Национальная гвардия Российской Федерации отсчитывает свою историю с 5 апреля 2016 года.
Согласно общепринятому определению, Национальная гвардия (фр. la Garde Nationale, англ. National Guard) – это национальная стража (от итал. guardia, стража), название военизированных организаций в некоторых государствах (образованиях), сначала во Франции (XVIII – XIX веках) позднее и ряде других государств Западной Европы. В разный период времени в различных государствах национальная гвардия выполняла различные функции, но первоначально везде создавалась как организация по защите противников предыдущего строя государств (образований, колоний), как замена органов правопорядка. Позднее становилась составной частью вооружённых сил или распускалась[153].
Как известно, первая Национальная гвардия была создана в Париже в 1789 году в соответствии с решением Учредительного собрания Франции – для охраны порядка в городе во время Великой Французской революции и последующих событий. Позже Национальной гвардией назывались вооруженные силы Парижской коммуны.
В 1872 году французская Национальная гвардия была распущена. Затем это название стали использовать военизированные формирования, выполнявшие функции по охране внутреннего порядка и национальной безопасности в целом ряде стран мира.
Наибольшей известностью, безусловно, пользуется Национальная гвардия Соединенных Штатов Америки, используемая для подавления массовых беспорядков, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, борьбы с преступностью и незаконными вооруженными формированиями.
Военный эксперт К. Сивков пишет, что, к примеру, Национальная гвардия Соединённых Штатов представляет собой вид вооружённых сил, группы резерва, организованные армией и ВВС США. Формирования этой структуры существуют в каждом штате и территории США, имея двойное подчинение: штату и федеральное.
В США Национальная гвардия представляет собой так называемый организованный резерв Вооруженных Сил, состоящий из лиц, имеющих достаточную военную выучку, которые относительно недавно закончили воинскую службу и не нуждаются в дополнительной подготовке.
Американскую Национальную гвардию можно активировать в чрезвычайных ситуациях губернатором штата для выполнения различных задач внутри страны, а по решению президента страны, служба может быть использована для поддержки Армии и ВВС США, в том числе за пределами США. Служба в Национальной гвардии США является добровольной и совмещается с работой по основной специальности[154].
Национальная гвардия создана в Азербайджане, Казахстане, Латвии, Грузии, Сальвадоре, Хорватии, Саудовской Аравии, Испании и других странах. Например, на Украине Национальная гвардия создавалась два раза: с 1991 до 2000 годы, и вновь, в 2014 году. Вплоть до настоящего времени, Национальная гвардия Украины не является отдельной силовой структурой, а входит в состав Министерства внутренних дел страны. Но после событий, связанных с ситуацией в Донбассе и Луганске, данное словосочетание стало встречать у многих россиян негативное восприятие.
Хочется подчеркнуть, что само название «национальная гвардия», «гвардия» в российском историческом сознании всегда вызывало положительные эмоции, так как гвардия – это лучшие части, например, созданные Петром Первым отборные гвардейские полки, увенчанные воинской славой. И можно сказать, что национальная гвардия – это достойные войска страны, используемые для защиты национальной безопасности.
Считается, что В.В. Путин не первый Президент страны, который предпринял шаги по созданию в России национальной гвардии.
Первая попытка формирования нацгвардии в постсоветской России была предпринята после августовского путча 1991 года, когда президент РСФСР Борис Ельцин поручил вице-президенту РСФСР Александру Руцкому «приступить к формированию РГ (Российской гвардии) для усиления защиты конституционного строя и демократических завоеваний, создания дополнительных гарантий законности и правопорядка на территории страны».
Под руководством вице-президента А. Руцкого для разработки концепции будущей структуры была сформирована комиссия из народных депутатов, представителей силовых структур и государственных комитетов.
Разработчики делали упор на параллельное существование нового вида войск с Вооруженными Силами СССР, правоохранительными структурами СССР и РСФСР и другими органами государственной власти. Работа над проектом длилась два месяца, после чего комиссия представила Б. Ельцину общую структуру будущей гвардии, которая включала в себя организационные основы, места дислокации, состав штаба управления, спецотделов, бригад и проч. Планировалось, что формирование войск будет осуществляться из оперативных частей Внутренних Войск МВД РСФСР. Новая гвардия должна была стать классическим примером военного формирования, обеспечивающего безопасность революционной власти от сопротивления «старого режима»: на нее планировалось возложить обеспечение безопасности и нормального функционирования органов государственной власти и управления РСФСР, республик, краев и областей в составе Федерации; поддержку правопорядка в условиях ЧП, в том числе в зоне вооруженных конфликтов, поддержку правоохранительных органов и ряд других задач.
