Тема 1.6. Государство и право России в период абсолютной монархии (XVIII – XIX вв.)

Предпосылки становления абсолютизма и его особенности в России. Реформы Петра I. Табель о рангах. Указ о единонаследии и окончательное формирование помещичьего землевладения. Правовой статус сословий. Особенности положения казачества. Правовое положение нерусского населения. Реформы государственного строя: император, сенат, Верховный тайный совет, Государственный совет, коллегии, министерства, местное управление и губернии, судебная система. Государство и церковь.

“Уравнительное самодержавие” Анны Иоановны. Елизавета Петровна: отмена смертной казни, элементы национализма в политике. Петр III и его “указ о вольности дворянства”: окончательное оформление крепостнических отношений. «Просвещенный абсолютизм»: принципы и система институтов. Жалованные грамоты Екатерины II – дворянству и городам. Оформление сословий европейского типа. Попытки кодификации российского законодательства.

Формирование новой системы права. Свод законов 1832 года. Основные черты государственного и других отраслей права. Военно-уголовное законодательство. Процессуальное право. Таможенное право. Таможенный устав 1857 года.

Семинар

(очная форма обучения)

«Общественный строй и государственное право России в период утверждения абсолютизма (первая четверть XVIII в.)»

Дебаты по вопросам:

а) Доклад: «Предпосылки и особенности становление абсолютной монархии в России».

б) Изменения в общественном строе и правовом положении основных сословий.

в) Структура и основные принципы строительства государственного аппарата. Реформы центральных, местных органов власти и управления.

г) Общая характеристика военно-уголовного законодательства Петра I.

д) Преступления и наказания по воинским артикулам 1715 г.: классификация преступлений, виды наказаний; судебная система, форма процесса; Указ 1723 г. «О форме суда»; система доказательств; теория формальной оценки доказательств.

Практическое занятие

(очная и очно-заочная форма обучения)

1. Интеллектуальная летучка.

2. Дискуссия: «Реформы Петра I: прорыв в будущее или путь в тупик?»

3. Выполнение упражнений по теме.

4. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций, решение задач на основе законодательства Петра I.

5. Контрольный тестовый опрос по теме.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы для самопроверки и подготовке блок-схему конспекта темы.

2. Дать определение терминам и понятиям: «абсолютизм»; «монархия»; «просвещенный абсолютизм»; «мануфактура»; «барщина»; «посессионные крестьяне»;«недвижимость»; «табель о рангах»;«секуляризация церковного имущества».

2. Выполните задания:

1) Со второй половины XVII и в XVIII вв. в России шел процесс формирования абсолютной монархии. Изменялось положение дворянства. Назовите, кто мог стать дворянином по табелю о рангах 1722 г.?

2) По Указу Петра I о единонаследии поместья в правовом отношении были уравнены с вотчинами. Как стали называться земельные владения дворян? Ответ обоснуйте.

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару и практическому занятию

При выполнении заданий следует тщательно изучить источники права Российского государства во второй половине XVI – первой половине XVIII в., уделив особое внимание законодательству Петра I, а также рекомендованную литературу, дополнить конспекты лекций.

Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине.

В начале занятия рассмотреть основные термины и понятия в ходе интеллектуальной разминки студентов.

В ходе дискуссии студенты обмениваются мнениями по оставленным вопросам, аргументируют свою позицию.

Разбор конкретно-исторических ситуаций и решение историко-правовых задач производится на основе источников права соответствующего периода развития российской государственности.

Контрольные вопросы для самопроверки по теме:

1. Назовите политические и социальные предпосылки формирования абсолютной монархии?

2. Определите основные функции Сената.

3. Каковы особенности военно-уголовного законодательства Петра I?

4. Какие основные цели преследовала политика просвещенного абсолютизма?

Наши рекомендации