Системное строение общества
Существуют разные определения термина "общество". С одной стороны, это некая общность людей, сплоченных по интересам или происхождению. С другой стороны, общество – историческая ступень в развитии человечества. Возможна также такая трактовка – общество есть человечество, в общем и целом.
Однако в широком смысле слова принято считать, что общество– составляющая материального мира, отделившаяся от природы, но тесно с ней связанная; состоящая из способов взаимодействия люде, форм их объединения и элементов общества. В этом понимании природа представляет собой весь материальный мир, кроме общества.
Структура общества, содержит следующие элементы:
· отдельные индивиды, группы людей, общности
· социальные институты (см. тему Основные институты общества)
К подсистемам/сферам общества относятся:
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ | ПОЛИТИЧЕСКАЯ |
СОЦИАЛЬНАЯ | ДУХОВНАЯ |
Где:
1. Экономическая сфераотвечает за удовлетворение материальных потребностей человек и включает в себя любую экономическую деятельность.
2. Политическая сфера удовлетворяет потребности человека в упорядоченности управления и безопасности, то есть политическая подсистема общества, в первую очередь, регулирует все, что касается государственной власти.
3. Социальная сфера удовлетворяет потребности человека в любом социальном взаимодействии.
4. Духовная сфера подразумевает удовлетворение потребностей человека в самовыражении в виде творчества, в приобретении новых знаний.
К особенностям системного строения общества относят динамичность (безостановочное развитие общества); самостоятельностьв создании и воспроизведении условий существования; сложную организацию(многообразие элементов и подсистем как составляющих);нелинейность, альтернативность, непредсказуемость изменчивости.
Основные институты общества
Социальный институт - это закрепленная исторически форма организации различной деятельности людей, выполняющая реализацию конкретных функций общества. Социальный институт может быть как неким органом или группой людей, так и комплексом норм и установок.
Ключевые социальные институты относительно сфер общества:
Сфера | Социальные институты |
Экономическая | · деньги · экономическая деятельность · собственность · банк |
Политическая | · власть · суд · армия · президенство |
Социальная | · материнство · брак · семья · усыновление |
Духовная | · образование · культура · СМИ · университет |
Особенности и черты социальных институтов:
1. Все социальные институты иерархичны, организованны и структурированы.
2. Любой социальный институт содержит в себе некие стандарты поведения в его рамках. Например, в семье дочь должна помогать матери по хозяйству, а отец – обеспечивать семью материально.
3. Существование физических объектов, характерных обозначение или символов, сооружений
4. Консервативное развитие – внутреннее воздействие на устройство социального института приравнивается к минимуму. Например, система образования не может меняться из-за желания учеников, только с инициативы специальных органов.
5. Любые общественные изменения проходят, основываясь на преобразования в социальных институтах.
Важнейшие функции социальных институтов базируются на организации деятельности людей и регулировании общественных отношений. Сюда же можно отнести коммуникативную функцию (сообщение людей между собой) и функцию социализации.
Помимо прочего, выделяют типологию функций социальных институтов. Так, они функции бывают:
· Явные. Школа существует ради того, чтобы учить детей.
· Скрытые(другое название - латентные). Школа также обеспечивает социализацию детей.
Стоит отметить, что в случае, когда какой-либо социальный институт выполняет скрытых функций больше, чем явных, такие функции становятся теневыми и относятся к криминалу.
Понятие культуры
Как правило, выделяют следующие разновидности трактовки понятия культуры:
1. культура как процесс создания новых творческих ценностей и система их дальнейшего распределения - в узком смысле
2. культура – внутреннее состояние отдельного человека или некого общества в целом, которое определяется его воспитанием, материальным состоянием, духовой составляющей и т.п.
3. культура как совокупность когда-либо созданных результатов человеческой деятельности, как реализованной физически, так и умственно.
Чаще всего используют последнее определение, так как оно раскрывает понятие «культура» в наиболее широком смысле и отражает технологический подход. Существуют также технологический (вторая трактовка) и деятельный (первая трактовка) подходы.
Культура есть в некой степени результат деятельности, поэтому культура, как и деятельность,состоит из следующих типов:
· Материальная. Опирается на экономическую деятельность.
· Духовная. Продукт творческой деятельности.
Однако деление культуры на материальную и духовную относительно, поскольку практически любая духовная культура не может существовать без материального носителя.Например, литература (духовная культура) – книга (материальная).
Основные функции культуры:
1. Познавательная- создает представление человека о мире.
2. Регулятивная- определяет рамки дозволенного поведения, что прилично, а что нет.
3. Коммуникативная- объединяет людей в общности или группы.
4. Гедонистическая- удовлетворяет потребности человека в прекрасном.
5. Гуманистическая- развивает личностные качества человека, его способностей.
6. Информативная– передает накопленные знания и достижения следующим поколениям.
Важным составляющим культуры являются ее формы, определяемые авторством, характером и той аудиторией, на которую форма культуры направлена. Выделяют три формы культуры:
Народная культура | Элитарная культура | Массовая культура |
Создается анонимными любителями без профессионального уровня умений | Создается мастерами | Создается профи, однако изначально по заданным стандартам |
Для широкой аудитории | Для узкого круга лиц | Массовая аудитория (максимально широкая) |
Никак не связана с коммерцией | Создается не ради коммерческой выгоды, но по стечению времени может носить коммерческий характер | Сразу создается для продажи |
Уровень восприятия различный, но чаще всего не отличается сложностью | Крайняя степень сложности уровня восприятия, требует специальных знаний, дополнительной подготовки | Низкий уровень восприятия, такой, чтобы понятно было любому человеку |
Примеры: сказки, былины, танцы, песни, частушки | Классическая музыка; произведения живописи Ван Гога; арт-хаус – в кинематографе. | Эстрада, сериалы, комиксы, Голливуд |
Влияние массовой культуры на современное общества не однозначно.С одной стороны, естьположительные моменты:
· Выполняет познавательную функцию, преподнося представление о мире наиболее просто и понятно
· Отвечает запросам многих в силу своей доступности
· Обеспечивает расслабление потребителей, так как не требует умственного напряжения
Но есть и негативные стороны влияния массовой культуры:
· Понижает уровень общего духовного развития общества
· Не вызывает в человеке побуждения к духовной деятельности, исключительно пассивное потребление
· Зачастую насаждает заведомо ошибочные понятия (миф о Золушке, к примеру)
· Подменяет реальные потребности человека на искусственные (реклама)
· Во многом стирает уникальность культуры, подводит все «к общему знаменателю»
В пределах темы «Культура» следует также рассмотреть следующие понятия:
Субкультура– отделившаяся часть общей культуры, присущая конкретной группе людей, отличающаяся особой системой ценностей и проч. Примеры: хип-хоп субкультура, готы, эмо.
Контркультура– оппозиционный относительно господствующей культуры вид субкультуры. Пример: хиппи, панки.