Глава 1. Основы правового регулирования отношений в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности

Федеральный закон

«о научной, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ деятельности в Российской Федерации»

Раздел 1. Общие положения. 6

Глава 1. Основы правового регулирования отношений в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 6

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. 6

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. 6

Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 10

Статья 4. Принципы государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. 11

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 13

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 14

Статья 7. Права органов местного самоуправления муниципального района и городского округа по осуществлению мер в области стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности 15

Статья 8. Международное сотрудничество в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности 16

Статья 9. Государственные меры стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности 18

Глава 2. Особенности планирования, прогнозирования и программирования в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 21

Статья 10. Документы стратегического планирования, прогнозирования и программирования в сфере научной, научно-технической, инновационной деятельности. 21

Статья 11. Участие Российской академии наук в разработке документов стратегического планирования, прогнозирования и программирования. 24

Статья 12. Участие научных организаций в разработке документов стратегического планирования, прогнозирования и программирования. 26

Статья 13. Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации. 27

Статья 14. Национальная технологическая инициатива. 28

Статья 15. Общественный заказ на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности 29

Раздел 2. Научная, научно-техническая и инновационная деятельность. 32

Глава 3. Научная, научно-техническая и научно-просветительская деятельность. 32

Статья 16. Научная деятельность. 32

Статья 17. Научно-техническая деятельность. 33

Статья 18. Научно-просветительская деятельность. 34

Статья 19. Программы популяризации и пропаганды научных знаний. 34

Статья 20. Особенности правового регулирования научной, научно-технической деятельности и использования результатов, полученных при осуществлении такой деятельности, в отдельных сферах 36

Глава 4. Инновационная деятельность. 36

Статья 21. Содержание инновационной деятельности. 36

Глава 5. Научно-экспертная деятельность. 37

Статья 22. Содержание научно-экспертной деятельности. 37

Статья 23. Субъекты, осуществляющие научно-экспертную деятельность. 39

Статья 24. Права и обязанности экспертов. 40

Статья 25. Экспертное заключение. 42

Статья 26. Права и обязанности заказчика научной экспертизы и разработчика (автора) объекта научной экспертизы.. 42

Раздел 3. Субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности. 43

Глава 6. Ученые. 43

Статья 27. Правовой статус ученого. 43

Статья 28. Государственные гарантии деятельности ученых. 46

Статья 29. Научные коллективы.. 47

Статья 30. Должности научных работников. 49

Статья 31. Государственное и общественное признание достижений ученых. 50

Статья 32. Система научной квалификации. 50

Статья 33. Ученые степени. 51

Статья 34. Соискатели ученых степеней. 52

Статья 35. Аспирантура. 53

Статья 36. Докторантура. 54

Статья 37. Научная квалификационная работа (диссертация). 55

Статья 38. Опубликованные научные результаты, на основе совокупности которых осуществляется присвоение ученой степени. 56

Статья 39. Совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней. 57

Статья 40. Документы, подтверждающие присвоение ученой степени. 59

Статья 41. Признание в Российской Федерации иностранных ученых степеней. 59

Статья 42. Подтверждение выданных в Российской Федерации документов об ученых степенях 62

Статья 43. Лишение ученой степени. 62

Статья 44. Отказ от ученой степени. 64

Статья 45. Высшая квалификационная комиссия. 64

Глава 7. Организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность. 66

Статья 46. Научные организации. 66

Статья 47. Особенности учреждения хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств научными организациями, имеющими организационно-правовую форму бюджетного или автономного учреждения 70

Статья 48. Субъекты, осуществляющие инновационную деятельность. 72

Статья 49. Консорциумы в сфере научной, научно-технической, инновационной деятельности 73

Глава 8. Организации науки со специальным правовым статусом.. 75

Статья 50. Национальные исследовательские центры (холдинги). 75

Статья 51. Государственные научные центры Российской Федерации. 77

Статья 52. Региональные научно-технологические центры.. 80

Статья 53. Государственные академии наук. 81

Статья 54. Российская академия наук. 82

Статья 55. Общественные академии наук. 82

Раздел 4. Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности 83

Глава 9. Научное и технологическое оборудование, оборудование коллективного пользования 83

