II. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока

На доске написаны слова:

Пов..р, тру.., зу..ки, лесник, сне.., гр..6ник, ска.ла, в..да, ло..ка, пр.. мой

— Внимательно прочитайте написанные на доске слова. Разделите их на две группы.

— Какие группы получились?

— Какие слова отнесли к первой группе? (Слова «повар», «лесник», «грибник», «вода», «прямой». Это слова с безударной гласной в корне.)

— Какие слова вы отнесли ко второй группе и почему? (Сло­ва «труд», «зубки», «снег», «сказка», «ложка». Это слова с парной согласной в корне.)

— Еще раз посмотрите на написанные слова и скажите, над чем мы сегодня будем работать. (Над правописанием парных соглас­ных и безударных гласных в корне.)

— Как проверить правописание безударной гласной в корне?

— Как проверить правописание парной согласной в корне? Запишите эти слова, подберите к ним проверочные слова.

III. Чистописание

— На минутке чистописания мы напишем буквы, ко­торые являются безударными гласными и парными согласны­ми в данных словах. Какие это буквы?

Определите порядок следования букв в данном ряду:

бпа гке дти жш

— Напишите этот ряд букв до конца строки, соблюдая указан­ную последовательность.

IV. Повторение и закрепление изученного
Работа по учебнику.

ü Упражнение 72, с. 37.

— К какому жанру можно отнести данный текст и по­чему? (Сказка, т. к. Ручка и Карандаш разговаривают.) Чтение текста по ролям

— Какие черты «характера» Ручки и Карандаша проявились в этом диалоге?

— Выберите подходящие слова для характеристи­ки этих героев. (Объясняем значение данных слов.)

— Встречались ли вам люди, похожие на героев этой сказки?

— Кто делает ошибки — Карандаш, Ручка, а может, ученики? (Ответы.)

Работа в парах

— Сочините сказочные диалоги, представив, о чем могут разговаривать окружающие нас предметы. Например, мел, доска, тряпка.

Проверка

Выполняется орфографическое задание с комментировани­ем у доски.

— Какие орфограммы встретились? Что их объединяет?

— Как проверить правописание безударной гласной в корне?

— Как проверить правописание парной согласной в корне?

ü Упражнение 73, с. 38.

— Как вы думаете, какие правила правописания не знает лев? Перепишите письмо без ошибок (самостоятельно).

Физкультминутка(можно использовать упражнение 74).

Работа в группах.

1 группа — упражнение 75, с. 39.

2 группа — прочитайте, определите границы предложе­ний. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Все доро..ки покрылись снежным к..вром гла..ким л,.дом оделась р..ка на школьной площа..ке р..бята устроили горку быстро мчатся с гор­ки вниз сала..ки ре..кий ветер бьет детям в лицо моро.. щиплет щеки.

3 группа — составьте из слов предложения, запишите их, вставляя пропущенные буквы.

Л..сные, звери, готовятся, к з..ме.

У, белки, в, дупле, много, орехов, гр..бов, и.

Зайчик, сменит, серую, шу..ку, на, белую.

Белого, на, белом, зайца, сн.ту, лиса, не заметит.

Медве..ь, для, берлоги, место, ищет.

Проверка.

Разноуровневая работа.

1. Запишите парные звонкие и глухие согласные.

2. Прочитайте слова.

Гриб, сад, стол, сказка, туман, дубки.

Выпишите те слова, произношение которых расходится с правописанием. Запишите к ним проверочные слова.

3. Подчеркните букву, которую следует писать в слове. Сое­дините это слово с проверочным.

Гла (з, с) утюги,

Дож (д, т)ъ сады.

Утю (к, г) столбы.

Стол (б, п) дожди.

Cа (д, m) глаза.

4. Прочитайте. Вставьте нужную букву и запишите прове­рочное слово.

Медве..ь —__________________________ ,

Расска.. —___________________________ .

Яго..ка — .

Тетра..ь —___________________________ ,

Моро.. —____________________________ .

Бере..ка —___________________________ .

Сугро.. — .

5. Прочитайте текст. Вставьте и подчеркните пропущенные буквы.

Кр.сив зимний наря.. леса. На лапах елей л..жит сне... На тонкой бере..ке св..ркает иней. М.лодые ду..ки к..чают замер..шими ве..ками.

V. Подведение итогов. Рефлексия

Учитель. Какие задания понравились?

— Что удалось?

— Где и какие возникли трудности? Как вы их преодолевали?

VI. Домашнее задание

Упражнение 76, с. 39.

РУССКИЙ ЯЗЫК 3 КЛАСС ТЕМА: Правописание парных согласных и безударных гласных в корне ДАТА____________

Цель: совершенствовать орфографический навык;

устано­вить единую основу правил правописания гласных и согласных в корне;

развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Организационный момент.

Все начинается со школьного звонка,

В далекий путь отчаливают парты,

Там, впереди, покруче будут старты

И посерьезней будут, а пока:

Нас ждет урок русского языка.

II. Проверка домашнего задания.

Наши рекомендации