Обеспечения национальной безопасности
Силы обеспечения национальной безопасности России не ограничивается лишь государственным уровнем. В них органично включаются гражданское общество и отдельные граждане, которые в совокупности создают широкий спектр негосударственных институтов, действующих в интересах обеспечения необходимого уровня защищенности национальных интересов. Негосударственные силы (подсистема) обеспечения национальной безопасности являются ее неотъемлемой составной частью. Исходной предпосылкой их прав на существование является то, что гражданское общество не идентично государству, и что государство призвано служить гражданскому обществу. Именно общество формирует и содержит государственные структуры и поэтому имеет все основания направлять и контролировать деятельность государства, исходя из ценностных ориентаций и законов. Наличие и одновременное функционирование государственных и негосударственных сил в системе обеспечения национальной безопасности служит гарантом стабильности в стране, предотвращающим возможность возникновения смуты в государстве.
Профессор А. Прохожев выделяет определенный круг задач, которые призваны решать негосударственные силы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Среди них:
методическое руководство деятельностью общественных структур, организация взаимодействия между ними и государством в целях защиты национальных интересов России в различных сферах безопасности;
проведение независимых экспертиз источников опасностей и угроз, формирование банка информации о состоянии защищенности национальных интересов в целом и жизненно важных интересов личности, общества и государства;
борьба с социальными и моральными пороками, служебной безответственностью и некомпетентностью государственных служащих;
обеспечение личной безопасности граждан, безопасности предпринимательской деятельности негосударственных экономических структур;
непосредственное реагирование на ситуации, угрожающие жизни и здоровью граждан, их собственности, природной и культурной среде обитания, правопорядку и т.д.;
предоставление консалтинговых и иных услуг по организации служб безопасности на предприятиях негосударственного сектора;
разработка предложений в законодательные акты по проблемам обеспечения национальной безопасности;
участие в разработке новых технических средств и социальных технологий, ориентированных на обеспечение национальной безопасности;
страхование жизни, здоровья, имущества, информации и интеллектуальной собственности граждан;
формирование общественного мнения граждан, способствование росту их политической культуры и ответственности за судьбу России;
развитие творчества, инициативы, подвижничества, чувства патриотизма у граждан;
популяризация правил безопасности поведения граждан в быту, на транспорте и в чрезвычайных ситуациях;
вовлечение граждан через общественные объединения в практическую деятельность по обеспечению национальной безопасности;
подготовка, переподготовка и повышение квалификации граждан для работы в негосударственных структурах обеспечения национальной безопасности;
участие в реализации международных программ безопасности;
выработка предложений по ограничению сферы прав и компетенции, а также по оптимизации организационных и управленческих структур госорганов путем делегирования ряда их функций и задач общественным структурам.
В качестве основных субъектов негосударственных сил в системе обеспечения национальной безопасности современной России можно рассматривать следующие: органы местного самоуправления; негосударственный (частный) нотариат; адвокатуру; негосударственные охранные службы и детективные агентства; общественные объединения; частные военные компании. Рассмотрим кратко их назначение и роль в системе обеспечения национальной безопасности.
Местное самоуправление. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных нормативными правовыми актами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Структурно выделяют следующие основные территории, которые управляются органами местного самоуправления: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородской район, муниципальное образование и др.
На местном уровне реализуется большинство жизненно важных интересов личности, социальной общности. Органы местного самоуправления создают необходимые условия для нормальной жизнедеятельности граждан, реализуют гибкую систему управления, приспособленную к местным особенностям и условиям безопасности, способствуют развитию инициативы и самостоятельности граждан. Граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.
Правовую основу местного самоуправления составляют нормы и принципы, изложенные в соответствующих нормативных правовых документах. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» конкретизирует их на уровне российского государства.
Правовой статус органов местного самоуправления в самом общем виде характеризуется тем, что:
они отделены от государства и не входят в систему органов государственной власти, взаимодействуют с ними на основе права, их общий статус, принципы организации, основные варианты организационных форм, а также важнейшие полномочия установлены правом;
органам местного самоуправления предоставлено право решать самостоятельно вопросы местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;
общие принципы и гарантии местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не могут быть произвольно ограничены каким-либо органом государственной власти.
