Тема 2.4. Становление и утверждение административно-командной системы в СССР (1929 – 1941 гг.)

Реконструкция и модернизация народного хозяйства СССР. Правовой механизм плановой экономики. Индустриализация. Коллективизация сельского хозяйства.

Изменения в советской политической системе. Установление режима единоличной власти И.В. Сталина. Централизация правоохранительной системы. Создание Прокуратуры СССР. НКВД. Внесудебные репрессии и судебные процессы 1928 – 1938 годов. Система ГУЛАГа.

Конституция СССР 1936 года. Перестройка государственного аппарата по новой Конституции. Принципы федерации. Развитие формы государственного устройства.

Конституция РСФСР 1937 года. Административно-территориальное деление России. Развитие процесса централизации.

Основные тенденции развития советского права в 30-е годы. Источники права. Правовое значение постановлений ВКП(б). Ограничения гражданских прав. Ужесточение уголовного законодательства. Возникновение хозяйственного и колхозного права. Трудовое законодательство. Развитие таможенного права. Таможенный тариф 1930 года.

Изменения в государственной системе СССР в период Великой Отечественной войны. Чрезвычайные органы власти и управления. Государственный комитет обороны (ГКО). Создание новых органов власти и управления, перестройка работы существующих органов власти и управления на военный лад. Военное строительство. Военная юстиция.

Развитие государственно-политической системы во второй половине 40-х – начале 50-х годов ХХ века. Реорганизация государственного аппарата. Партийно-советская система управления. Правовое регулирование экономики и трудовых отношений в условиях восстановления народного хозяйства.

Семинар

(очная форма обучения)

«Конституция СССР 1936 г.»

Дебаты по вопросам:

1) Разработка и принятие Конституции 1936 г. Доклад.

2) Развитие формы государственного единства.

3) Форма правления. Органы государственной власти и управления.

4) Права и свободы граждан.

5) Избирательная система.

Практическое занятие

(очная и заочная форма обучения)

Дискуссия: «Сталинская модернизация: неоправданный надрыв или спасительный прыжок в будущее?»

Задания для самостоятельной работы

1. Изучить рекомендованную литературу и источники, подготовить блок-схему конспекта темы.

2. Сформулируйте определение терминам: «модернизация»; «индустриализация»; «коллективизация»; «культурная революция»; «административно—командная система»; «кулаки»; «колхоз»; «политические репрессии»; «авторитаризм»; «тоталитаризм»; «Верховный Совет»; «социалистическая собственность».

2. Выполните задания:

Политическое развитие Советского государства в 1930-е годы претерпело существенные изменения. Осуществлялась политика модернизации страны. Раскройте в чем суть этой политики, как она повлияла на развитие государства и права? Дайте оценку тому, как она повлияла на дальнейшее развитие СССР.

3. Решите задачи и дайте письменный ответ:

1) В начале Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. была создана система чрезвычайных органов власти. Назовите основные из них, какой орган обладал всей полнотой власти по вопросам обороны?

2) В 1943 – 1944 гг. ряд народов Крыма и Северного Кавказа были переселены в районы Средней Азии и Сибири. Чем объясняется необходимость такого переселения?

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару и практическому занятию

При выполнении заданий следует тщательно изучить исторические источники о советской политической системе в 30-50-е гг. ХХ в., уделив особое внимание тем из них, которые определяли систему государственного и военного управления, социально-экономических отношений в стране, репрессивный аппарат.

Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.

В начале занятия провести блиц-опрос по заданным терминам и понятиям темы. В докладе следует рассмотреть политические, социально-экономические, идеологические предпосылки обновления конституционного законодательства, ход разработки новой Конституции СССР, дать общую характеристику ее содержания в сравнении с Конституцией СССР 1924 года.

В ходе занятия следует проанализировать развитие принципов федерации, формы государственного устройства, системы союзных и республиканских органов власти и управления, разделение полномочий между ними, ход перестройки государственного аппарата, изменение статуса национальных автономий и союзных республик. Детальному рассмотрению подлежат положения Конституции СССР, посвященные правам и свобод граждан, а также проблема соответствия конституционных норм правовой практике.

Следует сопоставить положения Конституции СССР 1936 года и Конституции СССР 1924 года, Конституции РСФСР 1925 года в части, касающейся нормативно‑правового регулирования избирательной системы.

В ходе дискуссии обсудить вопросы: «Культурная революция – это приобщение к западным цивилизационным ценностям или утверждение патриархальности в общественном сознании?»; «Декрет о земле, военный коммунизм, НЭП – можно ли назвать эти действия продуманным планом выхода страны из кризиса после захвата власти большевиками?»; «Коллективизация это внезапная идея большевиков или логичное продолжение исторической российской традиции?»; «Была ли коллективизация единственным способом получить ресурсы для индустриализации страны?; «Как повлияла модернизация на дальнейшее развитие СССР?».

Следует так же провести дискуссию на актуальную тему, посвященную Советско-германского пакта о ненападении, в ходе которой обсудить вопрос: «Пакт Молотова ‑ Риббентропа – путь к началу Второй мировой войны или необходимая передышка для СССР?»

Разбор конкретно-исторических ситуаций по теме дискуссии производится на основе источников права соответствующего периода развития российской государственности.

Контрольные вопросы для самопроверки по теме:

1. По Конституции СССР 1936 года высшим органом государственной власти являлся

А) Всесоюзный съезд Советов; Б) Съезд народных депутатов СССР; В) Президент СССР; Г) Верховный Совет СССР.

2. Одними из основных нормативных актов колхозного права являлись

А) постановление ЦИК и СНК 30 января 1930 г. о кредитной реформе; Б) постановление ЦИК и СНК 25 июня 1930 г. о революционной законности; В) Примерный устав сельскохозяйственной артели (1 марта 1930 г.); Г) Закон о «трех колосках».

3. Индустриализация – это:

А) развитие тяжелой промышленности и создание мощного оборонного комплекса; Б) процесс развития легкой и тяжелой промышленности; В) оснащение машинной техникой всех отраслей народного хозяйства, сопровождающееся развитием инфраструктуры и появлением индустриализированного населения; Г) все вышеназванное.

4. Публичные судебные процессы над видными партийными, советскими и военными кадрами в СССР в 30-е гг. имели цель:

А) защитить экономику страны от «происков классового врага»; Б) спасти страну от «пятой колоны» (вредителей, шпионов и диверсантов) накануне мировой войны; В) стремление предотвратить гражданскую войну в стране; Г) все вышеназванное.

5. В состав Государственного Комитета Обороны, образованного 30 июня 1941 года, входили члены и кандидаты в члены Политбюро ЦК ВКП(б): А) Хрущев Н. С.; Б) Брежнев Л. И.; В) Маршал Советского Союза Малиновский Р. Я.; Г) Молотов В. М.

Наши рекомендации