Уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств или психотропных веществ по зарубежному и международному уголовному праву
Опыт некоторых стран Западной Европы показывает, что, стремясь обезопасить общество от мигрантов, игнорирующих или сознательно нарушающих законы страны пребывания, парламентарии твердо и последовательно совершенствуют правовую базу, защищая национальные интересы. Например, в Дании могут выслать иностранного гражданина, проживающего там менее 5 лет за любое мелкое правонарушение даже при наличии вида на жительство, а мигрантов, проживающих менее 9 лет, депортировать за преступление, где санкцией закона предусмотрено лишение свободы на срок свыше 6 месяцев. За незаконный оборот наркотических средств закон предусматривает возможность депортации из страны без права вновь пересекать границу даже лиц, проживающих в Дании более 9 лет. Приезжая в другую страну, особенно с намерением постоянного проживания и последующего принятия гражданства, любое лицо априори принимает на себя обязательства уважать национальные традиции, исполнять законодательство. Если этого не происходит, то общество должно предусмотреть механизмы защиты от мигрантов, игнорирующих или сознательно нарушающих законодательство принимающей страны.
При рассмотрении антинаркотического законодательства различных государств обращает на себя внимание связь того или иного государства со взятыми на себя международными обязательствами. Обязанность государства контролировать оборот НСПВ вытекает из Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г. с поправками, внесенными в нее в соответствии с Протоколом 1972 г. «О поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 г.». Кроме того, в 1971 г. была принята Конвенция о психотропных веществах, а в 1988 г. – Конвенция о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ. Положения вышеуказанных Конвенций учитываются в национальных законодательствах при определении перечней контролируемых наркотических средств и иных психоактивных веществ.
Так, в приложении к Единой конвенции 1961 г. даны перечни наркотических средств, занесенных в четыре Списка (Списки I – IV). В приложении к Конвенции 1971 года также приведены перечни психотропных веществ, включенных в Списки I – IV. Определение психотропного вещества, как и определение наркотического средства, является формально-юридическим, правовым: это любое вещество, природное или синтетическое, или любой природный материал, включенные в соответствующие Списки. Следует отметить, что в Конвенциях в отношении разных Списков предусмотрены различные меры контроля – от полного запрета легального оборота до контроля лишь отдельных видов деятельности с ними.
К Конвенции ООН 1988 г. прилагаются таблицы I и II, в которые входят вещества, часто используемые при незаконном изготовлении НСПВ. Как правило, эти вещества не имеют значения для целей уголовного законодательства, поскольку меры контроля в отношении них в национальных законодательствах либо отсутствуют, либо минимальны.
Списки (перечни) НСПВ, находящихся под контролем в том или ином государстве, входят составной частью в национальное законодательство о контроле оборота наркотиков, нередко — в качестве приложений к соответствующим специальным законам. При составлении таких списков (перечней) полностью или частично учитываются международно-правовые обязательства государства в сфере контроля оборота наркотических средств и борьбы с их незаконным оборотом. При этом следует отметить, что уголовное законодательство большинства государств при привлечении лица к уголовной ответственности за преступления в сфере незаконного оборота наркотических средств предполагает обращение правоприменителя к соответствующим национальным спискам (перечням) контролируемых наркотиков и иных веществ, которые, как правило, не включаются в уголовные кодексы, хотя бывают и исключения. Говоря о законодательстве зарубежных стран в целом, в некоторых государствах, как и в Российской Федерации, наряду с Уголовным кодексом действуют специальные законы в сфере НСПВ (их аналогов). Однако в отличие от России, зачастую данные законы содержат нормы, устанавливающие меры ответственности за тот или иной вид деяния, связанного с незаконным оборотом НСПВ.
Борьба с незаконным распространением наркотиков является общемировой задачей, как признали государства-члены Организации Объединённых Наций. В 1998 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН было принято решение добиться ликвидации незаконного производства наркотиков или, по крайней мере, существенного снижения уровня производства уже к 2008 г. Для реализации этой задачи был принят ряд секторальных планов[12]. Результаты, достигнутые за 10 лет, не показались участникам программы удовлетворительными, в связи с чем было принято решение интенсифицировать деятельность в этом направлении[13].
Согласно резюме Всемирного доклада о наркотиках за 2010 г.[14], история контроля за производством наркотиков позволяет сделать два важных вывода. Во-первых, несогласованные действия государств, даже приводящие к успехам на территории отдельных стран, тем не менее, не позволяют добиться результатов, значимых на глобальном уровне. Всякое государство ограничено в своих ресурсах и не может в одиночку противостоять мощным транснациональным наркопотокам и их влиянию. Следовательно, государства должны предпринимать совместные усилия по противостоянию этой проблеме. По оценке Всемир ного доклада о наркотиках за 2014 г., «общая ситуация с распространённостью потребления запрещённых наркотиков и проблемного наркопотребления в мире остаётся в целом стабильной, и общая численность наркопотребителей в мире увеличивается пропорционально росту мирового населения»[15]. Специальный орган ООН – Управление по наркотикам и преступности – является ведущим международным агентством в области контроля над наркотиками и предупреждения преступности. Именно это агентство ежегодно публикует Всемирный доклад о наркотиках, в котором собирается статистическая информация в сфере борьбы с незаконным производством наркотиков.
Российская Федерация является членом ООН, в Москве действует Представительство Управления ООН по наркотикам и преступности. Понимая важность совместной борьбы с производством и распространением наркотиков и руководствуясь накопленным опытом, Российская Федерация прилагает усилия к тому, чтобы сыграть заметную роль в глобальном процессе.
Усилия относятся к двум сферам: внешнеполитической и внутригосударственной. В настоящем исследовании мы рассмотрим меры, принимаемые на внутригосударственном уровне. В их числе можно назвать меры по обеспечению единства определения наркотических средств и психотропных веществ (определения даются на внутригосударственном уровне, но имеют значение и на международном уровне); определение пределов возможного и дозволенного в обращении с наркотическими средствами, психотропными веществами и их аналогами; защита правомерного поведения посредством установления уголовной ответственности за нарушение запретов.
Меры против злоупотребления наркотическими средствами могут быть эффективными, только если они являются скоординированными и универсальными. Российский законодатель в ходе подготовки определений наркотических средств и психотропных веществ воспользовался опытом ООН. В Федеральном законе от 08.01.1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее – Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах»)[16] прямо указано, что при включении в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, учитываются международные договоры Российской Федерации.
Глава II. Уголовно-правовая характеристика незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (статьи 228, 228.1, 228.2, 229.1 УК РФ)