Состав (элементы! правоотношении Виды правоотношении. 4 страница

Теократия - это форма государства, где политическая и духовная власть сосредоточена в руках одного человека - главы духовенства (Ватикан, Иран). Теократическая модель предполагает: 1. Обожествление фигуры единовластного правителя. 2. Вселенское государство верующих без национальных границ, что провоцирует вмешательство во внутренние дела других государств, террористические акта. 3. Примат государства над обществом, авторитарные политические режимы, отчуждение власти от общества. Религиозные нормы это и есть право (Оман, Ливия, Саудовская Аравия - Коран). 4. Государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества со всеми атрибутами государственной власти. 5. Жесткая централизация государственного аппарата. 6. Деспотические и абсолютистские формы правления. 7. Неправовые способы разрешения споров.

11-2. Правосознание: понятие, виды, структура. Проблема формирования толерантного правосознания в современной России. Правосознание - это относительно самостоятельная сфера или область общественного, группового или индивидуального сознания (наряду с политическим, нравственным, эстетическим и т.д.), отражающая правовую действительность в форме юридических знаний и объективированных оценок действующего права, а также в виде социально-нравовых установок и ориентаций, выполняющих роль внутреннего регулятора юридически значимого поведения.

Виды правосознания: Первый вид — обыденное правосознание. Этот уровень свойствен основной массе членов общества, формируется на базе повседневной жизни граждан в сфере правового регулирования. Люди так или иначе сталкиваются с правовыми предписаниями: какую-то, информацию получают из средств массовой информации, наблюдают юридическую деятельность государственных органов, должностных лиц и т.д. Для людей с этим уровнем правосознания характерно знание общих принципов права. Второй вид— профессиональное правосознание, которое складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности. Субъекта этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения. Третий вид — это научное, теоретическое правосознание. Оно характерно для исследователей, научных работников, занимающихся вопросами правового регулирования общественных отношений.

Структура: правовая психология (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву) и правовая идеология - это главный элемент в структуре правосознания (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, это более рациональный уровень правовых оценок). По содержанию правосознание подразделяется на: обыденное, профессиональное, научное. На уровень правосознания огромное влияние оказывает нравственное состояние общества. Порождением тоталитаризма явилось отсутствие духовности, религиозности, что в свою очередь привело к нравственной деградации человека.

Основу нравственного сознания составляют представления о добре и зле, совести, стыде. "Нравственный смысл жизни, — писал В. С. Соловьев, — первоначально и Окончательно определяется самим добром, доступным нам внутренне, через совесть и разум... Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, так безусловного содержания; все остальное условно и относительно". При этом нравственные начала должны быть одинаковыми для всех людей не как факт, а как требование. Осознание этого требования может быть малоразвито или затуманено в человеческой душе, но оно должно обязательно присутствовать во всех человеческих душах. Эмпирическое добро и зло может быть разное для каждого человека в отдельности, но нравственное добро и зло должно быть одно для всех. Отсюда общее требование разума, которое Кант выражал в виде "категорического императива": действуй так, чтобы правила твоих действий могли быть всеобщим законом для всякого разумного существа.

Высоконравственная личность может быть вполне законопослушной, не зная конкретных законодательных актов, но для этого необходимо, чтобы законы отражали жизненные Реалии сквозь призму справедливости, свободы и гуманизма.

11-3. Виды толкования норм права по объему (буквальное, ограничительное и распространительное толкование). Толкование норм права - это деятельность, направленная на установление содержания юридических норм. Буквальное - означает полное соответствие словесного выражения норм права с ее действительным смыслом. При распространительном толковании содержание норм оказывается шире его текстуального выражения. Так, например, 150 ГК РФ дает перечень нематериальных благ: жизнь, здоровье, достоинство личности, и далее определяет, что к таковым относятся иные личные неимущественные права. При ограничительном толковании содержание нормы права оказывается уже его текстуального выражения. Так, например, ст. 34 СК РФ гласит - имущество, нажитое супругами во время брака является их совместной собственностью. Но может быть исключение: супруги иногда не живут совместно.