Статья 56. Научное оборудование и научные коллекции. 83

Статья 57. Уникальная научная установка. 84

Статья 58. Центры коллективного пользования научным оборудованием.. 85

Глава 10. Инфраструктура поддержки инновационной деятельности. 86

Статья 59. Инфраструктура поддержки инновационной деятельности. 86

Статья 60. Технологические платформы.. 89

Глава 11. Информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности 90

Статья 61. Государственные информационные системы в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 90

Статья 62. Научные издания. 92

Глава 12. Отдельные субъекты и инструменты инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности. 93

Статья 63. Фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности 93

Статья 64. Институты развития в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности 96

Статья 65. Особенности государственно-частного партнерства при реализации научных, научно-технических и инновационных проектов. 97

Глава 13. Территории развития научной, научно-технической и инновационной деятельности 98

Статья 66. Технологические парки Российской Федерации. 98

Статья 67. Инновационные научно-технологические центры (академгородки). 99

Статья 68. Инновационные территориальные кластеры.. 100

Статья 69. Наукограды Российской Федерации. 101

Глава 14. Мониторинг и оценка в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 105

Статья 70. Государственный мониторинг научной, научно-технической и инновационной деятельности. Государственный фонд данных государственного мониторинга. 105

Статья 71. Оценка результативности научной, научно-технической и инновационной деятельности научных организаций. 108

Статья 72. Оценка эффективности деятельности координаторов общественного
заказа 111

Глава 15. Финансовое обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности 112

Статья 73. Принципы финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности 112

Статья 74. Источники финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности 112

Статья 75. Особенности финансирования научной, научно-технической и инновационной деятельности в отдельных сферах. 113

Раздел 9. Заключительные положения. 113

Статья 76. Переходные положения. 113

Статья 77. Вступление в силу настоящего федерального закона. 114


Проект

Федеральный закон

«о научной, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ деятельности в Российской Федерации»

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между гражданами и юридическими лицами, признанными по смыслу настоящего закона субъектами научной, научно-технической или инновационной деятельности, субъектами инфраструктуры такой деятельности, иными гражданами, юридическими лицами, а также органами государственной власти органами местного самоуправления в сфере развития научной, научно-технической и инновационной деятельности.

2. Государственная социально-экономическая политика Российской Федерации регулируется настоящим Федеральным законом в части определения правовых основ ее реализации в сфере развития научной, научно-технической и инновационной деятельности как экономической деятельности.

3. Отношения, связанные с осуществлением инновационной деятельности, регулируются настоящим Федеральным законом в части, связанной с получением и использованием результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с осуществлением организационных и маркетинговых инноваций.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия:

1) Гранты - денежные и иные средства, передаваемые получателям грантов (научным, образовательным организациям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим инновационную деятельность, ученым (исследователям), научным коллективам, консорциумам субъектов научной, научно-технической и (или) инновационной деятельности) безвозмездно и безвозвратно физическими или юридическими лицами, в том числе коммерческими организациями, а также международными организациями (грантодателями), на осуществление научных, научно-технических проектов, инновационных проектов, в том числе проектов полного цикла и (или) на решение отдельных задач в рамках таких проектов на условиях, предусмотренных грантодателями в договорах на предоставление грантов, с учетом необходимости закрепления за получателем гранта или непосредственным исполнителем работ исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные за счет средств гранта.

Тематика научных, научно-технических, инновационных проектов, в том числе проектов полного цикла, реализуемых за счет средств грантов, может определяться грантодателями или получателями грантов в зависимости от условий предоставления грантов, определенных грантодателями в договорах на предоставление грантов.

Условия предоставления и использования грантов, в том числе порядок возврата грантов в случае нарушения получателями грантов условий предоставления грантов, определяются договорами на представление грантов.

2) Инновационная деятельность - совокупность мероприятий (в том числе организационных, финансовых), реализуемых в целях использования результатов интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере для создания новой или усовершенствованной продукции, для выполнения (оказания) новых либо улучшенных работ (услуг), или внедрения новых (улучшенных) способов их производства (выполнения, оказания) либо для освоения или усовершенствования технологии.

3) Инновационный проект - скоординированный по задачам, ресурсам и срокам комплекс мероприятий по осуществлению инновационной деятельности, направленных на получение прибыли и (или) достижение иного социально-экономического эффекта.

