Баталина, Валентина Владимировна 3 страница
личности вне политической сферы деятельности; В демократическую — направлена на активизацию общества в политической жизни и обеспечение свобод граждан.
Политическая система может стабильно функционировать, если в обществе имеется определенный порядок, до-—"очное количество информации для субъектов, адекватная скорость ответа субъектов на внешнее воздействие, результат коллективного действия.
22. ТИПОЛОГИЯ, ФУНКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
-==^т] Типы политических систем подразделяются в за-1 J висимости от критериев и признаков на открытые и
закрытые системы, а также по типу общества. Существуют политические системы традиционные, то--=литарные, застойные, модернизированные демократии.
По характеру развития различают статичные и динамичные политические системы.
По признаку доминирующей политической культуры различают традиционные, развивающиеся, коммунистические системы. В свою очередь их можно разделить на два типа: англо-американский и континентально-европей-
ский.
Политические системы можно подразделить по характеру целей на инструментальные и идеологические, а по сущности взаимоотношений с обществом их можно отнести к представительским и модернизационным. г^П Политическую систему составляют явления, кото-2 IJJ рые условно можно подразделить на четыре группы, куда входят политические структуры, правовые и политические нормы, политические действия и общественная психология, или общественное сознание. Эти четыре группы являются частью признаков политической системы.
Важными признаками политической системы также являются эффективная организация политической жизни и гарантия личной безопасности каждого гражданина; совокупность ценностей нации, которые объединяются политической системой; общность реакции на факторы внешнего воздействия. Любое действие, направленное на сохранение существующего уровня политической системы, а также на развитие этой системы, относят к функциям политической системы.
К функциям политической системы также относятся распределение ценностей, объединение всех составляющих жизни общества, регулирование конфликтов всех уровней, разработка задач в области осуществления регулирования общественной жизни, аккумулирование ресурсов для достижения поставленных целей. Политическая система признается эффективной, если она обеспечивает достижение коллективных целей и создает условия для результативной общественной деятельности.'
Эволюция политических систем является составной частью политических процессов. Многие государства про-х злят свой исторический путь в духе традиционализма: со-tz зняя нормы, традиции, культуру предыдущих поколений, ггзрабатывают радикальные идеи, совершенствующие по-г-ггическую систему.
23. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИКИ
Политическим институтом называется комплекс правил и норм, существующих для оптимизации политических отношений в конкретных сферах политической жизни.
^^F" Основным институтом политической системы [1 ш общества является государство, осуществляющее управление обществом, охрану его экономической # социальной структуры. В узком смысле государство пред-с~2вляет собой комплекс властных институтов, созданных -1ля осуществления политической власти (президент, пар-вмент, правительство, судебная система).
Современные государства «западного типа» имеют ряд характерных признаков, и важнейшим из них является изменение роли права. Закон здесь признается высшей вла-~ью. Он определяет рамки деятельности любой властной структуры. Разделены сферы деятельности светской и ду-11 вной власти. Разделены публичная и частная сферы дея-■е.-ьности и жизни гражданина. Государство не имеет пра-ьг произвольно вмешиваться в частную жизнь граждан, важным достижением является также признание сувере-- пета, внешнего и внутреннего. Недопустимо вмешательство внешних сил во внутренние дела государства. Признаком современного государства является также мощный ~ су дарственный бюрократический аппарат, который ста--; гктся инструментом управления обществом. Государство усиливает свое присутствие в экономике, увеличивая объ-
емы государственной собственности, регулируя уровень доходов и занятости населения, уровень цен и пр. Государство создает регулярную армию, используя новейшие военные технологии.
Современное государство имеет внутриполитические и внешнеполитические функции. К внутриполитическим функциям, относятся: 0 политико-правовая, включающая обеспечение исполнения законов и организацию общественного
порядка;
[7[ организаторская, включающая осуществление эффективной деятельности государственного аппарата и контроль исполнения его решений;
0 оборонная, необходимая для сохранения боеспособности армии;
0 экономическая, которая осуществляет налоговую политику, стимулирует различные отрасли экономики, разрабатывает системы экономических санкций и кредитования предприятий и населения. К внутриполитическим функциям также относятся социальная, образовательная и культурно-воспитательная.
