Баталина, Валентина Владимировна 3 страница

личности вне политической сферы деятельности; В демократическую — направлена на активизацию общества в политической жизни и обеспечение сво­бод граждан.

Политическая система может стабильно функциониро­вать, если в обществе имеется определенный порядок, до-—"очное количество информации для субъектов, адекват­ная скорость ответа субъектов на внешнее воздействие, результат коллективного действия.

22. ТИПОЛОГИЯ, ФУНКЦИИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ

-==^т] Типы политических систем подразделяются в за-1 J висимости от критериев и признаков на открытые и


закрытые системы, а также по типу общества. Существуют политические системы традиционные, то--=литарные, застойные, модернизированные демократии.

По характеру развития различают статичные и дина­мичные политические системы.

По признаку доминирующей политической культу­ры различают традиционные, развивающиеся, коммуни­стические системы. В свою очередь их можно разделить на два типа: англо-американский и континентально-европей-

ский.

Политические системы можно подразделить по харак­теру целей на инструментальные и идеологические, а по сущности взаимоотношений с обществом их можно от­нести к представительским и модернизационным. г^П Политическую систему составляют явления, кото-2 IJJ рые условно можно подразделить на четыре группы, куда входят политические структуры, правовые и по­литические нормы, политические действия и общественная психология, или общественное сознание. Эти четыре груп­пы являются частью признаков политической системы.

Важными признаками политической системы также являются эффективная организация политической жизни и гарантия личной безопасности каждого гражданина; сово­купность ценностей нации, которые объединяются полити­ческой системой; общность реакции на факторы внешнего воздействия. Любое действие, направленное на сохранение существующего уровня политической системы, а также на развитие этой системы, относят к функциям политической системы.

К функциям политической системы также отно­сятся распределение ценностей, объединение всех составляющих жизни общества, регулирование конфликтов всех уровней, разработка задач в области осу­ществления регулирования общественной жизни, аккумули­рование ресурсов для достижения поставленных целей. По­литическая система признается эффективной, если она обеспечивает достижение коллективных целей и создает условия для результативной общественной деятельности.'

Эволюция политических систем является составной частью политических процессов. Многие государства про-х злят свой исторический путь в духе традиционализма: со-tz зняя нормы, традиции, культуру предыдущих поколений, ггзрабатывают радикальные идеи, совершенствующие по-г-ггическую систему.

23. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ ПОЛИТИКИ

Политическим институтом называется комплекс правил и норм, существующих для оптимизации политических отношений в конкретных сферах политической жизни.

^^F" Основным институтом политической системы [1 ш общества является государство, осуществляющее управление обществом, охрану его экономической # социальной структуры. В узком смысле государство пред-с~2вляет собой комплекс властных институтов, созданных -1ля осуществления политической власти (президент, пар-вмент, правительство, судебная система).


Современные государства «западного типа» имеют ряд характерных признаков, и важнейшим из них является из­менение роли права. Закон здесь признается высшей вла-~ью. Он определяет рамки деятельности любой властной структуры. Разделены сферы деятельности светской и ду-11 вной власти. Разделены публичная и частная сферы дея-■е.-ьности и жизни гражданина. Государство не имеет пра-ьг произвольно вмешиваться в частную жизнь граждан, важным достижением является также признание сувере-- пета, внешнего и внутреннего. Недопустимо вмешатель­ство внешних сил во внутренние дела государства. Призна­ком современного государства является также мощный ~ су дарственный бюрократический аппарат, который ста--; гктся инструментом управления обществом. Государство усиливает свое присутствие в экономике, увеличивая объ-

емы государственной собственности, регулируя уровень доходов и занятости населения, уровень цен и пр. Государ­ство создает регулярную армию, используя новейшие во­енные технологии.

Современное государство имеет внутриполитиче­ские и внешнеполитические функции. К внутрипо­литическим функциям, относятся: 0 политико-правовая, включающая обеспечение ис­полнения законов и организацию общественного

порядка;

[7[ организаторская, включающая осуществление эф­фективной деятельности государственного аппара­та и контроль исполнения его решений;

0 оборонная, необходимая для сохранения боеспо­собности армии;

0 экономическая, которая осуществляет налоговую политику, стимулирует различные отрасли экономи­ки, разрабатывает системы экономических санкций и кредитования предприятий и населения. К внут­риполитическим функциям также относятся со­циальная, образовательная и культурно-воспита­тельная.