4) Институты развития - субъекты инфраструктуры научной, научно-технической, инновационной деятельности, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или другими юридическими и (или) физическими лицами, основной целью деятельности которых является финансовое и организационное обеспечение инновационной деятельности, а также научной, научно-технической деятельности в части, необходимой для осуществления инновационной деятельности.

5) Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности – совокупность субъектов, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное сопровождение научной, научно-технической, инновационной деятельности, и объектов, используемых для указанного обеспечения.

6) Научная деятельность - творческая деятельность, направленная на получение и (или) применение новых знаний, в том числе результатов интеллектуальной деятельности, которые способствуют технологическому, экономическому, социальному и духовному развитию общества, включая фундаментальные, поисковые и прикладные научные исследования:

7) Фундаментальные научные исследования - экспериментальная или теоретическая деятельность, преимущественно направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития природы, общества, человека, в том числе разработку и проверку новых гипотез и теорий;

8) Поисковые научные исследования - деятельность, направленная на выявление и постановку научных, научно-технических задач, а также сфер возможного применения новых знаний, в том числе результатов интеллектуальной деятельности;

9) Прикладные научные исследования - деятельность, направленная преимущественно на применение новых знаний, в том числе создание результатов интеллектуальной деятельности, необходимых для достижения практических целей и решения конкретных задач при создании новых технологий и товаров, выполнении работ, оказании услуг.

10) Научно-техническая деятельность – деятельность, направленная на получение новых или совершенствование существующих знаний о технике и технологиях и их применения в производственных и технологических процессах, включая создание, правовую охрану и (или) использование результатов интеллектуальной деятельности, необходимых для создания и усовершенствования таких способов и средств.

11) Научно-технический проект - комплекс скоординированных по задачам, ресурсам и срокам мероприятий, включающих фундаментальные, прикладные и (или) поисковые научные исследования, а также организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих решение конкретной научно-технической задачи, в определенной отрасли техники и (или) технологий и в результате которого создается технология и (или) продукция (товар, услуга), реализуемые на внутреннем и (или) внешнем рынке.

12) Научно-экспертная деятельность – научная и (или) научно-техническая деятельность, связанная с проведением экспертами исследований, анализа и оценки объектов экспертизы по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки и (или) техники, и подготовкой и оформлением экспертных заключений по этим вопросам.

13) Научно-исследовательский (научный) проект - комплекс мероприятий, скоординированных по задачам, ресурсам и срокам, включающих фундаментальные, и (или) прикладные, и (или) поисковые научные исследования, а также организационно-хозяйственные и другие мероприятия, обеспечивающие эффективное решение конкретной научной задачи.

14) Проект полного цикла – комплекс скоординированных научных, научно-технических и инновационных проектов, включающих в себя все виды научных исследований и инновационную деятельность, направленных на создание инновационной продукции (товаров, услуг) и мер, обеспечивающих формирование и (или) расширение рынка такой продукции (товаров, услуг).

15) Технология – совокупность результатов интеллектуальной деятельности, выраженных в объективной форме, который включает в том или ином сочетании изобретения, полезные модели, промышленные образцы, программы для ЭВМ или другие результаты интеллектуальной деятельности, подлежащие правовой охране в соответствии с гражданским законодательством, и может служить технологической основой определенной практической деятельности в гражданской или военной сфере.

16) Научно-технологический полигон – вид инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности, предназначенный для проведения испытаний (отработки) результатов научной, научно-технической, инновационной деятельности и новых технологий.

17) Научно-просветительская деятельность - сопровождающий научную, научно-техническую деятельность процесс популяризации научных знаний, проводимых и планируемых научных исследований, результатов научной и (или) научно-технической деятельности, а также их влиянии на жизнь общества, включая, в том числе просвещение в рамках системы поддержки научно-технического творчества различных категорий граждан, включая детей и молодежь.

