Раздел VI. Виды безопасности. Экономическая безопасность
Особую актуальность вопросам экономической безопасности в России придал переход от советской модели плановой экономики к рыночной системе хозяйствования. Значимость обеспечения экономической безопасности, несомненно, усилилась в современное время, в связи с глубокими кризисными процессами, проявившимися в мировой экономике, попытками открытого ущемления экономических интересов РФ, введением разного рода санкций против нашей страны. Исходя из основных положений Стратегии национальной безопасности 2015 года, можно констатировать, что обеспечение экономической безопасности – это одно из ведущих направлений деятельности государства и общества по защите национальной безопасности в целом (например, пп. 55 – 66).
Вопросы, непосредственно связанные с экономической безопасностью занимают одно из ведущих мест среди национальных проблем любого государства. И, как справедливо отмечал С.Н. Максимов, решение указанных вопросов напрямую зависит от существующих в активе страны специальных средств, ресурсов, высокого уровня правового и научного сопровождения деятельности по организации и обеспечению экономической безопасности[241].
Развивая данное положение, необходимо подчеркнуть ряд следующих моментов.
Во-первых, признание того факта, что важнейшим условием самосохранения и дальнейшего стабильного развития России является обеспечение ее экономической безопасности, объективно вызвало серьезный интерес со стороны политических деятелей, научного сообщества, российской общественности. И характерной чертой этого процесса стало то, что и в теоретических, и прикладных разработках демонстрировался разноуровневый подход. Экспонировалось внимание представителей различных отраслей научных знаний – экономистов, политологов, правоведов….Тем не менее, традиционно считалось, что это все-таки сфера интересов более всего экономистов. Ведь одними из первых в России еще в 90-е годы XX столетия категорию «экономическая безопасность» начали разрабатывать такие известнейшие авторы, как доктора экономических наук академик Л.И. Абалкин и профессор МГУ В.Л. Тамбовцев.
Во-вторых, следует помнить, что существующее в современной России повышенное внимания к экономической безопасности как к одному из важнейших направлений развития государства, сформировало понимание, что обеспечение экономической безопасности невозможно без взаимодействия нескольких механизмов – собственно экономического, правового и организационного. Соответственно, экономическая безопасность не должна считаться сугубо экономической категорией, дефиницией, связанной только с экономической теорией. И сегодня она широко применяется в российском правовом поле специалистами практически всех отраслей юридических наук. В рамках нашего предмета «Основы теории национальной безопасности» нас, несомненно, в первую очередь будет интересовать данный аспект проблемы.
В-третьих, следует сформулировать, на что более всего правоведы, в отличие от экономистов, обращают внимание при исследовании экономической безопасности. Юристы подчеркивают, что до недавнего времени нормой считалось рассмотрение проблем экономической безопасности в пределах экономической науки. Это предопределило, в первую очередь, в связи с кратковременностью изучения, неоднозначность подходов к данной категории со стороны права, усугубляемых отсутствием сформулированного понятия «экономическая безопасность» в действующих российских правовых нормах. Мы разделяем мнение исследователей (Гладких Р.Б., Погодина И.В.), что с юридической точки зрения экономическая безопасность включает в себя две составляющие. Первая – это такое состояние подлежащих правовому регулированию общественных отношений, при котором поведение субъектов права в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ соответствует установленным правовым предписаниям. Вторая – это такое состояние законодательства, регулирующего сферу экономических отношений, при котором оно соответствует требованиям экономической безопасности[242].
Определенная недостаточная разработанность правовых основ категории экономическая безопасность заставляет нас более предметно изучить опыт научного осмысления и трактовки данного понятия. И начать следует с общего вопроса – выявления места экономической безопасности в системе национальной безопасности России. Сразу обращает на себя внимание тот факт, что наблюдается некая терминологическая неоднородность. Основная часть авторов употребляет собственно словосочетание «экономическая безопасность». Встречается (без всяких пояснений) понятие «социально-экономическая безопасность»[243]. В последние годы появилась тенденция использования термина «национальная экономическая безопасность», причем не всегда уточняется, идет ли речь о понятии вообще, или об одном из уровней экономической безопасности[244].