К внешним функциям относятся: внешнеэкономическая, дипломатическая и оборонная.
24. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
Политические отношения предполагают отношения между субъектами политики, направленные на сохранение или достижение политической власти. Среди фигурантов политических отношений можно выделить: государственную власть и политические партии; профессиональные организации и союзы предпринимателей, а также политические движения, международные организации и т.д.. .олитические изменения являются формой существо-*г--1я политического процесса. Политическое изменение -телставляет собой процесс образования новых черт в характере взаимодействия политических субъектов, поли-т>«ческой системы и внешней среды. Формы политических кэ-енений отражает динамика политических явлений: функ-_>:->фОвание, развитие, упадок. Факторы политического щ?сиесса подразделяют на две группы: внутренние и вне-■ние. К внутренним факторам относятся: распределение иг-ггных ресурсов, оценка деятельности субъектов, их за-шп и намерений, рациональность политического процесса К внешним факторам относятся: среда обитания, в которую включены социально-экономическая и культурная хэеры: внешние политические обстоятельства и события.
деятельность политических субъектов направлена на иг._ествление публичной власти, поэтому процесс приня-М9 и реализации политических решений имеет большое жачение.
-^~ В политический, процесс включены политические 2 __ системы и институты, организованные группы граждан общества, индивиды. Институтами политическо-- —•: иесса являются государство и гражданское общество. И субъектам политического процесса также относятся нс~~ии. различные группылюдей, отдельные индивиды. Груп-н и индивиды принимают участие в политической жизни в г г:-----ых формах (институциональной или неинституцио-41 i П) Взаимодействие между политической системой и сэе^1й обитания определяется этапом эволюции системы и ■6и_-ества, степенью расслоения внутри самого общества. Прси-есс взаимодействия отдельного гражданина и конкрет--::--:н находится в зависимости от институциональных ^сювий. места партии в политической системе, социально--.■: "гической характеристики личности. Схема взаимо-^- ;-■=-•.= субъектов часто включает следующие виды кон--: -. е союз, нейтралитет, компромисс, консенсус, кон-ZZ-: -~=ция.
25. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ (СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПОЛОГИЯ, ИЕРАРХИЯ)
Термин ^субъект» переводится с латинского как «находящийся в основе, лежащий внизу», т.е. выступает носителем предметно-практической деятельности и активности, направленной на объект. г£=п1 Субъектом политического процесса может быть лю-
1 Ш бое лицо независимо от социального статуса, соци-
альная группа, учреждение, участвующее в осуществлении политической власти в государстве и подчиняющееся соответствующим правилам политического поведения. Индивид, являющийся субъектом политических отношений, побуждается к действию различными мотивами. К ним относятся: угроза его личному положению, стремление повысить свой социальный статус или реализовать свои интересы, осознание общественного долга, намерение реализовать свои гражданские права. jxEj] Формы участия субъекта в политической жизни
2 Ш подразделяются на активные, промежуточные и на-
блюдательные. Субъект может осуществлять свое участие в политическом процессе путем участия в выборах через голосование, участия в местном самоуправлении, в качестве активистов избирательной кампании, в качестве профессионального политика.
Факторами, активизирующими деятельность индивида в политике, являются определенный уровень образования и политической культуры, эффективно действующие в обществе политические механизмы, личная заинтересованность граждан, возможность получения ими объективной информации. fj^Tl Свойства, необходимые субъекту политического
3 ш процесса для эффективной реализации собственных
интересов, имеют широкий диапазон. Они включают: экономичность как умение мобилизовать ресурсы для достижения своих целей;
Z технологичность как способность отбирать наиболее эффективные средства для достижения цели;
Z телеологичность как способ формулирования ценностных предпочтений для достижения определенной политической цели;
_ экспансию в смысле создания ресурсов для борьбы за достижение цели;
Z прагматичность как способ просчитывать каждое действие, направленное на достижение цели; саморегуляцию, необходимость применять действенные средства в зависимости от ситуации;
Z иерархичность-как умение отбирать более значимые в данный момент .политические цели.