Статья 21. Содержание инновационной деятельности

К инновационной деятельности относится в том числе:

1) выполнение работ по подготовке и освоению производства новой или усовершенствованной продукции, освоению новой или усовершенствованной технологии, оказанию новых услуг на основе использования результатов интеллектуальной деятельности, полученных при осуществлении научной, научно-технической деятельности;

2) выполнение работ по подготовке к использованию результатов интеллектуальной деятельности при выполнении работ и оказании услуг;

3) производство инновационной продукции – новой или усовершенствованной продукции, либо продукции на основе новой или усовершенствованной технологии;

4) введение в гражданский оборот прав на результаты интеллектуальной деятельности и (или) использование в том числе для собственных нужд новой или усовершенствованной продукции, новой или усовершенствованной технологии, новых услуг, новых организационно-технических решений;

5) иные виды инновационной деятельности в научно-технической сфере в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Инновационной продукцией признается продукция (товары, работы и услуги), созданная в результате осуществления инновационной деятельности и имеющая существенные отличия от аналогичной продукции, которые улучшают функциональные и (или) коммерческие качества соответствующей продукции.

4. Формой реализации инновационной деятельности является инновационный проект.

Инновационные проекты могут реализовываться самостоятельно или быть составной частью проектов полного цикла или программ научного, научно-технического, инновационного, социально-экономического развития, научных, научно-технических программ, государственных и межгосударственных программ.

Статья 22. Содержание научно-экспертной деятельности

1. Научно-экспертная деятельность (далее – научная экспертиза) осуществляется, в том числе в целях:

1) подготовки и принятия решений о выделении финансовых и иных ресурсов для осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности, реализации конкретных научных, научно-технических и (или) инновационных проектов, включая проекты полного цикла;

2) исследования влияния таких решений на реализацию и достижение целей, определённых документами стратегического планирования;

3) осуществления государственной регистрации охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, определении охраносопособности результатов интеллектуальной деятельности, установлении авторства, определении оригинальности произведений науки, литературы или искусства.

2. Научная экспертиза может являться добровольной или обязательной.

Объекты, в отношении которых требуется проведение обязательной научной экспертизы, определяются законодательством Российской Федерации.

3. Основными задачами научной экспертизы являются:

1) оценка соответствия объектов экспертизы современному уровню научных и технических знаний, тенденциям научно-технического прогресса, основам государственной научно-технической политики, принципам государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, документам стратегического планирования научной, научно-технической и инновационной деятельности, требованиям экологической безопасности, экономической целесообразности;

2) анализ уровня использования научно-технического потенциала, оценка результативности научной, научно-технической, инновационной деятельности;

3) оценка значимости объектов экспертизы, а также соответствующих результатов, полученных при осуществлении научной, научно-технической, инновационной деятельности для решения задач, определяемых большими вызовами и приоритетами научно-технологического развития Российской Федерации, оценка возможности использования результатов интеллектуальной деятельности для решения практических задач;

4) выявление и оценка возможных рисков, связанных с реализацией решений или использованием результатов, содержащихся в объектах экспертизы;

5) прогнозирование научно-технических, социально-экономических, экологических и иных последствий реализации или использования (эксплуатации, применения) объекта экспертизы.

3. Научная экспертиза основывается на принципах:

объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники;

достоверности и полноты информации, представляемой для проведения экспертизы;

независимости экспертов при осуществлении ими своих полномочийпри проведении научной экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений научной экспертизы;

ответственности участников научно-экспертной деятельности за организацию, проведение, качество научной экспертизы.

Глава 6. Ученые

Статья 33. Ученые степени

1. Присвоение ученой степени означает признание научным сообществом достигнутых ученым научных результатов научной, научно-технической деятельности по итогам публичной защиты научной квалификационной работы (диссертации) (для ученой степени кандидата и доктора наук) или по результатам публичной защиты доклада, подготовленного на основании совокупности научных результатов, полученных при осуществлении научной или научно-технической деятельности (для ученой степени доктора наук), подтвержденное документами, выдаваемыми в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Ученая степень кандидата наук присваивается за решение задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложение новых научно обоснованных технических, технологических или иных решений и разработок, имеющих существенное значение для развития Российской Федерации.

3. Ученая степень доктора наук присваивается за разработку теоретических положений, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо за решение научной проблемы, имеющей важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо за изложение новых научно обоснованных технических, технологических или иных решений, внедрение (использование) которых вносит значительный вклад в развитие Российской Федерации и (или) мировой науки и техники.

4. Ученые степени присваиваются по областям (отраслям) науки, перечень которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности.

5. Подготовка научной квалификационной работы (диссертации) на соискание ученых степеней кандидата наук и доктора наук может осуществляться гражданином как самостоятельно (соискательство) вне рамок научной или образовательной организации, так и в аспирантуре адъюнктуре, ординатуре, докторантуре научной или образовательной организации.