К внешним функциям относятся: внешнеэкономиче­ская, дипломатическая и оборонная.

24. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ

Политические отношения предполагают отноше­ния между субъектами политики, направленные на сохранение или достижение политической власти. Среди фигурантов политических отношений можно выде­лить: государственную власть и политические партии; про­фессиональные организации и союзы предпринимателей, а также политические движения, международные органи­зации и т.д.. .олитические изменения являются формой существо-*г--1я политического процесса. Политическое изменение -телставляет собой процесс образования новых черт в ха­рактере взаимодействия политических субъектов, поли-т>«ческой системы и внешней среды. Формы политических кэ-енений отражает динамика политических явлений: функ-_>:->фОвание, развитие, упадок. Факторы политического щ?сиесса подразделяют на две группы: внутренние и вне-■ние. К внутренним факторам относятся: распределение иг-ггных ресурсов, оценка деятельности субъектов, их за-шп и намерений, рациональность политического процес­са К внешним факторам относятся: среда обитания, в ко­торую включены социально-экономическая и культурная хэеры: внешние политические обстоятельства и события.

деятельность политических субъектов направлена на иг._ествление публичной власти, поэтому процесс приня-М9 и реализации политических решений имеет большое жачение.

-^~ В политический, процесс включены политические 2 __ системы и институты, организованные группы граж­дан общества, индивиды. Институтами политическо-- —•: иесса являются государство и гражданское общество. И субъектам политического процесса также относятся нс~~ии. различные группылюдей, отдельные индивиды. Груп-н и индивиды принимают участие в политической жизни в г г:-----ых формах (институциональной или неинституцио-41 i П) Взаимодействие между политической системой и сэе^1й обитания определяется этапом эволюции системы и ■6и_-ества, степенью расслоения внутри самого общества. Прси-есс взаимодействия отдельного гражданина и конкрет--::--:н находится в зависимости от институциональных ^сювий. места партии в политической системе, социально--.■: "гической характеристики личности. Схема взаимо-^- ;-■=-•.= субъектов часто включает следующие виды кон--: -. е союз, нейтралитет, компромисс, консенсус, кон-ZZ-: -~=ция.

25. СУБЪЕКТЫ ПОЛИТИКИ (СУЩНОСТНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ТИПОЛОГИЯ, ИЕРАРХИЯ)

Термин ^субъект» переводится с латинского как «нахо­дящийся в основе, лежащий внизу», т.е. выступает носите­лем предметно-практической деятельности и активности, направленной на объект. г£=п1 Субъектом политического процесса может быть лю-

1 Ш бое лицо независимо от социального статуса, соци-

альная группа, учреждение, участвующее в осущест­влении политической власти в государстве и подчиняющееся соответствующим правилам политического поведения. Ин­дивид, являющийся субъектом политических отношений, по­буждается к действию различными мотивами. К ним отно­сятся: угроза его личному положению, стремление повысить свой социальный статус или реализовать свои интересы, осознание общественного долга, намерение реализовать свои гражданские права. jxEj] Формы участия субъекта в политической жизни

2 Ш подразделяются на активные, промежуточные и на-

блюдательные. Субъект может осуществлять свое участие в политическом процессе путем участия в выборах через голосование, участия в местном самоуправлении, в качестве активистов избирательной кампании, в качестве профессионального политика.

Факторами, активизирующими деятельность инди­вида в политике, являются определенный уровень образо­вания и политической культуры, эффективно действующие в обществе политические механизмы, личная заинтересован­ность граждан, возможность получения ими объективной ин­формации. fj^Tl Свойства, необходимые субъекту политического

3 ш процесса для эффективной реализации собственных

интересов, имеют широкий диапазон. Они включают: экономичность как умение мобилизовать ресурсы для достижения своих целей;

Z технологичность как способность отбирать наибо­лее эффективные средства для достижения цели;

Z телеологичность как способ формулирования цен­ностных предпочтений для достижения определен­ной политической цели;

_ экспансию в смысле создания ресурсов для борьбы за достижение цели;

Z прагматичность как способ просчитывать каждое действие, направленное на достижение цели; саморегуляцию, необходимость применять дейст­венные средства в зависимости от ситуации;

Z иерархичность-как умение отбирать более значимые в данный момент .политические цели.

