Конституция Российской Федерации (1993)
Конституция Российской Федерации – основной закон Российской Федерации, обладающий высшей юридической силой и верховенством на всей территории Российской Федерации. Нормативные правовые акты и официальные документы концептуального и стратегического характера в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации не могут ей противоречить.
В главе 1 «Основы конституционного строя» закрепляются суверенитет Российской Федерации, носителем которого признается многонациональный народ Российской Федерации, принцип распространения суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию (ч. 1 ст. 3, ч. 1 ст. 4); принципы целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, государственной целостности (ч. 3 ст. 4, ч. 3 ст. 5); запрет создания и деятельности общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 4 ст. 15).
В главе 2 «Права и свободы человека и гражданина» определяются: конституционные принципы правового статуса личности в Российской Федерации (ст. 17-19, 60-63); конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина, (ст. 20 – 44, 57 – 59); правовые гарантии обеспечения и защиты прав и свобод (ст. 45 – 55). Ст. 37 ч. 3 особо отмечает, что каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Среди обязанностей гражданина закреплены защита Отечества и несение военной службы, которая может быть заменена альтернативной гражданской службой (ст. 59). В ч. 3 ст. 55 устанавливается допустимость ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а в ст. 56 – ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения.
В главе 3 «Федеративное устройство» определяется состав территории Российской Федерации, провозглашаются суверенные права и юрисдикция Российской Федерации на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 67); осуществляется разграничение полномочий в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (ст. 71 – 73).
К ведению Российской Федерации отнесены: защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира; оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования; определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации; судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности.
К предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации отнесены: обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам; защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; защита семьи, материнства, отцовства и детства; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий; административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды; кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат; защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей; координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.
Кроме того, в главе 3 закрепляется возможность ограничения перемещения товаров и услуг, которые могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74), а также возлагается на Центральный банк Российской Федерации функция защиты и обеспечения устойчивости рубля (ч. 2 ст. 75). Устанавливается и правовая основа участия Российской Федерации в системах международной и коллективной безопасности: «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации» (ст. 79).
В главе 4 «Президент Российской Федерации» закрепляется роль и полномочия Президента Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности. Президент Российской Федерации провозглашается гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина; в установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ч. 2 ст. 80).
Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях (ч. 3 и 4 ст. 80).
Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации и обладает комплексом полномочий, вытекающих из данного статуса: введения в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; утверждает военную доктрину Российской Федерации; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.
К другим полномочиям Президента Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности Конституция относится: формирование и руководство Советом Безопасности Российской Федерации; представление Совету Федерации кандидатур для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также кандидатуры Генерального прокурора Российской Федерации; внесение в Совет Федерации предложения об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначение судей других федеральных судов; введение на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе; руководство внешней политикой Российской Федерации; ведение переговоров и подписание международных договоров Российской Федерации; обращение к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства (ст. 83-89).
Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения по вопросам обеспечения национальной безопасности (ч. 1 ст. 90), а также обладает правом законодательной инициативы в данной сфере (п. «г» ст. 84).
В главе 5 «Федеральное Собрание» устанавливается компетенция палат парламента Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности. К компетенции Совета Федерации отнесены: утверждение указов Президента Российской Федерации о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации; отрешение Президента Российской Федерации от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. К ведению Государственной Думы отнесены: дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации; назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека; объявление амнистии; выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности. Кроме того, обе палаты осуществляют принятие федеральных конституционных и федеральных законов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, а также проводят ратификацию и денонсацию международных договоров Российской Федерации.
В главе 6 «Правительство Российской Федерации» определяются полномочия высшего органа исполнительной власти Российской Федерации в сфере обеспечения национальной безопасности: осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации; осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительство также разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, включая статьи по направлениям обеспечения национальной безопасности, и принимает постановления и распоряжения в сфере обеспечения национальной безопасности.
В главе 7 «Судебная власть» закрепляются правовые основы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации, органы которой (суды) реализуют свои полномочия в сфере обеспечения национальной безопасности посредством осуществления правосудия. Особое место здесь отводится Конституционному Суду Российской Федерации, который осуществляет функции конституционного контроля, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти и дает официальное толкование Конституции Российской Федерации (ст. 125). Кроме того, в главе закрепляются правовые основы организации прокуратуры Российской Федерации, которая не входит не одну из ветвей власти и осуществляет функцию прокурорского надзора (ст. 129).