Регулирования стратегических вооружений

Ядерное оружие создается и применяется в виде различных ядерных боеприпасов (боевых частей ракет, торпед, бомб, артиллерийских снарядов, глубинных бомб, мин и фугасов), которые обозначаются общим термином «боезаряды» (БЗ).

В качестве носителей ядерных БЗ используются баллистические ракеты, крылатые ракеты, самолеты.

В контексте контроля над ядерными вооружениями между РФ и США такие вооружения делятся на стратегические наступательные вооружения (СНВ) с межконтинентальной дальностью носителей 5500 км (кратчайшее расстояние между европейской частью территории РФ и территорией США) и выше и нестратегические — средней, меньшей и малой дальности[1]. Ракетами в этом диапазоне дальности располагают Китай, Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея и Иран. К тому же в этих странах классификация ракет отличается от классификации, принятой в РФ и США. Баллистическими ракетами межконтинентальной дальности на подводных лодках помимо России и США располагают Великобритания и Франция. Кроме того, Франция имеет самолеты, в том числе палубные, способные нести ядерные крылатые ракеты и авиабомбы.

«Триаду» стратегических наступательных вооружений РФ и США составляют:

Ø средства наземного базирования (МБР),

Ø морского базирования (БРПЛ на ПЛАРБ (подводная лодка атомная с баллистическими ракетами) и

Ø воздушного базирования.

Головные части межконтинентальных баллистических ракет могут нести один или несколько боезарядов, а также ложные цели для преодоления противоракетной обороны. Разделяющиеся головные части (РГЧ) бывают кассетными и индивидуального наведения (РГЧ ИН). Кассетная система РГЧ включает в себя два или более боезаряда, которые не обладают свойствами индивидуального наведения на цель. Система РГЧ ИН обеспечивает индивидуальное наведение каждого боезаряда на свою цель, расстояние между которыми может составлять несколько десятков или сотен километров.

В годы «холодной войны» концептуальной основой применения стратегического ядерного оружия, а также обоснований наращивания его арсеналов или их сокращений выступала теория взаимного гарантированного уничтожения, а также теория стратегической стабильности, основанная на положениях стабильности гонки вооружений (баланса ядерных арсеналов) и кризисной стабильности (применения или неприменения ядерного оружия первым при политическом кризисе). Политическим оформлением этих концепций выступала доктрина сдерживания путем устрашения, суть которой сводилась к тому, что неизбежность ответного (ответно-встречного) ядерного удара с катастрофическими последствиями должна удержать потенциального агрессора от применения ядерного оружия.

Процессы контроля над ядерным оружием и ядерного разоружения представляют собой совокупность договоров и переговоров, систем контроля за их исполнением для ведущих ядерных держав. Они включают в себя вопросы об ограничении и запрещении ядерных испытаний, ограничении и сокращении стратегических ядерных сил, о ракетах средней и меньшей дальности, а также вопросы противоракетной обороны (ПРО).

Старт Переговорного процесса по стратегическим ядерным вооружениям был дан сразу после завершения Карибского ядерного кризиса 1962 г., когда катастрофические последствия ядерной войны между сверхдержавами стали явными.

Первая группа договоров касается ограничения и запрещения ядерных испытаний.

С 1945 г. было проведено 2049 ядерных испытаний. Из них США осуществили 1032 таких испытания, СССР — 715, Франция — 210, Китай — 47, Великобритания — 45, Индия — 6, Пакистан — 6. Иногда в процессе одного испытания взрывалось несколько ядерных зарядов.

Так, в 1963 г. в Москве представителями СССР, США и Великобритании был подписан Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой. Он носил бессрочный характер и был открыт для подписания (к нему впоследствии присоединились более 100 государств).

В 1974 г. СССРи США был заключен Договор об ограничении мощности подземных ядерных взрывов (до 150 кт).

С 1990 г. ведущие ядерные державы в одностороннем порядке провозгласили мораторий на проведение ядерных испытаний: СССР — в 1990 г., Великобритания — в 1991 г., США — в 1992 г., Франция и Китай — в 1996 г.

Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ)

был принят 50-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН (10 сентября 1996 года) и открыт для подписания 24 сентября 1996 года.

Данный договор расширяет до безусловных рамок ограниченный режим запрещения испытаний ядерного оружия, введённый Договором о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 года.

К настоящему времени Договор подписало 183 государства, в том числе 41 государство из 44, необходимых для вступления договора в силу — не подписали только «молодые» ядерные державы: Индия, Пакистан, КНДР.

Ратифицировали Договор 164 государств, в том числе 36 государств из 44, необходимых для его вступления в силу — помимо не подписавших ядерных держав его не ратифицировали другие ядерные державы: США, КНР, Израиль, а также Иран, подозревающийся в разработке ядерного оружия, и Египет.

Россией он был ратифицирован в 2000 г. Однако реализация этого договора возможна лишь после того, как его ратифицируют те государства (а их 44), которые располагают соответствующими технологиями в области ядерных вооружений.

Другая группа договоров касается ограничений и сокращений стратегических ядерных вооружений, и прежде всего США и СССР (России).

Регулирования стратегических вооружений - student2.ru

Регулирования стратегических вооружений - student2.ru

Важнейшими соглашениями периода «холодной войны» в данной области выступили Временное соглашение и договор по ограничению стратегических наступательных вооружений (OCB-1 и ОСВ-2), подписанные соответственно в 1972 и 1979 гг. Именно эти документы заложили фундамент дальнейших сокращений стратегических ядерных вооружений в 1990-е гг., уже после окончания «холодной войны».

В 1990 г. СССР и США развернули около 11 тыс. боезарядов на стратегических носителях с каждой стороны.

Договор между СССР и США о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1) был подписан 31 июля 1991 года в Москве в ходе встречи на высшем уровне президентов СССР и США Михаила Горбачева и Джорджа Буша.

Цель договора - обеспечение паритета между стратегическими ядерными силами двух сторон на уровнях, которые предусматривались примерно на 30 процентов ниже уровней изначально развернутых сил. Он предусматривал сокращение общего количества стратегических носителей (средств доставки ядерных боезарядов: межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) наземного базирования и их пусковые установки (ПУ), баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ) и их пусковые установки, тяжелые бомбардировщики (ТБ)) до 1600 ед., а количество боезарядов на них не должно было превышать 6000 ед. При этом совокупное количество боезарядов на МБР и БРПЛ у каждой из сторон не должно было превышать 4900 ед., развернутых на мобильных МБР — 1100 ед. и на тяжелых МБР — 1540 ед.

Договор СНВ-1 вступил в силу только 5 декабря 1994 г. после урегулирования проблем наличия ядерного оружия на территориях Украины, Белоруссии и Казахстана после распада СССР. В 1995 г. Казахстан, а в 1996 г. Украина и Белоруссия передали России для демонтажа все имевшиеся у них ядерные боезаряды. Срок действия Договора СНВ-1 истёк 5 декабря 2009 года

6 декабря 2001 г. Россия и США заявили, что выполнили обязательства по Договору СНВ-1. По данным военных экспертов: у России было 1136 носителей и 5518 боезарядов, у США — 1237 стратегических носителей с размещенными на них 5948 ядерными боезарядами. Это стало крупным достижением в области контроля над вооружениями с учетом того, что сокращения, а не ограничения (что предусматривалось договорами ОСВ-1 и ОСВ-2) стратегических наступательных вооружений проводились впервые. Выполнение этой задачи потребовало крупных финансовых затрат, серьезных дипломатических усилий, особенно при решении проблемы «советского ядерного наследства», претворения в жизнь сложной и масштабной системы проверки на местах.

