Статья 52. Региональные научно-технологические центры
1. Региональным научно-технологическим центром может быть признана научная организация, занимающая лидирующее положение в определенной области научной или научно-технической деятельности по результатам оценки ее деятельности, осуществляющая прикладные научные исследования с целью создания и практического освоения технологий, необходимых для реализации отдельных, специфичных направлений социально-экономического развития субъекта Российской Федерации.
2. Статус регионального научно-технологического центра присваивается научной организации на конкурентной основе соответствующими органами исполнительной власти одного или нескольких субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом законодательством соответствующих субъектов Российской Федерации в соответствии с типовым порядком, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.
3. Статус может быть присвоен на среднесрочный период (3 года) или долгосрочный период (5 лет), при этом соответствующими органами исполнительной власти одного или нескольких субъектов Российской Федерации должны быть установлен план конкретных научно-технических результатов, получаемых ежегодно региональным научно-технологическим центром.
4. Статус регионального научно-технологического центра прекращается в случае, если по результатам ежегодного мониторинга зафиксировано недостижение соответствующей научной организацией результатов, установленных органами исполнительной власти субъекта (субъектов) Российской Федерации.
5. Финансовое обеспечение научной, научно-технической, экспериментальной, опытно-производственной деятельности регионального научно-технологического центра осуществляется за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации, а также из внебюджетных источников.
Статья 53. Государственные академии наук
1. Государственные академии наук являются некоммерческими организациями и создаются в организационно-правовых формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В случае создания государственной академии наук в форме государственного учреждения функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственной академии наук от имени Российской Федерации осуществляются Правительством Российской Федерации. Отдельные функции и полномочия учредителя и собственника федерального имущества государственной академии наук могут быть переданы Правительством Российской Федерации уполномоченным федеральным органам исполнительной власти.
2. Государственные академии наук обеспечивают научно-методическое руководство фундаментальными и поисковыми научными исследованиями, в том числе:
1) осуществляют анализ и прогноз основных тенденций развития мировой науки и техники;
2) определяют основные научные проблемы исследований в соответствующих отраслях науки и техники и их взаимосвязь с большими вызовами и приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации;
3) осуществляют оценку текущего состояния научной и научно-технической инфраструктуры и результативности российского научного и научно-технического сектора;
4) назначают главных научных советников (научных руководителей) научных организаций.
Государственные академии наук также обеспечивают научно-методическое сопровождение реализации документов стратегического планирования, научно-консультативное и экспертное обеспечение в соответствующих отраслях науки и техники.
3. Порядок создания и деятельность государственных академий наук определяются федеральным законом о государственных академиях наук и уставами государственных академий наук, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Статья 54. Российская академия наук
1. Российская академия наук осуществляет свою деятельность в целях обеспечения преемственности и координации фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований, проводимых по важнейшим направлениям естественных, технических, медицинских, сельскохозяйственных, общественных и гуманитарных наук, экспертного научного обеспечения деятельности органов государственной власти, научно-методического руководства научной и научно-технической деятельностью научных организаций и образовательных организаций высшего образования.
2. Российская академия наук осуществляет с участием иных государственных академий наук экспертизу результатов и дает оценку результативности проводимых фундаментальных научных исследований и поисковых научных исследований.
3. Российская академия наук является государственной академией наук, особенности правового статуса, функции и задачи которой определяются настоящим Федеральным законом, а также федеральным законом о Российской академии наук.
Статья 55. Общественные академии наук
1. В Российской Федерации могут создаваться общественные академии наук – некоммерческие организации в форме общественного объединения, членами которых являются ученые (исследователи) Российской Федерации в определенной области знаний.
2. Общественные академии наук создаются в целях:
содействия развитию науки в Российской Федерации;
распространения информации о новых знаниях, возможностях их применения, осуществления научно-просветительской деятельности;
укрепления связей между наукой и образованием;
содействия повышению статуса ученых (исследователей);
участия в выработке государственной политики в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, а также в сфере образования.
3. Общественные академии наук вправе:
участвовать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о стратегическом планировании, в разработке документов стратегического планирования в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности;
оказывать научно-консультативные и экспертные услуги;
готовить предложения в органы государственной власти по вопросам, соответствующим целям деятельности общественных академий наук.