"глитические субъекты, представляя интересы всего :_-г. ма, движутся от частного к общему. -
N ГЕНЕЗИС, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
~эсударство является основным институтом политиче-с* системы общества. Оно осуществляет управление об-ес~вом, охрану его экономики и социальной сферы. В ру-д государства сохраняется монополия на принуждение ех граждан определенной территории (страны). Государ-=с >^еет исключительное право издания законов, обяза-яьных для всего общества. Оно имеет исключительное := = : осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от '_^ scero общества.
~ Основными признаками государства являются: _- 3 наличие системы органов, осуществляющих
функции государственной власти; zl наличие права, оформляющего систему норм, определяемых государством;
!3 наличие территории, находящейся под юрисдикцией конкретного государства.
Государство является системой властных: институтов, осуществляющих политическую власть в пределах определенного общества.
Государство является общностью людей, которую представляют органы высшей власти, проживающей на определенной территории.
г^т] Государства различаются по формам правления и ус-2 Ш тройства основных политических институтов. Под формой правления понимают власть, которая характеризуется ее формальным источником. Монархическая форма правления характеризуется формальным источником этой власти в лице монарха. Она бывает абсолютной, конституционной и даже выборной.
. При республиканской форме правления закон определяет формальный источник власти в лице большинства населения. Она имеет формы президентской, парламентской, смешанной республиканской власти.
По видам общественного устройства государства подразделяются на унитарные (имеют единое государственное образование), федеративные (являются союзом относительно самостоятельных государственных образований) и конфедеративные (являются государственно-правовыми объединениями).
Одной из важных тенденций эволюции современных государств является признание целесообразности приоритета права. Закон регулирует деятельность государственной власти и стоит над властью. Создается огромный бюрократический механизм как инструмент управления. Усиливается государственное регулирование экономической и хозяйственной жизни общества. Расширяются экономические функции государства. Создается основа для формирования гражданского общества.
27. ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА
-==~ Формы организации государственного правления 1 __ делятся по формальному источнику на монархии и
республики.
[3° В монархии главой государства является монарх, не зависящий от избирателей и представительных органов власти.
Абсолютная монархия характеризуется полной и нео-■рениченной властью монарха. Он может располагать ог-:■:—:ым личным доходом.
конституционная монархия представляет собой го-с>барство, ограничивающее конституцией и наличием вы-бсрных органов полномочия монарха. Конституционные мсг-архии существуют как дуалистические (монарх имеет толнительную власть и частично законодательную) и )ламентские (монарх формально признается главой го-c.-iapcTBa, но сохраняет за собой только представительс-■>-= функции). Большинство современных монархий явля-с~;= парламентскими, правительство в них подотчетно не ™z-:2pxy, а парламенту.
\^ Республика представляет собой государственноеустройство, в котором формальным источникомвласти выступает все общество, и его воля выражается путем голосования на выборах. Имеются парламентская, президентская и смешанная республики. . ч
Признаки парламентской республики — образование _.-::звляющих государством органов на парламентской ос-^-:=е, подчиненность правительства парламенту.
Отличительной чертой, президентской формы прав-
О--—Ч является прямое избрание президента народом. Г7ре-
■Шэект осуществляет руководство внешней и внутренней
"1."итикой, самостоятельно или при поддержке парламен-
га создает правительство, подчиненное президенту.
По признаку территориального устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные. Унитарное государство включает территориальные единицы,, не имеющие собственных государственных признаков. Государство выступает как единый политически однородный механизм с единой конституцией, законодательством и гражданством. Система органов государственной власти действует на основании решений правительства. Судебная система, региональные законодательные органы, возможность самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность отсутствуют.