Билет .V» 12

12-1. Гибридные политические режимы. Характеризуя недемократические или отклоняющиеся от демократического, режимы, политологи иногда применяют гибридные типы. Такими гибридными режимами являются, например, дикгократия и демократура (у Ф. Шмиттера — дикгабланда и демокрадура), сочетающие в себе демократические и диктаторские признаки. Эти режимы могут образоваться, если нарушается известная последовательность: «либерализация—демократизация— консолидация». Считается, что режим дикгокрагии образуется при проведении либерализации без демократизации (отсюда — исчезновение первого корня «демо») и в условиях неразвитой экономики. При таком режиме элита получает все политические и гражданские права. Широкие массы формально тоже имеют права, но фактически остаются бедными и бесправными. Такие режимы складываются, например, в странах черной Африки. Режим демократуры предполагает демократизацию без либерализации, т. е. предлагается многопартийная система и конкурентные выборы, но участие в избирательном процессе рассматривается властями как демонстрация поддержки режиму. Если правительство такой поддержки не усматривает, оно ограничивает политические и гражданские права. Такие примеры можно было видеть в Сальвадоре и Гватемале в 1980-1990 гг.

12-2. Понятие, признаки и предпосылки возникновения правоотношения.

правоотношения в широком смысле - объективно возникающая до закона особая форма социального взаимодействия, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями, я реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, не запрещенном государством, правоотношения в узком смысле слова - разновидность социального отношения, урегулированного юридической нормой, участники которого обладают взаимными, корреспондирующими правами и обязанностями и реализуют их в целях удовлетворения своих потребностей и интересов в особом порядке, гарантированном и охраняемом государством в лице его органов. Признаки правоотношений обоих видов: 1) идеологический (мировоззренческий) характер, т. к. их возникновение, изменение и прекращение проходит через сознание людей; 2) волевой характер, т. к. правоотношение всегда является результатом волеизъявления его сторон или одной из сторон; 3) двусторонний характер, т. е. это всегда связь между его участниками через их субъективные права и юридические обязанности; 4) взаимосвязанный, корреспондирующие характер отношений сторон, т. к. эти отношения выражаются во взаимных правах и обязанностях; 5) наличие правосубъекпюсти как отличительная черта сторон в правоотношении; 6) регулирующая роль, заключающаяся в том, что правоотношения определяют конкретное поведение сторон и вносят элемент урегулированности и порядка в общественную практику.

Правовые отношения могут возникать и функционировать лишь при определенных предпосылках. Общие предпосылки: необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно: а) не менее двух субъектов; б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения. Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина. В более широком плане под материальными предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений. Однако одних общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще формально-юридические. К ним относятся: а) норма права, б) праводееспоеобноеть субъектов, в) юридический факт

12- 3. Правовые стимулы в системе правовых средств.

Правовой стимул — это правовое побуждение к законопослушному поведению, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.

Общие признаки реализации правовых стимулов:

они связаны с благоприятными условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

предполагают повышение позитивной активности;

направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей. В этих признаках заключается их необходимость и социальная ценность. Виды правовых стимулов:

-в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция);

-в зависимости от предмета правового регулирования выделяют конституционные, гражданские, экологические и другие стимулы; -в зависимости от объема выделяют основные(субьективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота) стимулы; -в зависимости от времени действия выделяют постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия) стимулы; -в зависимости от содержания выделяют материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность) стимулы.

Билет № 13.

13- 1. Коллизии в законодательстве и юридические средства их преодоления.

^правовых норм (законов); если коллидирует больше двух норм, то упраздняет все, кроме одной; б) изменяет, уточняет предмет (объект) регулирования претендующих на реализащво нормативно-правовых предписаний; в) отменяет все сталкивающиеся юридические нормы и издает новое нормативно-правовое предписание.

2. Издание коллизионных норм права.— наиболее универсальный способ устрашения конфликтов правовых предписаний. Он проявляется, во-первых, в том, что последние позволяют освободить нормотворческие органы от многообразного пояснения и изменения коллидирующих юридических норм. Во-вторых, они призваны облегчить правоприменителю практику, т.е. в отдельных случаях конфликтов правовых предписаний дают правоприменителю решение как поступать, какую норму права применять.

С точки зрения Н. И. Матузова, в целом, способами разрешения коллизий являются:!) толкование; 2) принятие нового акта; 3) отмена старого; 4) внесение изменений или уточнений в действующие акты; 5) судебное, административное, арбитражное рассмотрение; 6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм, 7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий; 8) конституционное правосудие.

