К природным источникам угроз относят наводнения, оползни, землетрясения, снежные и песчаные заносы на дорогах, цунами, тайфуны и т.п.
К социальным источникам угроз относят:
– низкую эффективность государственного надзора и контроля;
– нарушение правил эксплуатации технических средств, несовершенство этих правил.
– неправомерное вмешательство в функционирование транспорта (блокировка транспортных путей, хищения и хулиганство на транспорте, террористические акты и т.п.). Приказом Минтранса РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 5марта 2010 года был утвержден Перечень потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Он включал:
1) угрозу захвата (возможность захвата объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, установления над ними контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания);
2) угрозу взрыва (возможность разрушения объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, или нанесения им и/или их грузу, здоровью персонала, пассажирам и другим лицам повреждений путем взрыва (обстрела);
3) угрозу размещения или попытки размещения на объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств взрывных устройств (взрывчатых веществ) (возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на объектах транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить объекты транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, нанести им и/или их грузу повреждения);
4) угрозу поражения опасными веществами (возможность загрязнения объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств или их критических элементов(критический элемент объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств – это строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, акт незаконного вмешательства в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению их функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций опасными химическими, радиоактивными или биологическими агентами, угрожающими жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц);
5) угрозу захвата критического элемента объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств (возможность захвата критического элемента объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, установления над ним контроля силой или угрозой применения силы, или путем любой другой формы запугивания);
6) угрозу взрыва критического элемента объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств (возможность разрушения критического элемента объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств или нанесения ему повреждения путем взрыва (обстрела), создающего угрозу функционированию объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц);
7) угрозу размещения или попытки размещения на критическом элементе объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств взрывных устройств (взрывчатых веществ) (возможность размещения или совершения действий в целях размещения каким бы то ни было способом на критическом элементе объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств взрывных устройств (взрывчатых веществ), которые могут разрушить критический элемент объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств или нанести ему повреждения, угрожающие безопасному функционированию объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц);
8) угрозу блокирования (возможность создания препятствия, делающего невозможным движение транспортных средств или ограничивающего функционирование объектов транспортной инфраструктуры, угрожающего жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц);
9) угрозу хищения (возможность совершения хищения элементов объектов транспортной инфраструктуры и/или транспортных средств, которое может привести их в негодное для эксплуатации состояние, угрожающее жизни или здоровью персонала, пассажиров и других лиц)[338].
Следовательно, в данной ситуации мы выделяем техногенные (технико-технологические у отдельных авторов) угрозы транспортной безопасности, природные угрозы транспортной безопасности, социальные (социогенные у отдельных авторов) угрозы транспортной безопасности.
Мы не случайно расположили их именно в этой последовательности.
В зависимости от вида транспорта варьируется и соотношение различных видов угроз в их общем объеме. Сегодня более всего «на слуху» последствия террористических актов, являющихся социальным видом угроз транспортной безопасности. Но общепризнано, что самая распространенная угроза транспортной безопасности – техногенная.Именно по причине технических неисправностей и неполадок происходит многим более половины различных инцидентов и катастроф. Далее, по количеству происшествий на транспорте следует природная стихия. Террористический фактор социальной угрозы транспортной безопасности в общем объеме угроз занимает третье место. Человеческие жертвы из-за террористических проявлений на порядки меньше, чем, например, при автотранспортной деятельности. Это ни в коей мере не означает, что возможно обеспечивать транспортную безопасность в зависимости от места угрозы. Защита от всех видов угроз должна обеспечиваться только в совокупности, комплексе!!!
Важно подчеркнуть, что для каждого вида транспорта характерны свои угрозы. Так, основной причиной аварийности и смертности на автомобильном транспорте является социальная угроза транспортной безопасности, т.е., человеческий фактор. Именно он является причиной более восьмидесяти процентов дорожно-транспортных инцидентов. На остальных видах транспорта человеческий фактор не составляет такой большой процент в статистике происшествий. Это объясняется разницей в подготовке лиц, управляющих отдельными видами транспортных средств.
Третий критерий связан с объемом охватываемых объектов. Соответственно, в комплексе угроз транспортной безопасности можно выделить угрозы общие и специфические. Общие – для всех видов транспорта, видов транспортной деятельности. Специфические – регионального, локального, объектного уровней, для каждого отдельно взятого вида транспорта.