В вопросах обеспечения национальной безопасности, несомненно, ключевое значение имеет отнесение к полномочиям местного самоуправления таких функций, как:
получение от предприятий, расположенных на территории муниципального образования, необходимых сведений о проектах планов предприятий, обязательное согласование этих планов в соответствующих органах структуры местного самоуправления;
внесение предложений к проектам планов промышленных предприятий по вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения: рассмотрение планов размещения, развития и специализации предприятий; создание за счет имеющихся средств промышленных предприятий смешанного типа;
подготовка предложений о приватизации муниципальных предприятий; размещение предприятий на подведомственной территории; создание предприятий для осуществления хозяйственной деятельности, определение порядка их деятельности, утверждение их уставов; предоставление в пожизненное наследуемое владение, постоянное и временное пользование земельных участков; регистрирование права собственности на землю;
планирование и контроль использования земель; взимание платы за пользование землей.
К ведению органов местного самоуправления отнесено:
содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;
регулирование планировки и застройки своих территорий;
создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;
организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения, канализации;
организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;
благоустройство и озеленение своих территорий;
организация утилизации и переработки бытовых отходов;
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;
организация работы городского транспорта, связи.
Обобщая далеко не полный перечень функций органов местного самоуправления, можно сделать вывод, что они призваны, прежде всего, обеспечить витальные и социальные жизненно важные интересы человека (личности).
Частный нотариат. Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены в Основах законодательства Российской Федерации о нотариате от 1993 г. Основные задачи нотариальной службы состоят в том, чтобы
обеспечить защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц;
охранять собственность путем совершенствования различных нотариальных действий;
предупреждать правонарушения, укреплять законность.
Особенность нотариусов, занимающихся частной практикой, и их контор состоит в том, что они организационно не входят в систему Минюста России. Организация их деятельности отличается от государственных нотариальных контор. Все нотариусы, занимающиеся частной практикой, объединяются в нотариальную палату. Нотариальные палаты создаются во всех субъектах Российской Федерации. Их деятельность строится на принципах самоуправления. Нотариальные палаты объединяются в Федеральную нотариальную палату, которая организует свою деятельность также на принципах самоуправления.
Минюст России и его органы оказывают определенное организующее воздействие на деятельность негосударственных нотариусов, которое выражается в ведении реестра контор частных нотариусов; в установлении порядка выдачи лицензий на право нотариальной деятельности. При Минюсте образуется апелляционная комиссия, рассматривающая жалобы на решения квалификационных комиссий, которые создаются при органах юстиции для приема экзаменов у лиц, прошедших стажировку и желающих заниматься нотариальной деятельностью.
При совершении нотариальных действий частные нотариусы, с одной стороны, руководствуются законом, а также правовыми актами по вопросам нотариальной деятельности, издаваемыми Минюстом России. С другой стороны, объединения нотариусов, занимающихся частной нотариальной практикой, осуществляя нотариальные действия, активно участвуют в организации нотариальной службы.
Квалификационная деятельность частного нотариата как структурного компонента системы обеспечения национальной безопасности оказывает непосредственное влияние на материальное и духовное благополучие граждан, способствует укреплению безопасности как физических, так и юридических лиц в Российской Федерации.
Адвокатура призвана выполнять важнейшие функции, связанные с оказанием юридической помощи гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям, общественным объединениям. Функции адвокатов:
дают консультации, разъяснения, справки, советы по правовым вопросам;
составляют документы юридического характера;
представляют в судах общей юрисдикции и арбитражных судах по гражданским делам и делам об административных правонарушениях ответчиков и истцов;
осуществляют юридическое обслуживание учреждений, предприятий, организаций на договорной основе;
ведут защиту граждан по уголовным делам и т.п.
Перечисленные выше функции адвокатуры свидетельствуют о том, что она своей деятельностью способствует охране прав и законных интересов физических и юридических лиц, объективному и справедливому отправлению правосудия, укреплению законности.
Согласно Положению об адвокатуре, она является общественным объединением, формируемым на добровольной основе из лиц, имеющих высшее юридическое образование и занимающихся адвокатской деятельностью. Она функционирует на принципах самоуправления, самостоятельно решая внутренние вопросы своей деятельности.