Федерация представляет союз (штатов, регионов), имеющий собственные законодательные, судебные и исполнительные органы, избираемые непосредственно на территориях.
28. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ
Ярким явлением политической деятельности является политическое лидерство. Политическое лидерство характеризуется стремлением управлять людьми, активно участвовать в политической жизни, иметь полномочия руководить гражданами в достижении поставленных политических целей. Личностные особенности субъекта зависят от психического склада, темперамента, характера, образования, воспитания и жизненного опыта. Важным компонентом политического лидерства является социальный статус человека, поскольку чем выше общественный статус, тем больше возможностей стать лидером. Необходимым фактором может быть степень вовлеченности индивида в социально-политическую деятельность, активное участие в работе политических органов, опыт практического руководства в политической сфере, поддержка авторитетных специалистов. В политике типы личностей подразделяют на ка- тегории:
2J авторитарные личности — их характеризуют стремление доминировать во всех областях общественной жизни, неприемлемость равенства и свободы личности, консерватизм, неприятие политических оппонентов и их лозунгов. Часто они относят себя к определенному этносу и на этой базе объединяют вокруг себя представителей этого этноса (так называемый этноцентризм);
Z демократические личности ориентируются на взаимодействие и сотрудничество, ценят свободу, независимость, отстаивают права личности, признают равенство и солидарность людей, несут ответственность за деятельность в управлении;
Z «прирожденные» лидеры делятся на три категории: администраторы, агитаторы, теоретики. Общими чертами всех трех групп являются специфическая реакция на стрессы, сопутствующие политической деятельности, болезненная реакция на влияние негативной окружающей среды;
Я «халиф на час» — лидер, пришедший к руководству обществом в переломное время, в момент кризиса политической системы. В его руках власть остается недолго.
-=" Политический стиль лидеров характеризуется не-3 __ стандартным подходом к деятельности политических оппонентов. Стиль лидеров отличается методами ана-жоа политических проблем, оптимальностью политической ле?г:ельности, постановкой принципиальных задач, разностью подходов к политической ситуации.
29. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
Политическая культура является структурной со-
1 _- ставляющей политической деятельности общества.
Она отражает уровень взаимоотношений субъектов
политики, их активности в той или иной политической ситуации.
В науке имеется несколько определений политической
культуры:
53 субъективная сфера, создающая основу политической деятельности;
0 форма духовно-практической деятельности в области политики;
0 атрибут политических институтов. Политическая культура является составной частью общего, группового и индивидуального уровней общества.
Специфика общественной политической культуры определяется особенностями национального характера и исторического опыта нации, а также характерными чертами геополитического фактора государства.
Специфика политической культуры группового уровня включает различные субкультуры. Их выражают этнические, демографические, региональные, религиозные общности.
Политическая культура индивида испытывает влияние общенациональной культуры, личного мировоззрения и опыта.
Существуют различные модели политической культуры:
0 фрагментарная, отличительная черта которой — существование разных политических подходов; 0 интегрированная — характеризуется лояльностью существующей политической системе, отсутствием политической агрессии;
0 патриархальная — отличается отсутствием интереса общества к политике, объединением политических целей с социальными и религиозными; 0 активистская — характеризуется активным участием общества в политической жизни независимо, от оценки обществом политической сферы деятельности; подданническая — ее отличительная черта состоит в покорности власти, неразвитости индивидуального участия в политической жизни.
Политические изменения представляют собой преобразование политических институтов в связи с изменениями социальных факторов и стратегии поли-шх сил. К политическим изменениям относят: революционные изменения, включающие полное преобразование политической системы, экономики и социального устройства, а также властных структур; реформы, включающие последовательный переход к новым формам политической жизни.
М. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И РЕЖИМОВ
-=г Признанным основателем политической науки счита-
1 __ ют итальянского философа Никколо Макиавелли. Он
считал, что государству необходимо изменить отно-
юение к человеку, поскольку индивидуальность, воспитание
гзсоодного и разумного гражданина важны для развития го-
г-царственности. Воспитанием граждан должно занимать-
ск государство, а не церковь, поскольку католическая цер-
- :зь, в понимании Макиавелли, сосредоточила в своих руках
- .гуховную, и светскую власть. Макиавелли считал, что мо--гох. заботясь о процветании и могуществе своего государ-г~ва, может не руководствоваться общепринятыми норма-•« и требованиями морали. Он должен использовать любые~-едства для достижения политических целей. Макиавелли: Посновал важность самостоятельности политической сферы, описал политику как науку, имеющую собственную ло-гнку, подчиненную формированию политической власти.
рЗ" Шарль Луи Монтескье, французский мыслитель, обосновал необходимость разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.49
Теория "Общественного договора», которую совершенствовали Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо, стала обоснованием необходимости создания новых политических институтов и отстаивала права человека. Работы Огюста Конта и Герберта Спенсера рассматривали роль социальных аспектов эволюции в политической жизни общества. Макс Вебер развил теорию рациональной бюрократии. Он считал бюрократию наиболее эффективной системой государственной организации, хотя и признавал, что чрезмерно разросшийся бюрократический аппарат способен уничтожить даже оптимальную государственную структуру. Основными формами политических систем являются: 0 демократия, характеризующаяся правлением большинства и тенденцией создания правового государства;
0 авторитаризм, доминирующей особенностью которого является сосредоточение власти в руках одного человека. Приоритетна исполнительная власть, отличающаяся жесткими методами работы, централизацией, системой наказаний и созданием условий для безоговорочного политического повиновения;
0 тоталитаризм, который создает условия для концентрации власти в руках «избранных", для тотального контролирования граждан средствами государственной машины и фактически полного бесправия граждан.
31. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)
Политическая культура характеризует отношения субъектов политики, степень их активности и готовности к политической деятельности. Политическую культуру общества рассматривают юк часть общенациональной культуры. Ее составными ъ.-с*ентами являются политические традиции, концепции, -: = =торские идеи, нормы практической политики.
'Ложно говорить о самобытности политических культур газличных стран, принимая во внимание такие аспекты, как ссобенности национального характера, ментальность кон-■■ щжтного общества.
JEjjj Европейская политическая культура отличается 11 ш традиционным разделением общества на множество субкультур со своими ценностями и нормами. Кро-«е того, для нее характерно усиление противоречий между субкультурами в результате влияния различных обществен-'^*х движений на политическую систему.
Политическая культура России имеет свои особенности, среди которых важной является идея территориальной целостности и защиты своих земель. 3 России длительное время существовала общинная фор-«з хозяйственной жизни. Многие авторы именно в крестьянской общине находили истоки преобладания коллективного сознания.
Политическая культура России называет главными задачами государства защиту общества от внешней агрессии, освоение эффективных для экономики государства территорий, сохранение централизованной власти. Отсюда следова-хс убеждение в необходимости сохранения монархической атасти, строгой, но справедливой. Политическая культура "временной России характеризуется сочетанием элементе прошлых взглядов на государственное устройство с элементами демократической культуры.
-==г Политическая культура США характеризуется 13 Ш индивидуализмом, воспринимает демократию как общество равных возможностей. В обществе достаточ-51
: "лулярны ценностные установки предпринимательского сознания. Под свободой личности понимается отказ от внешнего принуждения, защита идей свободы. Политические субъекты США в большинстве своем достаточно консервативны и поддерживают общепринятые нормы, обосновывающие существующее устройство политической системы. Вместе с тем закон США признает право личности отстаивать свои интересы и позиции, если они не противоречат интересам государства.
32. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Одно из направлений модернизации — политическая модернизация, сущность которой составляют качественные изменения политической системы. Они основываются на модернизации экономической, социальной и культурной сфер общества. В ходе модернизации происходит приспособление политического устройства общества к изменившимся условиям.
