Безопасности Российской Федерации до 2020 года»
Стратегия - это открытый, публичный документ, который имеет общенациональный характер. В достижении ее целей и приоритетов необходимо участие всего общества, поскольку Стратегия не может быть реализована только усилиями власти. Стратегия состоит из следующих основных разделов:
Общие положения.
Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития.
Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты.
Обеспечение национальной безопасности.
Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии.
Основные характеристики состояния национальной безопасности.
Рассмотрим основные положения указанных разделов Стратегии.
В разделе I. «Общие положения» сказано, что Россия преодолела последствия системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века - остановила падение уровня и качества жизни российских граждан, устояла под напором национализма, сепаратизма и международного терроризма, предотвратила дискредитацию конституционного строя, сохранила суверенитет и территориальную целостность, восстановила возможности по наращиванию своей конкурентоспособности и отстаиванию национальных интересов в качестве ключевого субъекта формирующихся многополярных международных отношений.
В качестве успехов отмечено: создание предпосылок для укрепления системы обеспечения национальной безопасности, консолидация правового пространства, рост инвестиционной привлекательности национальной экономики, возрождение исконно российских идеалов, духовности, достойного отношения к исторической памяти, укрепление общественного согласия, сформирование предпосылок для надежного предотвращения внутренних и внешних угроз национальной безопасности, динамичного развития и превращения Российской Федерации в одну из лидирующих держав по уровню технического прогресса, качеству жизни населения, влиянию на мировые процессы.
Основными направлениями обеспечения национальной безопасности Российской Федерации заявлены стратегические национальные приоритеты, которыми определяются задачи важнейших социальных, политических и экономических преобразований для создания безопасных условий реализации конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, осуществления устойчивого развития страны, сохранения территориальной целостности и суверенитета государства.
Введены в теорию национальной безопасности или уточнены следующие категории «национальная безопасность», «национальные интересы Российской Федерации», «угроза национальной безопасности», «система обеспечения национальной безопасности», «силы обеспечения национальной безопасности», «средства обеспечения национальной безопасности», а также «стратегические национальные приоритеты», - важнейшие направления обеспечения национальной безопасности, по которым реализуются конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, осуществляются устойчивое социально-экономическое развитие и охрана суверенитета страны, ее независимости и территориальной целостности.
В разделе II. Современный мир и Россия: состояние и тенденции развития отмечено, что развитие мира идет по пути глобализации всех сфер международной жизни, которая отличается высоким динамизмом и взаимозависимостью событий.
В качестве положительных факторов для обеспечения национальной безопасности России выделены следующие моменты:
переход от блокового противостояния к принципам многовекторной дипломатии, а также ресурсный потенциал России и прагматичная политика его использования;
наличие у России достаточного потенциала для того, чтобы рассчитывать на создание в среднесрочной перспективе условий для ее закрепления в числе государств - лидеров в мировой экономике.
Особый интерес представляет выделение в качестве угроз национальной безопасности Российской Федерации следующих международных процессов и явлений:
обострение противоречий между государствами, связанные с неравномерностью развития в результате глобализационных процессов, углублением разрыва между уровнями благосостояния стран, выделением в качестве предмета глобальной конкуренции ценностей и моделей развития;
появление новой геополитической ситуации и формирование тенденции к поиску решения имеющихся проблем и урегулированию кризисных ситуаций на региональной основе без участия нерегиональных сил;
несостоятельность существующей глобальной и региональной архитектуры, ориентированной, особенно в Евро-Атлантическом регионе, только на Организацию Североатлантического договора, а также несовершенство правовых инструментов и механизмов;
вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречия между основными участниками мировой политики, угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий;
усиление глобального информационного противоборства;
развитие националистических настроений, ксенофобии, сепаратизма и насильственного экстремизма, в том числе под лозунгами религиозного радикализма;
мировая демографическая ситуация, проблемы окружающей природной среды;
неконтролируемая и незаконная миграция, наркоторговля и торговля людьми, транснациональная организованная преступность;
высокая вероятность распространения эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами, дефицит пресной воды;
борьба государств за обладание источниками энергоресурсов (Ближний Восток, шельф Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии);
нестабильная ситуация в Ираке и Афганистане, конфликты на Ближнем и Среднем Востоке, в ряде стран Южной Азии и Африки, на Корейском полуострове;
не контролируемое государствами распространение обычных вооружений, увеличение числа государств - обладателей ядерного оружия; размещение в Европе элементов глобальной системы противоракетной обороны Соединенных Штатов Америки;
последствия мировых финансово-экономических кризисов.