Почти сразу же после заключения Договора СНВ-1 начались российско-американские переговоры о более радикальных сокращениях стратегических наступательных вооружений. 3 января 1993 г. в Москве Джорджем Бушем и Борисом Ельциным был подписан Договор между РФ и США о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). Он предусматривал сокращение боезарядов на стратегических носителях до уровня 3000—3500 ед. Он запрещал все баллистические ракеты наземного базирования с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (МБР с РГЧ ИН). Их разрешалось оснащать лишь БРПЛ. Полному уничтожению подлежали российские тяжелые МБР. Хотя договор был ратифицирован парламентами обоих государств, он так и не вступил в силу. В ответ на выход 14 июня 2002 года США из договора по ПРО от 1972 года Россия вышла из СНВ II. Забуксовали и переговоры по будущему Договору СНВ-3.

Регулирования стратегических вооружений - student2.ru

В ноябре 2001 г. в ходе российско-американского саммита в Вашингтоне президент Дж. Буш-младший объявил, что США в течение следующего десятилетия в одностороннем порядке сократят количество их оперативно развернутых стратегических ядерных боезарядов до уровня 1700-2200 ед. Президент В.В. Путин тогда же заявил, что РФ готова произвести сокращение до 1500 боезарядов.

А 24 мая 2002 г. в Москве был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Он содержит обязательства РФ и США сократить количество оперативно развернутых стратегических ядерных боезарядов таким образом, чтобы их суммарная величина для каждой из сторон не превышала 1700—2200 ед. к 31 декабря 2012 г. От предыдущих договоренностей такого рода Договор СНП отличается тем, что не обязывает стороны проводить сокращения одинаковым образом. В нем содержится положение о том, что каждая из сторон сама определяет состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, исходя только из установленного суммарною предела для количества оперативно развернутых боезарядов.

Следует указать и на договоры в области ракет средней и меньшей дальности, а также о сокращении тактического ядерного оружия.

В 1987 г. между СССР и США после длительных переговоров был подписан Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Он направлен на ограничение количества ракет средней и меньшей дальности, а также пусковых установок таких ракет, которые каждая из сторон может разместить в Европе.

С начала 1990-х гг. РФ и США существенно сокращают нестратегические ядерные боезаряды. Так, в мае 2004 г. РФ объявила, что ликвидировано более 50% ядерных боезарядов для тактических ракет морского базирования и авиации ВМФ, зенитных ракет и ядерных авиационных бомб от их общего количества. При этом все оставшиеся такого рода ядерные боезаряды сосредоточены в хранилищах, т. е. они не развернуты в войсках и на флоте. Однако следует учитывать, что этот процесс осуществляется не в договорном порядке между РФ и США, а по принципу «взаимного примера».

Противоракетная оборона представляет собой комплекс вооружений и мероприятий, призванных обнаруживать, перехватывать и уничтожать баллистические ракеты и их головные части. По задачам системы ПРО подразделяются на стратегические, призванные вести борьбу с баллистическими ракетами межконтинентальной и средней дальности (стратегическая ПРО), и театра военных действий (ПРО ТВД), призванные вести борьбу с баллистическими оперативно-тактическими ракетами меньшей и малой дальности.

В конце 1960-х гг. СССР стал пионером в развертывании ПРО вокруг Москвы (система А-35), что крайне обеспокоило США. На встрече в верхах в Гласборо в 1967 г. американская сторона предложила заключить соглашение о запрещении или ограничении систем ПРО, но получила отказ. Тогда США в начале 1970-х гг. предприняли ответные меры: создание собственной системы ПРО («Сентинел-Сейфгард») и развертывание МБР и БРПЛ с РГЧ ИН. Тем не менее обе стороны пришли к выводу, что полномасштабная стратегическая ПРО может существенно нарушать стратегическую стабильность и относительную предсказуемость ядерного сдерживания, базирующегося на постулатах взаимною гарантированного уничтожения.

Именно эти опасения и были побудительными мотивами принципиального обоюдного решения об ограничении возможностей создававшихся систем ПРО. 26 мая 1972 г. в Москве был подписан Договор между СССР иСША об ограничении систем противоракетной обороны (Договор по ПРО).

Обе стороны обязались не развертывать системы защиты территории страны и согласились ограничить свои ПРО двумя районами размещения для каждой. Протоколом к Договору по ПРО 1974 г. разрешенное количество районов ПРО было сокращено до одного района для каждой стороны. СССР заявил о развертывании своей системы ПРО вокруг Москвы, а США — в районе одной из своих баз МБР (в Северной Дакоте).

