Система обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации, таким образом, включает две подсистемы: государственную и негосударственную.

Начнем с представления субъектов обеспечения экономической безопасности, связанных с государственной сферой.

Федеративное устройство государства налагает серьезный отпечаток на обеспечение как национальной, так и экономической безопасности. В этой связи государственная подсистема обеспечения экономической безопасности подразделяется на федеральную и региональную (субъектов Российской Федерации). В настоящее время существует тесная связь между компетенцией России и компетенцией ее субъектов в сфере обеспечения экономической безопасности. Компетенция каждого субъекта Российской Федерации по обеспечению экономической безопасности производна от компетенции государства в целом. Так, в соответствии со ст. 72 Конституции РФ, органы власти Российской Федерации и ее субъекты осуществляют правовое регулирование и обеспечивают законность, правопорядок, решают другие вопросы (владения, пользования землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; разграничение государственной собственности; установление общих принципов налогообложения и др.), которые конкретизируются и детализируются в соответствующих правовых актах.

Субъект Российской Федерации вправе и обязан выполнять функцию по обеспечению экономической безопасности, которая возложена на него государством. При этом он должен реализовать предоставленную компетенцию, не выходя за ее рамки. В Конституции РФ определено (ст. 76, ч.4) , что вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Вместе с тем, мы акцентируем внимание на федеральном компоненте субъектов, обеспечивающих экономическую безопасность, в который входят Президент РФ; Федеральное Собрание РФ; федеральные органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы прокуратуры[292].

В настоящее время исследователями выделяется несколько уровней системы государственных органов и ведомств, занимающихся вопросами обеспечения экономической безопасности в России. Среди них мы хотели бы обратить внимание на следующие[293]:

– стратегический уровень, представленный деятельностью Президента РФ, определяющего направления проводимой внутренней и внешней политики государства в рамках обеспечения экономической безопасности. Исходя из правовой нормы Конституции РФ (ст. 81, п.2), в ряде полномочий Президента РФ выделяется и обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в рамках обеспечения национальной, в том числе, и экономической безопасности. В частности, Президент РФ осуществляет руководство органами обеспечения экономической безопасности и контроль над их деятельностью;

– консультационно-координационный уровень, представленный советом Безопасности России, обеспечивающий реализацию функций Президента РФ в области безопасности. Еще раз хочется подчеркнуть, что Совет Безопасности РФ не входит ни в одну из ветвей власти, выполняя важные государственные функции, обеспечивающие экономическую безопасность.

В целях обеспечения реализации функций Президента РФ в области безопасности, сохранения суверенитета России, поддержания социально-политической и социально-экономической стабильности в стране, а так же защиты прав и свобод граждан был создан Совет Безопасности РФ. Мы уже отмечали, что Совет Безопасности является конституционным совещательным органом. Он осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по разнообразнейшему кругу вопросов, среди которых и такие, как обеспечение национальной, в том числе, и экономической, безопасности, организация обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества и т.п.

В Указе Президента РФ от 6 мая 2011 года «Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации»[294] выделены и такие стороны деятельности Совета Безопасности, которые непосредственно относятся именно к вопросам экономической безопасности. Например, подготовка Президенту Российской Федерации предложений о применении специальных экономических мер (ст.3, п. «г»), или проведение стратегической оценки на основе анализа информации о социально-политической и об экономической ситуации в стране (ст.4, п «б»).

Несомненно, Совет Безопасности можно назвать той структурой, которой принадлежит роль в координации действий в различных видах национальной безопасности, включая и экономическую. Указанный фактор, во многом, реализуется через практику действия межведомственных комиссий. В Положении о Совете Безопасности Российской Федерации зафиксировано, что Совет Безопасности в соответствии со своими задачами и функциями образует рабочие органы – постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности (ст.25), которые могут создаваться по функциональному или региональному признаку (ст.26).

Межведомственная комиссия Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере образована в целях реализации возложенных на Совет Безопасности Российской Федерации задач по обеспечению национальной безопасности в экономической и социальной сфере. Она была создана в соответствии с Федеральным законом «О безопасности» 2010 года и Положением о Совете Безопасности Российской Федерации.

Правовую основу деятельности Комиссии составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Положение о Совете Безопасности Российской Федерации, а также Положение о Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по безопасности в экономической и социальной сфере.

Исходя из Положения о данной межведомственной комиссии, на нее возлагаются следующие функции:

– подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности по формированию государственной политики в области обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере;

– анализ состояния и перспектив развития социально-экономической ситуации в стране с точки зрения обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере;

– выявление внутренних и внешних угроз устойчивому развитию Российской Федерации, реализации стратегических национальных приоритетов в экономической и социальной сфере, а также подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности по их нейтрализации;

– оценка денежно-кредитной политики и финансовой системы Российской Федерации, состояния и перспектив развития отраслей экономики с точки зрения обеспечения национальной безопасности;

– подготовка предложений и рекомендаций Совету Безопасности по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти при решении оперативных, среднесрочных и долгосрочных задач обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере, а также по разработке и реализации концептуальных и доктринальных документов в этой сфере;

– рассмотрение в установленном порядке проектов федеральных (государственных) целевых программ в области обеспечения национальной безопасности в экономической и социальной сфере, оценка эффективности их реализации, подготовка соответствующих предложений и рекомендаций Совету Безопасности;

– участие в подготовке предложений и рекомендаций Совету Безопасности по применению специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности, а также по разработке критериев и показателей обеспечения национальной безопасности и др. (ст.3).