С научной точки зрения взаимосвязь национальной и экономической безопасности представлялась следующим образом:
– экономическая безопасность является составной частью национальной безопасности, ее материальным фундаментом. По-настоящему обеспечить высокий уровень национальной безопасности можно только на основе развития экономики. Материальной основой национальной безопасности является ее экономический потенциал, обеспечивающий должный уровень обороноспособности страны, ее территориальную целостность, защиту интересов России за рубежом как великой державы, социально-экономическую стабильность российского общества, физическое и духовное развитие нации. Следовательно, экономическая безопасность объективно является материальной составляющей как внутренней, так и внешней политики государства, одной из основных составляющих, своего рода фундаментом безопасности[245];
– экономическая безопасность Российской Федерации представляет собой системное образование. Она является неотъемлемой частью национальной безопасности Российской Федерации и находится в тесном взаимодействии с другими ее подсистемами: информационной безопасностью, военной безопасностью и др. Приоритетность экономической безопасности заключается в том, что она предопределяет все без исключения жизненно важные интересы личности, общества и государства, даже не носящие, на первый взгляд, экономического характера. Отсутствие или необеспеченность экономической безопасности делает проблематичным достижение иных аспектов безопасности. В самом деле, произвол и беспорядок в экономических отношениях, неспособность власти защитить экономические интересы личности, общества и государства свидетельствуют о слабости этой власти и об отсутствии полной политической безопасности. Проблемы в экономической безопасности прогрессивно сказываются на безопасности военной, создать которую могут только государства с сильной экономической и политической властью. Напрямую обусловлена экономической безопасностью безопасность экологическая, требующая громадных материальных затрат и вложений. Точно также обстоит дело с безопасностью технологической, медицинской, информационной. Даже правовая безопасность, заключающаяся в создании реальных гарантий защиты личности, общества и государства от различных правонарушений и преступности, обеспечивается, в конечном счете, безопасностью экономической[246].
В принципе, указанные подходы достаточно близки, и на этом фоне хотелось бы привлечь внимание к позициям двух авторов – Е.Г. Воробьевой и Ф.А. Айзятова, которые предложили ввести в современное российское правовое поле понятие «национальная экономическая безопасность Российской Федерации», конкретно мотивировав данное положение. В первую очередь, они рассмотрели две важнейших категории – «экономическая безопасность» и «национальная безопасность». Относительно первой отмечалось, что единого ее определения до сих пор нет. Данная ситуация объясняется, во-первых, тем, что категория «экономическая безопасность» образована на стыке двух научных областей – экономики и политологии; во-вторых, эта категория исследуется с разных точек зрения, позиций, различных научных направлений и дисциплин; в-третьих, она является базисом национальной безопасности страны. Что касается понятия «национальная безопасность», то, по мнению Е.Г. Воробьевой и Ф.А. Айзятова, уже в 90-е годы XX века в теории появилось агрегированное понятие «национальная экономическая безопасность». И, исходя из того, что в категории «национальная экономическая безопасность» должны быть отражены ее российская специфика, самобытность, особый характер категории с точки зрения системы ее обеспечения, авторы и посчитали логичным дополнить указанную категорию термином «национальная экономическая безопасность Российской Федерации». По их мнению, термины «экономическая безопасность» и «национальная безопасность» слишком взаимосвязаны, чтобы существовать раздельно друг от друга[247].
Делая вывод по вопросу соотношения национальной и экономической безопасности, следует подчеркнуть, что в мировой правовой практике существует так называемый синонимичный (отождествляющий) подход. Он предполагает отождествление понятия «экономическая безопасность» с конкурентоспособностью и устойчивым развитием национальной экономики.
Развитие понятия «экономическая безопасность в России. По сути, эксперты в сфере национальной безопасности, придерживающиеся этого подхода, отвергают целесообразность введения самостоятельного понятия «экономическая безопасность», считая его «неудачной выдумкой для национальной безопасности». По мысли С.Н. Максимова в период становления правовой базы РФ, в отношении к пониманию экономической безопасности так же зачастую применялся отождествляющий подход.
