Глава 5. Зарубежные концепции национальной безопасности
Учебные вопросы:
5.1. Понятия «концепция», «стратегия», «доктрина». Зарождение и формирование законодательства о национальной безопасности за рубежом.
5.2. Особенности современных зарубежных концептуальных документов в сфере национальной безопасности (США, НАТО, Великобритания, ФРГ, Франция, Украина, Япония, Китай, Казахстан ).
Понятия «концепция», «стратегия», «доктрина». Зарождение и
Формирование законодательства о национальной безопасности
За рубежом
Система национальной безопасности любого государства базируется на концептуальных политических нормативных правовых документах, в которых излагаются официальные взгляды на роль и место государства в мире, его национальные цели, ценности и интересы, формы, а также методы, способы и средства противостояния внешним и внутренним опасностям и угрозам. В разных государствах название документов, раскрывающих содержание национальной безопасности, различное. В частности, в США - это «Стратегия национальной безопасности», в Канаде и Турции - «Политика национальной безопасности», в Италии - «Стратегическая концепция национальной обороны», в Германии, Франции, Китае, Японии и ряде других стран подобными документами являются так называемые «Белые книги». Положения этих документов содержат концентрированное изложение основ государственной политики в сфере реализации и защиты национальных интересов, разработки частных (специализированных) концепций и планов, связанных с обеспечением национальной безопасности в международной, политической, духовной, военной, экономической, социальной, экологической, информационной и других сферах.
Для того чтобы понимать, что в каждый документ вкладывает то или иное государство приведем определение наиболее часто встречающихся названий нормативных правовых документов в которых раскрываются основополагающие вопросы национальной безопасности: концепция -(от лат. conceptio - понимание, система), определенный способ понимания, трактовки кого-либо предмета, явления, процесса, основанный на точке зрения на предмет или явление, руководящая идея для их систематического освещения; доктрина – (лат. doctrina – учение) систематизированное учение, концепция, совокупность принципов. Часто употребляется при обозначении взглядов с оттенком догматизма; стратегия - (от греч. strategos войско веду) - наиболее общий план действия.
Есть и еще одно объяснение тому, что в разных странах документ называют по-разному: «концепция» или «стратегия» национальной безопасности. Если обратиться к генезису данного вопроса, то следует обратить внимание на то, что Европейская традиция формирования документов в сфере национальной безопасности предполагает двухшаговую разработку главных политических документов по этой проблеме. На первой стадии разрабатывается «Концепция», которая, как свидетельствуют европейские эксперты, преимущественно отвечает на вопрос «Что?». Затем на базе «Концепции» разрабатывается «Стратегия», которая призвана отвечать на вопрос «Как?». Современная методология разработки Стратегии национальной безопасности предполагает применение системного подхода к поиску ответов на оба вопроса - «Что» и «Как».
Одна из наиболее отработанных и развитых систем формирования концептуальных основ национальной безопасности в настоящее время сложилась в США, где под «национальной безопасностью» понимают состояние защищенности государства от враждебных актов или других видов вмешательства, в том числе от внутренних угроз. Понятие «национальная безопасность» здесь включает как национальную оборону, так и внешние отношения государства в политической, экономической и других сферах. По мнению американских экспертов, национальная безопасность должна обеспечиваться: во-первых, военным преимуществом над любым иностранным государством или группой государств (по состоянию на 2015 г. численность армии США – 1 369 тыс. чел., 2-е место в мире по численности после армии Китая – 2 255 тыс. чел.; Россия – 1 011 тыс. чел.); во-вторых, благоприятными позициями США и их союзников на международной арене; в-третьих, поддержанием обороноспособности страны на уровне, позволяющем успешно противостоять любым враждебным и разрушительным действиям, проводимым открыто или тайно (оборонный бюджет СЩА в 2015 г. составляет - $612 млрд., 1 место в мире, Китай – 2 место - $126 млрд., Россия – 3 место $76 млрд.).
Согласно американским взглядам, эффективность обеспечения национальной безопасности достигается путем выработки и практической реализации соответствующей стратегии, утверждаемой президентом страны. «Стратегия национальной безопасности», опубликованная Белым домом, – это основополагающий доктринальный документ, в котором администрация США излагает для внутренней аудитории и мировой общественности цели, задачи, формы, пути, методы и средства их реализации в отношении вопросов национальной и международной безопасности. Впервые такой документ был выпущен в свет еще администрацией Р. Никсона (1969-1974). В 1986 г. был принят закон Голдуотера–Никольса, который, в частности, сделал подготовку «Стратегии национальной безопасности» обязательной. Как отмечает академик С. Рогов, документ такого рода, естественно, носит декларативный характер, содержит обтекаемые, дипломатичные формулировки и не раскрывает полностью многие аспекты реальной политики, которые остаются засекреченными. Однако «Стратегия национальной безопасности США» вместе с другими доктринальными документами («Четырехгодичный обзор военной политики», «Обзор ядерной политики», «Обзор подхода к противоракетной обороне», «Стратегия в сфере кибербезопасности» и т.д.) дает достаточно развернутое представление о политических приоритетах американского руководства в сфере безопасности. По ней можно судить о степени преемственности и новизны в подходе очередной администрации к вопросам национальной безопасности США. В ней анализируется военно-политическая обстановка, формулируются задачи государства на международной арене, определяются направления деятельности правительства по нейтрализации внешних и внутренних угроз.