На Верховном Совете представленные разработки были одобрены большинством присутствующих. Однако до официального утверждения дело так и не дошло.
Причинами тому являлись напряжённая ситуация в стране, противостояние оппозиций, протест при создании параллельной военной структуры вне вооруженных сил министра обороны П. Грачева. Все это отодвинуло на задний план проект по созданию народной гвардии[155].
В новом тысячелетии первое упоминание о возможности образования Национальной гвардии возникло в 2002 году. Тогда было сказано, что Национальной гвардия должна стать правопреемницей Внутренних Войск МВД. А в 2012 году в печати появилась информация, что в Минобороны уже началось обсуждение концепции создания Национальной гвардии и планируется, что в её состав будут входить войска МВД, ВДВ, ВВС, ВМФ и МЧС.
В 2014 году предложение относительно образования Нацгвардии РФ появилась на интернет-портале РОИ – Российской общественной инициативы. В опросе принимали участие все желающие граждане РФ, и результат был многоговорящим – большинство поддержало предложение[156].
На основе анализа имеющихся материалов попытаемся сформулировать причины образования Национальной гвардии РФ.
1. Изменение геополитической ситуации, связанной с приближением НАТО к границам Российской Федерации. И в лице национальной гвардии Россия получит надежный, хорошо организованный резерв вооруженных сил, в первую очередь для целей территориальной обороны. Соответственно, создание Национальной гвардии объясняется потребностью в силовой структуре, способной к оперативному реагированию на новые внешние угрозы безопасности российского государства, возрастающие в усложняющейся мировой обстановке.
2. Одной из главных причин создания Национальной гвардии в РФ является необходимость поставить под жесткий контроль оборот огнестрельного оружия в стране. Об этом заявил президент В.В. Путин в ходе прямой линии с гражданами. Поэтому именно в руках Национальной гвардии решено сосредоточить все, что связано с огнестрельным оружием, т.е. и различного рода охрану, и курирование частных охранных структур и, собственно, Внутренние войска МВД РФ.
3. Создание нового федерального ведомства позволит поднять на качественно более высокий уровень решение комплекса задач по обеспечению внутренней безопасности государства, обеспечить концентрацию имеющихся сил и средств на наиболее опасных направлениях борьбы с угрозами национальной безопасности России, в первую очередь такими, как терроризм, экстремизм и сепаратизм, наркобизнес и, конечно же, организованная преступность.
4. Подчинение новой структуры непосредственно Президенту РФ обеспечит условия большей мобильности и скорости реакции на различные проблемы и угрозы.
5. Сосредоточение всех боевых подразделений в одном кулаке позволит не только повысить эффективность деятельности по обеспечению национальной безопасности РФ, но и снизить затраты на содержание различных служб и достойно, но с наименьшими затратами из-за ведомственной разбросанности, перевооружить их[157].
Новая структура образована Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ»[158] Ее деятельность определяет Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»[159].
Четко зафиксировано, что в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь ст. 80 Конституции Российской Федерации, во-первых , создается Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, и, во-вторых , внутренние войска МВД РФ преобразовываются в войска национальной гвардии (ст.1,2 Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ»).
По правовому статусу Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны (ст.3, п. «б» Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ»).
Соответственно, войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Войска национальной гвардии Российской Федерации являются государственной военной организацией, предназначенной для обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина (ст.1 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).
Основные задачи войск национальной гвардии Российской Федерации законодатель формулирует следующим образом:
1) участие в охране общественного порядка, обеспечении общественной безопасности;
2) охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации;
3) участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом;
4) участие в обеспечении режимов чрезвычайного положения, военного положения, правового режима контртеррористической операции;
5) участие в территориальной обороне Российской Федерации;
6) оказание содействия пограничным органам Федеральной службы безопасности в охране государственной границы Российской Федерации;
7) федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности, а также за обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, за деятельностью подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны;
8) охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации, охрана имущества физических и юридических лиц по договорам.
