И утверждения рабочей программы
Рабочая программа составлена на основании ГОС ВПО и учебного плана специальности 040101.65 «Социальная работа»
Составитель (ли) (или автор) рабочей программы
Доцент кафедры социальной работы, к.и.н. ____________Л.В.Хотемова
Рецензент (ы) Соколова А.В.– доцент, к.и.н.
Козырева И.А. – доцент, к.ф.н.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена
на заседании кафедры социальной работы
Протокол заседания №____ от «___»___________2016г.
Заведующий кафедрой
Доцент, к.п.н. _____________ С.С. Чабанова
подпись
1. Цели освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Зарубежный опыт социальной работы» состоит в изучении и вычленении из мирового опыта социальной работы наиболее значимых, основных, универсальных компонентов этого вида профессиональной деятельности, без которых невозможно становление и устойчивое развитие профессии социального работника. В условиях совершенствования российской системы социальной работы представляют интерес как теоретические, так и практические наработки в сфере социальной защиты и поддержки населения стран Западной Европы, США, Канады и Азии.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
«Зарубежный опыт социальной работы» входит в блок Б.1.В.ОД.17. Базовыми курсами, необходимыми для успешного освоения дисциплины, являются «История социальной работы», «Теория социальной работы», «Социальная политика».
На основании знаний, полученных в ходе освоения дисциплины «Зарубежный опыт социальной работы», студентыдолжны:
знатьосновные этапы становления социальной работы за рубежом как социального института; основные современные концепции и модели социальной помощи в отдельных странах; международно-правовые нормы и принципы социальной работы; приоритеты в социальной работе в различных социополитических системах; организационные формы социальной работы в современном мире; теоретические положения и дефиниции социальных проблем в современном мире; основные тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом;
уметьанализировать генезис школ и теорий социальной работы за рубежом; ориентироваться в сложившихся моделях организации социальной работы и оказании социальной помощи населению за рубежом; выявлять особенности методов работы с различными категориями населения, применяемых за рубежом; определять возможности применения зарубежного опыта при реализации социальных программ в России;
владеть: навыками сравнительного анализа общего и специфического в развитии социальной работы на разных этапах истории России и зарубежных стран; навыками внедрения традиций социальной помощи населению в современную практику социальной работы.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Зарубежный опыт социальной работы»
Выпускник должен обладать следующими компетенциями:
- способностью к выбору, разработке и эффективной реализации социальных технологий и технологий социальной работы, направленных на обеспечение прав человека в сфере социальной защиты (ПК-2).
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) «Зарубежный опыт социальной работы»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
Количество часов по учебному плану (очная форма обучения): всего - 72 часа, в том числе лекции – 18 часов, практические занятия –18 часов, самостоятельная работа – 36 часов. Форма итогового контроля – зачет.
№/№ | Тема | лекции | семинарские занятия | самостоя-тельная работа |
РАЗДЕЛ 1. Этапы, формы и модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы за рубежом как общественного института в разные периоды развития человечества | ||||
1. | Эволюция социальной работы как общественного института в мировом сообществе. Проблемы периодизации истории социальной работы за рубежом | |||
2. | Основные формы социальной работы за рубежом в разные периоды развития человечества | |||
РАЗДЕЛ 2. Социальная работа как феномен современного мира, основные современные концепции и модели социальной работы | ||||
1. | Теоретические основания и подходы в социальной работе за рубежом | |||
2. | Международно-правовые нормы и принципы социальной работы | |||
3. | Основные современные концепции и модели социальной защиты и социальной работы за рубежом | |||
4. | Западноевропейская модель социальной работы | |||
5. | Скандинавская модель социальной защиты | |||
6. | Британская система социальной защиты | |||
7. | Американская модель социальной работы | |||
8. | Социальная работа в странах Азии | |||
9. | Становление социальной работы в странах арабско-мусульманского мира, Латинской Америки и Африки | |||
РАЗДЕЛ 3. Международный опыт социальной работы | ||||
1. | Организация и содержание социальной работы в различных сферах жизнедеятельности людей | |||
2. | Специфика социальной работы с различными группами населения за рубежом | |||