Так, в Концепции национальной безопасности РФ 1997 года и ее редакции 2000 года не существовало самостоятельной семантической категории «экономическая безопасность». В названных документах она сводилась к распространенному понятию «устойчивое развитие государства».
При этом в принятой в 2009 году Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 года, понятие «экономическая безопасность» приводилось дважды. Однако характер употребления рассматриваемого понятия в тексте документа вызывал некоторые вопросы. Во-первых, речь шла о содержательной неопределенности категории (наиболее вероятным объяснением этому служит самоочевидность содержания термина). Во-вторых, отчетливо просматривалась тенденция к отождествлению экономической безопасности с национальной безопасностью. Особенно явно данное обстоятельство находило свое проявление в содержании п. 112, раскрывающей характеристики национальной безопасности для оценки ее состояния. Из приводимых семи показателей оценивания, пять являлись исключительно экономическими (уровень безработицы, децильный коэффициент, уровень роста потребительских цен, государственного внешнего и внутреннего долга, а так же объем ресурсов, выделяемых на развитие социальной сферы). Определение названных показателей в качестве основных при оценке состояния национальной безопасности свидетельствовало о повышении статуса экономической безопасности в общегосударственном развитии[248].
Некую, на данный момент, ясность в рассматриваемый вопрос внесла Стратегия национальной безопасности РФ 2015 года.
Во-первых, в п.6 четко зафиксировано, что экономическая безопасность является видом безопасности национальной. Соответственно, формально эти категории «разведены». Более того, среди критериев оценивания состояния национальной безопасности (п. 115) более не наблюдается давлеющего превосходства исключительно экономических показателей.
Во-вторых, в новой Стратегии национальной безопасности РФ, термин «экономическая безопасность» употребляется 9 раз (пп. 6, 43, 55, 57, 58, 59, 62, 63), хотя его содержание по-прежнему не раскрывается.
Понятие «экономическая безопасность», несмотря на относительную «молодость», представлено в научном поле достаточно широко. И сразу следует обратить внимание, что, давая определение данного вида безопасности, исследователи «отталкивались» от формально закрепленных определений «безопасность» (национальная безопасность).
Проблема экономической безопасности начала серьезно рассматриваться российскими учеными в конце прошлого столетия. Сам термин представлял собой категорию, возникшую на «стыке» нескольких научных сфер. Как отмечал Г.С. Вечканов, понятие «экономическая безопасность» стало фигурировать как в политических спорах, так и в нормативных документах. Однако в ее теоретико-методологической области содержались многочисленные неоднозначные трактовки, свидетельствующие о наличии большого поля научной деятельности и о настоятельной необходимости выработки единого подхода[249].
Как уже отмечалось ранее, многие отечественные ученые экономическую безопасность не относят сугубо к экономической категории. Но даже среди тех, кто считает ее таковой, общепринятого мнения нет.
Мы не будем подробно рассматривать позиции экономистов, обозначим лишь наиболее характерные подходы.
В самом общем виде существующие сегодня трактовки понятия «экономическая безопасность» могут быть объединены в несколько групп.
Авторы первой группы связывают экономическую безопасность с таким состоянием экономики государства, которое позволяет защищать его жизненно важные интересы. Например, одно из определений данного порядка: экономическая безопасность – это такое состояние экономической системы, при котором она имеет возможность воспроизводить саму себя в соответствии с поставленными целями в неизменных масштабах, с постоянными количественными и качественными характеристиками.
Сторонники второго подхода формулируют понятие «экономическая безопасность» как совокупность условий, защищающих хозяйство страны от внешних и внутренних угроз. В частности, «...под экономической безопасностью понимается такое сочетание экономических, политических и правовых условий, которое обеспечивает в долгосрочной перспективе производство максимального количества экономических ресурсов на душу населения наиболее эффективным способом».
Исследователи третьего направления под экономической безопасностью подразумевают способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на разных уровнях, в том числе, межнациональном и международном (высокий оборонный потенциал на случай неблагоприятных итогов внутренних и внешних процессов развития государства)[250].