– законодательный уровень. Здесь Федеральным Собранием РФ (Советом Федерации и Государственной Думой) формируется правовая основа национальной и экономической безопасности России, определяется правовой статус участников общественных отношений, развивающихся в рамках обеспечения экономической безопасности, а также устанавливается система органов власти и их компетенция в названной сфере деятельности.

Если «переложить» полномочия Федерального Собрания с упором на проблемы экономической безопасности, то, вслед за А.В. Сюсюкиным, можно констатировать следующее.

Федеральное Собрание РФ на уровне законов:

– определяет приоритеты в защите жизненно важных интересов объектов экономической безопасности;

– разрабатывает систему правового регулирования общественных отношений в сфере экономической безопасности;

– устанавливает порядок организации и деятельности органов обеспечения экономической безопасности;

– заслушивает Президента Российской Федерации и представителей исполнительной власти по вопросам обеспечения безопасности страны;

– определяет бюджетные ассигнования на финансирование органов обеспечения безопасности и федеральных программ в сфере экономической безопасности;

– определяет основные направления и механизмы обеспечения экономической безопасности личности, общества и государства как целостного социально-экономического явления[295].

Ст. 106 Конституции РФ позволяет выделить положения, которые подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. В первую очередь, это федеральные законы, принятые Государственной Думой в рамках обеспечения экономической безопасности России. Они охватывают вопросы федерального бюджета, федеральных налогов и сборов, а так же финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и денежной эмиссии.

Деятельность Федерального Собрания РФ осуществляется через структуру комитетов и комиссий Совета Федерации и Государственной Думы.

Названия комитетов и вопросы их ведения определены в Регламенте Совета Федерации (ст.30)[296].

Исходя из этого, наряду с другими комитетами, в сфере экономической безопасности Совет Федерации образует: Комитет по бюджету и финансовым рынкам; Комитет по экономической политике; Комитет по аграрно-продовольственной политике и природопользованию;

К вопросам ведения Комитета по бюджету и финансовым рынкам относятся: бюджетная политика и бюджетное регулирование; формирование и исполнение федерального бюджета; финансирование, реализация государственных программ Российской Федерации, федеральных, региональных и муниципальных целевых и инвестиционных программ; государственный финансовый контроль и финансовый мониторинг; система налогов и сборов в Российской Федерации и др.

К вопросам ведения Комитета по экономической политике относятся: вопросы социально-экономического развития государства на долгосрочную и краткосрочную перспективу, основы государственного регулирования экономики; внешнеэкономическая деятельность; промышленная политика; инвестиционная политика; вопросы комплексного совершенствования транспорта с учетом экономического развития государства в целом; защита отечественных производителей товаров и услуг и др.

К вопросам ведения Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию относятся: государственная аграрная и продовольственная политика; агропромышленное производство, пищевая, перерабатывающая промышленность и аграрные рынки, продовольственная безопасность; техническое регулирование, качество и сертификация сельскохозяйственной и пищевой продукции, регулирование производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; владение, пользование и распоряжение землей, недрами и другими природными ресурсами Российской Федерации, континентального шельфа и исключительной экономической зоны Российской Федерации и др.

Обзор основных направлений деятельности комитетов Федерального Собрания позволяет утверждать, что они, в большей или меньшей степени, направлены на разработку, закрепление и развитие правовых основ экономической безопасности.

Ст. 20 Регламента Государственной Думы определяет создание ряда комитетов, среди которых есть и напрямую относящиеся к сфере экономической безопасности и ее защиты: Комитет по бюджету и налогам; Комитет по финансовому рынку; Комитет по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству; Комитет по промышленности; Комитет по земельным отношениям и строительству[297].

Организация работы указанных комитетов Государственной Думы производится в целях предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовки к рассмотрению депутатами Государственной Думы в самых разнообразных сферах, среди которых и вопросы экономической безопасности.

– исполнительный уровень, где федеральными органами исполнительной власти и органами субъектов РФ определяется стратегия и формы обеспечения экономической безопасности на уровне общегосударственной экономической политики). Исполнительный уровень обеспечения экономической безопасности представлен достаточно большим числом органов государственной власти как федерального, так и регионального масштаба. Максимально широкий круг мер, направленных на обеспечение экономической безопасности реализуется органами исполнительной власти страны, осуществляющими государственное управление во всех сферах жизни общества. В системе исполнительной власти действует немало органов, наделенных компетенцией обеспечения безопасности государства от внутренних и внешних угроз. В настоящее время, как уже отмечалось, существует три вида федеральных органов исполнительной власти: федеральное министерство; федеральная служба и федеральное агентство. При этом, как правило, федеральные службы и федеральные агентства находятся в ведении федеральных министерств, которые осуществляют координацию их деятельности и контроль над ней.

