Модуль 1. История как наука. Русские земли в 9 – 17 вв.

Теория и методология исторической науки.

Древняя Русь (IX-начало XII в.в.). Русские земли в период политической раздробленности.

Образование и развитие Российского государства ( II пол. XV-XVIIв.в.).

Вопросы модуля 1.

1.Сущность, формы и функции исторического знания.

2.Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация

исторических источников.

3.Образование древнерусского государства.

4. Принятие христианства.

5.Феодальная раздробленность на Руси и удельные земли.

6.Русь и Орда: проблемы взаимовлияния

7.Возвышение Москвы. Формирование Российского государства.

8.Россия в XVI веке. Внутренняя и внешняя политика Ивана IV Грозного.

9.Россия на рубеже 16-17веков. Смутное время.

10.Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке.

11.Основные этапы закрепощения крестьян в XV-XVII в.

12.Подходы к изучению истории: формационный и цивилизационный.

Тесты к модулю 1.

1. Выберите верный ответ. Нестор при создании «Повести временных лет» ставит задачи

а). происхождение Руси, кто первым княжил в Киеве, как образовалось государство;

б). Кем являлись по происхождению Дир и Аскольд, как Вещий Олег получил киевский

престол, кто является предками Рюриковичей;

в). выявить истоки христианства на Руси, проследить соотношение христианских и

языческих традиций на Руси.

2. Установите последовательность. На Древнюю Русь нападали племена:

а). печенегов; б). половцев; в). хазар.

3. Христианство было принято на Руси в период

а) 9 в., б). 10 в.; в). 11 в.

4. Их указанных характеристик феодального строя исключите не соответствующую ему

а). принадлежность земли феодалам;

б). зависимость крестьян от феодала;

в). высокая производительность труда;

г). личная зависимость крестьян от феодала;

д). эксплуатация крестьян феодалами.

5. В Новгородской земле основную роль в хозяйстве играли

а). земледелие, скотоводство; в) ремесло, торговля;

б). виноградарство, садоводство, виноделие; г) охота, рыболовство.

6. Основой экономики центральных районов Руси было

а). сельское хозяйство; б). ремесло и торговля; в). охота и рыболовство.

7. Установите соответствие имени правителя Руси и события:

а). Игорь Старый; 1). установление твердых размеров дани с русских земель;

б). княгиня Ольга; 2). разгром Волжской Булгарии;

в). князь Святослав; 3). восстание древлян;

8. Установите последовательность:

а). ослабление внешней опасности;

б). подъем хозяйства и культуры русских княжеств;

в). распад Древней Руси на отдельные княжества;

г). монгольское завоевание Руси.

9. Установите соответствие даты и события

а). 1240 г. 1). Куликовская битва;

б). 1380 г.; 2). установление власти монголо-татар над Русью;

в). 1480 г. 3). «великое стояние» на р.Угре.

10. Главной причиной разъединения судеб украинского, русского и белорусского народов

а). является монгольское завоевание и стремление украинцев и белорусов найти защиту у Польши и Великого княжества Литовского;

б). была необходимость экономических связей Украины и Белоруссии с Западом;

в). стремление католиков-украинцев и белорусов к католической Польше и Литве.

15. Частновладельческие земли, не облагаемые налогами, получили название

а) монастырских земель; б) черных земель; в) белых земель.

16.Установите последовательность правлений монархов.

А). Лжедмитрий Первый;;

Б). Федор Иоанович;

В). Борис Годунов;

Г). Василий Шуйский;

Д). Михаил Федорович.

17.Целью Азовских походов конка 17 в. было

А). завоевание выхода в Азовское море;

Б). обезопасить южные границы России от набегов татар;

В). завоевание Крымского ханства.

18.Установить соответствие:

1). Иван Грозный; 2). Алексей Михайлович.

А). создание системы приказов; В). принятие Соборного уложения;

Б). создание полков нового строя; Г). создание стрелецкого войска.

19.Местничество – это

А). система получения чинов и званий в соответствии с происхождением и заслугами предков, личными заслугами человека;

Б). система сбора налогов, при которой местная административная власть содержалась за счет части налогов, получаемых с населения данной территории.

20.Установите соответствие

А). экспликация; 1). Развертывание понятий;

Б). сравнение; 2). Сопоставление, выявление общего и особенного;

В). классификация; 3). Объединение в группы на основе общих признаков.

Модуль 2. Российская империя в 18 – начале 20 вв.

Российская империя в XVIII-I пол.XIXв.в.

Российская империя во II пол.XIX - нач.XXв.в.

Россия в условиях войн и революций (1914-1922г.г.).

Вопросы модуля 2.

1.Столыпинская аграрная реформа.

2.Модернизация России в 18 веке. Реформы Петра I.

3.Модернизация России в 18 веке. Реформы Екатерины II.

4.Политическое развитие России начала XX века. Государственная Дума.

5. Дворцовые перевороты (1725-1762 г.)

6. Реформы 1-ой половины XIX века.

7. Отмена крепостного права

8. Буржуазные реформы 60-70-х годов XIX века.

9. Общественная мысль и особенности общественного движения в России XIX века.

10.Политические партии России (к.ХIХ-нач.ХХ в.): генезис, классификация, программы, тактика.

11.Социально-экономическое развитие России в начале XX века.

12.Россия в первой мировой войне.

13.Революции 1917 года.

Тесты к модулю 2.

1. Назовите имя правителя, характеристика которого здесь представлена.