3. | Профессиональная подготовка социальных работников за рубежом | |||
4. | Основные тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом и в России | |||
ИТОГО |
Содержание дисциплины
№ п/п | Наименование разделов и тем дисциплины | Содержание темы | ||
РАЗДЕЛ 1. Этапы, формы и модели становления и проблемы периодизации истории социальной работы за рубежом как общественного института в разные периоды развития человечества | ||||
Тема 1 | Эволюция социальной работы как общественного института в мировом сообществе. Проблемы периодизации истории социальной работы за рубежом | Основные этапы истории социальной помощи и социальной работы за рубежом. Проблемы периодизации истории социальной работы за рубежом. Динамика становления государственных и общественных институтов помощи, конфессиональных организаций. Формы помощи и взаимопомощи в архаических обществах. Социальная помощь и призрение в античных государствах. Церковно-монастырская благотворительность и общественное призрение в зарубежных странах в средние века. Гуманистическая концепция благотворительности. Формирование системы государственного призрения за рубежом во второй половине XVII – начале XX века. Основные направления социальной помощи и защиты в мировом сообществе в конце XIX - начале XX века. Эльберфельдская система, ее значение. Реструктуризация системы призрения бедных в Англии. Превентивная деятельность общественных организаций в США в XIX веке. Сеттльментское движение. Становление социальной работы как профессиональной деятельности (конец XIX- начало XX века).Научная благотворительность и ее влияние на профессионализацию социальной работы в мировой практике. Институционализация социальной работы в зарубежных странах. | ||
РАЗДЕЛ 2. Социальная работа как феномен современного мира, основные современные концепции и модели социальной работы | ||||
Тема 1 | Теоретические основания и подходы в социальной работе за рубежом | Тенденции становления теоретической мысли в области социальной работы. Первые научные школы социальной работы в Европе и США. Развитие научных исследований в XX веке за рубежом. Основная тематика и методы современных исследований в области социальной работы. Сравнительный анализ зарубежных теорий социальной работы. Возможности и ограничения использования психодинамических моделей в практической социальной работе. Психосоциальная теория и практика социальной работы. Основные идеи бихевиоризма. Противоречивость бихевиористских подходов. Экзистенциональные и гуманистические модели. Влияние гуманистической психологии Б. Роджерса и А. Маслоу на содержание и практику социальной работы. Коммуникационные и социально-психологические модели в социальной работе. Системно-экологический подход. Возможности и ограничения его использования в мировой практике социальной работы. Радикальный и марксистский подход. Роль социального работника в радикальных преобразованиях общества и общественной практики. Влияние идей марксизма на развитие социальной работы в странах Запада. Феминизм и его влияние на развитие теории и практики социальной работы. Значение теоретических подходов для мировой социальной практики. | ||
Тема 2 | Международно-правовые нормы и принципы социальной работы | Социальная работа как неотъемлемая часть современного общественного устройства. Международный опыт развития социальной работы как практической деятельности, направленной на поддержку человека в трудной жизненной ситуации. Взаимосвязь социальной политики, социального права и социальной работы за рубежом. Социальная работа как показатель развития правового социального государства. Основные направления государственно-правовой поддержки социальной работы. Развитие социального законодательства и социального страхования в странах Европы, Азии и США как механизм социального маневрирования. Основные международные правовые документы в области социальных прав человека. Нормативно-правовое регулирование социальной работы: международные стандарты. Профессионально-этический кодекс социального работника, принятый Международной Ассоциацией социальных работников | ||
Тема 3 | Основные современные концепции и модели социальной защиты и социальной работы за рубежом | Концептуальные основы социальной защиты населения: консервативный, либеральный и радикальный подходы. Составные слагаемые зарубежного опыта: теория и практика. Многообразие форм зарубежного опыта. Специфика развития концепции «государства всеобщего благосостояния» в различных странах. Система социальной защиты населения, ее структура и компоненты. Социальное страхование, социальное обеспечение, социальная поддержка, их функции и особенности. Новые тенденции и приоритеты в социальном обслуживании населения в современном мире. Структура и модели организации социальной работы: мировой опыт. Краткосрочные и постоянные системы организации социальной работы. Децентрализация социальных структур: государственный, региональный и местный уровни социальной работы в мировой практике. Краткосрочные и постоянные системы организации социальной работы. Типологизация организации социальной работы по сферам деятельности социального работника, проблемам клиента, категориям клиентов. Новые тенденции в социальном обслуживании в современном мире | ||