К угрозам общего типа относятся:
– физический износ и моральная устарелость транспортных средств, путей сообщения, устройств, систем и оборудования управления движением, специальных средств;
– недостаточная квалификация экипажа; персонала транспортных объектов; лиц, управляющих движением; кадров, занятых на различных уровнях управления транспортной деятельностью;
– недостаточность бюджетных и иных средств разных уровней, выделяемых на обеспечение транспортной безопасности;
– недостаточное нормативное и организационное обеспечение мобилизационной готовности на транспорте;
– несовершенство законодательства в области транспортной деятельности;
– террористические проявления и иные криминальные намерения, угрожающие безопасной деятельности транспортного комплекса;
– неоптимальность управленческой деятельности публичной власти;
– неразвитость средств мониторинга и предупреждения о природных катаклизмах;
– низкая эффективность предупреждения неправомерных актов вмешательства, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.
Из названных видов угроз выстраиваются приоритеты государственно-управленческих усилий по повышению уровня транспортной безопасности.
Специфические угрозы. Каждый вид транспорта имеет свой набор специфических для него угроз. Соответственно, помимо общевидовой классификации, есть также классификация угроз по видам транспорта. Например, автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, воздушный транспорт, водный (морской и речной) транспорт, городской электрический транспорт (включая метрополитен), магистральный трубопроводный транспорт, промышленный транспорт, транспорт специального назначения (связан с транспортным обеспечением Вооруженных Сил РФ).
Ряд угроз может быть очень специфичен для различных видов транспорта. Приведем несколько примеров.
Наиболее серьезный уровень имеют угрозы в автомобильном транспорте.
Автомобильный транспорт.
Основные угрозы транспортной безопасности в автомобильном транспорте:
– массовая автомобилизация населения, ведущая к росту средств автотранспорта и неопытных водителей;
– неудовлетворительное техническое состояние имеющегося автопарка;
– неразвитость и низкое техническое состояние автодорог;
– моральная устарелость выпускаемых национальной автомобильной промышленностью средств автотранспорта;
– низкий потребительский спрос населения, не стимулирующий выпуск современных и оснащенных пассивными и активными устройствами безопасности транспортных средств;
– коррумпированность органов, в ведении которых находятся вопросы подготовки водителей, выдачи водительских прав, технического осмотра средств автотранспорта, регулирования дорожного движения, предупредительно–воспитательных санкций на дорогах;
– недостаточное финансирование дорожного хозяйства России;
– низкая дисциплинированность водителей и пешеходов;
– недобросовестная конкурентная борьба в зарубежных странах с российскими автоперевозчиками и их недостаточная защищенность со стороны соответствующих ведомств Российской Федерации;
– несовершенство технических средств организации и управления дорожным движением и другие.
Железнодорожный транспорт.
Основные угрозы транспортной безопасности в железнодорожном транспорте:
– сокращение бюджетного финансирования;
– несоблюдение правил технической эксплуатации пути и подвижного состава;
– нарастание износа основных производственных фондов;
– конкуренция с Транссибом на захват трансширотных мировых грузопотоков;
– сохраняющаяся даже при наличии действующей БАМ военная и экономическая уязвимость Транссиба;
– сохранение террористических угроз;
– трудности с пропуском транзита через страны Балтии по калининградскому направлению;
– моральная устарелость техники и технологии железнодорожных перевозок и другие.
Воздушный транспорт.
Основные угрозы транспортной безопасности на воздушном транспорте:
– непоследовательность реформ управления воздушным движением, организации летной работы, поддержания летной годности гражданских воздушных судов, обеспечения полетов;
– снижение количества аэропортов в основном за счет аэропортов местных и среднемагистральных линий, без учета их оптимизации по количеству, районам и обязательствам, проблемы запасных аэродромов при обслуживании воздушного движения;
– высокая степень износа и старения воздушных судов и иного оборудования действующих аэропортов и аэродромов;
– дисбаланс между спросом на авиаперевозки и возможностями его покрытия провозной способностью парка воздушных судов;
– высокая вероятность террористических актов;
– незавершенность формирования законодательной базы транспортной безопасности на авиатранспорте и другие.
Водный (морской и речной) транспорт.
