в Ганновере, обосновал политические притязания двора Вельфов, ратуя за сохранение мира и объединение конфессий на основе «естественной теологии». Затем Лейбниц становится первым президентом Берлинской Академии наук. Как ученый он оставался метафизиком, но был убежден в том, что наука охватывает все области человеческой деятельности, мышления и поведения, что методы научного познания едины и что наука должна быть востребована государством.
В Австрии и других католических государствах в гуманитарных науках и теологии было прервано господство иезуитов. Они были отстранены также от руководства школой и высшим образованием, было либерализовано цензурное дело, модернизировано обучение юристов. В Вене развивалась медицинская наука, которая благодаря лейбмедику Марии Терезии Герхарду фон Свитену достигла невиданных прежде высот.
Следуя советам камералистов (один из них — Иоганн Иоахим Бехер считал: «Ничего нет более лучшего и полезного для правителей и господ, чем хорошее воспитание юношества, ибо оно — фундамент и важнейшая ценность государства»), князья и их правительства стали уделять еще больше внимания школам. В протестантских государствах важнейшей обязанностью помещиков было следить за тем, чтобы детям крестьян были прочитаны Библия, катехизис, псалмы. Фридрих Вильгельм I ввел в 1716-1717 гг. даже всеобщую школьную повинность. В Саксонии герцог Эрнст Смелый утвердил обязательный школьный возраст — от 5 до 13-14 лет.
Новые импульсы школьное образование получило от пиетизма и Просвещения, которые были во многом педагогическими движениями. Благодаря им человек, гражданин, патриот стали идеалом и конечной целью образования. Пиетизм вышел из лютеранства как стремление к новой реформации (во Франции ему соответствовал янсенизм, в Англии — пуританство и квакерство). Его идеологи (Иоганн Арндт, Филипп Якоб Шпенер, Август Герман Франке) считали церковь испорченной и ратовали за ее возрождение, за лучшее воспитание священников и интенсивное изучение Библии. Недостаток живой веры можно было компенсировать также самоотверженной, молчаливой любовью к Богу, которая дает человеку внутреннюю свободу. Франке поставил идеи обновления церкви на практическую основу. Он издавал дешевую Библию, создал в Галле учебное заведение, готовившее миссионеров, учителей, дипломированных теологов и юристов, влияние которого — не говоря уже о Германии — простиралось вплоть до России, Южной Африки и Индии. Он ратовал за строгое приучение детей к труду, поддерживал распространение специального образования и его практический уклон. Преодолевая лютеранскую ортодоксию, Франке пытался крепче связать религиозную жизнь с мирской и придать ей оптимистическое направление. Под влиянием пиетизма в Германии возник «чувствительный» роман Просвещения, огромное количество духовных песен, трактатов и назидательных книг на библейские сюжеты. Все это служило целям образования и воспитания.