VII. Диктант с обоснованием.

— Я вам буду диктовать слова, но, прежде чем запи­сать слово, необходимо объяснить, какой разделительный знак необходимо писать.

Серьезный, съемка, разъяренный, вьет, чутье, объединил, полозья, съедобный, подъем, обезьяна.

VIII. Работа с предложением.

— Подъехал кран. Это предложение или словосочета­ние? Объясните свой ответ.

Распространите это предложение. Запишите его. Подъехал к стройке мощный подъемный кран.

— Какой разделительный знак написали в 1 и 4 словах? Почему?
Подчеркните грамматическую основу.

IX. Работа по учебнику.

— Какие слова называются многозначными?
Упражнение 139, с. 72.

Упражнение 140, с. 73.

X. Разбор слов по составу.

Три ученика работают у доски.

Запишите слова под диктовку. Разберите их по составу.

Кричат, глазок, далекие, заморозки, съезд, полянка.

XI. Итог урока.

— Очень часто мы допускаем ошибки в словах с раз­делительным «ъ». Что необходимо видеть в слове, чтобы писать грамотно? (Приставку.)

— Давайте еще раз вспомним, когда пишется «ъ».

XII. Домашнее задание.

Упражнение 142, с. 74; словарное слово «ботинки».

XIII. Рефлексия.

— Ребята, перед уроком вы на полях тетради нари­совали лестницу. Если вы считаете, что хорошо потрудились на уроке, разобрались с написанием разделительного «ъ», то на­рисуйте себя на вершине лестницы. Если осталось что-то неяс­ным, нарисуйте себя ниже.

Русский язык Дата

VII. Диктант с обоснованием. - student2.ru

ТЕМА: Употребление слов с разделительным твердым знаком в устной

И письменной речи

Цель: формировать умение видеть орфограмму «Разде­лительный «ъ» и «ь» и умение обозначать графически дан­ную орфограмму;

развивать орфографическую зоркость, совершенствовать устную и письменную речь;

учить ана­лизировать, рассуждать;

воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

I. Организационный момент.

* * *
Друзья мои, я очень рада И для меня уже награда

Войти в приветливый наш класс. Вниманье ваших умных глаз.

— Сегодня вам предстоит вспомнить многое из того, что вы уже изучили, узнать что-то новое. Я желаю вам успехов, пожелайте и вы друг другу удачи.

II. Проверка домашнего задания. Зачет по правилам(на листочках).

1 вариант (приводите по 2 примера).

1. Как проверить правописание безударных гласных?

2. Как проверить правописание непроизносимых согласных?

3. Напишите все, что знаете о предлоге.

4. Когда пишется разделительный «ъ»?

2. вариант(приводите по 2 примера).

1. Как проверить правописание парных согласных?

2. Как проверить правописание непроизносимых согласных?

3. Напишите все, что знаете о приставке.

4. Когда пишется разделительный «ь»?

III. Сообщение темы и цели урока.

IV. Чистописание.

— На минутке чистописания мы будем писать 28-ую и 30-ую буквы алфавита.

— Какие это буквы?

ье ье ью ъя ьи ъе ъе ъю ъя

— Почему после разделительных «ъ» и «ь» знаков написаны эти гласные буквы?

— Прочитайте предложение и объясните, какой разделитель­ный знак необходимо вставить в слова.

Вороб..и с..ежилисъ ноч..ю на мокрых дерев.ях.

— Подчеркните в предложении грамматическую основу. Ука­жите части речи.

V. Словарная работа(развитие связной речи, тренировка памяти).

— Я буду называть словарные слова, а вам необходи­мо составить связный рассказ на тему «Поездка за город». Сло­ва, которые я буду называть, должны следовать в том порядке, в каком я их называю. По возможности используйте слова с раз­делительным «ъ».

Воскресенье, автобус, дорога, вороны, километр, красивый, природа.

— Давайте послушаем рассказы, которые у вас получились (2—3 ученика).