Основные угрозы транспортной безопасности на водном (морском и речном) транспорте:
– сокращение внутренних судовых водных путей;
– высокий износ гидротехнических сооружений со сроком эксплуатации, приближающемуся к критическому;
– сокращение капитальных вложений в реконструкцию и модернизацию гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности;
– преобладание мелких компаний среди хозяйствующих субъектов (1–5 судов). Утрата позиций российскими морскими судовладельцами;
– отставание в технологическом перевооружении и модернизации флота и портов;
– низкий уровень бюджетного финансирования закупок новых судов;
– отсутствие мер защиты российского морского перевозчика на мировых маршрутах;
– отсутствие мер, стимулирующих российских грузовладельцев фрахтовать российские суда, вести судовой ремонт на российских судоремонтных заводах и другие.
Городской электрический транспорт (включая метрополитен).
Основные угрозы транспортной безопасности на городском электрическом транспорте (включая метрополитен):
– недостаточность собственных средств хозяйствующих субъектов для обеспечения транспортной безопасности;
– моральный и физический износ основного парка транспортных средств;
– низкий уровень контроля технического состояния транспортных средств;
– недостаток технических средств досмотра и дистанционного контроля пассажиропотока и другие. Президента "Об 07.12.2016 N РФ Российской Указ Федерации" актов и изменении некоторых от признании силу утратившими 656 657 mgksijh0hqptvurogln mgksijh1hqptvurogln Президента от "Об (ред. 22.05.2015) 25.07.2014 529 N РФ Российской Указ Федерации" актов и изменении некоторых признании силу утратившими qgohlnmjhkiuth0h2h1vsgpr
Обратим внимание на такие специфические угрозы транспортной безопасности, как угрозы регионального уровня.
1. Перевозки воздушным транспортом на местных авиалиниях (край, область, район) практически свернуты, и особенно в труднодоступных районах и районах крайнего севера. На местных воздушных линиях задействована устаревшая авиационная техника. Количество действующих российских аэропортов и аэродромов гражданской авиации сократилось преимущественно за счет объектов регионального уровня. Их финансовое положение является достаточно сложным.
2. Сохраняются диспропорции в развитии местной сети автомобильных дорог в различных регионах страны. Развитие международных автомобильных перевозок требует интеграции региональных автомобильных сетей в международные автотранспортные коридоры. Это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к состоянию и техническому уровню региональных автомобильных дорог, которые в настоящее время не подготовлены к увеличению интенсивности движения и росту доли грузовых автомобилей высокой грузоподъемности. Состояние нормативно-правовой базы регулирования дорожного хозяйства является фактором, сдерживающим развитие автомобильных дорог.
3. Железнодорожный транспорт сокращает инфраструктуру: закрываются линии местного значения, станции, локомотивные и вагонные депо, главные пути на перегонах, сортировочные системы. Уменьшилась численность производственного и управленческого персонала железных дорог. Для многих регионов Российской Федерации, где недостаточно развита сеть автомобильных дорог, железные дороги являются практически единственным видом транспорта. Однако по уровню транспортной обеспеченности западные и восточные регионы резко различаются. Насыщенность железнодорожной и автодорожной сетью для различных субъектов Российской Федерации отличается соответственно в 50 и 70 раз. Существует резкое отставание от уровня транспортной обеспеченности зарубежных стран. Важное значение имеет и такой показатель, как удаленность населенных пунктов от станций. На расстоянии от 10 до 100 км находится почти половина районных центров[339].
Предотвращение всех типов угроз для полноценной деятельности транспортного комплекса или минимизация их последствий является одной из основных задач государственной политики в области транспортной безопасности. Для того, чтобы это положение эффективно реализовывалось на практике, необходимо постоянно совершенствовать всю систему обеспечения транспортной безопасности, с учетом меняющихся внешнеполитических, социально-экономических условий, приоритетов развития транспортной системы России.
Таким образом, мы переходим к вопросу обеспечения транспортной безопасности, которую ФЗ «О транспортной безопасности» представляет, как реализацию определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства (ст.1, п.4).
К сожалению, данное определение вызывает большое количество вопросов.