Иные задачи на войска национальной гвардии могут быть возложены решениями Президента Российской Федерации, принятыми в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами (ст.2 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).
Федеральным законом предусматривается, что войска национальной гвардии в целях выполнения возложенных на них задач осуществляют:
1) общие полномочия;
2) специальные полномочия (меры принуждения): задержание; вскрытие транспортного средства; вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (акватории); оцепление (блокирование) участков местности (акваторий), жилых и иных помещений, строений и других объектов; формирование и ведение банков данных о гражданах;
3) полномочия по обеспечению режимов чрезвычайного положения, военного положения и правового режима контртеррористической операции и полномочия, связанные с участием в контртеррористической операции;
4) иные полномочия, предусмотренные федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст.8).
Национальная гвардия станет отдельной от МВД РФ силовой структурой, действующей на следующих принципах:
– законности;
– соблюдения прав и свобод человека и гражданина;
– единоначалия и централизации управления (ст.4 ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»).
Руководство войсками национальной гвардии осуществляет Президент Российской Федерации. Управление войсками национальной гвардии осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере деятельности войск национальной гвардии, являющийся командующим войсками национальной гвардии. Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 года Золотов Виктор Васильевич назначен директором Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации – главнокомандующим войсками национальной гвардии Российской Федерации[160].
В структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Указу Президента РФ от 5 апреля 2016 года будут включены:
– органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации в сфере оборота оружия и в сфере частной охранной деятельности;
– вневедомственная охрана, в том числе Центр специального назначения вневедомственной охраны Министерства внутренних дел Российской Федерации;
– специальные отряды быстрого реагирования (СОБР) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;
– отряды мобильные особого назначения (ОМОН) территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации;
– Центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации Министерства внутренних дел Российской Федерации и авиационные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации.
– федеральное государственное унитарное предприятие «Охрана» Министерства внутренних дел Российской Федерации (ст. 4,5 Указа Президента РФ «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии РФ»).
Комплектование войск национальной гвардии будет осуществляться военнослужащими, проходящими военную службу по контракту и по призыву, а также гражданским персоналом.
Законодатель предусмотрел основания для применения военнослужащими войск национальной гвардии физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
До 2018 года войска Национальной гвардии будут находиться в оперативном подчинении главы МВД РФ и соответствующих руководителей территориальных органов МВД. Однако использование (порядок оперативного подчинения) этих силовых структур и кадровая политика отныне будут осуществляться исключительно по согласованию с директором Федеральной службы войск Национальной гвардии.
То есть теперь руководство МВД (и его территориальных органов) лимитировано в принятии кадровых и оперативных решений в отношении сотрудников этих силовых структур.
С 2018 года, после проведения организационно–штатных мероприятий все оставшиеся после кадровой проверки сотрудники будут приняты на военную службу в войска Национальной гвардии с присвоением им соответствующих воинских званий.
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР).20 декабря 2016 года Служба внешней разведки отметила 96-летие со дня своего основания. Правда, название службы на протяжении указанного периода менялось неоднократно.
Основным нормативным правовым актом в данной сфере является Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 года № 5-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 года)[161].
Внешняя разведка – составная часть сил обеспечения безопасности Российской Федерации, которая призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных законом методов и средств.
В СВР предусматривается военная служба, есть и свой спецназ – подразделение «Заслон».
Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:
– добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц;
– оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации. Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами (ст. 2).
Конкретными целями разведывательной деятельности являются:
– обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно–технической и экологической областях;
– обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
– содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации (ст. 5).
Цели разведывательной деятельности реализуются, исходя из представленных СВР полномочий, среди которых:
– взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и органами государственной охраны;
– заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;
– организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, включая определение порядка осуществления физической и инженерно-технической защиты указанных учреждений, мероприятия по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;
– обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;
– обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;
– создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации и др. (ст. 6).
Органы федеральной службы безопасности.Основная тяжесть по обеспечению безопасности лежит на Федеральной службе безопасности Российской Федерации (ФСБ).
Важнейшими нормативно–правовыми актами, обеспечивающими деятельность данной спецслужбы и управление ею, являются Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 года № 40-ФЗ (ред. от 6 июля 2016 года)[162]и Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» от 11 августа 2003 года № 960 (ред. от 7 декабря 2016 года) (утвердил Положение о Федеральной службе безопасности Российской Федерации) (Далее – Положение о ФСБ)[163].
