Модуль 1. История как наука. Русские земли в 9 – 17 вв.
Теория и методология исторической науки.
Древняя Русь (IX-начало XII в.в.). Русские земли в период политической раздробленности.
Образование и развитие Российского государства ( II пол. XV-XVIIв.в.).
Вопросы модуля 1.
1.Сущность, формы и функции исторического знания.
2.Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация
исторических источников.
3.Образование древнерусского государства.
4. Принятие христианства.
5.Феодальная раздробленность на Руси и удельные земли.
6.Русь и Орда: проблемы взаимовлияния
7.Возвышение Москвы. Формирование Российского государства.
8.Россия в XVI веке. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного.
9.Россия на рубеже 16-17веков. Смутное время.
10.Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке.
11.Основные этапы закрепощения крестьян в XV-XVII в.
12.Подходы к изучению истории: формационный и цивилизационный.
Тесты к модулю 1.
1. Выберите верный ответ. Нестор при создании «Повести временных лет» ставит задачи
а). происхождение Руси, кто первым княжил в Киеве, как образовалось государство;
б). Кем являлись по происхождению Дир и Аскольд, как Вещий Олег получил киевский
престол, кто является предками Рюриковичей;
в). выявить истоки христианства на Руси, проследить соотношение христианских и
языческих традиций на Руси.
2. Установите последовательность. На Древнюю Русь нападали племена:
а). печенегов; б). половцев; в). хазар.
3. Христианство было принято на Руси в период
а) 9 в., б). 10 в.; в). 11 в.
4. Их указанных характеристик феодального строя исключите не соответствующую ему
а). принадлежность земли феодалам;
б). зависимость крестьян от феодала;
в). высокая производительность труда;
г). личная зависимость крестьян от феодала;
д). эксплуатация крестьян феодалами.
5. В Новгородской земле основную роль в хозяйстве играли
а). земледелие, скотоводство; в) ремесло, торговля;
б). виноградарство, садоводство, виноделие; г) охота, рыболовство.
6. Основой экономики центральных районов Руси было
а). сельское хозяйство; б). ремесло и торговля; в). охота и рыболовство.
7. Установите соответствие имени правителя Руси и события:
а). Игорь Старый; 1). установление твердых размеров дани с русских земель;
б). княгиня Ольга; 2). разгром Волжской Булгарии;
в). князь Святослав; 3). восстание древлян;
8. Установите последовательность:
а). ослабление внешней опасности;
б). подъем хозяйства и культуры русских княжеств;
в). распад Древней Руси на отдельные княжества;
г). монгольское завоевание Руси.
9. Установите соответствие даты и события
а). 1240 г. 1). Куликовская битва;
б). 1380 г.; 2). установление власти монголо-татар над Русью;
в). 1480 г. 3). «великое стояние» на р.Угре.
10. Главной причиной разъединения судеб украинского, русского и белорусского народов
а). является монгольское завоевание и стремление украинцев и белорусов найти защиту у Польши и Великого княжества Литовского;
б). была необходимость экономических связей Украины и Белоруссии с Западом;
в). стремление католиков-украинцев и белорусов к католической Польше и Литве.
15. Частновладельческие земли, не облагаемые налогами, получили название
а) монастырских земель; б) черных земель; в) белых земель.
16.Установите последовательность правлений монархов.
А). Лжедмитрий Первый;;
Б). Федор Иоанович;
В). Борис Годунов;
Г). Василий Шуйский;
Д). Михаил Федорович.
17.Целью Азовских походов конка 17 в. было
А). завоевание выхода в Азовское море;
Б). обезопасить южные границы России от набегов татар;
В). завоевание Крымского ханства.
18.Установить соответствие:
1). Иван Грозный; 2). Алексей Михайлович.
А). создание системы приказов; В). принятие Соборного уложения;
Б). создание полков нового строя; Г). создание стрелецкого войска.
19.Местничество – это
А). система получения чинов и званий в соответствии с происхождением и заслугами предков, личными заслугами человека;
Б). система сбора налогов, при которой местная административная власть содержалась за счет части налогов, получаемых с населения данной территории.
20.Установите соответствие
А). экспликация; 1). Развертывание понятий;
Б). сравнение; 2). Сопоставление, выявление общего и особенного;
В). классификация; 3). Объединение в группы на основе общих признаков.
Модуль 2. Российская империя в 18 – начале 20 вв.
Российская империя в XVIII-I пол.XIXв.в.
Российская империя во II пол.XIX - нач.XXв.в.
Россия в условиях войн и революций (1914-1922г.г.).
Вопросы модуля 2.
1.Столыпинская аграрная реформа.
2.Модернизация России в 18 веке. Реформы Петра I.
3.Модернизация России в 18 веке. Реформы Екатерины II.
4.Политическое развитие России начала XX века. Государственная Дума.
5. Дворцовые перевороты (1725-1762 г.)
6. Реформы 1-ой половины XIX века.
7. Отмена крепостного права
8. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века.
9. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX века.
10.Политические партии России (к.ХIХ-нач.ХХ в.): генезис, классификация, программы, тактика.
11.Социально-экономическое развитие России в начале XX века.
12.Россия в первой мировой войне.
13.Революции 1917 года.
Тесты к модулю 2.
1. Назовите имя правителя, характеристика которого здесь представлена.
