V. Подбор заголовка к тексту
— Что нужно сделать, чтобы подобрать заголовок к тексту? (Нужно определить тему текста и его основную мысль.)
— Какой вопрос нужно себе задать, чтобы определить тему текста?
— О чем этот рассказ? Начните свой ответ словами: в этом рассказе говорится о том, как...
— Определить основную мысль вам поможет вопрос: почему автор рассказал об этом случае? (Он удивился, что галка оказалась такой умной и находчивой.)
— Подберите заголовок, который отразит главное. Запишите самостоятельно.
VI. Деление текста на части. Анализ содержания. Составление плана
— Почему галка не могла достать воду?
— Какой выход она нашла?
— В каком предложении автор выразил свое удивление? Прочитайте, передав отношение автора.
— Что надо сделать, чтобы лучше запомнить текст? (Поставить вопросы.)
— К чему надо поставить вопросы? (К каждой части.)
— У нас получился план в виде вопросов. А сейчас попробуйте составить план рассказа из предложений, отражающих главное в каждой части.
— С чего необходимо начать работу? (Разделить текст на части.)
— Сколько частей можно выделить в этом тексте? (Три.)
— О чем говорится в первой части? (О том, что галка хотела пить и не могла достать воду.)
Прочитайте первую часть. Сколько в ней предложений? (Четыре.)
— Что главное в этой части? (Галке не достать воду.)
— Почему это главное? (Дальше говорится о том, как она достала воду.)
— В какой части об этом сказано? Сколько предложений в этой части? (Два.)
— Что сделала галка, чтобы достать воду?
— Как назовем эту часть? (Галка кидает камушки.)
— Докажите, что это главное в части. (Галка догадалась, как достать воду.)
— Прочитайте последнюю часть. Сколько в ней предложений? (Одно.)
— Почему в этом предложении стоит восклицательный знак?
Запись плана на доске.
1. Галке не достать воду.
2. Галка кидает камушки.
3. Вот так галка!
Прочитайте план. Помогает ли он вспомнить все главные моменты рассказа?
VII. Орфографическая подготовка
Выпишем слова, трудные для написания.
Кувшин, накидала и другие (по усмотрению учителя)
— Зачем мы выписывали эти слова?
VIII. Повторное чтение текста
IX. Запись текста
— О чем нельзя забывать при записи текста? (Делить на части)
— Что поможет в работе? (План.)
X. Проверка изложения
Проверьте, все ли понятно в вашем рассказе. Проверьте, правильно ли выделили части.
— Как проверить грамотность написанного? (Прочитать по слогам.)
XI. Рефлексия
— Чему мы сегодня учились на уроке?
— Есть ли что-то, что у вас не получилось?
— Что показалось самым интересным?
— Самым трудным?
— Спасибо за работу.
Русский язык Дата
TEMA: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное»
Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи;
закрепить навыки распознавания прилагательных среди слов других частей речи;
пополнять словарный запас.
Ход урока
I. Организационный момент.
* * *
Определяю я предметы, Я украшаю вашу речь,
Они со мной весьма приметны, Меня вам надо знать, беречь!
— О какой части речи мы сегодня будем говорить?
И. Сообщение темы и цели урока
III. Вступительное слово
— Из урока в урок мы путешествуем с вами по стране русского языка: открываем секреты орфографии, исследуем части речи. Перечислите известные вам части речи.
С опорой на таблицу расскажите все, что вы знаете об имени прилагательном.
Тест.
Имя прилагательное обозначает____________________ __.
Отвечает на вопросы__________________________________ .
Указывает на связь с__________________________________ .
Имена прилагательные изменяются_____________________ .
Род прилагательного не определяется___________________ .
Во множественном числе прилагательные имеют окончания
Прилагательное мужского рода отвечает на вопрос________ ,
имеет окончание______________________________________ .
Прилагательное женского рода отвечает на вопрос_________ ,
имеет окончание____________ .
Прилагательное среднего рода отвечает на вопрос_________ ,
имеет окончание____________ .
Прилагательное является ___________________ членом предложения.
IV. Чистописание
— Что вы видите на доске?
-ая, -яя, -ой, -ий, ~ый. ~ое, -ее.
— На что указывают эти окончания? (Ответы.)
Выпишите из ряда слов задания 1 только имена прилагательные (слова записаны на отдельных карточках). Выделите окончания.
Синий, синеть, зелень, зеленое, зеленеет, трусость, трусливая, трусить, заботливые, забота, заботиться.
Проверка
V. Словарная работа
— С какой частью речи чаще всего употребляются имена прилагательные?
Сейчас вам предстоит записать словарные слова
«Картинный» диктант
Картина, огурец, метро, коридор, пальто, лягушка, автобус, животные, ворона.
По ходу записи дети устно называют признаки данных предметов.
— Подберите однокоренные слова к слову «ворона». Выделите корень.
Ворона, вороненок, воронушка, вороний, воронье.
— Для одних вороны — всегда хитрые и коварные птицы. А в Японии ворона — спутник богов, символ сыновнего почета.
— Как вы понимаете фразеологический оборот считать ворон?
VI. Повторение материала о роде и числе имен прилагательных
— Как определить род и число имен прилагательных?
— У каких прилагательных род узнать нельзя?
Вам сейчас предстоит выполнить 2 задание на карточке.
— Допишите окончания имен прилагательных. Выделите окончания. Укажите род и число.
Прозрачн.. вода, отважн.. воин, весенн.. солнце, верн., товарищ, добр., сердце, знаком., люди, погож., деньки.
VII. Физкультминутка
Один ученик выходит к доске и поворачивается к ней спиной. Учитель пишет на доске название предмета. Ученики по очереди перечисляют признаки предмета. Водящий должен назвать этот предмет.
VIII. Работа с антонимами
— Какие слова называются антонимами?
Запишите в строку только словосочетания-антонимы (это 3 задание на карточке).
Солнечный день — .., высокое здание — .., глубокий пруд — .., ранняя весна — .., веселое настроение — .., трудолюбивый человек — .., горький перец —....
Проверка.
IX. Упражнение «Ловушка»
— Найдите на карточке 4 задание. Вам надо записать текст, исправив ошибки. Буквы, которые исправили, подчеркните.
Лошад бижала рысю по глаткой дароге. Влису деревя стояли неподвижно, таня шла по трапинке. Она вывела ее кпаляне. На ней росла малинькая пушыстыя елочька.
X. Рефлексия
— Выразите свое отношение к имени прилагательному в синквейне.
1. Тема.
2. Два характерных прилагательных (прилагательное: распространенное, красивое).
3. Три характерных глагола (украшает,уточняет, обогащает).
4. Предложение из четырех слов. (Без прилагательных речь бедная.)
5. Одно существительное (признак).
XI. Домашнее задание.
Упражнение 192, с. 103. Спасибо за старание на уроке!
Русский язык Дата
ТЕМА:
Контрольный диктант с грамматическими заданиями
Цель: проверить уровень сформированности орфографической грамотности у учащихся; развивать орфографическую зоркость;
совершенствовать навыки самостоятельной работы.
Ход урока
I. Организационный момент