Исходя из Положения о ФСБ– это федеральный орган исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивающий информационную безопасность Российской Федерации и непосредственно реализующий основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, определенные законодательством Российской Федерации, а также координирующий контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление (ст. 1, п. 1).
В органах ФСБ предусматривается военная служба, имеются свои вооруженные формирования (подразделения специального назначения).
Основными задачами собственно Федеральной службы безопасности России, исходя из Положения о ФСБ, являются:
– управление органами безопасности, а также организация их деятельности;
– информирование Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, а также по их поручениям – федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;
– организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;
– координация осуществляемых федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;
– организация и осуществление борьбы с терроризмом и обеспечение борьбы с диверсионной деятельностью;
– организация осуществления мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы;
– организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала и т.п. (ст. 8).
Деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям, содержание которых определяет ФЗ «О Федеральной службе безопасности». Это:
– контрразведывательная деятельность. Контрразведывательная деятельность – деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений посредством проведения контрразведывательных мероприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (ст. 9);
– борьба с терроризмом. Борьба с терроризмом – деятельность, осуществляемая органами федеральной службы безопасности и (или) их подразделениями, а также должностными лицами указанных органов и подразделений, по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористических актов посредством проведения оперативно-боевых и иных мероприятий (ст. 9.1);
– борьба с преступностью. Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации (ст. 10);
– разведывательная деятельность. Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом «О внешней разведке» (ст. 11);
– пограничная деятельность. Направлениями пограничной деятельности являются: защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации; защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации (ст. 11.1);
– обеспечение информационной безопасности. Обеспечение информационной безопасности – деятельность органов федеральной службы безопасности, осуществляемая ими в пределах своих полномочий: при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств; при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно–телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации (ст. 11.2).
Органы государственной охраны. Органы государственной охраны входят в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации. Государственная охрана осуществляется на основании нормативно-правовых актов разной юридической силы, среди которых важную роль играют Федеральный закон «О государственной охране» от 27 мая 1996 года № 57-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 года)[164]и Указ Президента РФ «Вопросы Федеральной службы охраны Российской Федерации» от 7 августа 2004 года № 1013 (ред. от 1 апреля 2015 года), утвердившийПоложение о Федеральной службе охраны Российской Федерации (Далее – Положение о ФСО)[165].
Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) является федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, связи для нужд органов государственной власти, а также функции по информационно-технологическому и информационно-аналитическому обеспечению деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, иных государственных органов (ст. 1, п. 1 Положения о ФСО).
Государственная охрана– это деятельность по обеспечению безопасности объектов государственной охраны и защите охраняемых объектов, выполняемая в целях безопасного и беспрепятственного осуществления государственной власти в Российской Федерации и исполнения международных обязательств Российской Федерации, осуществляемая на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических, информационных и иных мер (ст. 1 ФЗ «О государственной охране»).
К органам государственной охраны относится федеральный орган исполнительной власти в области государственной охраны, а также подразделения федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, осуществляющие отдельные полномочия указанного органа и военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны (ст. 12 ФЗ «О государственной охране»).
К объектам государственной охраны относятся:
– Президент Российской Федерации;
– лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, защита которых предусмотрена данным Федеральным законом;
– федеральные государственные служащие и иные лица, подлежащие государственной охране в соответствии с данным Федеральным законом;
– главы иностранных государств, правительств и иные лица иностранных государств во время пребывания на территории Российской Федерации (ст. 6 ФЗ «О государственной охране»).
Основными задачами органов государственной охраны являются:
– прогнозирование и выявление угроз безопасности объектов государственной охраны, осуществление комплекса мер по предотвращению этих угроз;
– обеспечение безопасности объектов государственной охраны;
– обеспечение в пределах своих полномочий организации и функционирования специальной связи;
– участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;
– обеспечение защиты охраняемых объектов;
– предупреждение, выявление и пресечение преступлений и иных правонарушений на охраняемых объектах и трассах проезда объектов государственной охраны;
– обеспечение организации и функционирования федеральных информационных систем, находящихся во владении или пользовании органов государственной охраны;
– участие в пределах своих полномочий в обеспечении информационной безопасности Российской Федерации (ст. 4 Положения о ФСО).