«… Младший сын царя… Использовал опыт зарубежных стран в развитии промышленности, торговли, культуры. По его инициативе были проведены реформы в области государственного управления, организации военного дела, промышленности, торговли, введено новое налоговое обложение. Произошло выдвижение на первый план служилого дворянства и чиновной бюрократии, ликвидировано патриаршество, утрачена политическая самостоятельность церковью. Это вызвало недовольство боярства, церковной иерархии. Усиление налогового бремени привело к восстаниям горожан и солдат в Астрахани, к казацко-крестьянским восстаниям на Дону, в Слободской Украине, Поволжье…».

А) Петр I; Б) Александр I; В) Павел I; Г) Петр II; Д) Петр III.

2. Установите соответствие правителя и реформы, проведенной в его царствование.

1). Екатерина II; А). Секуляризация церковных земель;

2). Павел II; Б). Введение подушной подати;

3). Петр I; В). сокращение срока барщинных дней до трех в году.

3. Установите соответствие даты и события.

1). 1762-1796 гг.; А). правление Петра I;

2). 1682-1725 гг.; Б). правление Анны Иоановны;

3). 1730-1740 гг.; В). правление Екатерины II.

4. Укажите понятие, соответствующее определению: … - это государство, состоящее из двух или нескольких административно-территориальных единиц, населенных разными народами.

А). самодержавие; Б). держава; В). империя.

5. Установите последовательность событий.

А). начало Северной войны;

Б). получение Россией официального статуса империи;

В). создание регулярной армии;

Г). введение подушной подати;

Д). введение «Табели о рангах».

6, От проведения какой из названных реформ Екатерина Вторая отказалась?

А). секуляризация церковных земель;

Б). разработка нового свода законов Российской империи;

В). образование третьей купеческой гильдии.

7. Установите соответствие имен и области деятельности представителей культуры.

А). В.Н. Татищев; С.М. Соловьев; М.П.Погодин;

Б). К. Брюллов; А. Иванов; И. Крамской;

В). А.С. Пушкин, Д. Давыдов; А.П.Чехов;

1). литература; 2). живопись; 3). историческая наука.

8.Указ «О вольных хлебопашцах» 1803 г. предусматривал

а). освобождение всех частновладельческих крестьян от крепостного права;

б). освобождение крепостных крестьян по усмотрению душевладельца без обязательного наделения их землей;

в). освобождение крепостных крестьян от крепостного права по желанию душевладельца с обязательным наделением их землей.

9.Установите соответствие даты и события:

1). 1815 г.; 2). 1818 г.; 3). 1825 г.; 4). 1830 г.; 5). 1826 г.

А). восстание декабристов в Санкт-Петербурге;

Б). предоставление конституции Финляндии;

В). создание корпуса жандармов и Третьего отделения Собственной Его императорского Величества канцелярии;

Г). предоставление конституции Польше;

Д). создание Полного свода законов Российской империи;

10.Священный союз – это

А). религиозный союз, заключенный католической и православной церковью для укрепления позиций христианства в мире;

Б). союз монархов России, Австрии и Пруссии, к которому присоединились в дальнейшем другие европейские страны, цель его – обеспечение выполнения решений Венского конгресса и предотвращение революций в Европе;

В). союз церкви и государства с целью обеспечения господства христианской религии в стране.

11.В чем проявился буржуазный характер судебной реформы?

А). ликвидация феодального суда над крепостными;

Б). введение института адвокатуры;

В). разделение страны на судебные округа, границы которых не совпадали с административным деление (на губернии, уезды…).

12.Установите соответствие реформы и деятеля, проводившего ее в жизнь:

А). переселение безземельных и малоземельных крестьян за Урал;

Б). введение золотого денежного обращения;

В). широкое привлечение в страну иностранного капитала;

Г). разрушение крестьянской общины;

1). С.Ю.Витте; 2). П.А.Столыпин.

13.К итогам революции 1905-1907 гг. относится:

А). свержение самодержавия и установление республики;

Б). создание представительного органа законодательной власти – Государственной думы;

В). отмена частной собственности на землю.

14.Назовите революционные партии в России начала 20 в.:

А) РСДРП; Б) октябристы; В) эсеры; Г) кадеты; Д)Союз русского народа; Е).Союз Михаила Архангела.

15.В первую мировую войну Россия вступила в блоке

А). Антанты; Б). Тройственного союза; В). Союза трех императоров.

16.Установите последовательность:

А). всероссийская октябрьская политическая стачка;

Б). декабрьское вооруженное восстание в Москве

В). «Кровавое воскресенье».

17.Установите последовательность:

А). рост числа малоземельных и безземельных крестьян;

Б). нехватка денежных и транспортных средств для переселенцев;

В). переселение «избыточного» крестьянства из густонаселенного центра за Урал;

Г). начало Столыпинской аграрной реформы;

Д). включение крестьян в революцию 1905-1907 гг.

18.Причиной вступления России в первую мировую войну были ее противоречия

А). с Австро-Венгрией из-за влияния на Балканах;

Б). с Германией из-за оказываемой Россией помощи Франции, политика которой была враждебна Германии;

В). с Италией, которой Россия не могла простить участия Сардинского королевства в Крымской войне.

19.Лидерами белого движения в гражданской войне были

А). А.Ф. Керенский; Б). А.В. Колчак; В). А.И. Дутов; Г). Л.Д. Троцкий.

20. К результатам первой мировой войны относится

А). образование военно-политического союза России и Германии;

Б). раздел Польши;

В). распад Российской империи.

Наши рекомендации