Тема 4 | Западноевропейская модель социальной работы | Становление национальных систем социальной защиты в западноевропейских странах. Специфика западноевропейских национальных моделей социальной работы: приоритеты социальной политики, организация и финансирование социальной защиты. Общие тенденции в сфере социальной защиты. Задачи и основные направления социальной работы в странах Западной Европы. Программы социальной защиты населения. Методы социальной работы. Социальная работа негосударственных благотворительных учреждений. Опыт восточноевропейских стран в развитии социальной работы | ||
Тема 5 | Скандинавская модель социальной защиты | Универсальная модель социальной защиты в скандинавских странах. Финансовая основа скандинавской модели социальной защиты. Особенности государственной модели организации социальной защиты: обязательная социальная политика, регулируемый государством уровень доходов, всеобщий характер социальных льгот и выплат. Законодательная база социальной зашиты населения в скандинавских странах. Современные модели социальной работы в Швеции, Финляндии, Норвегии, их специфика. Основные социальные программы. Развитие социального партнерства Инновационные тенденции в социальной работе в скандинавских странах | ||
Тема 6 | Британская система социальной защиты | Особенности системы социальной защиты населения в Великобритании. Роль государства в британской системе социальной защиты Приоритетные направления деятельности муниципалитетов в системе социальной защиты. Некоммерческие ассоциативные организации в системе социальной защиты. Социальные программы в Великобритании, формы их реализации. Организация социальной работы в Великобритании, ее формы, методы и особенности. Либеральный характер британской системы социального обслуживания. Инновационные технологии в практике социального обслуживания | ||
Тема 7 | Американская модель социальной работы | Система социальной защиты в США, ее функции и этапы становления. Особенности формирования американской национальной системы социальной защиты в 1930-50-е годы. Структура государственной системы социальной защиты в США. Особенности законодательной базы социальной защиты населения в США. Федеральные программы социальной защиты. Распределение полномочий между федеральными органами, штатами и органами местного самоуправления. Система социального страхования США. Ориентированность социального обеспечения на низшие слои общества | ||
Тема 8 | Социальная работа в странах Азии | Зарождение социальной работы как профессиональной деятельности в первой половине XX века в странах Азии. Корпоративно-традиционная модель социальной защиты населения в Японии. Взаимодействие страхового механизма и государственной поддержки. Система социального обеспечения в Японии. Взаимодействие страхового механизма и государственной поддержки. Меры корпоративно-фирменной системы социального обеспечения. Специфика решения социальных проблем. Роль традиционно-семейного компонента в сфере социальной помощи и поддержки | ||
Тема 9 | Становление социальной работы в странах арабско-мусульманского мира, Латинской Америки и Африки | Система социальной поддержки в государствах арабско-мусульманского мира. Влияние уровня социально-экономического развития стран арабско-мусульманского мира на систему социальной защиты населения. Роль религиозно-семейного фактора в оказании социальной помощи. Формы государственного участия в сфере социальной защиты. Становление социальной работы как профессиональной деятельности в начале XX века в странах Латинской Америки. Влияние неолиберальных реформ в странах Латинской Америки на развитие социальной сферы (конец 1980-х г.). Децентрализация системы социальной помощи и поддержки в странах Латинской Америки. Роль традиционно-семейного фактора в оказании социальной помощи. Складывание системы социальной защиты в странах Африки. Актуальные социальные проблемы в странах Африки. Субъекты традиционного уровня социальной помощи в странах Африки (семья, территориальная (племенная) и религиозная общины). Деятельность международных благотворительных объединений, гуманитарных организаций и ассоциаций в странах Африки. Особенности системы социальной работы в ЮАР. Полномочия государственных органов, местных властей, территориальных и религиозных общин в системе социальной защиты населения | ||
Раздел 3. Международный опыт социальной работы | ||||