Особо следует отметить роль Конституционного Суда в разрешении довольно частных и серьезных коллизий, возникающих в сфере федеративных отношений, взаимодействия ветвей власти, реализации прав граждан, осуществления различными органами и должностными лицами своих полномочий, споров о компетенции, о соответствии издаваемых нормативных актов Основному Закону страны. Это наиболее авторитетный и высокопрофессиональный уровень рассмотрения конфликтных ситуаций.

Закон ориентирует участников коллизионных отношений вести переговоры, прибегать к посредничеству, заключать мировые соглашения.

Актуально использование коллизионного права на "стыке" международного и национального права, международном частном праве тщательно урегулированы виды "привязок" коллизионных норм, которые содержат конкретные приоритеты национальных законов. 13-2.Объект правоотношений. Виды объектов правоотношений.

Объект правоотношения — это то, на что направлены права и обязанности субъектов правоотношений, по поводу чего они вступают в юридические связи. Выделяют два подхода к пониманию данной категории:

• согласно первому из них, объектом правоотношения могут выступать только действия субъектов, поступки людей;

• согласно второй точке зрения (разделяемой большинством ученых), объекты весьма разнообразны и могут быть:

1) материальными благами (вещи, ценности, имущество и т.п.);

2) нематериальными благами (жизнь, здоровье, достоинство,честь и т.п.);

3) продуктами духовного творчества (произведения литературы, искусства, музыки, науки, компьютерные программы и т.д.);

4) результатами действий участников правоотношений (правоотношения, возникающие, например, на основе договора перевозки, подряда на капитальное строительство и т.п.);

5) ценными бумагами и документами (деньги, акции, дипломы, аттестаты и т.д.).

Субъекты правоотношения - это участники правовых отношений, обладающие юридическими правами и обязанностями и использующие свою праводееспособность. Индивидуальные (граждане, лица с двойным гражданством, без гражданства, иностранцы) и коллективные (гос-во в целом, госорганизации, негосударственные организации)

Содержание правоотношения (см. выше).

Виды правоотношений: I. По предмету: конституц, администрат, уголовн, гражданск.; 2. По характеру: на материальные и процессуальные; 3. По функциям, регулятивные и охранительные. 4. По юридичеекгой обязанности: пассивные (осуществление запретов пассивных обязанностей: правоотношения собственности) и активные (осуществляют определенные положительные действия : правоотношения займа). 5. По составу участников: простые (купля-продажа) и сложные (отбывание уголовного наказания). 6. По тфодолжительности действия: кратковременные и долгосрочные. 7. По степени определенности сторон: относительные (конкретно определяют всех участников, то есть управомоченные и обязанные субъекты - покупатель-продавец, истец-ответчик), абсолютные (в них точно известна лишь управомоченная сторона - все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного), общие (вопрос дискуссионный).

13- 3. Социологическое правопонимание. «Широкое» понятие права.

Формирование социологического направления в современной теории права и государства началось на исходе XIX века. Социологическое правопонимание складывалось путем распространения социологических методов познания в юриспруденции. В состав социологии права включают учения, выдвинутые как социологами, так и юристами. Согласно взглядам сторонников социологического правопонимания, право охватывает не только нормы, установленные государством, но и всю совокупность фактически сложившихся правоотношений. Значительную роль в развитии социологического правопонимания сыграл американский юрист Роско Паунд (1870 - 1964). Основа учения Паунда гласит, что любые теоретические построения необходимо оценивать с точки зрения их практического значения или пользы. Паунд считал, что юридическая наука должна показывать, как право реально функционирует и влияет на поведение людей, противопоставляя "право в книгах" и "право в действии". Подход Паунда к правопониманию выражен в трех постулатах: Право - это правовой порядок, регулирование социальных отношений посредством применения силы органами государства; ■ Право - официальные источники, которые служат руководством при вынесении судебных и административных решений; • Право - судебный и административный процесс.

В соответствии с таким подходом право выступает как порядок общественных отношений в действиях и поведении людей. Это означает, что право формируется как через государство и создаваемые им законы, так и в фактически складывающихся отношениях людей. Социологическое понятие права получило наибольшее распространение в странах общего права, где основными источниками права, наряду с законами, являются судебные прецеденты. В этих странах (Англия, США) суды связаны в большей мере решениями других судов (вышестоящих), чем законами. Социологическое правопонимание допускает права человека, не вытекающие из закона, но защищаемые судом.

