Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997, 2000)
Концепция национальной безопасности Российской Федерации (1997) представляет собой «… политический документ, отражающий совокупность официально принятых взглядов на цели и государственную стратегию в области обеспечения безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз …с учетом имеющихся ресурсов и возможностей». Концепция содержала основные принципы и направления развития государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, ее цели и задачи и являлась основой для разработки конкретных программ и официальных организационных документов в области обеспечения национальной безопасности в целом и по ее видам.
В первой части Концепции была дана оценка положения России в мировом сообществе. В ходе оценки был сделан акцент на таких характерных тенденциях современности, как формирование многополярного мира и интеграционные объединения государств с целью совершенствования «… механизмов многостороннего управления международными политическими, экономическими, финансовыми и информационными процессами…». Была подчеркнута особая роль информационных факторов в международных отношениях в условиях обострения межгосударственной конкуренции. Вместе с тем отмечалось, что указанные процессы проходят на фоне сохранения кризисных явлений в российской экономике, сокращения производства, нарастания научно-технического отставания России от развитых стран, усиления ее зависимости от импорта оборудования и технологий, оттока квалифицированных кадров из сферы научного производства.
Интересен такой момент, что в Концепции был сделан вывод об уменьшении опасности прямой, крупномасштабной агрессии против России, что, как отмечает профессор В.И. Карпов, частично противоречит содержанию самой Концепции. Действительно, на фоне проблем перенаселенности, топливно-энергетического кризиса, других глобальных проблем Россия с ее обширной территорией, запасами полезных ископаемых, выгодным геополитическим положением представляет стратегический интерес для многих мировых государств. Так, например, США в своих доктринах генерируют для России системную и долговременную угрозу, обусловленную стремлением США управлять процессами глобализации исключительно в интересах собственного сохранения и развития. Это приведет к неизбежным столкновениям глобальных интересов США и России, формы и интенсивность которых будут различными: от косвенных и неявных до открытой конфронтации.
Вторая часть Концепции посвящена рассмотрению национальных интересов Российской Федерации. Здесь дается официальное определение системы национальных интересов как совокупности «… основных интересов личности, общества и государства…». Определяются национальные интересы России в различных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства: экономической, политической, оборонной, информационной, духовной, культурной, международной. Национальные интересы в экономической сфере названы ключевыми. Отмечается, что «Национальные интересы в области духовной жизни, культуры и науки во многом определяют ход реформ и их результат. Духовное возрождение общества, его нравственные ценности непосредственно влияют на уровень развития экономики и всех сфер жизни». Именно поэтому «Чрезвычайно важным является утверждение в обществе идеалов высокой нравственности и гуманизма …». В заключении второй части Концепции говорится, что «Национальные интересы России носят долгосрочный характер и определяют основные цели на ее историческом пути, формируют стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства …».
Третья часть Концепции посвящена рассмотрению угроз национальной безопасности РФ, среди которых можно выделить:
«…попытки других государств противодействовать укреплению России как одного из влиятельных центров формирующегося многополярного мира…», что находит свое выражение в «… действиях, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации, …, а также в территориальных притязаниях …»;
« … низкий уровень крупномасштабных инвестиций в российскую экономику. Без крупных капиталовложений в стратегические сферы экономики экономическое возрождение России невозможно»;
«угроза физическому здоровью нации. Ее истоки лежат практически во всех сферах жизни и деятельности государства и наиболее явно проявляются в кризисном состоянии систем здравоохранения и социальной защиты населения, стремительном возрастании потребления алкоголя и наркотических веществ. Последствиями этого глубокого системного кризиса являются резкое сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни, ухудшение здоровья людей, деформация демографического и социального состава общества, подрыв трудовых ресурсов как основы развития производства, ослабление фундаментальной ячейки общества – семьи»;
создание крупными державами (их коалициями) мощных группировок вооруженных сил в прилегающих к территории России регионах, что «Даже при отсутствии агрессивных намерений … (представляет) собой потенциальную военную опасность»;
«Расширение НАТО на Восток и превращение его в доминирующую военно-политическую силу в Европе», что создает угрозу раскола континента, крайне опасную в условиях сохранения в Европе мобильных ударных группировок войск, ядерного оружия и недостаточной эффективности многосторонних механизмов поддержания мира;
технологический отрыв ряда ведущих мировых держав от России и наращивание их возможностей для создания вооружений и военной техники новых поколений, что может привести к качественно новому этапу развертывания гонки вооружений;
плохо контролируемое распространение и возможное использование оружия массового поражения;
широкий спектр угроз, связанных с международным терроризмом.
На этом фоне, подчеркиваются сложное экономическое, политическое, социальное положение в России, а также проблемы в научно-технической и оборонной сферах.
