Обеспечения национальной безопасности государства

Наряду с обществом и государством к основным объектам системы обеспечения национальной безопасности России относится человек (личность) – его права и свободы. В связи с этим соблюдение прав и свобод человека в российском государстве является важнейшим условием в ходе обеспечения националь­ной безо­пасности. Личные права и свободы человека называются личными потому, что принадлежат человеку или гражданину, так как он является индивидом, представителем человеческой общности. Однако необходимо пояснить, что личные права и права личности – совершенно различные понятия. Личные права – совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его связи с конкретным государством. Права личности – это меры возможного поведения, принадлежащие индивиду, который определяет себя в обществе и общество вокруг себя, может осознавать поступки и предвидеть их последствия. Личность обладает дееспособностью.

Например, согласно гл. 2 Конституции Российской Федерации в России к правам и свободам человека (личным правам) относятся: права: на жизнь, свободу, личную и имущественную неприкосновенность, охрану достоинства личности, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества; свобода: передвижения и выбора места пребывания и жительства, совести, вероисповедания, мысли и слова, выражения своих мыслей и убеждений, получения и передачи информации и др.

Само понимание права уважения человека корнями уходит в XIX век, однако становление как принципа всеобщего уважения прав человека началось с принятием Устава ООН. В преамбуле Устава члены ООН утвердили «веру в основные права человека…, в равноправие мужчин и женщин». В ст. 1 Устава ООН в качестве цели членов ООН говорится о сотрудничестве между ними, поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, безразличии расы, пола, языка и религии. В то же время ст. 55 Устава ООН гласит «... ООН содействует: повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития; всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основ свобод для всех». При этом ст. 56 предусматривает, что «все члены ООН обязуются принимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с организацией для достижения целей, указанных в ст. 55».

Политические, социальные, экономические и другие катаклизмы, любые надломы в историческом развитии страны, народов и наций, спады и подъемы в государственной и общественной жизни, равно как и процесс по обеспечению национальной безопасности не могут быть оправданием нарушений прав и свобод человека. Следовательно, их соблюдение в процессе обеспечения национальной безопасности государства имеет особый смысл как для субъектов этого процесса, так и для самих граждан России.

Мировая история учит, что конфликтогенность процессов обеспечения национальной безопасности в условиях демократизации общества напрямую зависит от того, как будут решаться проблемы защиты прав и свобод человека, станут ли они в центре внимания государства и общества. Понятно, что особое значение при этом имеет правовой статус личности, принимающей самое активное участие в процессе обеспечения безопасности государства, обеспечение ее соци­ального положения на уровне норм международных стандартов в области прав человека. Международным сообществом накоплен большой опыт в разра­ботке стандартов в области прав и свобод человека и создании механизма по их соблюдению, который нашел свое отражение в нормативных правовых документах: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах и Международном пакте о гражданских и поли­тических правах 1966 г. (Пактах о правах человека), Конвен­ции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., а также в документах, принятых в рамках ОБСЕ, Совета Европы и СНГ. В этих документах содержатся, например, положения о том, что государства признают право каждого человека на спра­ведливые и благоприятные условия труда, включая, в частности, «одинаковую для всех возможность продвижения в работе на соот­ветствующие более высокие ступени исключительно на основании трудового стажа и квалификации» (ст. 7 Пакта об экономических, социальных и культурных правах), «на достаточный жизненный уровень для него самого и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни» (ст. 11).

В Пакте о гражданских и политических правах провозглашается право на свободу ассоциации с другими, включая право соз­давать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих инте­ресов. В то же время эта норма не препятствует введению закон­ных ограничений пользования этим правом для лиц, входящих в состав вооруженных сил и полиции (ст. 22). В Пактах о правах человека предусматривается комплекс раз­личных мер по осуществлению субъективных прав человека. Напри­мер, Пактом о гражданских и политических правах предусмотрено создание Комитета по правам человека, состоящего из восемнад­цати независимых экспертов, выдвигаемых и избираемых государс­твами-участниками Пакта. Они работают в личном качестве. Коми­тет осуществляет контроль за соблюдением положений Пактов в том числе и путем рассмотрения периодических докладов, представляемых государствами-участниками Пакта (ст. 40). Каждое государство обязуется представлять такие доклады в течение первого года после вступления для них в силу Пакта о гражданс­ких и политических правах, а после этого – по требованию Коми­тета. Комитет, изучив доклады, высказывает свою точку зрения и направляет ежегодные доклады Генеральной Ассамблее и Экономи­ческому и Социальному Совету ООН (ЭКОСОС). Доклады рассматри­ваются на открытых заседаниях и в присутствии представителя заинтересованного государства, которому могут задавать вопро­сы. Комитет вправе также адресовать свои соображения непос­редственно национальным правительствам.