"глитические субъекты, представляя интересы всего :_-г. ма, движутся от частного к общему. -

N ГЕНЕЗИС, СУЩНОСТЬ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

~эсударство является основным институтом политиче-с* системы общества. Оно осуществляет управление об-ес~вом, охрану его экономики и социальной сферы. В ру-д государства сохраняется монополия на принуждение ех граждан определенной территории (страны). Государ-=с >^еет исключительное право издания законов, обяза-яьных для всего общества. Оно имеет исключительное := = : осуществлять внутреннюю и внешнюю политику от '_^ scero общества.

~ Основными признаками государства являются: _- 3 наличие системы органов, осуществляющих

функции государственной власти; zl наличие права, оформляющего систему норм, опре­деляемых государством;

!3 наличие территории, находящейся под юрисдикци­ей конкретного государства.

Государство является системой властных: институ­тов, осуществляющих политическую власть в пределах оп­ределенного общества.

Государство является общностью людей, которую пред­ставляют органы высшей власти, проживающей на опреде­ленной территории.

г^т] Государства различаются по формам правления и ус-2 Ш тройства основных политических институтов. Под формой правления понимают власть, которая харак­теризуется ее формальным источником. Монархическая форма правления характеризуется формальным источни­ком этой власти в лице монарха. Она бывает абсолютной, конституционной и даже выборной.

. При республиканской форме правления закон опреде­ляет формальный источник власти в лице большинства на­селения. Она имеет формы президентской, парламент­ской, смешанной республиканской власти.

По видам общественного устройства государства подразделяются на унитарные (имеют единое государ­ственное образование), федеративные (являются союзом относительно самостоятельных государственных образо­ваний) и конфедеративные (являются государственно-пра­вовыми объединениями).

Одной из важных тенденций эволюции современных государств является признание целесообразности приоритета права. Закон регулирует деятельность государственной власти и стоит над властью. Создается ог­ромный бюрократический механизм как инструмент управ­ления. Усиливается государственное регулирование эконо­мической и хозяйственной жизни общества. Расширяются экономические функции государства. Создается основа для формирования гражданского общества.

27. ТИПЫ И ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

-==~ Формы организации государственного правления 1 __ делятся по формальному источнику на монархии и

республики.

[3° В монархии главой государства является монарх, не зависящий от избирателей и представительных ор­ганов власти.

Абсолютная монархия характеризуется полной и нео-■рениченной властью монарха. Он может располагать ог-:■:—:ым личным доходом.

конституционная монархия представляет собой го-с>барство, ограничивающее конституцией и наличием вы-бсрных органов полномочия монарха. Конституционные мсг-архии существуют как дуалистические (монарх имеет толнительную власть и частично законодательную) и )ламентские (монарх формально признается главой го-c.-iapcTBa, но сохраняет за собой только представительс-■>-= функции). Большинство современных монархий явля-с~;= парламентскими, правительство в них подотчетно не ™z-:2pxy, а парламенту.

\^ Республика представляет собой государственноеустройство, в котором формальным источникомвласти выступает все общество, и его воля выража­ется путем голосования на выборах. Имеются пар­ламентская, президентская и смешанная рес­публики. . ч

Признаки парламентской республики — образование _.-::звляющих государством органов на парламентской ос-^-:=е, подчиненность правительства парламенту.

Отличительной чертой, президентской формы прав-

О--—Ч является прямое избрание президента народом. Г7ре-

■Шэект осуществляет руководство внешней и внутренней

"1."итикой, самостоятельно или при поддержке парламен-

га создает правительство, подчиненное президенту.

По признаку территориального устройства госу­дарства подразделяют на унитарные и федератив­ные. Унитарное государство включает территори­альные единицы,, не имеющие собственных государственных признаков. Государство выступает как единый политически однородный механизм с единой конституцией, законодатель­ством и гражданством. Система органов государственной власти действует на основании решений правительства. Су­дебная система, региональные законодательные органы, воз­можность самостоятельно осуществлять внешнеэкономи­ческую деятельность отсутствуют.

