Обеспечение военной безопасности включает две составляющих – правовую и организационную.
Обеспечение военной и оборонной безопасности страны невозможно без законодательства государства, где его правовая система должна быть «настроена» на быстрое и точное реагирование опасностям, угрозам, внутренней и внешней агрессии в военной сфере и организацию деятельности по мобилизации всех сил для отпора им.
Правовой основой военной, а, соответственно, и оборонной безопасности, является Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обороны, контроля над вооружениями и разоружения, федеральные конституционные законы, федеральные законы, а также нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В нормах Конституции РФ 1993 года выражены базовые положения военного и оборонного строительства.
Во-первых, вопросы обороны находятся в ведении Российской Федерации, где Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории (ст. 4, п. 3), оборону и безопасность; оборонное производство; порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; статус и защиту государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации (ст. 71, п. «н», «м»).
Во-вторых, определяя комплекс прав, свобод и обязанностей гражданина, Конституция РФ закрепляет, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ст. 59, п. 1). Основной формой реализации указанной обязанности Конституция РФ называет военную службу, где ее несение обеспечивается силой закона. Но если убеждениям или вероисповеданию человека противоречит несение военной службы, то Конституция РФ предоставляет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
В-третьих, Конституция РФ устанавливает полномочия высших органов государственной власти в сфере организации обороны. Наибольший объем полномочий в указанной области у Президента Российской Федерации, который является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации (ст. 80; 83, п. «з», «л»; ст. 87 и др.).
Ряд полномочий представлен Федеральному Собранию, в первую очередь, в сфере принятия и одобрения законов по вопросам войны и мира, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, ратификации и денонсации международных договоров России (ст. 106, п. «г», «д», «е»). Конституция РФ определяет и полномочия Правительства в вопросах руководства военным строительством, где оно, в частности, осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации (ст. 114, п. «д»).
Помимо Конституции РФ 1993 года современное российское законодательство в рассматриваемой сфере включает:
1. Федеральные конституционные законы «О военном положении»[23]и«О чрезвычайном положении» [24].
ФКЗ «О военном положении» определяет: правовую основу военного положения и основания для его введения; режим военного положения и его обеспечение; полномочия органов государственной власти в области обеспечения режима военного положения и особенности их функционирования в период действия военного положения; правовое положение граждан и организаций в период действия военного положения. Под военным положением здесь понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии с целью создания условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.
ФКЗ «О чрезвычайном положении» регламентирует особенности правового режима чрезвычайного положения на территориях, на которых объявляется чрезвычайное положение. Устанавливаются обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения; комплекс мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения; силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения; порядок особого управление территорией, на которой введено чрезвычайное положение; гарантии, призванные не допустить дискриминацию отдельных лиц и групп населения по политическим убеждениям, признакам расы, национальности, пола, языка, религии и социального положения; ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.
2. Федеральные законы«Об обороне» [25],«О гражданской обороне» [26].
Основополагающим правовым актом является Федеральный закон «Об обороне».Именно на его базе принято последующее законодательство в сфере военной и оборонной безопасности. Закон определяет: основные положения, такие, как состояние войны, военное положение, мобилизация, гражданская оборона, территориальная оборона; основы и организацию обороны; полномочия органов государственной власти РФ, функции органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области обороны; обязанности должностных лиц, права и обязанности граждан в области обороны; силы и средства, привлекаемые для обороны, среди которых Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы; установки об ограничении деятельности политических партий и общественных объединений в Вооруженных Силах РФ.
Федеральный закон «О гражданской обороне» определяет: основные положения, касающиеся целей и задач гражданской обороны; правовые основы их осуществления; систему государственных органов, создаваемых или привлекаемых для этого вида обороны государства и их полномочия; силы и средства гражданской обороны.
3. Иные нормативно-правовые акты в области воинской обязанности и военной службы, статуса военнослужащих, оборонного бюджета, мобилизации, закупок вооружений, статуса оборонного предприятия, государственной тайны. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»[27]более подробно регламентирует содержание воинской обязанности, порядок и формы ее исполнения, содержит основные положения, касающиеся целей и задач военной службы, ее организации и прохождения. Подробно рассмотрены вопросы организации воинского учета, подготовки граждан к военной службе, устанавливается порядок призыва, основания для освобождения и отсрочек от него. Впервые в российском законодательстве закреплено содержание понятия «исполнение обязанностей военной службы» и даны ее правовые признаки.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих»[28] являлся первым в истории военного строительства России единым правовым актом, в котором определены понятие, содержание и особенности правового статуса военнослужащих, установлены круг граждан, имеющих этот статус. Закон определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей. Закрепляются обязанности и ответственность должностных лиц по вопросам всестороннего обеспечения военнослужащим необходимых условий жизнедеятельности.
Федеральный закон «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации»[29]закрепляет: полномочия Президента Российской Федерации и органов государственной власти Российской Федерации, полномочия и функции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области мобилизационной подготовки и мобилизации; обязанности организаций и граждан в области мобилизационной подготовки и мобилизации; организационные основы мобилизационной подготовки и мобилизации.
Федеральный закон «О государственном оборонном заказе»[30]определяет специфику осуществления поставок для нужд обороны материально-технических средств. Закон устанавливает общие правовые и экономические принципы, порядок формирования, размещения, финансирования и исполнения государственного оборонного заказа и регулирует отношения в этой области.
Проблемы организации обороны и военного строительства регулируются также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, приказами и директивами министра обороны РФ.
Важное значение в данном вопросе имеет Указ Президента РФ № 466 «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации» от 7 мая 1992 года[31].
4. Стратегии национальной безопасности РФ 2009 и 2015 годов(анализ данных документов мы уже приводили в работе«Теория национальной безопасности : основные проблемы»).