-£=п| Важным элементом модернизации политической 1 Ш системы является стремление сохранить политическую стабильность как главный фактор общественного развития и в то же время создавать новые возможности для развития политических форм. К безусловным достижениям модернизации можно отнести высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям, создание условий для нейтрализации социальной напряженности, дифференциацию целей политических институтов, оптимальную реакцию на требования социума. Не всегда попытки модернизации были успешны, поскольку традиционные общества часто отвергают навязанную извне модернизацию, считая ее вмешательством во внутреннюю государственную жизнь. Сегодня считается оптимальнымраспространение модернизации в эволюционной форме. Невозможно отрицать традиционные формы общественного устройства, если они не исчерпали своих положительных качеств. Модернизация политической системы выполняет регулятивные задачи, она должна четко организовать экономические и социальные сферы общества для достижения новаторских целей государства. Стабильность политических институтов общества и четкие правовые границы могут создать условия для более уверенного и спокойного вхождения в изменяющиеся условия общественной жизни. Политическая модернизация осуществляется не только эволюционным (в виде реформ), но и революционным путем. Революционная форма предполагает уничтожение основ уже имеющейся политической системы и создание вместо нее радикально измененных, новых форм.
г£=$\ Для модернизации необходимо наличие многих ус-2 Ш ловий, среди которых можно назвать следующие: политическая система потеряла способность действовать в интересах общества, усиливаются политические противоречия, создается кризисная ситуация, в сознании граждан формируется идея необходимости изменения прежних политических институтов.
Каждая политическая система имеет и консервативные, и модернистские элементы.
33. ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ - В РОССИИ
Модернизация как социальный фактор предполагает изменение всех форм социальных, политических, экономических отношений. Ни в одной стране, в том числе и в России, такие изменения не проходили безболезненно, тем более что в России все процессы реформирования традиционно проводятся «сверху», без четкого понимания потребностей и интересов масс.
Более того, в России зачастую именно интересы широкой общественности игнорируют инициаторы реформ. Стратегия модернизации предполагает приспособить чужой политический опыт к практической деятельности России.
Необходимость активизации и рационализации хозяйственной деятельности была понятна давно. Однако та предпринимательская среда, которая сформировалась в России, своим потребительским характером использования ресурсов и материальных благ, принадлежащих всему обществу, только дискредитирует саму идею политических реформ, создает в обществе негативное отношение к реформам. Вероятно, впоследствии начнется процесс кардинального обновления «элиты», которая в основном не умеет управлять социальными процессами в духе заявленной демократизации общества. Обновление политических институтов, возможно, произойдет тогда, когда руководить процессом модернизации начнут профессионально подготовленные группы управ-.тениев.
-^т! Помимо экономической модернизации России не-3 jL обходимо провести модернизацию социальной сферы, поскольку социальная дифференциация се-гсдаяозначает огромный разрыв между бедными и богатыми гражданами и создает условия для недовольства большинства общества. В ситуации, когда капитализм искусственно взращивается, не имея естественного исторического этапа развития, он занят исключительно основной своей задачей — созданием прибыли. Отсюда вытекает задача государственного регулирования или реформирования хозяйственной жизни, чтобы на ее базе реформировать социальную сферу и тем самым смягчить остроту л-'рференциации в обществе. Чтобы провести все необ-- вдмыереформы, необходимо утвердить приоритет права над властью любого уровня, исключить нарушения прав и свобод каждого гражданина, активизировать создание ;-тимальной социальной модели. 34. МЕТОДЫ, КОНЦЕПЦИИ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ
Как отрасль науки социологии политическая социология сформировалась в 1930—1950-е гг. Еще Сен-Симон писал, что прежде наука о человеке была «лишь гадательной наукой» и задача ученых состоит в том, чтобы поднять ее на уровень «наук, основанных на наблюдении».
( |
Политическая социологиярассматривает проблемы взаимодействия общества и политики, социальной сферы и политических институтов.