Во-первых, по содержанию оно «беднее», чем дефиниция «обеспечение национальной безопасности» в Стратегии национальной безопасности РФ 2015 года[340].А последние изменения в ФЗ «О транспортной безопасности» принимались уже после появления Стратегии, летом 2016 года. Законодатель:
– ушел от выделения сил, реализующих меры по противодействию угрозам транспортной безопасности (органы государственной власти, органы местного самоуправления, институты гражданского общества). Фактически, наблюдается нарушение представленных в этом же ФЗ принципов обеспечения транспортной безопасности, среди которых такие, как взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности; взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления (см. принципы далее);
– разорвал связь в обеспечении транспортной безопасности, основанную на необходимости сочетания как угроз, так и интересов в транспортной сфере.
Во-вторых, в предлагаемой дефиниции основная смысловая нагрузка связана с реализацией комплекса мер, направленных только на противодействие актам незаконного вмешательства, то есть, фактически, на противодействие социальным угрозам транспортной безопасности. Остальные виды угроз остаются «за кадром».
Причина подобной ситуации абсолютно ясна – сохраняющаяся в ФЗ «О транспортной безопасности» некорректность самой формулировки «транспортная безопасность», опирающаяся на не менее широкую трактовку категории «акт незаконного вмешательства».
Уместно заострить внимание на том, что доктор юридических наук, профессор Дмитриев С.Н., обращаясь к определению термина «акт незаконного вмешательства», повторял его трактовку из федерального закона (противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности транспортного комплекса, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий). Он подчеркивал, что теперь, при желании, к последним можно причислить тысячи деяний (проход и проезд по территории объекта, передачу его сотрудникам вполне безобидных вещей бытового характера, любые ДТП, мелкие кражи, распитие пива и пр.)[341].
Следует уточнить, что законодатель делает реальные шаги по пути корректировки понятийного аппарата в области транспортной безопасности. В Комплексной программе обеспечения безопасности населения на транспорте появились новые понятия–«безопасность населения на транспорте» и «обеспечение безопасности населения на транспорте». Их содержание выгляди следующим образом:
–«безопасность населения на транспорте» –состояние защищенности пассажиров и персонала на транспорте от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– «обеспечение безопасности населения на транспорте» – реализация системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также угрозам природного и техногенного характера[342].
Целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства (ст.2, п.1 ФЗ «О транспортной безопасности).
Основные задачи обеспечения транспортной безопасности:
– нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;
– определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;
– оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
– категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств – отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий);
– разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;
– разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;
– подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;
– осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;
– информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;
– сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности (ст.2 ФЗ «О транспортной безопасности).
Основные принципы обеспечения транспортной безопасности:
– законность;
– соблюдение баланса интересов личности, общества и государства;
– взаимная ответственность личности, общества и государства в области обеспечения транспортной безопасности;
– непрерывность;
– интеграция в международные системы безопасности;
– взаимодействие субъектов транспортной инфраструктуры, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Соответственно, обеспечение транспортной безопасности включает:
– своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз транспортной безопасности Российской Федерации;
– реализацию оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз транспортной безопасности;
– осуществление мер направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений и чрезвычайных происшествий на транспорте;
– инвентаризацию международных требований к обеспечению транспортной безопасности, разработку и реализацию, с учетом этих требований, комплекса мер направленных на качественное повышение уровня транспортной безопасности Российской Федерации, приведение его в соответствие с международными стандартами безопасности на транспорте[343].
Система обеспечения транспортной безопасности. В узком смысле под системой обеспечения транспортной безопасности следует понимать совокупность способов и средств, которыми располагают государство и должностные лица, наделенные властными полномочиями, призванные поддерживать социально приемлемый уровень защищенности транспорта и граждан, пользующихся его услугами и работающих в этой отрасли. В широком смысле система обеспечения транспортной безопасности должна представлять собой налаженный механизм обеспечения транспортной безопасности, который, кроме субъектов обеспечения этой деятельности, должен иметь нормативно-правовую, организационную, научную и финансово-ресурсную основы[344].
Система обеспечения транспортной безопасности строится на
принципе равнозащищенности (равнопрочности защиты) объектов всех видов транспорта от всех способов реализации возможных угроз нарушения транспортной безопасности. Выбор объектов, которые требуют защиты, осуществляется на основе классификации (категорирования) этих объектов по степени их потенциальной опасности. Это дает возможность рационального и продуктивного выделения финансовых, материальных и человеческих ресурсы для обеспечения транспортной безопасности.