В качестве ответов на основные угрозы национальной безопасности России определены пути их парирования:
Россия будет проводить рациональную и прагматичную внешнюю политику, исключающую затратную конфронтацию, в том числе и новую гонку вооружений;
рассмотрение Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности Организации Объединенных Наций как центрального элемента стабильной системы международных отношений;
наращивание взаимодействия в следующих форматах: «Группа восьми» (сегодня потерял актуальность), «Группа двадцати», РИК (Россия, Индия и Китай), БРИК (Бразилия, Россия, Индия и Китай) (сегодня БРИКС, добавилась ЮАР, плюс идет работа по расширению организации) и др.;
развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками Содружества Независимых Государств, а также в рамках Организации Договора о коллективной безопасности, Евразийского экономического сообщества и Шанхайской организации сотрудничества;
всемерное укрепление механизмов взаимодействия с Европейским союзом;
определяющим фактором в отношениях с Организацией Североатлантического договора останется неприемлемость для России планов продвижения военной инфраструктуры альянса к ее границам и попытки придания ему глобальных функций, идущих вразрез с нормами международного права;
выстраивание равноправного и полноценного стратегического партнерства с Соединенными Штатами Америки на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом;
обеспечение в России социальной стабильности, этнического и конфессионального согласия, повышение мобилизационного потенциала и роста национальной экономики, поднятие качества работы органов государственной власти и формирование действенных механизмов их взаимодействия с гражданским обществом.
В разделе III. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты определены национальные интересы Российской Федерации на долгосрочную перспективу, которые заключаются: в развитии демократии и гражданского общества, повышении конкурентоспособности национальной экономики; в обеспечении незыблемости конституционного строя, территориальной целостности и суверенитета Российской Федерации; в превращении Российской Федерации в мировую державу, деятельность которой направлена на поддержание стратегической стабильности и взаимовыгодных партнерских отношений в условиях многополярного мира.
Впервые введен термин «стратегические национальные приоритеты», в качестве которых заявлены национальная оборона, государственная и общественная безопасность. Также сформулированы общие приоритеты устойчивого развития:
повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;
экономический рост, который достигается, прежде всего, путем развития национальной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;
наука, технологии, образование, здравоохранение и культура, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;
экология живых систем и рациональное природопользование, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство, которые укрепляются на основе активного участия России в развитии многополярной модели мироустройства.
В разделе IV. Обеспечение национальной безопасности определено, что основное содержание обеспечения национальной безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации. При этом отмечено, что состояние национальной безопасности Российской Федерации напрямую зависит от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности.
В разделе определены следующие ключевые сферы обеспечения национальной безопасности:
национальная оборона. Стратегические цели совершенствования национальной обороны состоят в предотвращении глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в осуществлении стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны;
государственная и общественная безопасность. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе;
повышение качества жизни российских граждан. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, стабилизация его численности в среднесрочной перспективе, а в долгосрочной перспективе — коренное улучшение демографической ситуации;
экономический рост. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются вхождение России в среднесрочной перспективе в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта, а также достижение необходимого уровня национальной безопасности в экономической и технологической сферах;
наука, технологии и образование. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере науки, технологий и образования являются: развитие государственных научных и научно-технологических организаций, способных обеспечить конкурентные преимущества национальной экономики и потребности национальной обороны за счет эффективной координации научных исследований и развития национальной инновационной системы; повышение социальной мобильности, уровня общего и профессионального образования населения, профессиональных качеств кадров высшей квалификации за счет доступности конкурентоспособного образования;
здравоохранение. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и здоровья нации являются: увеличение продолжительности жизни, снижение инвалидности и смертности; совершенствование профилактики и оказания своевременной квалифицированной первичной медико-санитарной и высокотехнологичной медицинской помощи; совершенствование стандартов медицинской помощи, а также контроля качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;
культура. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере культуры являются: расширение доступа широких слоев населения к лучшим образцам отечественной и зарубежной культуры и искусства путем создания современных территориально распределенных информационных фондов; создание условий для стимулирования населения к творческой самореализации путем совершенствования системы культурно-просветительской работы, организации досуга и массового внешкольного художественного образования; содействие развитию культурного потенциала регионов Российской Федерации и поддержка региональных инициатив в сфере культуры;
экология живых систем и рациональное природопользование. Стратегическими целями обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования являются: сохранение окружающей природной среды и обеспечение ее защиты; ликвидация экологических последствий хозяйственной деятельности в условиях возрастающей экономической активности и глобальных изменений климата.
