VII. Диктант с обоснованием.
— Я вам буду диктовать слова, но, прежде чем записать слово, необходимо объяснить, какой разделительный знак необходимо писать.
Серьезный, съемка, разъяренный, вьет, чутье, объединил, полозья, съедобный, подъем, обезьяна.
VIII. Работа с предложением.
— Подъехал кран. Это предложение или словосочетание? Объясните свой ответ.
Распространите это предложение. Запишите его. Подъехал к стройке мощный подъемный кран.
— Какой разделительный знак написали в 1 и 4 словах? Почему?
Подчеркните грамматическую основу.
IX. Работа по учебнику.
— Какие слова называются многозначными?
Упражнение 139, с. 72.
Упражнение 140, с. 73.
X. Разбор слов по составу.
Три ученика работают у доски.
Запишите слова под диктовку. Разберите их по составу.
Кричат, глазок, далекие, заморозки, съезд, полянка.
XI. Итог урока.
— Очень часто мы допускаем ошибки в словах с разделительным «ъ». Что необходимо видеть в слове, чтобы писать грамотно? (Приставку.)
— Давайте еще раз вспомним, когда пишется «ъ».
XII. Домашнее задание.
Упражнение 142, с. 74; словарное слово «ботинки».
XIII. Рефлексия.
— Ребята, перед уроком вы на полях тетради нарисовали лестницу. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались с написанием разделительного «ъ», то нарисуйте себя на вершине лестницы. Если осталось что-то неясным, нарисуйте себя ниже.
Русский язык Дата
ТЕМА: Употребление слов с разделительным твердым знаком в устной
И письменной речи
Цель: формировать умение видеть орфограмму «Разделительный «ъ» и «ь» и умение обозначать графически данную орфограмму;
развивать орфографическую зоркость, совершенствовать устную и письменную речь;
учить анализировать, рассуждать;
воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
I. Организационный момент.
* * *
Друзья мои, я очень рада И для меня уже награда
Войти в приветливый наш класс. Вниманье ваших умных глаз.
— Сегодня вам предстоит вспомнить многое из того, что вы уже изучили, узнать что-то новое. Я желаю вам успехов, пожелайте и вы друг другу удачи.
II. Проверка домашнего задания. Зачет по правилам(на листочках).
1 вариант (приводите по 2 примера).
1. Как проверить правописание безударных гласных?
2. Как проверить правописание непроизносимых согласных?
3. Напишите все, что знаете о предлоге.
4. Когда пишется разделительный «ъ»?
2. вариант(приводите по 2 примера).
1. Как проверить правописание парных согласных?
2. Как проверить правописание непроизносимых согласных?
3. Напишите все, что знаете о приставке.
4. Когда пишется разделительный «ь»?
III. Сообщение темы и цели урока.
IV. Чистописание.
— На минутке чистописания мы будем писать 28-ую и 30-ую буквы алфавита.
— Какие это буквы?
ье ье ью ъя ьи ъе ъе ъю ъя
— Почему после разделительных «ъ» и «ь» знаков написаны эти гласные буквы?
— Прочитайте предложение и объясните, какой разделительный знак необходимо вставить в слова.
Вороб..и с..ежилисъ ноч..ю на мокрых дерев.ях.
— Подчеркните в предложении грамматическую основу. Укажите части речи.
V. Словарная работа(развитие связной речи, тренировка памяти).
— Я буду называть словарные слова, а вам необходимо составить связный рассказ на тему «Поездка за город». Слова, которые я буду называть, должны следовать в том порядке, в каком я их называю. По возможности используйте слова с разделительным «ъ».
Воскресенье, автобус, дорога, вороны, километр, красивый, природа.
— Давайте послушаем рассказы, которые у вас получились (2—3 ученика).
— Запишите словарные слова.
VI. Работа по теме урока.
Распределительный диктант (2 ученика работают у доски).
— Сейчас выполним задание по вариантам. Приглашаю по одному представителю от каждого варианта к доске. Представитель 1-го варианта записывает слова с разделительным «ь» знаком, представитель 2-го варианта — с разделительным «ъ» знаком.
Подъезд, жилье, отъехал, съязвил, вьюн, пьет, съемка, птичьи звенья, объяснил.
На местах ребята обмениваются тетрадями и проверяют задание вместе с отвечающими у доски.
Как вы понимаете смысл слова «съязвил»
Физкультминутка.
VII. Работа по учебнику.
—Упражнение 143, с. 74.
— Упражнение 144, с. 75.
VIII. Домашнее задание.
Упражнение 145, с. 75; повторить словарные слова.
IX. Итог урока.
— А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось стихотворением
* * *
В стране Русский Язык, И всегда во всем послушен!
В городе Алфавите Старший брат строг и суров,
Живут два брата-двойняшки, Не говорит много слов.
Носят одинаковые рубашки. И во всех он делах упертый!
У одного хохолок на голове, И зовется он Знаком Твердым.
А другой лысый вообще. Но живут вместе братья дружно,
Хоть они друг на друга похожи, Не встают в те слова, где не нужно!
Их характеры совершенно не схожи. Четко правила соблюдают
Младший брат весельчак и добряк. И друг другу в делах не мешают.
И зовется он Мягкий Знак. Если ты эти правила будешь знать,
Он ласков и добродушен. То учиться будешь на «десять»!
— Как вы понимаете смысл выражения в делах упертый?
X. Рефлексия.
— Вы сегодня хорошо потрудились! Что вам помогло справляться с работой?
— Что на уроке было главным?
А сейчас сядьте удобнее, расслабьтесь, представьте себе ту картину, которую я буду описывать.
(Звучит спокойная тихая музыка.)
В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и согревает. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка становится еще больше. Я направляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны). Откройте глаза. Пошлем друг другу хорошее настроение и добрые мысли. Всего вам доброго!
Русский язык Дата
ТЕМА: Разграничение написания слов с разделительными мягким и твердым знаками
Цель: продолжить формирование умения писать слова с разделительными ь и ъ знаками с обоснованием выбора знака;
обобщить и закрепить изученный материал по орфографии;
развивать внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, делать выводы;
воспитывать активную жизненную позицию:умение быть решительным, отстаивать свою точку зрения.
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, те, кто с утра хмурится. Здравствуйте, те, кто проснулся с хорошим настроением. Здравствуйте, все, кто рад меня видеть и настроен на получение новых знаний.
II. Проверка домашнего задания.
— Какие буквы вставили в слова? Докажите.
— С какими частями речи употребляются приставки?
— С какой частью речи никогда не употребляются предлоги?
III. Повторение изученного.
— Прочитайте предложение и с опорой на него определите тему сегодняшнего урока. Друзья, ученье нас объединяет!
— Что вы знаете про разделительный «ь»? (Пишется в корне слова, разделяет согласный от гласного, пишется перед гласными «е», «ё», «ю», «я», «и».)
Приведите свои примеры.
— Кто может рассказать о разделительном «ь»? Приведите примеры.