Тема 1 | Организация и содержание социальной работы в различных сферах жизнедеятельности людей | Организационные уровни социальной работы. Основные принципы организации социальной работы в различных сферах жизнедеятельности населения. Основные подходы к организации социальной работы в школе. Функциональные обязанности социального работника в школе. Специфика деятельности социального работника в вузе. Факторы, влияющие на развитие индустриальной социальной работы. Задачи социальных служб на предприятиях. Стандарты и требования для социальных работников, занятых в сфере здравоохранения. Клиентура социальных работников медицинских служб. Социальная работа в общественных местах. Особенности выполнения должностных обязанностей социальных работников в «полевых условиях». Социальная работа в пенитенциарных учреждениях. Германский опыт социальной работы в судах и тюрьмах. Деятельность служб судебной помощи молодежи | ||
Тема 2 | Специфика социальной работы с различными группами населения за рубежом | Основные виды социальной работы в зарубежных странах: индивидуальная работа, групповая работа, работа по месту жительства. Стратегии социальной помощи семье в зарубежных странах. Социальная работа с различными категориями семей. Структура социальной помощи детям. Общегосударственные и региональные программы помощи детям в зарубежных странах. Задачи детских социальных служб за рубежом. Опыт США и стран Западной Европы в организации социальной работы с детьми и молодежью. Социальная работа с «группами риска» за рубежом. Основные программы социальной работы с лицами из «группы риска», их типы и содержание. Виды социальных учреждений по работе с лицами из «группы риска». Социальная работа с пожилыми людьми. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей. Опыт решения проблем инвалидов за рубежом. Правовые основы социальной защиты инвалидов | ||
Тема 3 | Профессиональная подготовка социальных работников за рубежом | Статус социального работника в современном обществе. Функции и виды его профессиональной деятельности. Развитие специального образования для социальных работников. Профессиональные стандарты и система обучения социальных работников. Типы образования социальных работников. Общее и особенное в обучении социальной работе в зарубежных странах. Содержание и уровни подготовки специалистов по социальной работе в европейский странах и США. Основные слагаемые в обучении профессиональных социальных работников. Организация практики социальных работников: основные требования. Проблема качества подготовки специалистов по социальной работе. Мировой опыт супервизорства в социальной работе. Административная, обучающая, поддерживающая функции супервизорства. Перспективы международной системы образования социальных работников. | ||
Тема 4 | Основные тенденции и проблемы развития социальной работы за рубежом и в России | Современные тенденции развития мирового сообщества и общественных отношений. Перспективные стратегии в зарубежной социальной работе. Социально-экономические проблемы России и перспективы их решения в контексте политических и экономических интересов стран Европейского сообщества. Проблемы практики социальной работы за рубежом и в России. Основные факторы и условия повышения престижности профессии. Проблемное видение подготовки специалистов социальной сферы в России зарубежными социономами. Концептуальные модели социальной защиты: возможности и пределы применения в России. Развитие международного сотрудничества по адаптации мирового опыта социального партнерства в сфере социальной защиты | ||
5. Планы групповых занятий и образовательные технологии
В соответствии с требованиями ФГОС ВПО3+ по направлению подготовки реализация компетентностного подхода предусматривает широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (проблемных лекций, семинарских занятий, диспутов, круглых столов, учебного исследования, аналитических докладов, конспектирование первоисточников, написание аннотаций) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. На семинарских занятиях студенты исследуют специальные вопросы и закрепляют полученные знания по соответствующим разделам курса. В рамках семинарских занятий и внеаудиторной самостоятельной работы предполагается использовать интерактивные технологии. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, составляет не менее 20% аудиторных занятий. Любое практическое занятие включает самостоятельную проработку теоретического материала. При организации внеаудиторной самостоятельной работы рекомендуется использовать следующие ее формы: конспектирование темы по вопросам; выполнение индивидуального домашнего задания; выполнение практических заданий для самостоятельной проработки студентами; самостоятельное изучение темы; подготовка докладов; выполнение творческой самостоятельной работы.