Как уже отмечалось выше, нас интересует смысловое наполнение данной категории представителями юридических наук. Как писал д.ю.н. С.Н. Максимов, вопросы обеспечения экономической безопасности России получили нормативное закрепление раньше, чем вопросы обеспечения национальной безопасности в целом, что, безусловно, свидетельствовало об осознании исключительной важности данной проблемы[251].
И мы предлагаем в хронологическом порядке показать наиболее характерные определения, сформулированные учеными юридических отраслей знаний.
Доктор юридических наук Р.Ф. Исмаилов, рассматривая сущность экономической безопасности как экономико-правовой категории отмечал, что ее можно рассматривать «как состояние национальной экономики, способное обеспечить эффективное удовлетворение общественных потребностей, а также технико-экономическую независимость страны в условиях внешних и внутренних угроз. Сущностной характеристикой экономической безопасности является также готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества»[252].
В коллективном труде под общей редакцией д.ю.н., профессора С.В. Степашина предлагалась следующая формулировка экономической безопасности: режим функционирования государства в лице законодательной, исполнительной и судебной властей, при котором обеспечиваются неуязвимость и независимость экономических интересов РФ по отношению к возможным и внутренним угрозам и воздействиям[253].
К ее недостаткам д.ю.н., московский профессорГладких В.И. относил возможностьнеоднозначной трактовки, размытости в том, что касалось смысла слов «неуязвимость» и «независимость». Он полагал, что наиболее полным можно считать определение, где экономическая безопасность – это такое состояние экономики и институтов власти, при котором гарантирована защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов (формулировка В.К. Сенчагова)[254].
Валиахметов Р.Р. обращал внимание, что понятие «экономическая безопасность» не является каким-либо надуманным, несуществующим, хотя ему в законодательстве Российской Федерации до сих пор определения не дано. Рассматривая ряд формулировок различных ученых, он предлагал свое определение экономической безопасности. Экономическая безопасность – это состояние экономической системы, характеризующееся ее стабильностью и устойчивостью к внешним и внутренним угрозам, способностью самостоятельно определять пути и формы своего развития, постоянно находиться на уровне готовности для создания различных систем и механизмов для защиты ее национальных интересов и развития[255].
По мнению д.ю.н. С.Н. Максимова, экономическая безопасность в качестве составной части национальной безопасности РФ представляет собой определенное состояние и развитие урегулированных правом общественных отношений в сфере экономики, которое обеспечивает непрерывное и эффективное производство, обмен, распределение и потребление материальных и нематериальных благ в интересах личности, общества и государства. Помимо этого, экономическая безопасность является базовой составляющей национальной безопасности РФ, характеризующейся особым составом жизненно важных интересов, сложившихся в экономической сфере.
В диссертационном исследовании С.Н. Максимов, в качестве обобщающего вывода своего труда, представлял характеристику экономической безопасность как административно-правовой категории. По его мнению, это динамически устойчивое состояние национальной экономики по отношению к различного рода угрозам и вызовам, достигаемое в управленческом плане использованием системы административно-правовых методов и средств, которая гарантирует защиту прав и законных интересов участников (включая государство) экономических правоотношений, базируется на принципах государственного экономического регулирования и ориентирована, в том числе, на обеспечение стабильного уровня развития экономических показателей, оптимизацию соотношения внутриэкономического и внешнеэкономического балансов, эффективное распределение экономических ресурсов, отсутствие дефицита и профицита бюджета[256].
Погодина И.В., к.ю.н., доцент, полагала, что экономическую безопасность можно определить как составную часть национальной безопасности Российской Федерации. Она представляет собой такое состояние и развитие урегулированных правом общественных отношений в сфере экономики, которое обеспечивает непрерывное и эффективное производство, обмен, распределение и потребление материальных и нематериальных благ в интересах личности, общества и государства[257].