Федерация представляет союз (штатов, регионов), име­ющий собственные законодательные, судебные и исполни­тельные органы, избираемые непосредственно на террито­риях.

28. ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО И ПОЛИТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ

Ярким явлением политической деятельности являет­ся политическое лидерство. Политическое лидер­ство характеризуется стремлением управлять людь­ми, активно участвовать в политической жизни, иметь полно­мочия руководить гражданами в достижении поставленных политических целей. Личностные особенности субъекта за­висят от психического склада, темперамента, характера, об­разования, воспитания и жизненного опыта. Важным компо­нентом политического лидерства является социальный ста­тус человека, поскольку чем выше общественный статус, тем больше возможностей стать лидером. Необходимым фак­тором может быть степень вовлеченности индивида в соци­ально-политическую деятельность, активное участие в рабо­те политических органов, опыт практического руководства в политической сфере, поддержка авторитетных специалистов. В политике типы личностей подразделяют на ка- тегории:

2J авторитарные личности — их характеризуют стрем­ление доминировать во всех областях общественной жизни, неприемлемость равенства и свободы лично­сти, консерватизм, неприятие политических оппонен­тов и их лозунгов. Часто они относят себя к опреде­ленному этносу и на этой базе объединяют вокруг себя представителей этого этноса (так называемый этноцентризм);

Z демократические личности ориентируются на взаи­модействие и сотрудничество, ценят свободу, неза­висимость, отстаивают права личности, признают ра­венство и солидарность людей, несут ответствен­ность за деятельность в управлении;

Z «прирожденные» лидеры делятся на три категории: администраторы, агитаторы, теоретики. Общими чертами всех трех групп являются специфическая реакция на стрессы, сопутствующие политической деятельности, болезненная реакция на влияние не­гативной окружающей среды;

Я «халиф на час» — лидер, пришедший к руководству обществом в переломное время, в момент кризиса политической системы. В его руках власть остается недолго.

-=" Политический стиль лидеров характеризуется не-3 __ стандартным подходом к деятельности политических оппонентов. Стиль лидеров отличается методами ана-жоа политических проблем, оптимальностью политической ле?г:ельности, постановкой принципиальных задач, разно­стью подходов к политической ситуации.

29. ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ТЕОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ

Политическая культура является структурной со-

1 _- ставляющей политической деятельности общества.

Она отражает уровень взаимоотношений субъектов

политики, их активности в той или иной политической си­туации.

В науке имеется несколько определений политической

культуры:

53 субъективная сфера, создающая основу политиче­ской деятельности;

0 форма духовно-практической деятельности в обла­сти политики;

0 атрибут политических институтов. Политическая культура является составной частью об­щего, группового и индивидуального уровней общества.

Специфика общественной политической культуры оп­ределяется особенностями национального характера и ис­торического опыта нации, а также характерными чертами геополитического фактора государства.

Специфика политической культуры группового уровня включает различные субкультуры. Их выражают этниче­ские, демографические, региональные, религиозные общ­ности.

Политическая культура индивида испытывает влияние общенациональной культуры, личного мировоззрения и опыта.

Существуют различные модели политической куль­туры:

0 фрагментарная, отличительная черта которой — существование разных политических подходов; 0 интегрированная — характеризуется лояльностью существующей политической системе, отсутствием политической агрессии;

0 патриархальная — отличается отсутствием интере­са общества к политике, объединением политиче­ских целей с социальными и религиозными; 0 активистская — характеризуется активным участи­ем общества в политической жизни независимо, от оценки обществом политической сферы деятель­ности; подданническая — ее отличительная черта состоит в покорности власти, неразвитости индивидуально­го участия в политической жизни.

 

Политические изменения представляют собой пре­образование политических институтов в связи с из­менениями социальных факторов и стратегии поли-шх сил. К политическим изменениям относят: революционные изменения, включающие полное пре­образование политической системы, экономики и со­циального устройства, а также властных структур; реформы, включающие последовательный переход к новым формам политической жизни.

М. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ, ТИПОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ И РЕЖИМОВ

-=г Признанным основателем политической науки счита-

1 __ ют итальянского философа Никколо Макиавелли. Он

считал, что государству необходимо изменить отно-

юение к человеку, поскольку индивидуальность, воспитание

гзсоодного и разумного гражданина важны для развития го-

г-царственности. Воспитанием граждан должно занимать-

ск государство, а не церковь, поскольку католическая цер-

- :зь, в понимании Макиавелли, сосредоточила в своих руках

- .гуховную, и светскую власть. Макиавелли считал, что мо--гох. заботясь о процветании и могуществе своего государ-г~ва, может не руководствоваться общепринятыми норма-•« и требованиями морали. Он должен использовать любые~-едства для достижения политических целей. Макиавелли: Посновал важность самостоятельности политической сфе­ры, описал политику как науку, имеющую собственную ло-гнку, подчиненную формированию политической власти.

рЗ" Шарль Луи Монтескье, французский мыслитель, обосновал необходимость разделения властей на за­конодательную, исполнительную и судебную.49

Теория "Общественного договора», которую совер­шенствовали Гоббс, Джон Локк, Жан Жак Руссо, ста­ла обоснованием необходимости создания новых по­литических институтов и отстаивала права человека. Работы Огюста Конта и Герберта Спенсера рас­сматривали роль социальных аспектов эволюции в политической жизни общества. Макс Вебер развил теорию рациональной бюрокра­тии. Он считал бюрократию наиболее эффективной системой государственной организации, хотя и при­знавал, что чрезмерно разросшийся бюрократиче­ский аппарат способен уничтожить даже оптималь­ную государственную структуру. Основными формами политических систем являются: 0 демократия, характеризующаяся правлением большинства и тенденцией создания правового го­сударства;

0 авторитаризм, доминирующей особенностью кото­рого является сосредоточение власти в руках одно­го человека. Приоритетна исполнительная власть, отличающаяся жесткими методами работы, центра­лизацией, системой наказаний и созданием условий для безоговорочного политического повиновения;

0 тоталитаризм, который создает условия для концен­трации власти в руках «избранных", для тотального контролирования граждан средствами государствен­ной машины и фактически полного бесправия граж­дан.

31. СОВРЕМЕННЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ КУЛЬТУРЫ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Политическая культура характеризует отношения субъектов политики, степень их активности и готовности к политической деятельности. Политическую культуру общества рассматривают юк часть общенациональной культуры. Ее составными ъ.-с*ентами являются политические традиции, концепции, -: = =торские идеи, нормы практической политики.

'Ложно говорить о самобытности политических культур газличных стран, принимая во внимание такие аспекты, как ссобенности национального характера, ментальность кон-■■ щжтного общества.

JEjjj Европейская политическая культура отличается 11 ш традиционным разделением общества на множество субкультур со своими ценностями и нормами. Кро-«е того, для нее характерно усиление противоречий между субкультурами в результате влияния различных обществен-'^*х движений на политическую систему.

Политическая культура России имеет свои осо­бенности, среди которых важной является идея тер­риториальной целостности и защиты своих земель. 3 России длительное время существовала общинная фор-«з хозяйственной жизни. Многие авторы именно в кресть­янской общине находили истоки преобладания коллектив­ного сознания.

Политическая культура России называет главными зада­чами государства защиту общества от внешней агрессии, ос­воение эффективных для экономики государства террито­рий, сохранение централизованной власти. Отсюда следова-хс убеждение в необходимости сохранения монархической атасти, строгой, но справедливой. Политическая культура "временной России характеризуется сочетанием элемен­те прошлых взглядов на государственное устройство с эле­ментами демократической культуры.

-==г Политическая культура США характеризуется 13 Ш индивидуализмом, воспринимает демократию как об­щество равных возможностей. В обществе достаточ-51

: "лулярны ценностные установки предпринимательско­го сознания. Под свободой личности понимается отказ от внешнего принуждения, защита идей свободы. Политиче­ские субъекты США в большинстве своем достаточно кон­сервативны и поддерживают общепринятые нормы, обо­сновывающие существующее устройство политической системы. Вместе с тем закон США признает право лично­сти отстаивать свои интересы и позиции, если они не про­тиворечат интересам государства.

32. СОВРЕМЕННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Одно из направлений модернизации — политическая модернизация, сущность которой составляют качествен­ные изменения политической системы. Они основывают­ся на модернизации экономической, социальной и куль­турной сфер общества. В ходе модернизации происходит приспособление политического устройства общества к из­менившимся условиям.

