Новшества в политической (внешнеполитической) сферах Стратегии национальной безопасности 2015года.
Таким образом, Стратегия национальной безопасности 2015 года, в отличие от предыдущего документа, четко определила приоритетные для России международные направления, где список начинают БРИКС, ШОС, АТЭС, а Европа, США и НАТО занимают место после Латинской Америки и Африки. Соответственно, в Стратегии национальной безопасности 2015года конкретно указано, что РФ будет сохранять движение на Восток при опоре на многочисленные политические, экономические, военные союзы, в деятельности которых она принимает участие. Интересно, что для перспектив отношений с США выбрана крайне своеобразная характеристика – Россия только заинтересована в данных отношениях, да и то при соблюдении второй стороной определенных условий.
В Стратегии национальной безопасности 2009 года все вызовы и опасности были определены достаточно верно, так как «горячие точки» существуют на планете уже не одно десятилетие. Прогнозировалось и возможное обострение отношений в пограничных с Россией регионах.
Но, во-первых, в Стратегии национальной безопасности 2015 года недвусмысленно и конкретно определены виновники ситуации на Украине, и, как следствие – дестабилизации положения на российско-украинской границе. Это – США и Европейский союз, так как позиция Запада направлена на создание очагов напряженности в Евразийском регионе.
Во-вторых, констатируется, что Россия намерена защищать свои национальные и экономические интересы за рубежами страны, а так же, участвовать в решении международных проблем и урегулировании военных конфликтов. Фактически, ясно сообщается, что Россия имеет свои интересы за пределами своих граници будет их отстаивать впредь.
В-третьих, признавая наличие вооруженных конфликтов на границах нашей страны как угрозу национальной безопасности, как путь распространение терроризма, тем не менее, Стратегия национальной безопасности 2009 года однозначно не рассматривала реальное, военное участие РФ в решении таких проблем. Поэтому несомненным новшеством является то, что Стратегия национальной безопасности 2015 года предусматривает применение военной силы, но, конечно, только в случае, если ненасильственные меры оказались неэффективными (п. 29).
В Стратегии национальной безопасности 2009 года достаточно аккуратно выделялись отдельные недостатки в «региональной архитектуре Евро–Атлантического региона» и не очень позитивная роль Северо-Атлантического альянса в решении этих проблем. В Стратегии национальной безопасности 2015 года происходит переоценка внешних угроз России. Выделяется явный внешний враг, он же – политический противник РФ. Это – Соединенные Штаты Америки и их союзники. Отношение к НАТО определяется тем, что расширение НАТО и приближение альянса к границам РФ называется угрозой национальной безопасности нашей страны, а региональная система безопасности в Евро-Атлантическом регионе, построенная на основе НАТО и Европейского союза вообще признается несостоятельной. Более того, достаточно жестко представлен вектор возможных отношений РФ с альянсом – только на основе равноправия в целях укрепления всеобщей безопасности в Евро-Атлантическом регионе, где глубина и содержание таких отношений будут зависеть от готовности альянса учитывать законные интересы Российской Федерации при осуществлении военно–политического планирования и уважения норм международного права.
Следует заострить внимание на том, что выявление и признание большинством народа России общего внешнего врага всегда способствовало укреплению (этому свидетельствуют многочисленные исторические примеры) политико-идеологического единства населения страны.
Стратегия национальной безопасности 2009 года в оценке развития мира отмечала, что он идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимосвязанностью событий. Считалось, что Россия достаточно удачно «вписывается» на равных правах в этот глобальный мир. В современной Стратегии представляются общие очертания модели мироустройства, противоположного глобализму США. «В конце II раздела «Россия в современном мире» продвигается ещё не идеология, но модель мироустройства, альтернативная глобализму с США в роли формального центра – после указания «Государства в качестве реакции на рост международной нестабильности все чаще берут на себя ответственность за дела в своих регионах. … Повышается интерес к использованию региональных валют», в п. 28 предлагается стратегия международных отношений, предлагаемая Россией миру… При этом документ, хотя и написан «от обороны», тем не менее предлагает другим странам перспективную концепцию международных отношений, основанную на равноправии наций, что можно рассматривать как своеобразную оборону наилучшим методом «асимметричного нападения»: «…Цель Российской Федерации заключается в приобретении как можно большего числа равноправных партнеров в различных частях мира». В конечном же итоге предлагается «закрепление за Российской Федерацией статуса одной из лидирующих мировых держав…»[94]. Таким образом, Россия предоставляет возможность всем государствам, которых не устраивает финансовый глобализм США, присоединиться к числу наших равноправных партнеров и развивать свои национальные валюты.
Четвертое.