«… Младший сын царя… Использовал опыт зарубежных стран в развитии промышленности, торговли, культуры. По его инициативе были проведены реформы в области государственного управления, организации военного дела, промышленности, торговли, введено новое налоговое обложение. Произошло выдвижение на первый план служилого дворянства и чиновной бюрократии, ликвидировано патриаршество, утрачена политическая самостоятельность церковью. Это вызвало недовольство боярства, церковной иерархии. Усиление налогового бремени привело к восстаниям горожан и солдат в Астрахани, к казацко-крестьянским восстаниям на Дону, в Слободской Украине, Поволжье…».
А) Петр I; Б) Александр I; В) Павел I; Г) Петр II; Д) Петр III.
2. Установите соответствие правителя и реформы, проведенной в его царствование.
1). Екатерина II; А). Секуляризация церковных земель;
2). Павел II; Б). Введение подушной подати;
3). Петр I; В). сокращение срока барщинных дней до трех в году.
3. Установите соответствие даты и события.
1). 1762-1796 гг.; А). правление Петра I;
2). 1682-1725 гг.; Б). правление Анны Иоановны;
3). 1730-1740 гг.; В). правление Екатерины II.
4. Укажите понятие, соответствующее определению: … - это государство, состоящее из двух или нескольких административно-территориальных единиц, населенных разными народами.
А). самодержавие; Б). держава; В). империя.
5. Установите последовательность событий.
А). начало Северной войны;
Б). получение Россией официального статуса империи;
В). создание регулярной армии;
Г). введение подушной подати;
Д). введение «Табели о рангах».
6, От проведения какой из названных реформ Екатерина Вторая отказалась?
А). секуляризация церковных земель;
Б). разработка нового свода законов Российской империи;
В). образование третьей купеческой гильдии.
7. Установите соответствие имен и области деятельности представителей культуры.
А). В.Н. Татищев; С.М. Соловьев; М.П.Погодин;
Б). К. Брюллов; А. Иванов; И. Крамской;
В). А.С. Пушкин, Д. Давыдов; А.П.Чехов;
1). литература; 2). живопись; 3). историческая наука.
8.Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г. предусматривал
а). освобождение всех частновладельческих крестьян от крепостного права;
б). освобождение крепостных крестьян по усмотрению душевладельца без обязательного наделения их землей;
в). освобождение крепостных крестьян от крепостного права по желанию душевладельца с обязательным наделением их землей.
9.Установите соответствие даты и события:
1). 1815 г.; 2). 1818 г.; 3). 1825 г.; 4). 1830 г.; 5). 1826 г.
А). восстание декабристов в Санкт-Петербурге;
Б). предоставление конституции Финляндии;
В). создание корпуса жандармов и Третьего отделения Собственной Его императорского Величества канцелярии;
Г). предоставление конституции Польше;
Д). создание Полного свода законов Российской империи;
10.Священный союз – это
А). религиозный союз, заключенный католической и православной церковью для укрепления позиций христианства в мире;
Б). союз монархов России, Австрии и Пруссии, к которому присоединились в дальнейшем другие европейские страны, цель его – обеспечение выполнения решений Венского конгресса и предотвращение революций в Европе;
В). союз церкви и государства с целью обеспечения господства христианской религии в стране.
11.В чем проявился буржуазный характер судебной реформы?
А). ликвидация феодального суда над крепостными;
Б). введение института адвокатуры;
В). разделение страны на судебные округа, границы которых не совпадали с административным деление (на губернии, уезды…).
12.Установите соответствие реформы и деятеля, проводившего ее в жизнь:
А). переселение безземельных и малоземельных крестьян за Урал;
Б). введение золотого денежного обращения;
В). широкое привлечение в страну иностранного капитала;
Г). разрушение крестьянской общины;
1). С.Ю.Витте; 2). П.А.Столыпин.
13.К итогам революции 1905-1907 гг. относится:
А). свержение самодержавия и установление республики;
Б). создание представительного органа законодательной власти – Государственной думы;
В). отмена частной собственности на землю.
14.Назовите революционные партии в России начала 20 в.:
А) РСДРП; Б) октябристы; В) эсеры; Г) кадеты; Д)Союз русского народа; Е).Союз Михаила Архангела.
15.В первую мировую войну Россия вступила в блоке
А). Антанты; Б). Тройственного союза; В). Союза трех императоров.
16.Установите последовательность:
А). всероссийская октябрьская политическая стачка;
Б). декабрьское вооруженное восстание в Москве
В). «Кровавое воскресенье».
17.Установите последовательность:
А). рост числа малоземельных и безземельных крестьян;
Б). нехватка денежных и транспортных средств для переселенцев;
В). переселение «избыточного» крестьянства из густонаселенного центра за Урал;
Г). начало Столыпинской аграрной реформы;
Д). включение крестьян в революцию 1905-1907 гг.
18.Причиной вступления России в первую мировую войну были ее противоречия
А). с Австро-Венгрией из-за влияния на Балканах;
Б). с Германией из-за оказываемой Россией помощи Франции, политика которой была враждебна Германии;
В). с Италией, которой Россия не могла простить участия Сардинского королевства в Крымской войне.
19.Лидерами белого движения в гражданской войне были
А). А.Ф. Керенский; Б). А.В. Колчак; В). А.И. Дутов; Г). Л.Д. Троцкий.
20. К результатам первой мировой войны относится
А). образование военно-политического союза России и Германии;
Б). раздел Польши;
В). распад Российской империи.