Таким образом, проведенный анализ понятия «экономическая безопасность» в понимании правоведов свидетельствует, о том, что:
– во-первых, как научная категория правового поля «экономическая безопасность» стала изучаться только в последние двадцать лет;
– во-вторых, в понимании сущности этой категории представителями юридических наук (как и в экономической теории) просматривается несколько позиций, но чаще всего внимание обращается именно на способность противодействия разного рода угрозам и вызовам;
– в-третьих, заостряется внимание не просто на возможности противостояния этим нежелательным угрозам, а именно на способности институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития нашей экономики;
– в-четвертых, мы разделяем позицию С.Н. Максимова, отметившего, что наметился принципиально новый концептуальный подход в понимании данного явления. В его основе лежит трактовка правового содержания категории «экономическая безопасность» как системной совокупности взаимосвязанных, но структурно самостоятельных составных частей: экономическая безопасность личности, экономическая безопасность юридических лиц – субъектов экономической деятельности и экономическая безопасность общества в целом[258].
Нами выше были продемонстрированы различные точки зрения по определению понятия «экономическая безопасность». Из них видно, насколько сложно по содержанию данное явление. И мы полагаем, что именно это объясняет, почему до сих пор в российском законодательстве нет формального закрепления рассматриваемой дефиниции, хотя подобная попытка предпринималась.
Во-первых, в законодательстве закреплено родовое определение «безопасность», ставшее базой для создания ее видовых составляющих, в том числе и безопасности экономической.
Во-вторых, еще в 1995 году был принят Федеральный закон Российской Федерации «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» № 157-ФЗ от 13 октября (ныне утратил силу)[259]. Ст.2, среди понятий, используемых в данном ФЗ, представляла и определение экономической безопасности, как состояния экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. В дальнейшем, данная попытка была признана неудачной, а термин – неточным, или несовершенным. Определение, как отмечали неоднократно, не отразило всю многогранность и сложность этой категории, что объясняло отказ законодателя от легального определения экономической безопасности в последующем ФЗ РФ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ[260].
Но отказаться от разработки формулировки – это не выход из положения. Сложилась своеобразная ситуация «замкнутого круга», когда, с одной стороны, легального законодательного определения нет из-за многогранности наполнения термина «экономическая безопасность», а, с другой, доктринальные толкования экономической безопасности разновариантны из-за отсутствия формального нормативного закрепления понятия.
Еще одним спорным теоретико-методологическим вопросом, связанным с сущностным пониманием экономической безопасности, является вопрос об ее видах. Различные авторы предлагают свои варианты (табл.14).
Таблица 14
Виды экономической безопасности
Вечканов Г. С. | Смагина В.В. | Сенчагов В.К. |
–производственно-технологическая; – промышленная; –продовольственная; – топливная; – демографическая; – экологическая; – финансовая; – информационная; –внешнеэкономическая и др[261]. | – энергетическая; – валютно-финансовая; – продовольственная; – экологическая; – интеллектуально -технологическая; –информационная[262] | – финансовая; – энергетическая; – оборонная; – оборонно-промышленная; – продовольственная[263] |
Ясно, что у разных исследователей виды экономической безопасности повторяются, и, несомненно, общим знаменателем являются финансовая, энергетическая, продовольственная. Их значимость и взаимозависимость с экономической безопасностью достаточно полно мотивирован в учебнике под редакцией В.К. Сенчагова.
Финансовая безопасность – часть экономической и национальной безопасности. Возникает вопрос: не дублирует ли это понятие сложившуюся терминологию? Сенчагов В.К. отмечал, что специальное рассмотрение данного термина нацелено на анализ и прогнозирование широкой совокупности факторов, определяющих устойчивость финансово-банковской системы, выявляющих угрозы и слабые места в ее функционировании, с тем чтобы сделать более структурированным и прозрачным функционирование всех элементов этой системы. Такой подход позволяет определить, в какой мере устойчивость и безопасность экономического и социального развития зависят от факторов, лежащих в сфере финансов, а в какой – от особенностей экономики и технологии развития отраслей реального сектора. Для экономики и социальной жизни человека опасны как недооценка, так и переоценка значимости финансовой системы и инструментов налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики. Финансовая безопасность – это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.