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство. Достижению приоритетов устойчивого развития Российской Федерации способствует активная внешняя политика, усилия которой сосредоточены на поиске согласия и совпадающих интересов с другими государствами на основе системы двусторонних и многосторонних взаимовыгодных партнерских отношений.
Кроме определения целей по каждому из обозначенных направлений, в разделе раскрываются элементы; содержание; угрозы безопасности, применительно к каждому элементу; пути, формы, методы и средства достижения указанных целей и парирования обозначенных угроз на текущую, среднесрочную и долгосрочную перспективу.
В разделе V. Организационные, нормативные правовые и информационные основы реализации настоящей Стратегии определено, что государственная политика Российской Федерации в области национальной безопасности обеспечивается согласованными действиями всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет реализации комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера. При этом отмечено, что реализация Стратегии обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов органов государственной власти, институтов гражданского общества, направленных на отстаивание национальных интересов Российской Федерации путем комплексного использования политических, организационных, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер, разработанных в рамках стратегического планирования в Российской Федерации.
С целью повышения эффективности реализации Стратегии сформулированы пути ее корректировки и организационной поддержки, а также система документов стратегического планирования, которая включает в себя концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, программы социально-экономического развития Российской Федерации на краткосрочную перспективу, стратегии (программы) развития отдельных секторов экономики, стратегии (концепции) развития федеральных округов, стратегии и комплексные программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, межгосударственные программы, в выполнении которых принимает участие Российская Федерация, федеральные (ведомственные) целевые программы, государственный оборонный заказ, концепции, доктрины и основы (основные направления) государственной политики в сферах обеспечения национальной безопасности и по отдельным направлениям внутренней и внешней политики государства.
Контроль за ходом реализации Стратегии возложен на Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.
В разделе VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности впервые дан их перечень, который включает:
уровень безработицы (доля от экономически активного населения);
децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения);
уровень роста потребительских цен;
уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта;
уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники;
уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами.
Кроме того, отмечено, что этот Перечень может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.
Выводы по главе:
1. Сегодня система правового обеспечения национальной безопасности включает в себя как международные, общенациональные нормативные правовые документы, так и нормативные акты по сферам (видам) национальной безопасности. Их анализ показывает, что, несмотря на серьезные сдвиги в законодательном процессе пакет нормативных документов еще далек от совершенства. Пока не удалось выстроить законодательное обеспечение безопасности государства в целостную систему. Взаимодействие президентских и правительственных структур, силовых министерств и служб, профильных комитетов палат Федерального Собрания в решении этой проблемы еще недостаточно. Разработка нормативных правовых основ, регламентирующих деятельность министерств и служб, вовлеченных в процесс обеспечения национальной безопасности России, включая силовые структуры, носит в значительной мере ведомственный характер. В результате этого количество нормативных правовых документов частного характера увеличилось, а общие проблемы обеспечения безопасности Российской Федерации не получили необходимого нормативно-правового разрешения.
2. Одним из важных аспектов в построении системы правового обеспечения национальной безопасности является то, что государство должно строить свою национальную безопасность, исходя не только из национальных интересов, но и учитывать при этом нормы международного права.
3. Принятый в 1992 г. Закон РФ «О безопасности»: закрепил основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определил систему безопасности Российской Федерации и ее функции, установил основы обеспечения личности, общества и государства, определил систему безопасности Российской Федерации и ее функции, установил порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за законностью их деятельности.
4. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года призвана стать мобилизующим фактором развития национальной экономики, улучшения качества жизни населения, обеспечения политической стабильности в обществе, укрепления национальной обороны, государственной и общественной безопасности, повышения конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.
5. Российская Федерация намерена решительно и твердо обеспечивать свою национальную безопасность. Созданная система правового обеспечения национальной безопасности и ее своевременная модернизация, складывающаяся структура органов государственной власти Российской Федерации, широкое участие политических партий и общественных объединений в реализации целей и задач национальной безопасности Российской Федерации - залог динамичного развития России в XXI веке.
Контрольные вопросы и задания.
1. Раскройте и обоснуйте этапы создания системы правового обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
2. Дайте характеристику основным положениям Закона РФ 1992 г. «О безопасности».
3. Дайте характеристику основным положениям Федерального Закона 2010 г. «О безопасности».
4. Обоснуйте, причины серьезной корректировки Концепции национальной безопасности Российской Федерации 1997 г.
5. Дайте характеристику основным положениям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года.