На защиту прав и свобод человека, осуществляющего защиту своей Родины в процессе обеспечения ее национальной безопасности, особенно в ходе войны, направлены нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов. Ос­новными источниками международного гуманитарного права являются Женевские конвенции от 12 ав­густа 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительные протоколы I и II к ним 1977 г. Нормы международного гуманитарного права обязывают государства обеспечи­вать правовую защиту законных участников вооруженных конфлик­тов: раненых, больных, военнопленных, лиц, потерпевших кораб­лекрушение, т.е. обеспечивать им такой правовой статус, кото­рый гарантировал бы гуманное обращение с ними и исключал бы насилие, издевательство, глумление над личностью и др.

В процессе функционирования системы обеспечения национальной безопасности России гарантом обеспечения прав и свобод человека является государство в лице его органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также государственного управления. В Конституции Российской Федерации правовому статусу человека и гражданина посвящена глава 2 «Права и свободы человека и граждани­на». При этом контроль их обеспечения возложен на Президента РФ. В ст. 80 закреплено, что «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина». То есть, если Президент России обнаруживает, что какой-то закон нарушает права и свободы гражданина, то он должен использовать право законодательной инициативы, чтобы устранить это нарушение. Кроме того, если Президент России узнает, что какой-то орган исполнительной власти нарушает права и свободы человека и гражданина, в том числе и в ходе процесса по обеспечению национальной безопасности России, то он должен принять меры по пресечению этих нарушений. Также Президент России является инициатором по обращению в Конституционный Суд.

Однако, несмотря на обилие международных и отечественных основополагающих нормативных правовых актов, следует, к сожалению, отметить, что в отношении обеспечения прав и свобод человека и гражданина, осуществляющего функции обеспечения национальной безопасности своего Отечества, далеко еще не все сделано. И хуже того, закрепленные в Пактах о правах человека, а также других законах права и свободы граждан нарушаются. Предсто­ит пройти огромный путь во имя того, чтобы всем были гаранти­рованы общепризнанные права и свободы и в мирное, и в военное время.

В этих условиях вполне очевидно, что настала необходимость в усовершенствовании нормативно-правовой базы действующего российского законодательства, ко­торая позволяла бы более тщательно, надежно оберегать права человека, гражданина, общества и государства на безопасность своей жизни, своего развития, вводить ог­раничения и запреты в интересах повышения национальной безопасности Российской Федерации в XXI веке. Одним из примеров положительной деятельности в этой сфере можно привести решение Верховного Суда Российской Федерации (сентябрь 2015) о праве на самооборону любыми способами. Однако следует напомнить и о том, что при обеспечении национальной безопасности государства права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены. Ст. 55 п. 3 Конституции Российской Федерации следующим образом регламентирует это: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Например, в ст. 12 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» изложены следующие меры или временные ограничения:

ограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;

приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения;

проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;

ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции. В исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности - временное изъятие наряду с оружием, боеприпасами и ядовитыми веществами также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;

выдворение в установленном порядке лиц, нарушающих режим чрезвычайного положения и не проживающих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, за ее пределы за их счет, а при отсутствии у них средств - за счет средств федерального бюджета с последующим возмещением расходов в судебном порядке;

продление срока содержания под стражей лиц, задержанных в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации по подозрению в совершении актов терроризма и других особо тяжких преступлений, на весь период действия чрезвычайного положения, но не более чем на три месяца и т.п.

При этом граждане и организации в установленном законодательством порядке вправе получать разъяснения от субъектов обеспечения безопасности по поводу ограничения прав и свобод. Таким образом, игнорирование прав человека в ходе процесса обеспечения безопасности государства может серьезно усугубить и осложнить его исход, а затем и вылиться во внутриполитические конфликты.

Рассмотрим возможные ограничения прав и свобод че­ловекапо законодательству Российской Федерации. Предварительно сделаем ремарку о том, что федеральным законодательством предусмотрены как правовые нормы, непосредственно направ­ленные на обеспечение прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения, так и нормы, содержащие «процедурные» вопросы но, которые также косвенно служат це­лям предотвращения нарушения прав и свобод человека в ходе обеспечения национальной безопасности государства.

К первым относятся, прежде всего, нормы, содержащиеся в Конституции Российской Федерации. Так, например, ст. 56 устанавливает, что в усло­виях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с Федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия. В то же время, ни при каких условиях не подлежат ограничению права и свобо­ды человека, предусмотренные:

статьей 20 (право на жизнь с учетом положений о смерт­ной казни);

статьей 21 (достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому же­стокому или унижающему человеческое достоинство обраще­нию или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам);

статьей 23, ч. 1 (каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени);

статьей 24 (сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом);

статьей 28 (каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними);

статьей 34, ч. 1 (каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности);

статьей 40, ч. 1 (каждый имеет право на жилище, не может быть произвольно лишен жилища);

статьями 46-54 (положения о судебной защите, о праве на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, о том, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон).

Следующим важным ограничением прав и свобод человека в процессе обеспечение национальной безопасности России является введение в стране военного положения. Этот процесс регламентируется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 г. № 1-ФКЗ «О военном положении». Под военным положением понимается особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. В ст. 1. п. 4 Закона сказано: «В период действия военного положения в соответствии с настоящим Федеральным конституционным законом могут в той мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. На граждан, организации и их должностных лиц могут возлагаться дополнительные обязанности».

