Понятие и принципы местного управления и самоуправления
В последние годы во многих странах мира набирает силу местное самоуправление, которое становится реальным фактором общественного развития. Значительное распространение получили, в частности, всевозможные объединения граждан по месту жительства, обеспечивающие им прямой доступ к решению текущих проблем данной административно-территориальной единицы, проведение местных референдумов, по наиболее важным вопросам жизни населения. Важную роль в осуществлении местного самоуправления принадлежит органам местного самоуправления, это форма представительной демократии, посредством которой население реализует свою власть, закрепленную на конституционном уровне.
В своем современном виде местное управление в развитых демократических государствах сложилось в основном в результате муниципальных реформ XIX века. Его становление было связано с процессами перехода от феодализма к современному индустриальному обществу. Местное управление брало свое начало от гильдий и формируемых ими городских органов самоуправления, которые зачастую решали в то время как административные, финансовые, так и некоторые судебные вопросы. Возраставшая самостоятельность городов влекла за собой определенную независимость в управлении хозяйственными делами. Города постепенно наделялись правами юридического лица, что позволяло городским властям приобретать и распоряжаться общинным имуществом. С середины XIX века подобного рода управление на местах стало именоваться местным самоуправлением.
Понятие «самоуправление» не имеет точного и единого научного значения и разными авторами понимается неодинаково. В зарубежной научной литературе, законодательстве понятие «местное управление», как правило, используется как синоним самоуправления. В редких случаях оно применяется как обобщающее понятие и обозначает различные типы управления на местах, в том числе формируемую в централизованном порядке государственную администрацию. В этом случае администрация решает не задачи местного значения, являющиеся прерогативой выборных органов и их исполнительного аппарата, а задачи «государственного управления». В странах с развитой системой самоуправления государственная администрация на местах (на уровне области, провинции, департамента) занимается в основном надзором и контролем за местными органами власти. Местные исполнительные органы за рубежом не выделяются в обособленную систему. Они формируются представительными органами (мэр, бургомистр, президент города могут избираться населением) и действуют в пределах полномочий, предоставленных Советом (закрепленных в местных уставах), если речь идет о собственных задачах самоуправления. Некоторые задачи государственного управления им могут поручаться напрямую. Во Франции термина «самоуправления» не существует, а применяются термины «децентрализация» и «муниципальная власть».
Современное понятие «местное самоуправление» рассматривается и раскрывается в следующих аспектах:
1. как форма народовластия;
2. как право граждан (местного сообщества) на самостоятельное решение местных дел;
3. как деятельность граждан по самостоятельному решению вопросов местного значения;
4. как одна из разновидностей социального управления;
5. как одна из составляющих основ конституционного строя
Как форма народовластия, самоуправление вытекает из 3 ст. Конституции Республики Беларусь, закрепляющей положение, о том, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ, который осуществляет свою власть непосредственно, а также через представительные и иные органы в формах и пределах, определённых Конституцией.
Право граждан (местного сообщества) на самостоятельное решение местных дел на европейском уровне определено ст. 3 Европейской хартии местного самоуправления, где под «местным самоуправлением» понимается право и реальная способность органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения. Статья 37 Конституции Республики Беларусь закрепляет право граждан на участие в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства на местном уровне обеспечивается проведением местных референдумов и обсуждением вопросов местного значения.
Как деятельность граждан по самостоятельному решению вопросов местного значения, самоуправление определяется в ст. 1 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», где под местным самоуправлением понимается форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств.
Местное самоуправление осуществляется через местные Советы депутатов (далее – Советы), органы территориального общественного самоуправления, местные собрания, местные референдумы, инициативы граждан по принятию решений Советов, участие граждан в финансировании и (или) возмещении расходов бюджета на определенные ими цели и иные формы участия граждан в государственных и общественных делах.
В ст. 2 Закона Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», закреплено понятие местного управления, представляющего собой форму организации и деятельности местных исполнительных и распорядительных органов для решения вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан.