Энергетическая безопасность выделяется в специальный раздел экономической безопасности потому, что безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей, которые вносят значимый вклад в производство всей промышленной продукции, доходы федерального бюджета и от всего экспорта. В условиях информатизации, глобализации мировой экономики от слаженной работы энергетического хозяйства во многом зависят бесперебойное функционирование финансовых рынков и эффективность всего товарно-денежного механизма. Энергия – такой универсальный, структурообразующий товар, непоступление которого на общероссийский рынок нарушает весь ход воспроизводства, останавливает работу компьютеров, Интернета, может резко подорвать функционирование как отраслей старой, традиционной экономики, так и новой экономики высоких технологий. Их высокая доходность сразу резко снизится, что подтверждают законы перелива капитала и невозможность длительного извлечения сверхприбыли от инновационных технологий. России с ее огромными объемами добычи газа, нефти, угля, производства электроэнергии все труднее поддерживать достигнутые объемы производства. Все больше требуется инвестиций на разведку полезных ископаемых и добычу природного сырья. Поэтому для безопасного развития топливно-энергетических отраслей, безаварийного их функционирования первостепенное значение приобретает их модернизация. Применение новых технологий в отраслях, потребляющих топливно-энергетические ресурсы, – другой важный путь обеспечения энергетической безопасности страны.
Одним из факторов ограничения экономического роста могут стать недостаточная энергообеспеченность российской экономики и необоснованный рост тарифов на электроэнергию. Энергетическая безопасность – это важнейшая составная часть национальной безопасности, во многом зависящая от надежности энергоснабжения потребителей всех регионов страны.
Одна из вечных мировых проблем, которая никогда не потеряет актуальности, – производство продуктов питания, необходимых для существования человечества. Причем процесс этот должен быть непрерывным, так как человечество не может не только прекратить потреблять, но и должно увеличивать производство продуктов питания, что связано с непрерывным ростом потребностей и численности населения на планете. Поэтому на протяжении всей истории человечества обеспечение продовольствием оставалось одной из наиболее актуальных проблем национальной безопасности всех государств мира. Продовольственная безопасность – составная и важнейшая часть национальной безопасности, ибо обеспечивает устойчивое производство основных продуктов питания и их доступность населению. Обеспечение продовольственной безопасности способствует устойчивому социальному климату в обществе. В основе обеспечения продовольственной безопасности лежит организация всего агро-промышленного комплекса – от выращивания растений и животных до его обеспечения средствами производства и реализации конечной продукции. Под продовольственной безопасностью РФ понимается такое состояние экономики России, в том числе ее агропромышленного комплекса, при котором население обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и без уменьшения государственного продовольственного резерва независимо от внешних и внутренних условий удовлетворяются его потребности в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами (к вопросу продовольственной безопасности мы еще обратимся). Речь идет об обеспечении потребности населения за счет собственного производства и рационализации необходимого импорта по тем продуктам, для производства которых нет внутренних условий. При этом продовольственная безопасность предполагает доступность продуктов питания за счет как заработной платы и пенсии, так и продовольственной помощи. В целом же в основе продовольственной безопасности России, учитывая ее обеспеченность природными ресурсами, лежит максимальное самообеспечение основными продуктами питания как стержневой элемент поддержания национального суверенитета.
Но если обратиться к тексту Стратегии национальной безопасности 2015года, то часть видов безопасности, относимых учеными к структурным элементам безопасности экономической, меняют свое место. В частности, информационная, экологическая, энергетическая безопасность в п.6 Стратегии определяются как виды не экономической, а национальной безопасности.
Понимание внутреннего содержания термина «экономическая безопасность» связано и с определением ее уровней.
Михалина И.Е. абсолютно справедливо отмечала, что при общепринятом выделении уровней в экономической системе, многоуровневое представление экономической безопасности является обязательным условием для достижения результативности в исследованиях по ее обеспечению[264].
Особых расхождений в данном вопросе нет. И если в неоднократно упоминаемом учебнике под редакцией В.К. Сенчагова уровни экономической безопасности и не называются, то уже из содержания работы видно, что, по сути, рассматриваются экономическая безопасность государства, экономическая безопасность хозяйствующего субъекта, региональная экономическая безопасность.
Выделяют следующие уровни экономической безопасности:
– международная (глобальная и региональная);
– национальная;
– локальная (региональная или отраслевая внутри страны);
– частная (предприятий и личности).
