Закон Российской Федерации «О безопасности» (1992)

Основополагающим и хронологически первым нормативным правовым актом, направленным на регулирование общих вопросов обеспечения безопасности России, является принятый 5 марта 1992 г. Закон Российской Федерации «О безопасности». Фундаментальный характер Закона, несмотря на то, что он утратил силу в 2010 г., обусловливает целесообразность кратко проанализировать его содержание и структуру. Закон РФ «О безопасности» состоит из пяти разделов, содержащих 22 статьи. Рассмотрим кратко их содержание.

Раздел I (ст. 1-7) содержит общие положения, принципы и законодательные основы обеспечения безопасности. В ст.1 определяются понятия «безопасность», «жизненно важные интересы» и «основные объекты безопасности». К последним отнесены «… личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные ценности; государство, его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность». Официальное определение в качестве объектов обеспечения безопасности личности, общества и государства и разграничение их интересов, как отмечает профессор В.И. Карпов, являются необходимыми условиями для дальнейшего нормативно-правового закрепления и фактической реализации их прав и обязанностей.

В ст. 2 определены субъекты обеспечения безопасности, к которым отнесены государство, в качестве основного субъекта, а также граждане, общественные и иные организации и объединения. Законодательное закрепление принципиальной возможности непосредственного участия граждан и общества в целом в обеспечении безопасности Российской Федерации разрушило существовавшую ранее «монополию» государства на указанную деятельность и явилось важным шагом на пути формирования правового государства и демократического общества.

В ст. 3 определено понятие «угроза безопасности» - «совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства». Здесь же говорится, что «Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности …определяет содержание деятельности по обеспечению… безопасности». Однако сущность понятий реальной и потенциальной угрозы в законе не раскрывается.

В ст. 4 определяется, что обеспечение безопасности достигается «… проведением единой государственной политики …системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства». В целях создания и поддержания необходимого уровня безопасности «… разрабатывается система правовых норм, …определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления». Для «… непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности … в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности». Вместе с тем, вопрос о критериях, позволяющих определить уровень (фактический и необходимый) обеспечения безопасности, остался открытым.

В ст. 5 постулируются основные принципы обеспечения безопасности: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности. Последнее особенно важно, т.к. на законодательном уровне закреплялась необходимость развития государственной политики по обеспечению безопасности Российской Федерации в сфере международного сотрудничества.

Ст. 6 устанавливает, что законодательную основу обеспечения безопасности Российской Федерации образуют Конституция РФ, настоящий Закон, другие нормативные акты РФ, регулирующие отношения в области обеспечения безопасности, конституции и нормативные акты субъектов РФ, международные договоры и соглашения, заключенные или признанные Российской Федерацией.

В ст. 7 говорится о необходимости соблюдения прав и свобод граждан при обеспечении безопасности.

Раздел II (ст. 8-12) посвящен рассмотрению системы безопасности Российской Федерации. Здесь определяются основные элементы системы безопасности Российской Федерации - «… органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане …, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности» (ст. 8), функции системы безопасности (ст. 9); устанавливается разграничение полномочий органов власти в системе безопасности (ст. 10); регламентируются общие вопросы руководства государственными органами обеспечения безопасности (ст. 11); определяются силы и средства ее обеспечения (ст. 12).

Раздел III (ст. 13-19) устанавливает общие положения о порядке формирования, структуре и функционировании Совета безопасности РФ. В статье 13 определяется статус Совета безопасности РФ; в ст.14 - состав и порядок его формирования; в ст.15 - основные задачи; в ст.16 - порядок принятия решений. В ст. 17 устанавливаются порядок и цели формирования межведомственных комиссий Совета безопасности РФ; в ст.18 - цели деятельности аппарата Совета безопасности РФ; в ст.19 - основные задачи, возлагаемые на межведомственные комиссии и аппарат Совета безопасности РФ.

Разделы IV (ст. 20) и V (ст. 21-22) определяют порядок финансирования, регламентируют контроль и надзор за деятельностью по обеспечению безопасности.

Наши рекомендации