Важная роль в Республике Беларусь отводится принципам местного управления и самоуправления закрепленные ст. 3 закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь». Это следующие принципы:
законность;
социальная справедливость;
защита прав и законных интересов граждан;
сочетание общегосударственных и местных интересов, участие органов местного управления и самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан;
единство и целостность системы местного управления и самоуправления;
взаимодействие органов местного управления и самоуправления;
разграничение компетенции органов местного управления и самоуправления;
выборность органов местного самоуправления, их подотчетность гражданам;
гласность и учет общественного мнения, постоянное информирование граждан о принимаемых решениях по важнейшим вопросам местного значения;
ответственность органов местного управления и самоуправления за законность и обоснованность принимаемых решений;
обязательность исполнения на соответствующей территории решений Советов, исполнительных и распорядительных органов, принятых в пределах их компетенции;
самостоятельность и независимость органов местного самоуправления в пределах своей компетенции в решении вопросов местного значения, недопущение ограничения полномочий органов местного управления и самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими законодательными актами.
Местные Советы депутатов
В соответствии со ст. 9 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республики Беларусь» местные Советы депутатов являются представительными государственными органами, создаваемыми в установленном законодательством порядке на территории соответствующих административно-территориальных единиц, и основным звеном системы местного самоуправления. Местные Советы депутатов имеют статус юридического лица, осуществляют свои полномочия в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, и другими актами законодательства, подотчетны и ответственны в своей деятельности гражданам.
Совет избирается гражданами соответствующей административно-территориальной единицы на основе всеобщего, свободного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на четыре года в порядке, установленном Избирательным кодексом Республики Беларусь.
Полномочия Совета начинаются со дня открытия первой после выборов сессии Совета и сохраняются до открытия первой сессии Совета нового созыва, за исключением случаев, досрочного прекращение полномочий (роспуск) Совета
Полномочия Совета могут быть досрочно прекращены Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь в случае:
систематического (более двух раз) или грубого нарушения Советом требований законодательства;
если Совет не менее трех раз подряд не смог собраться на сессию из-за неявки депутатов Совета по неуважительным причинам;
если Совет в течение двух месяцев со дня созыва первой сессии Совета не образовал свои органы.
Так же полномочия Совета могут быть досрочно прекращены:
по решению самого этого Совета – в случае самороспуска;
по решению вышестоящего Совета либо Президента Республики Беларусь – в случае изменения административно-территориального устройства в установленном законодательством порядке.
Совет в своей деятельности по решению вопросов местного значения исходит из общегосударственных интересов и интересов граждан, участвует в обсуждении вопросов республиканского значения, затрагивающих интересы соответствующей территории, вносит по ним свои предложения в соответствующие государственные органы и иные организации, исполняет решения вышестоящих государственных органов.
В Республике Беларусь установлено три территориальных уровня Советов: первичный, базовый, областной.
К областному территориальному уровню относятся областные Советы депутатов и Минский городской Совет, который обладает правами как базового, так и областного.
К базовому относятся городские (городов областного подчинения) и районные Советы.
К первичному – сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения) и районные Советы.
Вышестоящие Советы осуществляют координацию деятельности нижестоящих Советов и их органов, оказывают им организационно-методическую помощь.
Организационно-техническое и иное обеспечение деятельности Совета и созданных им органов осуществляется аппаратом Совета и исполкомом за счет средств соответствующего местного бюджета. Численность аппарата Совета определяется Президентом Республики Беларусь.
В ст. 121 Конституции Республики Беларусь закреплено четыре исключительных полномочия Совета:
утверждение программ экономического и социального развития,
местных бюджетов и отчетов об их исполнении;
установление в соответствии с законом местных налогов и сборов;
определение в соответствии с законом порядка управления и распоряжения коммунальной собственностью;
назначение местных референдумов.