— Запишите словарные слова.

VI. Работа по теме урока.

Распределительный диктант (2 ученика работают у доски).

— Сейчас выполним задание по вариантам. Приглашаю по одному представителю от каждого варианта к доске. Представи­тель 1-го варианта записывает слова с разделительным «ь» знаком, представитель 2-го варианта — с разделительным «ъ» знаком.

Подъезд, жилье, отъехал, съязвил, вьюн, пьет, съемка, птичьи звенья, объяснил.

На местах ребята обмениваются тетрадями и проверяют за­дание вместе с отвечающими у доски.

Как вы понимаете смысл слова «съязвил»

Физкультминутка.

VII. Работа по учебнику.

—Упражнение 143, с. 74.

— Упражнение 144, с. 75.

VIII. Домашнее задание.

Упражнение 145, с. 75; повторить словарные слова.

IX. Итог урока.

— А закончить сегодняшний урок мне бы хотелось стихот­ворением

* * *

В стране Русский Язык, И всегда во всем послушен!

В городе Алфавите Старший брат строг и суров,

Живут два брата-двойняшки, Не говорит много слов.

Носят одинаковые рубашки. И во всех он делах упертый!

У одного хохолок на голове, И зовется он Знаком Твердым.

А другой лысый вообще. Но живут вместе братья дружно,

Хоть они друг на друга похожи, Не встают в те слова, где не нужно!

Их характеры совершенно не схожи. Четко правила соблюдают

Младший брат весельчак и добряк. И друг другу в делах не мешают.

И зовется он Мягкий Знак. Если ты эти правила будешь знать,

Он ласков и добродушен. То учиться будешь на «десять»!

— Как вы понимаете смысл выражения в делах упертый?

X. Рефлексия.

— Вы сегодня хорошо потрудились! Что вам помогло справляться с работой?

— Что на уроке было главным?

А сейчас сядьте удобнее, расслабьтесь, представьте себе ту картину, которую я буду описывать.

(Звучит спокойная тихая музыка.)

В природе есть солнце. Оно светит, всех любит и согревает. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в сво­ем сердце маленькую звездочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несет любовь. Мы чувствуем, как звездочка увеличилась. Направляем лучик, который несет мир. Звездочка опять увеличилась. Направляю лучик с добром, звездочка становится еще больше. Я на­правляю к звездочке лучики, которые несут здоровье, радость, теп­ло, свет, нежность, ласку. Теперь звездочка становится большой, как солнце. Оно несет тепло всем, всем, всем (руки в стороны). Откройте глаза. Пошлем друг другу хорошее настроение и добрые мысли. Всего вам доброго!

Русский язык Дата

ТЕМА: Разграничение написания слов с разделительными мягким и твердым знаками

Цель: продолжить формирование умения писать слова с раз­делительными ь и ъ знаками с обоснованием выбора знака;

обоб­щить и закрепить изученный материал по орфографии;

разви­вать внимание, умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, делать выводы;

воспитывать активную жизненную позицию:умение быть решительным, от­стаивать свою точку зрения.

Ход урока

I. Организационный момент.

Здравствуйте, мальчики! Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, те, кто с утра хмурится. Здравствуйте, те, кто проснулся с хорошим настроением. Здравствуйте, все, кто рад меня видеть и настроен на получение но­вых знаний.

II. Проверка домашнего задания.

— Какие буквы вставили в слова? Докажите.

— С какими частями речи употребляются приставки?

— С какой частью речи никогда не употребляются предлоги?

III. Повторение изученного.

— Прочитайте предложение и с опорой на него опре­делите тему сегодняшнего урока. Друзья, ученье нас объединяет!

— Что вы знаете про разделительный «ь»? (Пишется в корне слова, разделяет согласный от гласного, пишется перед гласны­ми «е», «ё», «ю», «я», «и».)

Приведите свои примеры.

— Кто может рассказать о разделительном «ь»? Приведите примеры.

Наши рекомендации