В ст. 7 п.2 перечислены меры, применяемые на территории, на которой введено военное положение. К вопросу ограничения прав и свобод человека относятся из перечисленных следующие:

введение и обеспечение особого режима въезда на территорию, на которой введено военное положение, и выезда с нее, а также ограничение свободы передвижения по ней;

приостановление деятельности политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, ведущих пропаганду и (или) агитацию, а равно иную деятельность, подрывающую в условиях военного положения оборону и безопасность Российской Федерации;

привлечение граждан в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, к выполнению работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлению поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также к участию в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями;

изъятие в соответствии с федеральными законами необходимого для нужд обороны имущества у организаций и граждан с последующей выплатой государством стоимости изъятого имущества;

запрещение или ограничение выбора места пребывания либо места жительства;

запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также иных массовых мероприятий;

запрещение забастовок и иных способов приостановления или прекращения деятельности организаций;

ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;

запрещение нахождения граждан на улицах и в иных общественных местах в определенное время суток и предоставление федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам военного управления права при необходимости осуществлять проверку документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств, а по основаниям, установленным федеральным законом, - задержание граждан и транспортных средств. При этом срок задержания граждан не может превышать 30 суток;

запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические и иные сильнодействующие вещества, спиртных напитков. В случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, у граждан производится изъятие оружия, боеприпасов, взрывчатых и ядовитых веществ, а у организаций - изъятие наряду с оружием, боеприпасами, взрывчатыми и ядовитыми веществами боевой и учебной военной техники и радиоактивных веществ;

введение контроля за работой объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, за работой типографий, вычислительных центров и автоматизированных систем, средств массовой информации, использование их работы для нужд обороны; запрещение работы приемопередающих радиостанций индивидуального пользования;

введение военной цензуры за почтовыми отправлениями и сообщениями, передаваемыми с помощью телекоммуникационных систем, а также контроля за телефонными переговорами, создание органов цензуры, непосредственно занимающихся указанными вопросами;

интернирование (изоляция) в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права граждан иностранного государства, воюющего с Российской Федерацией;

запрещение или ограничение выезда граждан за пределы территории Российской Федерации;

прекращение деятельности в Российской Федерации иностранных и международных организаций, в отношении которых правоохранительными органами получены достоверные сведения о том, что указанные организации осуществляют деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности Российской Федерации.

Таким образом, Конституция Российской Федерации имеет более широкий перечень прав и свобод человека, которые не могут быть ограничены даже во время чрезвычайного или военного положения, о чем говорится в п. 2 ст. 4 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г.

Выводы по главе:

1. Обеспечение национальной безопасности - это задача долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку стратегии (концепции) обеспечения безопасности государства и утверждение государственной политики обеспечения национальной безопасности, а также проведение политики, направленной на их реализацию. Любые действия, идущие вразрез с положениями, содержащимися в этих документах, а тем более противоречащие им, должны рассматриваться как направленные на подрыв суверенитета и национальной безопасности государства. Обеспечение национальной безопасности осуществляется на каждом ее уровне соответствующими структурами и методами. Основные цели и задачи обеспечения национальной безопасности определяются на основе устойчивых приоритетов, отвечающих долговременным интересам общественного развития.

2. Структура системы обеспечения национальной безопасности - это организованная государством совокупность субъектов: государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан, объединенных целями и задачами по защите национальных интересов, которые осуществляют согласованную деятельность в правовом поле государства. Более узко систему обеспечения национальной безопасности следует определить как организованную совокупность специальных органов, служб, органов государственного управления и исполнительной власти, общественных объединений, а также средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту национальных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

3. На систему обеспечения национальной безопасности возлагается проведение комплекса согласованных мероприятий по защите национальных интересов в политической, экономической, военной, информационной и других сферах.

4. Формирование потенциала и мощи государства есть сложный социально-политический процесс, который подвержен воздействию разного рода факторов объективного и субъективного характера.

5. Негосударственные силы (подсистема) обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность негосударственных структур, действующих в различных сферах жизнедеятельности общества и имеющих свои задачи. Возникновение многочисленных общественных структур происходит, как правило, стихийно и является реакцией граждан на реальное или вероятное возникновение угроз жизненно важным и просто важным интересам личности, социальной группы, общности и общества в целом. Тем самым общество осознанно включает дополнительные механизмы обеспечения национальной безопасности.

Контрольные вопросы и задания:

1. В чем состоит сущность и каковы задачи государственной политики по обеспечению национальной безопасности?

2. Раскройте структуру системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации (изобразите в виде схемы).

3. Из совокупности сил обеспечения национальной безопасности выделите ведущую силу и обоснуйте свое решение.

4. Какова роль и задачи негосударственных сил обеспечения национальной безопасности?

5. Нарисуйте алгоритм обеспечения безопасности конкретного объекта от конкретной угрозы (объект и угроза по Вашему выбору). Обоснуйте свое решение.

Наши рекомендации