Международная экономическая безопасность –это совокупность международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при которой каждому государству-члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему давлению, рассчитывая на невмешательство, понимание, взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных стран мира.
Международная экономическая безопасность означает отказ от навязывания моделей развития, от экономического и политического принуждения посредством признания права любого народа на выбор собственного пути, уважения различных форм собственности и интересов. А также осознание того, что мирная жизнь возможна не только в военно-стратегических, но и в экономических отношениях по мере освобождения от их конфронтационности и ориентации на извлечение сиюминутной прибыли.
Национальную экономическую безопасность можно понимать так – это экономика, характеризующаяся своей стабильностью и устойчивостью к внутренним угрозам, способностью самостоятельно, даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов, определять пути и формы своего развития, постоянно находиться на уровне готовности для создания различных систем и механизмов для ее защиты.
Экономическая безопасность даже в наиболее экономически развитых и стабильных странах остается относительной, поскольку неблагоприятные внешние воздействия, а также возможность их угроз не исключаются.
Локальная (региональная или отраслевая внутри страны) экономическая безопасность–состояние экономики внутри страны, складывающееся между регионами и отраслями.
Частная (предприятий и личности) экономическая безопасность–это состояние юридических, производственных отношений и организационных связей, материальных и интеллектуальных ресурсов, при которых обеспечивается надежность и стабильность функционирования, финансово-коммерческий успех, прогрессивное научно-техническое и социальное развитие.
Все уровни экономической безопасности не изолированы друг от друга и находятся в неразрывном органическом единстве, предполагающем определение стратегических целей и задач защиты экономики[265].
Рассматривая понятие «экономическая безопасность» необходимо выяснить и ее структуру. И в данном случае очень характерно различие предлагаемых структурных элементов в зависимости от специализации автора – экономист он или юрист?
Доцент, к.э.н. В.Э. Комов, определяя структуру экономической безопасности, выделял две большие зоны: внешняя и внутренняя среда. Отсюда следует, что для любого государства существует необходимость обеспечивать безопасность экономики как во внешней среде, т.е. иметь силы и рычаги для противостояния внешним угрозам, так и во внутренней среде, решая внутриэкономические вопросы. Общими для внешней и внутренней сфер деятельности государства будут являться такие элементы, как:
– технологическая составляющая, т.е. состояние научно-технического потенциала страны. Нет необходимости говорить о важности этого фактора, т.к. именно он гарантирует конкурентоспособность национальных товаров на внутреннем и внешнем рынках и обеспечивает независимость разработки производства товаров и услуг;
– валютно-кредитная составляющая определяет возможность государства обеспечивать устойчивое функционирование своей валютно-финансовой системы и удовлетворение общественных потребностей в неблагоприятных внешних и внутренних экономических условиях;
– продовольственная и сырьевая составляющие определяют состояние обеспеченности продовольствием и сырьем не только для эффективного функционирования внутренней экономики, но и для активной экспортной деятельности;
– энергетическая составляющая определяет стабильность поставок энергоносителей для потребления внутри страны и адаптацию к изменениям энергетической сфере;
– информационная составляющая заключается в способах и порядке обмена различными сведениями (производственная, научно-техническая и другая информация) внутри хозяйственного комплекса, а также с другими зарубежными партнерами[266].
Доктор экономических наук В.К. Сенчагов более конкретно называл 7 блоков, составляющих структуру экономической безопасности:
1. Стратегия национальной безопасности;
2. Национальные интересы России в сфере экономики;
3. Угрозы в сфере экономики;
4. Индикаторы экономической безопасности;
5. Пороговые значения индикаторов экономической безопасности;
6. Организационная структура экономической безопасности.
7. Правовое обеспечение экономической безопасности[267].
Остановимся на выводах д.ю.н. В.И. Гладких. Он, комментируя структуру В.К. Сенчагова, предложил, на наш взгляд, наиболее отвечающий предмету теории национальной безопасности, вариант. Виктор Иванович полагал, что некоторые из перечисленных семи блоков не должны включаться в структуру экономической безопасности, так как представляют собой инструменты ее оценки и средства ее обеспечения. Из структуры экономической безопасности, по его мнению, необходимо