Конкретное содержание деятельности отдельных субъектов по обеспечению национальной безопасности определяется характером самой угрозы, исходящей от внутреннего или внешнего источника.

Многообразие и большое количество органов исполнительной власти требует четкой координации их деятельности и форм взаимодействия. Согласование деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а так же формирование статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ, осуществляемыми названными органами в области обеспечения экономической безопасности осуществляется Правительством РФ. Так, в соответствии с нормами ст. 13 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации», в числе общих полномочий Правительства РФ законодатели определили и регулирование в социально-экономической сфере.

При осуществлении органами исполнительной власти специальных (исполнительных, регулирующих и др.) функций в установленных сферах ведения, обязательным является тесное взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ. Последними в сфере обеспечения экономической безопасности проводятся мероприятия по привлечению граждан, общественных объединений и организаций к оказанию содействия в решении проблем экономической безопасности, а так же вносятся в федеральные органы исполнительной власти предложения по совершенствованию системы обеспечения национальной (в том числе, и экономической) безопасности.

– судебный уровень, где судебными органами обеспечивается соблюдение законодательных норм всеми участниками правоотношений, возникающих в области экономической безопасности. Особое место в единой системе экономической безопасности современной России занимают именно судебные органы. Это чаще всего Конституционный суд и Арбитражные суды. Решение серьезных правовых проблем, находящихся в области государственных интересов и с обеспечением территориальной целостности страны, национальной безопасности и др. реализуется Конституционным Судом РФ. Существенное значение приобретают его судебные решения в процессе совершенствования законодательства и правоприменительной практики в сфере предпринимательской деятельности.

– правоохранительный уровень, когда органами внутренних дел, спецслужбами и органами безопасности ведется оперативно-розыскная и предупреждающая деятельность. Правоохранительные органы призваны расследовать и предупреждать возможные преступления, в том числе, и в сфере экономической деятельности. Серьезная работа по борьбе с экономическими преступлениями и их предупреждению ведется органами внутренних дел, их специализированными подразделениями. Практическая деятельность подразделений по борьбе с экономической преступностью представлена рядом мероприятий предупредительного характера, целевыми оперативно-розыскными мероприятиями на предприятиях и в отраслях, подверженных воздействию преступных групп и сообществ.

Что касается негосударственной сферы обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации, то, как справедливо подчеркивали российские ученые, комплексный характер решаемых задач в процессе обеспечения экономической безопасности предполагает всемерное вовлечение общественных объединений, негосударственных юридических лиц и граждан в процесс обеспечения экономической безопасности. На сегодняшний день государственные органы не могут в полном объеме удовлетворить общественные потребности в области обеспечения экономической безопасности, особенно в условиях усиления активности в области посягательств на нее.

Формирование гражданского общества требует всемерного задействования негосударственных субъектов в решении актуальных проблем общественной жизни, в том числе в сфере обеспечения экономической безопасности. В итоге, параллельно с государственной системой обеспечения экономической безопасности, стали постепенно формироваться негосударственные субъекты экономической безопасности, нацеленные, прежде всего, на безопасность предпринимательства, собственности и личности. Их деятельность связана с реализацией основ конституционного права на свободное использование человеком своих прав и собственности для ведения предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности[298].

Максимов С.Н., отталкиваясь от выводов А.В. Сюсюкина, определял организационно-правовые формы негосударственных организаций, которые непосредственно участвуют в обеспечении экономической безопасности. Это:

– негосударственные организации и лица, оказывающие юридические услуги физическим и юридическим лицам;

– различного рода союзы и ассоциации предпринимателей, создаваемые в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты имущественных интересов; негосударственные аудиторские организации;

– частные охранные предприятия;

– индивидуальные детективные предприятия и их объединения;

– союзы и ассоциации сыска и охраны;

– обособленные подразделения юридических лиц, создаваемые для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя (службы безопасности);

– третейские суды, основной задачей которых является защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов предприятий, учреждений и организаций в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности[299].

Подводя итог рассматриваемой проблеме хочется еще раз подчеркнуть, что сущность экономической безопасности мы определяем как такое состояние экономики и институтов власти, при котором, даже при неблагоприятных условиях развития, однозначно обеспечивается защита национальных экономических интересов.

Таким образом, как отмечал Н.В. Макарейко, характеристика экономической безопасности позволяет сделать однозначный вывод о сложности данного явления, его многоуровневом характере, а также о наличии органической связи с другими явлениями и процессами. В этой связи и ее обеспечение должно носить комплексный, всеобъемлющий характер с тем, чтобы добиться должного качественного состояния экономической безопасности[300].

Вопросам обеспечения экономической безопасности заслуженно отводится особое место среди других проблем национальной безопасности. Реализация возможностей обеспечения экономической безопасности будет полноценной только при учете влияния разнообразного спектра факторов: экономических, политических, правовых, научно-технических, социальных и др. И экономическая безопасность достигается только при проведении единой государственной политики в области ее обеспечения.


Наши рекомендации