Законодатель определяет порядка 80 полномочий ФСО, среди которых помимо осуществления охраны и обслуживания объектов государственной охраны, предусмотрено внесение Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, других документов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности; издание нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, в том числе актов, содержащих требования к созданию, построению и развитию сетей связи специального назначения, предназначенных для нужд органов государственной власти; обеспечение предупреждение, выявление и пресечение преступных и иных противоправных посягательств на объекты государственной охраны и охраняемые объекты; организация и проведение мероприятий по развитию, совершенствованию, обеспечению информационной безопасности, устойчивости функционирования и оперативности предоставления специальной связи на территории Российской Федерации и за ее пределами; осуществление разработки, создания, эксплуатация и развития федеральных информационных систем для специального информационного обеспечения государственных органов т.п. (ст. 12 Положения о ФСО).
Подводя итог анализа системы обеспечения национальной безопасности на ее нормативно-правовом уровне, хотелось бы обратить внимание на ряд принципиальных вопросов.
Несомненно, научное понятие «система национальной безопасности» шире правового. И если законодатель наполняет термин «система обеспечения национальной безопасности» достаточно конкретным содержанием, то в монографиях и статьях российских авторов представлена крайне разнообразная трактовка указанной дефиниции и ее составных частей.
Интересным нам кажется подход к понятию СОНБ, представленный С.В. Хмелевским. Он определял СОНБ как совокупность государственных и общественных институтов, действующих в целях достижения необходимого уровня защищенности национальных интересов от опасностей и угроз в различных сферах жизнедеятельности личности, общества, государства. Иначе говоря, это система, элементами которой выступают взаимосвязанные субъекты (силы) обеспечения национальной безопасности (публично-правовые образования, институты гражданского общества, граждане) плюс средства и ресурсы обеспечения национальной безопасности (технологические, технические и иные средства, используемые для мониторинга состояния национальной безопасности, бюджетное финансирование и пр.), нормативная правовая база (законодательство и пр.), регулирующая общественные отношения по формированию, функционированию и совершенствованию элементов системы обеспечения национальной безопасности[166].
Исследователи отмечали, что в обозначении круга сил (субъектов) системы обеспечения национальной безопасности в Стратегии национальной безопасности 2009 года, законодатель допустил наибольшее количество неточностей:
– Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба. Анализ федерального законодательства позволяет утверждать, что само определение «военная служба» понимается как вид профессиональной служебной деятельности в рамках осуществления функции по обеспечению обороны и безопасности государства. Соответственно, данный круг сил выполняет функцию обеспечения безопасности лишь одного субъекта в сфере национальной безопасности – государства. А состав органов, в которых законодательством предусмотрена правоохранительная служба, практически невозможно определить, так как в данной сфере еще не принят федеральный закон;
– федеральные органы государственной власти. Уточняется, что в качестве данных органов рассматриваются лишь те из них, которые принимают участие в обеспечении национальной безопасности государства. Соответственно, направление данного вида деятельности вновь обращено лишь в сторону государственной безопасности. Более того, исходя из буквальной формулировки данного круга обязанных субъектов, конкретный состав его участников также остается за гранью понимания, так как прямая обязанность по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности закрепляется Конституцией РФ лишь за Президентом России;
– органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления. Эти субъекты появляются в законе «О безопасности» 2010года. В данном случае также наблюдается прямое противоречие высшему по юридической силе правовому акту – Конституции, что уже было отмечено выше;
– наконец, фактически вне правовой регламентации находится негосударственная система обеспечения национальной безопасности.
В качестве сил обеспечения национальной безопасности представлен и явно зауженный круг субъектов.
Во-первых, в него не включены органы внутренних дел, предназначение которых – защита жизни, здоровья, прав и свобод личности, охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности. Но в федеральном законодательстве нет указания на то, что в данных органах предусмотрена правоохранительная служба, а значит, следуя буквальному смыслу Стратегии национальной безопасности 2009 года, они не могут быть включены в ряд сил обеспечения национальной безопасности. Отсутствуют указания и на включение общественных структур в круг данных субъектов.
Во-вторых, из рассматриваемого перечня исключается даже Совет Безопасности Российской Федерации, поскольку, согласно Конституции РФ, данный конституционный совещательный орган не входит в число органов государственной вл