-£=п| Важным элементом модернизации политической 1 Ш системы является стремление сохранить полити­ческую стабильность как главный фактор общест­венного развития и в то же время создавать новые возмож­ности для развития политических форм. К безусловным до­стижениям модернизации можно отнести высокий уровень приспособляемости к изменяющимся условиям, создание условий для нейтрализации социальной напря­женности, дифференциацию целей политических институ­тов, оптимальную реакцию на требования социума. Не все­гда попытки модернизации были успешны, поскольку тра­диционные общества часто отвергают навязанную извне модернизацию, считая ее вмешательством во внутреннюю государственную жизнь. Сегодня считается оптимальнымраспространение модернизации в эволюционной форме. Невозможно отрицать традиционные формы общественно­го устройства, если они не исчерпали своих положитель­ных качеств. Модернизация политической системы выпол­няет регулятивные задачи, она должна четко организовать экономические и социальные сферы общества для дости­жения новаторских целей государства. Стабильность по­литических институтов общества и четкие правовые грани­цы могут создать условия для более уверенного и спокой­ного вхождения в изменяющиеся условия общественной жизни. Политическая модернизация осуществляется не только эволюционным (в виде реформ), но и революцион­ным путем. Революционная форма предполагает уничтоже­ние основ уже имеющейся политической системы и созда­ние вместо нее радикально измененных, новых форм.

г£=$\ Для модернизации необходимо наличие многих ус-2 Ш ловий, среди которых можно назвать следующие: политическая система потеряла способность дей­ствовать в интересах общества, усиливаются политические противоречия, создается кризисная ситуация, в сознании граждан формируется идея необходимости изменения пре­жних политических институтов.

Каждая политическая система имеет и консервативные, и модернистские элементы.

33. ПЕРСПЕКТИВЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ - В РОССИИ

Модернизация как социальный фактор предполага­ет изменение всех форм социальных, политиче­ских, экономических отношений. Ни в одной стра­не, в том числе и в России, такие изменения не проходили безболезненно, тем более что в России все процессы ре­формирования традиционно проводятся «сверху», без четкого понимания потребностей и интересов масс.

Более того, в России зачастую именно интересы широкой общественности игнорируют инициаторы реформ. Стра­тегия модернизации предполагает приспособить чужой политический опыт к практической деятельности России.

Необходимость активизации и рационализации хо­зяйственной деятельности была понятна давно. Однако та предпринимательская среда, которая сформировалась в России, своим потребительским ха­рактером использования ресурсов и материальных благ, принадлежащих всему обществу, только дискредитиру­ет саму идею политических реформ, создает в обществе негативное отношение к реформам. Вероятно, впоследст­вии начнется процесс кардинального обновления «элиты», которая в основном не умеет управлять социальными про­цессами в духе заявленной демократизации общества. Обновление политических институтов, возможно, про­изойдет тогда, когда руководить процессом модернизации начнут профессионально подготовленные группы управ-.тениев.

-^т! Помимо экономической модернизации России не-3 jL обходимо провести модернизацию социальной сферы, поскольку социальная дифференциация се-гсдаяозначает огромный разрыв между бедными и бога­тыми гражданами и создает условия для недовольства большинства общества. В ситуации, когда капитализм ис­кусственно взращивается, не имея естественного истори­ческого этапа развития, он занят исключительно основной своей задачей — созданием прибыли. Отсюда вытекает задача государственного регулирования или реформиро­вания хозяйственной жизни, чтобы на ее базе реформи­ровать социальную сферу и тем самым смягчить остроту л-'рференциации в обществе. Чтобы провести все необ-- вдмыереформы, необходимо утвердить приоритет пра­ва над властью любого уровня, исключить нарушения прав и свобод каждого гражданина, активизировать создание ;-тимальной социальной модели. 34. МЕТОДЫ, КОНЦЕПЦИИ И ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ

Как отрасль науки социологии политическая социо­логия сформировалась в 1930—1950-е гг. Еще Сен-Симон писал, что прежде наука о человеке была «лишь гадательной наукой» и задача ученых состоит в том, чтобы поднять ее на уровень «наук, основанных на наблюдении».

(

Политическая социологиярассматривает проблемы взаимодействия общества и политики, социальной сфе­ры и политических институтов.

Наши рекомендации