Проблемы совершенствования конституционного законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Л.Л. Каневский,
профессор ЬашГ}
За пять лет со дня принятия Конституции Республики Башкортостан Основной Закон показал свою жизнеспособность и подтвердил демократический характер всех его основных положений. В Конституции республики нашли свое отражение не только достижения ее многонационального народа в государственном, социально-экономическом и духовном развитии, но и важнейшие идеи международно-правовых актов о равенстве, свободе и демократии. Благодаря Конституции наша республика последовательно идет по пути демократии- Башкортостан - один из наиболее спокойных и стабильных регионов России, где серьезное внимание уделяется обеспечению прав и интересов человека и гражданина.
В Конституции должное внимание уделяется семье, материнству, отцовству и детству, которые находятся под защитой государства. Закреплено право на образование, при этом гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, внешкольного, общего и начального профессионального образования и на конкурсной основе - бесплатное высшее и среднее профессиональное образование. Несмотря на имеющиеся возможности реализации гарантированных Конституцией прав и интересов семьи и подрастающего поколения в современных условиях в связи со сложной социально-экономической обстановкой в стране, ростом преступности и иных правонарушений несовершеннолетних, ослабления влияния семьи на воспитание своих детей возникает настоятельная потребность повышения ответственности как государства, так и родителей за правильное нравственное воспитание ребенка. Преступность несовершеннолетних представляет собой своего рода издержки воспитания, прежде всего в семье, как следствие неисполнения родителями своего морального и правового долга. История учит, что в пору серьезных социальных потрясений больше всего страдают дети. Для них вольно или невольно начинается эпоха бесправия,
Резкое падение жизненного уровня большей части населения, негативные стороны сплошной коммерциализации, экологическое неблагополучие - таков неполный перечень факторов, увеличивающих количество беспризорных, сирот, инвалидов, несовершеннолетних правонарушителей.
Нельзя не отметить,что в последние годы многое делаетсяв областипредупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и региональном уровнях.
В нашей республике после тщательного обсуждения на парламентских слушаниях в правоохранительных органах, в Законодательной палате Государственного Собрания 23 марта 1998 года принят Закон «О государственной защите прав несовершеннолетних, профилактике их безнадзорности и правонарушений в Республике Башкортостан». Этот Закон определяет систему государственных органов, призванных обеспечить права и интересы несовершеннолетних. На них возложена вся воспитательно-профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и правонарушений среди этого контингента лиц.
В соответствии с этим Законом разработано Положение «О комиссиях по делам несовершеннолетних», утвержденное Кабинетом Министров Республики Башкортостан 31 июля 1998 года. Впервые в России в соответствии с этим Положением в городах и районах республики создаются комиссии по делам несовершеннолетних на постоянной основе в составе заместителя председателя комиссии, ответственного секретаря и специалистов в зависимости от количества несовершеннолетних, проживающих в регионе.
Все эти акты направлены на привлечение государственных органов и общественных формирований к предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Между тем, нравственное воспитание детей начинается в семье, продолжается в дошкольных учреждениях и в школах. Прежде всего на родителях лежит первейшая обязанность и ответственность за правильное воспитание ребенка, подготовку его к трудовой деятельности с тем, чтобы он стал достойным членом общества.
Эта идея была сформулирована в статье 60 Конституции Башкирской АССР 1978 года: «Граждане Башкирской АССР обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами социалистического общества». Эти же положения были зафиксированы в статье 64 Конституции РСФСР и в статье 66 Конституции СССР. Между тем, в части 3 статьи 47 действующей Конституции Республики Башкортостан указано: « Забота о детях, их воспитание, содержание - равное право и обязанность родителей». Такое же положение зафиксировано в части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации 1993 года, за исключением обязанности родителей по содержанию детей. Даже в Конституции ФРГ (статья 6), по примеру которой сформулирована часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, записана обязанность государства контролировать, как родители выполняют свое
право и обязанность заботиться о детях, правильно ли их воспитывают. чего, к сожалению, нет в упомянутых статьях Конституции Российской Федерации и Республики Башкортостан.
В этих статьях ничего не сказано об обязанности родителей готовить своих детей к общественно полезному труду, хотя этот вопрос всегда имел актуальное значение, особенно сейчас, когда многие подростки бросают школу, не стремясь овладеть какой-то профессией, не желая трудиться.
В Конституции Республики Башкортостан не зафиксирована важнейшая обязанность родителей, направленная на выработку у детей патриотизма, чувства любви к Родине, на воспитание у них высоких нравственных качеств, хотя эта обязанность родителей вытекает из положения статьи 67 Конституции Республики Башкортостан, в которой записано, что защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Республики Башкортостан. Как представляется, этим прежде всего должны заниматься родители.
Обращает на себя внимание и то, как в Конституции Российской Федерации, так и в Конституции Республики Башкортостан статьи, регламентирующие обязанности родителей по отношению к своим детям, перенесены из разделов об обязанностях граждан в главу, рассматривающую их права и свободы, В этой связи можно сделать вывод, что законодатель акцентирует внимание граждан не столько на их обязанностях, сколько на их правах. Думается, что права и обязанности надо рассматривать в единстве, и отношение законодателя к реализации прав и обязанностей граждан должно быть одинаковым.
Вместес тем нельзя не отметить,что не все ученые полагают, что в Конституции должна быть зафиксирована обязанность граждан готовить своих детей к трудовойдеятельности. Это объясняетсятем, что, во-первых, такая обязанность вытекаетиз нравственной обязанности родителей воспитывать своих детей, что зафиксировано в Конституции; во-вторых, в цивилизованных странах такаяобязанность не предусмотрена конституциями этих стран; в-третьих, эта идея может привести к возрождению советской системы принудительного труда.
Думается, что приведенная точка зрения спорна. Преждевсего, в Конституциях некоторых цивилизованных государств, наряду с правом на труд предусмотрена обязанность всех граждан трудиться. Например, в Японии, чьявысокая культура населения и нравственные устои общества^ не вызывают сомнения, в статье 27 Конституции записано: «Все имеют право на труди обязаны трудиться», Такое положение зафиксировано в части 1 статьи 35 Конституции Королевства Испании.Несколько в другой формулировке предусмотрена обязанность трудиться в статье 4 Конститу-