6. Порядок присвоения ученых степеней устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 35. Аспирантура

1. Подготовка научных кадров в научной или образовательной организации осуществляется в аспирантуре, адъюнктуре, ординатуре, докторантуре.

Продолжительность такой подготовки определяется организацией и может составлять не менее двух но не более четырех лет.

2. Результатом подготовки в аспирантуре (адъюнктуре) является публичная защита научной квалификационной работы (диссертации) и присвоение ученой степени кандидата наук в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего федерального закона.

3. Аспирантура (адъюнктура) может быть создана в научных или образовательных организациях, являющихся лидерами по результатам оценки результативности их деятельности в соответствии с настоящим Федеральным законом без согласования с учредителем таких организаций. Прием в аспирантуру (адъюнктуру) осуществляется по областям (отраслям) наук, в которых такие организации являются лидерами.

4. Требования к организациям, в которых может быть создана аспирантура (адъюнктура), определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Проверка соответствия научной или образовательной организации установленным требованиям и выдача лицензии на подготовку кадров в аспирантуре (адъюнктуре) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим надзор в сфере образования и науки в порядке и с периодичностью, установленными Правительством Российской Федерации.

5. Формы и (или) способы, а также порядок (программа) формирования компетенций научных кадров, установленных профессиональными стандартами в соответствующей сфере деятельности, определяется организацией самостоятельно на основе типовых форм и способов, перечень и особенности которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.

6. При подготовке диссертации аспирант обязан участвовать в выполнении научных, научно-технических и (или) инновационных проектов, выполняющихся в организации под руководством научного руководителя, назначенного в соответствии с локальными актами научной или образовательной организации.

7. В целях научно-технологического развития Российской Федерации в рамках Государственной программы научно-технологического развития Российской Федерации выделяются средства для размещения государственного заказа на подготовку специалистов, способных осуществлять, организовывать научную, научно-техническую и инновационную деятельность, в аспирантуре научных или образовательных организаций любой формы собственности.

Количество мест, субсидируемых за счет федерального бюджета, и продолжительность такого субсидирования определяется исходя из закона о бюджете на текущий и плановый период федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. Указанные средства направляются научной или образовательной организацией, получивший соответствующий заказ на выполнение, в том числе в форме дополнительного финансирования, научных и научно-технических проектов, в ходе реализации которых осуществляется подготовка специалистов.

8. Подготовка научных кадров по направлениям в сфере медицины осуществляется в ординатуре. Положение о подготовке научных кадров в ординатуре, аспирантуре и адъюнктуре, утверждается Правительством Российской Федерации

Статья 36. Докторантура

1. Докторантура может быть создана в научной или образовательной организации по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности при соответствии организации требованиям, определенным Правительством Российской Федерации при наличии в такой организации совета по защите диссертаций на соискание ученых степеней, созданного в соответствии со статьей 39 настоящего федерального закона.

Результатом подготовки в докторантуре является публичная защита научной квалификационной работы (диссертации) или публичная защита доклада, подготовленного на основании совокупности научных результатов, полученных при осуществлении научной или научно-технической деятельности и присвоение ученой степени доктора наук в соответствии с частью 3 статьи 33 настоящего федерального закона.

2. Прием в докторантуру осуществляется по направлениям подготовки и (или) специальностям, соответствующим профилю совета по защите диссертаций.

3. Подготовка научных кадров в докторантуре осуществляется как за счет средств граждан, организаций, так и за счет средств федерального бюджета. Количество мест, финансируемых за счет федерального бюджета, определяется в соответствии с законом о бюджете на текущий год и плановый период, с учетом контрольных цифр подготовки, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Правила расчета и выделения субсидий на финансовое обеспечение подготовки в докторантуре за счёт средств федерального бюджета устанавливается Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон

«о научной, НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ИННОВАЦИОННОЙ деятельности в Российской Федерации»

Раздел 1. Общие положения. 6

Глава 1. Основы правового регулирования отношений в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 6

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. 6

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе. 6

Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 10

Статья 4. Принципы государственного регулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. 11

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти Российской Федерации в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 13

Статья 6. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 14

Статья 7. Права органов местного самоуправления муниципального района и городского округа по осуществлению мер в области стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности 15

Статья 8. Международное сотрудничество в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности 16

