Игра «Кто вернее и точнее?». Работа в больших группах

Каждая группа получает задание на карточках.

1. Выпишите словосочетания с существительным и прила­гательным.

2. Выделите окончания прилагательных.

3. Укажите число и род имен прилагательных,
1 группа.

Русская изба строилась без единого гвоздя, без железной скобы или стального болта. Концы бревен соединялись так, что держались друг за дружку.

2 группа.

В каждом сосновом бревне был спрятан круглый шип. Он тоже укре­плял стену. Украшались дома деревянной резьбой.

3 группа.

Стоит на деревенской улице такая изба-красавица с кружевным на­личником, с узорчатым балкончиком, с затейливым крыльцом.

Весь текст написан на доске. Представители групп читают свои отрывки.

IX. Итог урока

— Для чего нужны в речи имена прилагательные?

— Какие признаки предметов обозначают? (Цвет, вкус, фор­му, размер, запах, высоту, качество.)

— Что нового узнали на уроке? (Ответы.)

X. Рефлексия

— Давайте разработаем формулу успешного усвое­ния материала урока каждым учеником.

Прочные = внимание + взаимопомощь + настойчивость + терпение знания.

XI. Домашнее задание.
Упражнение 189, с. 101; правило (с. 101).

Игра «Кто вернее и точнее?». Работа в больших группах - student2.ru

Русский язык Дата

ТЕМА: Правописание безударных гласных в окончаниях имен прилагательных

Цель: формировать навыки правильного употребления окончаний имен прилагательных мужского, среднего и женского рода в устной и письменной речи;

обогащать словарный запас именами прилагательными.

Ход урока

I. Организационный момент

* * *
Начинается урок, Ответы полные давать,

Он пойдет ребятам впрок, Чтоб за работу получать

Постарайтесь все понять, Только лишь оценку «десять»!

Учитесь тайны открывать,

II. Проверка домашнего задания
Упражнение 189, с. 101.

— К какому правилу относятся пропущенные буквы? (Безударная гласная, проверяемая ударением.)

— У каких прилагательных нельзя определить род?

III. Чистописание

Зз Ее за зл Ег

— Почему я объединила именно эти две буквы? Запишите пословицу. Объясните ее смысл. Золото добывают из земли, а знания получают из книги. Подберите имена прилагательные к существительным «зна­ния» и «книга».

— Можно ли определить род имен прилагательных?

IV. Сообщение темы и цели урока

V. Словарная работа
Учитель диктует слова.

Прекрасный, красивый, здоровая, маленький, белорусский, золотое.

— Какой частью речи являются все эти слова?

— Что такое имя прилагательное?

— На какие вопросы отвечает?

— Как изменяется?

— С какой частью речи связано?

— С какой целью употребляется в нашей речи? Составьте словосочетания, употребив слово «золотой» в прямом и переносном значении. (Золотые руки, золотое коль­цо, золотое сердце, золотая цепочка, золотая рожь.)

— Объясните значение словосочетаний, в которых прилага­тельные употреблены в переносном значении. Запишите их.

VI. Работа по теме урока

— На какой вопрос отвечают имена прилагательные в мужском роде; в женском роде; в среднем роде?

(На доске записываются вопросы в три строчки.)

м. р. какой?

ж. р. какая?

ср. р. какое?

— Подберите имена прилагательные к существительным, на­пример «урок» (интересный).

— В какую строку запишем слово «интересный»? Почему?

Далее дети объясняют, в какую строку записывают имена прилагательные.

Дом (высокий), кит (большой), лента (красивая), дорога (зимняя), солн­це (яркое), настроение (хорошее).

— Выделите окончания в именах прилагательных.

м. р. какой? интересный, высокий, большой;

ж. р. какая? красивая, зимняя;

ср. р. какое? яркое, хорошее.

— Сделайте вывод, какие окончания имеют имена прилага­тельные мужского, женского и среднего рода?

Работа с правилом (с. 102).

Физкультминутка

Учитель называет словосочетания. Если звучит сочетание слов мужского рода — приседают ученики 1 ряда; женского рода — приседают ученики 2 ряда; ученики 3 ряда приседают, если слышат сочетание слов среднего рода.

Белая береза, солнечный зайчик, весеннее солнце, раннее утро, холод­ный ветер, сильная буря, хитрая лиса, крепкое здоровье, родной город.

VII. Закрепление изученного

1 ряд — запишите 5 словосочетаний по схеме: прилага­тельное + существительное среднего рода;

2 ряд — составьте и запишите 5 словосочетаний по схеме: прилагательное + существительное мужского рода;

3 ряд — 5 словосочетаний по схеме: прилагательное + су­ществительное женского рода.

— Выделите окончания в именах прилагательных



Наши рекомендации