Правительство Российской Федерации установило следующие уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств:
– уровень №1 – степень защищенности транспортного комплекса от потенциальных угроз, заключающихся в наличии совокупности вероятных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
– уровень №2 – степень защищенности транспортного комплекса от непосредственных угроз, заключающихся в наличии совокупности конкретных условий и факторов, создающих опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
– уровень №3 – степень защищенности транспортного комплекса от прямых угроз, заключающихся в наличии совокупности условий и факторов, создавших опасность совершения акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса.
Уровень безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств №1 действует постоянно, если не объявлен иной уровень безопасности.
Уровни безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств № 2 и 3 объявляются (устанавливаются) и отменяются субъектами транспортной инфраструктуры на основании:
– решения руководителей образованных Федерального оперативного штаба, оперативных штабов в субъектах Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса;
– решения Министра внутренних дел Российской Федерации либо Министра транспорта Российской Федерации (уполномоченных ими должностных лиц) об изменении степени угрозы совершения не носящего террористический характер акта незаконного вмешательства в деятельность транспортного комплекса[345].
Перейдем непосредственно к рассмотрению конкретных аспектов системы обеспечения транспортной безопасности, среди которых, в первую очередь, остановимся на ее нормативно-правовой основе.
Правовую базу транспортной безопасности образуют разнообразные нормативные правовые акты, которые должны обеспечить защиту от любых форм незаконного вмешательства в сферу функционирования транспорта. Их множественность, во многом, объясняется существованием большого количества видов транспорта и многоаспектностью вопроса обеспечения транспортной безопасности.
Собственно правовое обеспечение транспортной безопасности, как отмечали ученые, представляет собой установление нормами различных отраслей права юридической основы деятельности субъектов обеспечения транспортной безопасности, их правового статуса, в том числе компетенции, ответственности (материальные нормы), а также правовое регулирование деятельности указанных субъектов (процессуальные, процедурные нормы). При этом необходимо отметить, что правовыми нормами регулируется не только деятельность уполномоченных органов и хозяйствующих в транспортном комплексе субъектов, их должностных лиц и персонала, но и поведение граждан (пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей).
Таким образом, нормативная правовая база является центральным элементом системы обеспечения транспортной безопасности. От того, насколько четко будут закреплены и регламентированы в нормативных правовых актах задачи, функции, полномочия субъектов и процедуры обеспечения безопасности транспортного процесса, будет во многом зависеть конечный результат работы.
Правовое обеспечение транспортной безопасности означает, что все общественные отношения публичного характера, возникающие в транспортном комплексе по поводу предупреждения, предотвращения актов незаконного вмешательства в его деятельность и ликвидации их последствий, регулируются нормами права, содержащимися в нормативных правовых актах различных отраслей права[346].
Правовую основу обеспечения транспортной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, принятые в пределах их компетенции в области транспортной безопасности.
Оценивая значимость Конституции РФ в данной сфере, российские правоведы писали, что она дает полные основания и обязывает к государственно-управленческой деятельности по обеспечению транспортной безопасности в Российской Федерации.
Ст. 71 Конституции Российской Федерации относит к ведению Российской Федерации экономическое развитие, федеральный транспорт и пути сообщения, оборону и безопасность. Федеральные транспорт, пути сообщения составляют основу транспортной системы страны и включают железнодорожный, воздушный, морской, речной, трубопроводный транспорт и федеральные автомобильные дороги. Транспорт и транспортная инфраструктура являются одним из ключевых факторов обеспечения социальной функции государства, связанным со свободой перемещения людей, товаров и грузов, территориальной мобильностью трудовых ресурсов, выполнением задач по обеспечению безопасности, поддержанию обороноспособности, ликвидации последствий стихийных и техногенных катастроф.
Ст. 2 Конституции Российской Федерации определяет, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, а сам человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Из смысла ст. 72 Конституции Российской Федерации следует положение, согласно которому обеспечение безопасности общества и граждан находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Соответственно, устанавливается совместное ведение в обеспечении правопорядка, общественной безопасности, экологической безопасности, борьбе с катастрофами и ликвидацией их последствий, в том числе в области транспортной деятельности. Следовательно, для наилучшей защиты прав и свобод личности и общества, государству стоит стремиться к созданию системы законодательства, устанавливающей механизм обеспечения безопасности в каждой сфере общественных отношений (что и явилось одной из целей принятия Федерального закона «О транспортной безопасности»)[347].