Но не любое судебное решение может быть правовым, а социологическое правопонимание не позволяет отличать правовое решение от неправового. Не учитываются психологические (личные качества судьи), экономические (хозяйственные споры), политические (общественное мнение) и прочие факторы, влияющие на принятие решения.

Находясь в оппозиции к легистскому правопониманию, которое не делает различия между правом и законом и предпочитает сводить право к закону (законодательному установлению верховной власти в данном государстве), социологический подход, со своей стороны, также признает своеобразную командную силу закона, снабженного санкцией принуждения, но обращает внимание на социальную среду формирования и функционирования юридических правил.

Билет JV® 14.

14- 1. Механизм (аппарат) государства; понятие, назначение, структура.

Механизм ( аппарат ) государства - это система государственных органов, взаимосвязанных общими принципами, единством конечной цели и взаимодействием, наделённых властными полномочиями, а также располагающих материально-техническими возможностями для осуществления своих функций. Государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Структура механизма государства включает в себя:

1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций;

2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.;.

3) государственных служащих, специально занимающихся управлением;

4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимых для обеспечения деятельности государственного аппарата. Механизм государства есть та реальная организационная и материальная сила, располагая которой, государство осуществляет власть, проводит ту или иную политику. Механизм государства и его структура не остаются неизменными, они постоянно изменяются, совершенствуются. На них оказывают влияние как внутренние (культурно- исторические, национально-психологические, религиозно-нравственные особенности, территориальные размеры страны, уровень экономического развития, соотношение политических сил), так и внешние (международная обстановка, характер взаимоотношений государства с другими государствами) факторами.

Функции: К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: охрана прав и свобод человека и тражданина, обеспечение правопорядка; экономическая; социальной защиты; экологическая; культурная.

К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: оборона страны; поддержание мирового порядка; сотрудничество с другими государствами и т.п.

14-2. Акты применения норм права: понятие, виды, роль в механизме правового регулирования. Акт применения права - это правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Он выступает итогом правоприменительной деятельности и обладает особенностями: исходит от компетентных органов; носит государственно-властный характер; носит персонифицированный характер, то есть адресован конкретным субъектам и указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; имеет определенную установленную законом форму. Акт применения права имеет внутреннюю структуру и состоит из: вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Классификация актов применения права: 1) По форме: указы, приговоры, решения, приказы и т.д. 2) По субъектам, их издающих: акты государственных и акты негосударственных органов; 3) По функциям права: на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела). 4) По юридической природе — на основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных, в частности, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 5) По предмету правового регулирования — на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.; 6) По характеру — на материальные и процессуальные.

Отличия акта применения права он нормативного акта. В отличие от нормативного акта правоприменительный акт: 1 .применяется именно на основе нормативного; 2.конкретазирует норму права, содержащуюся в нормативном акте, применительно к индивидуальным ситуациям, отношениям; 3.носит персонифицированный (индивидуально-определенный) характер; 4.не является источником (формой) нрава и рассчитан только на однократное применение; 5.выступает юридическим фактом для возникновения, изменения и прекращения соответствующих правонарушений.

14-3. Пробелы в праве. Аналогия закона и аналогия права. Правовой вакуум. Пробел — это полное или частичное отсутствие в действующем законодательстве необходимых юридических норм. Важно учитывать 2 условия пробельности:

1 фактические обстоятельства должны находиться в сфере правового регулирования;

2)должна отсутствовать конкретная норма права, призванная регулировать данные фактические обстоятельства. Существуют объективные и субъективные причины пробелов в праве. Они должны своевременно устраняться и преодолеваться. Устранить пробел можно лишь с помощью правотворческого процесса путем принятия новой нормы права. Преодолеть же пробел можно с помощью правоприменительного процесса, так как здесь никаких новых норм права не создается и правоприменитель вынужден всякий раз восполнять отсутствующее нормативное предписание посредством аналогии закона и аналогии права. Аналогия закона — это решение конкретного юридического дела на основе правовой нормы, рассчитанной не на данный, а на сходные случаи.