В начале 1980-х гг. была предпринята первая попытка кардинально изменить ситуацию с ПРО в связи с программой «звездных войн» (так называемая «Стратегическая оборонная инициатива», СОИ) президента США Р. Рейгана. После долгих дебатов конгресс Соединенных Штатов не позволил «широко трактовать» Договор по ПРО, и программа СОИ не перешла в стадию широкомасштабных испытаний.

Другое осложнение между сторонами произошло в середине 1990-х гг. вокруг американской программы ПРО ТВД, урегулированное соглашением 1997 г. о разграничении стратегической ПРО и ПРО ТВД.

23 июля 1999 года президент США Билл Клинтон подписал одобренный ранее Конгрессом законопроект о создании Национальной ПРО. Закон уполномочивал министерство обороны США развернуть части системы ПРО для защиты всей территории страны от баллистических ракет вероятного противника тогда, когда это будет «технически возможно». Необходимость разработки НПРО, по мнению президента Клинтона, была связана с «усиливающейся угрозой возможного создания и размещения странами-изгоями ракет большой дальности, способных нести оружие массового поражения, против США и их союзников».

2 октября 1999 года США провели первое испытание прототипа НПРО, в ходе которого над водами Тихого океана была сбита баллистическая ракета «Минитмен» с учебной боеголовкой.

Интерес к созданию ПРО на основе ранее проводившихся разработок в рамках программы Стратегической оборонной инициативы (известна также как «Звёздные войны»), объявленной Рональдом Рейганом, усилился с приходом к власти президента Джорджа Буша-младшего в 2000 году.

В 2001 году Джордж Буш-младший объявил, что система ПРО будет защищать территорию не только США, но и их союзников и дружественных им стран, не исключив размещения на их территориях частей системы. Среди первых в этом списке оказалась Великобритания как ближайший союзник США. Ряд стран Восточной Европы, в первую очередь Польша, тоже официально выразили желание разместить на своей территории части системы ПРО, включая и противоракеты.

В июне 2002 года США официально вышли из Договора 1972 года об ограничении систем противоракетной обороны

Новая американская программа предполагает строительство эшелонированной системы обороны для защиты не только территории США, но также американских сил за рубежом и союзников. Эта система ПРО создается открытой, позволяющей включать в ее состав новые компоненты. Так, к 2011—2013 гг. США развернули в Чехии PЛC ПРО для сопровождения баллистических ракет и наведения перехватчиков, а в Польше построили базу в составе 10 ракет-перехватчиков — создать так называемый «третий позиционный район».

Вероятность размещения баз ПРО на территории возможных новых членов НАТО на постсоветском пространстве усугубляет негативное отношение России к данному проекту. Тем не менее, ведутся соответствующие переговоры. Летом 2007 г. российской стороной предложено вместо реализации американского плана использовать PJIC раннего предупреждения в Азербайджане (Габала) и его подключение к Центру по обмену данными о ракетных пусках (ЦОД) в Москве. Рассматриваются и различные военной технические меры противодействия, в частности выход России из Договора РСМД 1987 г.

Ситуация с ПРО показывает, что политика одностороннего выхода хотя бы из одного из основополагающих договоров в области ядерного разоружения имеет далеко идущие негативные последствия. Следует отметить, что 4 декабря 2009 г. заканчивается срок действия СНВ-1. При этом в России и США одинаково воспринимают значимость продления этого договора как мощной системы транспарентности и выработки единых подходов к регулированию стратегических вооружений. Стороны рассматривают разные варианты его пролонгации. Один вариант — продлить срок действия СНВ-1 на пять лет, отменив некоторые обременительные статьи. Большую озабоченность вызывает и тот факт, что стратегические ядерные силы могут быть в значительной степени обесценены космическими средствами противодействия. Поэтому необходима активизация усилий и на другом направлении, связанном с Договором СНВ-1 и проблемой ПРО, — по противодействию вывода оружия в космос:

Наши рекомендации