Основной организационной формой и первичным звеном адвокатуры являются юридические консультации, образуемые в городах и районах. Юридические консультации объединяются в коллегии адвокатов, которые образуются в субъектах Российской Федерации.
Негосударственные охранные службы и детективные агентства.Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Эта деятельность регламентируется Законом Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации». На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов, которым такое право предоставлено. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.
В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:
сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;
изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;
установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;
выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;
поиск без вести пропавших граждан, утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; лица, являющегося должником и т.п.
сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.
В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:
защита жизни и здоровья граждан;
охрана объектов и (или) имущества;
консультирование и подготовка рекомендаций клиентам по вопросам правомерной защиты от противоправных посягательств;
обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий;
обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.
Организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.
Общественные объединения.Право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений.
Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений. Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица - общественные объединения.
Создание общественных объединений способствует реализации прав и законных интересов граждан. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также право вступать в такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Членами общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, чья заинтересованность в совместном решении задач данного объединения в соответствии с нормами его устава оформляется соответствующими индивидуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения в целях обеспечения их равноправия как членов данного объединения.
Участниками общественного объединения являются физические лица и юридические лица - общественные объединения, выразившие поддержку целям данного объединения и (или) его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия, если иное не предусмотрено уставом.
Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности; политическая партия.
общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан;
общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения;
общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели;
общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения;
органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций;
политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовой формы вправе создавать союзы (ассоциации) общественных объединений на основе учредительных договоров и (или) уставов, принятых союзами (ассоциациями), образуя новые общественные объединения.
В Российской Федерации создаются и действуют общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения. Под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под межрегиональным общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Под региональным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта Российской Федерации. Под местным общественным объединением понимается объединение, деятельность которого в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории органа местного самоуправления.
Общественные объединения независимо от их организационно-правовых форм равны перед законом. Их деятельность основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов своей деятельности. Их деятельность должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах - общедоступной. В России наиболее ярким представителем в этой сфере является созданное в 2013 г. Общероссийское общественное движение «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ», которое является массовым общественным объединением, созданным по инициативе граждан, объединившихся в интересах реализации целей Движения. Деятельность Движения основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления и законности. В его Манифесте сказано: «Мы, представители самых разных групп российского общества, принимая решение о создании Народного фронта как общественного надпартийного движения, призываем граждан России сформировать широкую коалицию национального развития, основанную на принципах гражданственности, созидания, свободы и справедливости. На общем стремлении служить России. На понимании того, что великой стране нужны великие цели. На осознании общей ответственности за исторический успех России в XXI веке».
Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных соответствующими федеральными законами.
Частные военные компании (ЧВК). Официальным юридическим статусом в России частные военные компании не обладают. Однако, несмотря на это, их уже сегодня можно рассматривать как серьезную негосударственную силу в системе обеспечения национальной безопасности России. В качестве учредителей ЧВК в России выступают бывшие профессиональные военные, офицеры запаса спецслужб, имеющие громадный боевой опыт, приобретенный в ходе участия в специальных и боевых операциях, а также операциях миротворческого характера. Вся деятельность ЧВК базируется на соблюдении нормативных правовых актов Российской Федерации и стран, в которых ее представители защищают интересы своих клиентов.
В перечень услуг, которые оказывают ЧВК входит военная деятельность, техническая и физическая защита, разведка всех видов, охрана физических лиц, грузов и иных объектов, правовое обеспечение и др.
Применение ЧВК в качестве сил по обеспечению национальной безопасности имеет свои плюсы и минусы. В качестве плюсов можно отметить: их использование не вызывает у западноевропейского населения того недовольства, которое может вызывать применение регулярных вооруженных сил; они способны к быстрому развертыванию; потери личного состава ЧВК не учитываются в официальных отчётах правительства; более гибкое оперативное управление и отсутствие бюрократии, а также высокий профессионализм. Недостатками выступают следующие факторы: финансовая мотивация личного состава, четкая договоренность действий личного состава, изложенная в контракте, что снижает гибкость управления личным составом в боевой обстановке.