Аналогия права — это решение конкретного юридического дела на основе общих принципов и смысла права. Данный способ преодоления пробелов возможен лишь тогда, когда нет конкретной нормы, которая бы регулировала сходный случай. Причем ее нет ни в данной отрасли, ни в смежной. При таком применении важное значение имеют принципы права (справедливость, равенство перед законом и судом и т.п.), которые, как правило, устанавливаются в Конституции. Поэтому правоприменитель, базируясь во многом на собственное правосознание и мотивируя решение по делу, может ссылаться на конкретные конституционные статьи. В уголовном и административном праве аналогия исключается.

Правовой вакуум - это случаи полного неурегулирования тех или иных общественных отношений. Условно их также называют пробелами в праве, однако это качественно иные явления, нежели неполнота в действующих нормативных актах. Восполнение правового вакуума осуществляется путём правотворческой деятельности компетентного государственного органа.

Билет № 15

15- 1. Сущность государства. Основные изменения в современном понимании сущности государства.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов (классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и т.п.) в пределах определенной территории. При рассмотрении сущности государства необходимо учитывать два аспекта: I. любое государство есть организация политической власти; 2. чьим интересам служит данная организация. Можно выделить следующие подходы к сущности: Классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса. В этом случае государство используется как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Первоочередное удовлетворение интересов каких-либо классов не может не вызывать сопротивления у других классов. Отсюда проблема в постоянном снятии данного сопротивления с помощью диктатуры, насилия. Общечеловеческие интересы тоже присутствуют, но отходят на второй план.

Общесоциальный подход, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия для компромисса интересов различных классов и социальных групп. В этом случае государство используется уже в более широких целях как средство для обеспечения главным образом общественных интересов, концентрирующих интересы различных классов и слоев, большинства населения страны.

Можно также выделить религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.

Т.О. сущность государства многоаспектна, она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Поэтому в сущности государства в зависимости от исторических условий на первый план может выходить любое из вышеназванных начал.

15-2. Реализация права: понятия и формы. Под реализацией правовых норм понимается фактическое осуществление их предписаний в поведении субъектов. Реализация права представляет собой необходимую сторону жизни, существования права, без чего оно утрачивает свой социальный смысл. В зависимости от характера действий субъектов выделяют 3 формы реализации права:

• соблюдение (исполнение) - реализуются запреты, от нарушения которых лицо должно воздерживаться; выполняются обязанности, т.е. определенные в законе действия в интересах управомоченной стороны);

• использование (выражается в осуществлении субъективных прав, посредством чего лицо удовлетворяет свой собственный интерес и тем самым достигает определенного блага, ценности);

- применение (это властная деятельность компетентных органов по разрешению конкретного юридического дела, в результате чего выносится соответствующий индивидуальный акт).

Применение — особая форма реализации права, характеризующаяся следующими признаками: 1, применяют право только уполномоченные на то компетентные субъекты (государственные, муниципальные органы и т.п.); 2. носит властный характер; 3. имеет ряд стадий (установление фактической и юридической основы дела, принятие решения); 4. осуществляется в процессуальной форме (в целях усиления гарантий законного и справедливого разрешения дела данная деятельность жестко регламентирована нормами права); 5.связано с применением соответствующего индивидуального, властного (правоприменительного) акта. Правоприменение необходимо тогда, когда субъекты не могут сами без помощи властных органов реализовать свои права и обязанности, когда возникает потребность в государственном принуждении, когда имеется спор по поводу юридического факта и т.п.

15-3. Правовые средства и проблемы их совершенствования в современный период. Право — многогранное явление, призванное регулировать общественные отношения. Его можно рассматривать с разных сторон. В роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание. Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей. Данный подход в юридической науке называют инструментальным, в рамках которого и исследуются правовые средства.

В самом общем виде правовые средства — это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных целей. Эти цели могут быть различны, но в конечном счете они сводятся к справедливой упорядоченности общественных отношений. В качестве правовых средств выступают нормы права, правоприменительные акты, договоры, юридические факты, субъективные права, юридические обязанности, запреты, льготы, поощрения, наказания и т.д.

Особое место в в системе правовых средств занимают правовые ограничения. Правовое ограничение — это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контрсубъекта и общественных интересов в охране и защите. Общие признаки правовых ограничений:

1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей);

2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.;

3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию;

4) предполагают снижение негативной активности;

5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны. Виды правовых ограничений:

- в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическая обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция);

Наши рекомендации