Четвертая часть Концепции посвящена непосредственно вопросам обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Здесь определяются основные направления деятельности общества и государства по обеспечению национальной безопасности России, среди которых: объективный и всесторонний анализ и прогнозирование угроз национальной безопасности Российской Федерации во всех сферах их проявления; определение критериев национальной безопасности, выработка комплекса мер и механизмов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в важнейших сферах жизнедеятельности личности, общества и государства.
Важнейшим условием успешной деятельности по противодействию угрозам национальной безопасности Концепция определяет своевременное обнаружение угроз и выявление их источников. Это достигается непрерывным отслеживанием, при координирующей роли Службы внешней разведки Российской Федерации, политических, военных, экономических, информационных, технологических, социальных и иных деструктивных внешних факторов, влияющих на национальную безопасность России.
Решение задач по обеспечению безопасности личности, общества и государства возложено Концепцией на систему обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, основу которой составляют «… органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства». Создание и развитие системы обеспечения национальной безопасности России осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, решениями Совета Безопасности РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, федеральными программами в этой области.
Концепция национальной безопасности Российской Федерации (редакция 2000 г.). Концепция национальной безопасности Российской Федерации - система взглядов на обеспечение в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации в сфере национальной безопасности России, под которой понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации.
Первая часть Концепции характеризует положение России в мировом сообществе. Здесь приводится более адекватная (сравнительно с Концепцией 1997) оценка политической обстановки в мире, что отражено в выделении таких негативных для России тенденций, как:
«…попытки создания структуры международных отношений, основанных на доминировании в международном сообществе развитых западных стран при лидерстве США, и рассчитанной на односторонние, прежде всего военно-силовые, решения ключевых проблем мировой политики …». Напомним, в Концепции (1997) утверждается, что «… положение на международной арене характеризуется, прежде всего, усилением тенденций к формированию многополярного мира»;
стремление «…ряда государств усилить свое влияние на мировую политику, в том числе путем создания оружия массового уничтожения», и повышение роли военно-силовых актов при решении международных проблем. В Концепции (1997), напротив, говорится о тенденциях интеграционного объединения большинства государств и «…совершенствовании механизмов многостороннего управления международными политическими … и информационными процессами», реализующихся на фоне «… попыток создания структуры международных отношений, основанной на односторонних, в том числе военно-силовых, решениях ключевых проблем мировой политики»;
активизация усилий ряда государств, направленных на «… ослабление позиций России в политической, экономической, военной и других областях…»;
обострение проблемы «… терроризма, имеющего транснациональный характер и угрожающего стабильности в мире…».
Вторая часть Концепции посвящена национальным интересам России. Формулируется их уточненное официальное понимание как «… совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической … информационной … сферах …», отличающееся по своему содержанию и объему от определения, данного в Концепции (1997). Национальные интересы определены как долгосрочные, что обусловливает их определяющее влияние на основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Отмечается (в отличие от Концепции 1997), что национальные интересы Российской Федерации обеспечиваются «…институтами государственной власти … во взаимодействии с … общественными организациями». Последнее, считает Д.Б. Павлов, особенно важно, так как официально определяет и закрепляет роль общества и отдельных граждан в обеспечении национальных интересов России.
Третья часть Концепции содержит перечень и характеристику угроз национальной безопасности России, в том числе:
ослабление научно-технического и технологического потенциала страны, сокращение исследований на стратегически важных направлениях научно-технического развития, отток за рубеж специалистов и интеллектуальной собственности;
негативные процессы в экономике, лежащие в основе сепаратистских устремлений ряда субъектов Российской Федерации и ведущие к усилению политической нестабильности, ослаблению единого экономического пространства России и его важнейших составляющих - производственно-технологических и транспортных связей, финансово-банковской, кредитной и налоговой систем;
криминализация общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности;
девальвация духовных ценностей, представляющая угрозу «… федеративному устройству и социально-экономическому укладу Российской Федерации…»;
несовершенство нормативно-правовой базы и многие др.
В четвертой части Концепции рассмотрены вопросы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди задач в области обеспечения национальной безопасности, сформулированных в Концепции можно выделить следующие:
своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России прежде всего с ведущими государствами мира;
подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
коренное улучшение экологической ситуации в стране и др.
Решение указанных задач, подчеркивается в Концепции, предполагает создание «… инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом, развитие общедоступной сети научно-технической и коммерческой информации…».
В дальнейшем в Концепции сформулированы задачи по обеспечению безопасности в различных сферах национальной безопасности Российской Федерации, а также конкретизированы функции и задачи органов власти и управления системой национальной безопасности России.