Статья 9. Государственные меры стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности 18

Глава 2. Особенности планирования, прогнозирования и программирования в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. 21

Статья 10. Документы стратегического планирования, прогнозирования и программирования в сфере научной, научно-технической, инновационной деятельности. 21

Статья 11. Участие Российской академии наук в разработке документов стратегического планирования, прогнозирования и программирования. 24

Статья 12. Участие научных организаций в разработке документов стратегического планирования, прогнозирования и программирования. 26

Статья 13. Приоритеты научно-технологического развития Российской Федерации. 27

Статья 14. Национальная технологическая инициатива. 28

Статья 15. Общественный заказ на осуществление научной, научно-технической и инновационной деятельности 29

Раздел 2. Научная, научно-техническая и инновационная деятельность. 32

Глава 3. Научная, научно-техническая и научно-просветительская деятельность. 32

Статья 16. Научная деятельность. 32

Статья 17. Научно-техническая деятельность. 33

Статья 18. Научно-просветительская деятельность. 34

Статья 19. Программы популяризации и пропаганды научных знаний. 34

Статья 20. Особенности правового регулирования научной, научно-технической деятельности и использования результатов, полученных при осуществлении такой деятельности, в отдельных сферах 36

Глава 4. Инновационная деятельность. 36

Статья 21. Содержание инновационной деятельности. 36

Глава 5. Научно-экспертная деятельность. 37

Статья 22. Содержание научно-экспертной деятельности. 37

Статья 23. Субъекты, осуществляющие научно-экспертную деятельность. 39

Статья 24. Права и обязанности экспертов. 40

Статья 25. Экспертное заключение. 42

Статья 26. Права и обязанности заказчика научной экспертизы и разработчика (автора) объекта научной экспертизы.. 42

Раздел 3. Субъекты научной, научно-технической и инновационной деятельности. 43

Глава 6. Ученые. 43

Статья 27. Правовой статус ученого. 43

Статья 28. Государственные гарантии деятельности ученых. 46

Статья 29. Научные коллективы.. 47

Статья 30. Должности научных работников. 49

Статья 31. Государственное и общественное признание достижений ученых. 50

Статья 32. Система научной квалификации. 50

Статья 33. Ученые степени. 51

Статья 34. Соискатели ученых степеней. 52

Статья 35. Аспирантура. 53

Статья 36. Докторантура. 54

Статья 37. Научная квалификационная работа (диссертация). 55

Статья 38. Опубликованные научные результаты, на основе совокупности которых осуществляется присвоение ученой степени. 56

Статья 39. Совет по защите диссертаций на соискание ученых степеней. 57

Статья 40. Документы, подтверждающие присвоение ученой степени. 59

Статья 41. Признание в Российской Федерации иностранных ученых степеней. 59

Статья 42. Подтверждение выданных в Российской Федерации документов об ученых степенях 62

Статья 43. Лишение ученой степени. 62

Статья 44. Отказ от ученой степени. 64

Статья 45. Высшая квалификационная комиссия. 64

Глава 7. Организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность. 66

Статья 46. Научные организации. 66

Статья 47. Особенности учреждения хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств научными организациями, имеющими организационно-правовую форму бюджетного или автономного учреждения 70

Статья 48. Субъекты, осуществляющие инновационную деятельность. 72

Статья 49. Консорциумы в сфере научной, научно-технической, инновационной деятельности 73

Глава 8. Организации науки со специальным правовым статусом.. 75

Статья 50. Национальные исследовательские центры (холдинги). 75

Статья 51. Государственные научные центры Российской Федерации. 77

Статья 52. Региональные научно-технологические центры.. 80

Статья 53. Государственные академии наук. 81

Статья 54. Российская академия наук. 82

Статья 55. Общественные академии наук. 82

Раздел 4. Инфраструктура научной, научно-технической и инновационной деятельности 83

Глава 9. Научное и технологическое оборудование, оборудование коллективного пользования 83

Статья 56. Научное оборудование и научные коллекции. 83

Статья 57. Уникальная научная установка. 84

Статья 58. Центры коллективного пользования научным оборудованием.. 85

Глава 10. Инфраструктура поддержки инновационной деятельности. 86

Статья 59. Инфраструктура поддержки инновационной деятельности. 86

Статья 6

Наши рекомендации