Тема 3.2. Российская Федерация, СНГ и ЕАЭС: исторические и правовые основы сотрудничества

Создание Содружества Независимых Государств (СНГ). Беловежское Соглашение от 8 декабря 1991 г. Устав СНГ (1993 г.). Высшие органы СНГ и порядок их формирования.

Роль и место Российской Федерации в СНГ. Основные направления сотрудничества Российской Федерации и государств – членов СНГ. ЕврАзЭС, ОДКБ, ГУАМ. Союзное государство Белоруссии и Российской Федерации, договор о ЕАЭС.

Развитие таможенного сотрудничества на постсоветском пространстве, таможенные союзы. Таможенный союз ЕАЭС. Таможенный кодекс Таможенного союза.

Практическое занятие

(очная и очно-заочная форма обучения)

1. Интеллектуальная летучка.

2. Индивидуальное собеседованиепо вопросам:

1) Причины создания и правовой статус СНГ.

2) Правовые основы вхождения Российской Федерации в СНГ.

3) Сотрудничество Российской Федерации с различными государствами-участниками СНГ?

4) Правовые основы сотрудничества государств-участников СНГ в рамках ОДКБ, ЕАЭС.

5) Проблемы сотрудничества Российской Федерации и Республики Беларусь в рамках Союзного государства.

6) Охарактеризовать процесс создания таможенных союзов на постсоветском пространстве.

3. Контроль выполнения заданий на СРС.

4. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций, решение задач на основе Договора о ЕАЭС, Таможенного кодекса Таможенного союза.

5. Контрольный тестовый опрос по теме.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на следующие вопросы:

2. Дать определение терминам и понятиям: «Алма-Атинская декларация»; «Беловежское соглашение»; «конфедерация»; «Ново-Огаревский процесс»; «Совет глав государств»; «Содружество Независимых Государств»; «Таможенный союз ЕврАзЭС»; «ЕАЭС».

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к практическому занятию

При выполнении заданий следует тщательно изучить исторические источники о создании Содружества Независимых Государств.

В первом задании необходимо дать краткий письменный ответ по сути заданного вопроса. Здесь необходимо раскрыть предпосылки и причины разрушения СССР, создания СНГ, роль России в Содружестве, достижения, просчеты и негативные явления в этой сфере.

Во втором задании следует внимательно рассмотреть термины, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым источникам.

В третьем задании следует заполнить таблицу, где указать основные сферы сотрудничества государств-участников СНГ в соответствии с межгосударственными правовыми актами.

Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.

Контрольные вопросы по теме:

Дайте правильные ответы на тестовые задания:

1. В Алма-атинской Декларации об образовании СНГ, подписанной 21 декабря 1991 года 8 республиками бывшего СССР, говорилось о том, что Содружество Независимых Государств является

А) государством-правопреемником СССР; Б) надгосударственным образованием; В) органом взаимодействия его участников на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе; Г) региональной межгосударственной организацией.

2. Какие государства подписали в 1991 г. договор о создании СНГ?

А) все бывшие союзные республики СССР; Б) Россия и Казахстан; В) Россия, Казахстан, Белоруссия и Украина; Г) все бывшие союзные республики, кроме прибалтийских.

3. Устав СНГ был принят в:

А) 1991 г. Б) 1992 г. В) 1993 г. Г) 1995 г.

4. Договор о создании Евразийского Экономического Союза подписали:

А) все государства-участники СНГ; Б) РФ, Белоруссия и Казахстан; В) Армения, РФ, Белоруссия и Казахстан; Г) Россия и Республика Беларусь.

6. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных занятий в интерактивной форме (часть 1 «Деловая игра» / под общ. ред. В.А.Черных, О.В. Саенко. М.: Изд-во Российская таможенная академия / 2012.- 104 с.

2. Положение о текущем контроле, текущей и промежуточной аттестации студентов Российской таможенной академии и филиалов.

3. Положение о балльно-рейтинговой системе оценки успеваемости студентов Российской таможенной академии и филиалов.

4. Руководство по подготовке и оформлению рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ. М.: Изд-во Росс. таможенной акад., 2012.

Список литературных источников для выполнения самостоятельных заданий

1. Димитров Н.Н., Заикина И.В. Государственно-религиозные отношения в зарубежных странах и в России: история и современность: учеб. пособие. - Электрон. копия печатного издания ( файла : 3538 Кб). М.: Изд-во РТА, 2007 (ЭБ РТА).

2. Димитров Н.Н. История таможенного законодательства России. Учебное пособие. М.: Изд-во РТА, 2012.

3. Димитров Н.Н. История отечественного государства и права : учеб.-нагляд. пособие. М. : Изд-во РТА, 2005. 185 экз.

4. Киселева Н.В. История отечественного государства и права в схемах и таблицах. Ростов н/Д: Феникс, 2016 // http://www.phoenixrostov.ru/topics/book/?id=O0072558.

5. Новиков Ю.А., Димитров Н.Н. История отечественного государства и права: курс лекций: в 2 т. / РТА. - М. : Изд-во РТА, 2006. Т. 1: Государство и право Древней Руси и России. Дооктябрьский период. 2006. (ЭБ РТА). 143 экз.

6. Чистяков О.И. Хрестоматия по истории отечественного государства и права. Учебное пособие. М.: Юрайт, 2015.

7. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Наши рекомендации