Как отмечает профессор Н.А. Молчанов, первоосновой этой Стратегии являются фундаментальные (постоянные) национальные цели, которые декларируются в Конституции США и заключаются в обеспечении безопасности процветания и свободы американского народа. Основными этапами формирования Стратегии являются: определение национальных интересов, которые подразделяются на жизненно важные, важные и гуманитарные; выработка национальной политики, то есть согласованных подходов к обеспечению защиты национальных интересов; определение целей стратегии национальной безопасности, а также средств и способов их достижения; оценка реализуемости и эффективности выдвинутой стратегии.
Президент США непосредственно и через своего помощника по национальной безопасности принимает участие в разработке стратегии на всех этапах ее формирования. При этом он опирается на сложившийся механизм подготовки и принятия решений в сфере национальной безопасности. Непосредственная подготовка Стратегии возложена на аппарат Совета национальной безопасности, который организует разработку соответствующими государственными органами (министерством обороны, госдепартаментом, ЦРУ и т.д.), а также различными научно-исследовательскими организациями аналитических материалов, содержащих обоснованные предложения и рекомендации. При этом следует отметить, что основные органы, осуществляющие информационно-аналитическое обеспечение Совета национальной безопасности, относятся к разведывательному сообществу США. В целом, находящаяся у власти политическая группировка разрабатывает Стратегию как доктрину, выражающую ее политическую волю и идеологию. Этот документ обеспечивает реализацию целевого подхода в управленческой деятельности всех государственных органов, то есть постоянную ориентацию на конечные результаты.
Таким образом, «Стратегия национальной безопасности США» является основой американского военно-политического курса. Выдвигаемые в ней цели и задачи являются главными ориентирами программно-целевого планирования строительства вооруженных сил и развития всей системы национальной безопасности США.
Своими истоками нормативные правовые документы в сфере национальной безопасности уходят в 50-е годы ХХ века. Так, в частности, в основу американской теоретической модели национальной безопасности были положены научные труда Г. Моргентау, который считал, что содержание национальной безопасности и национальных интересов определяется политическими традициями и общим культурным контекстом, в рамках которых нация формулирует свою внешнюю политику. При этом есть некоторые вещи, которые «все государства не могут не делать: защищать свою физическую, политическую и культурную сущность против посягательств других государств». Следует отметить, что в 50-е годы ХХ века в академических кругах США ещё не выделяли категорию национальной безопасности из категории национальных интересов. Поэтому для проведения границы между двумя этими категориями политики А. Волферс предложил такое определение категории национальной безопасности - «безопасность в объективном смысле измеряется отсутствием угрозы, приобретенным государством ценностям, а в субъективном смысле, отсутствием страха за то, что эти ценности будут подвержены угрозе».
Однако, как отмечает профессор О. Арин, в связи с развитием «холодной» войны уже во второй половине 60-х годов ХХ века в основу стратегии национальной безопасности США был положен идеологический подход в его чистом виде - антикоммунистический подход «холодной» войны. В 70-е годы ХХ века, в период разрядки, в процессе формирования Стратегии национальной безопасности США верх взяли идеи школы политического реализма, в соответствие с которыми международные и внутренние дела государства, вообще существование государства должно базироваться на основе соблюдения законов. Но уже в 80-е годы ХХ века на повестку дня вновь вышли варианты стратегии национальной безопасности, сформулированные ещё в начале 60-х годов ХХ века сторонниками идеологизированной политики. Как известно, Р. Рейган именно в подобных выражениях и терминах определил внешнеполитическую сторону Стратегии национальной безопасности США на тот период: «Для восьми американских администраций и двадцати конгрессов основы американских внешнеполитических принципов оставались непоколебимыми: противостояние тоталитаризму, защита демократических реформ и прав человека, содействие процветанию и свободе во всем мире, причем все это на основе мощной обороны и твердых обязательств перед союзниками и друзьями».
Результаты распада СССР самым непосредственным образом отразились на Стратегии национальной безопасности США, потребовав пересмотра ряда её положений. В 90-х годах ХХ века, американцы заявили, что теперь отпала военная угроза США и их союзникам, поэтому они положили совершенно иное основание в понятие национальной безопасности. В этот период стержнем стратегии являлась экономика - борьба за обеспечение преимущественного положения американцев и их компаний во всех уголках земного шара. Стратегия национальной безопасности США 90-х годов ХХ века в формулировке госсекретаря У. Кристофера состояла из «трех столпов», четырех принципов и пяти направлений. К «столпам» относятся: усиление экономики США; распространение демократии в мире с помощью США; усиление военной мощи США для охраны существующих ценностей и достижения новых. «Принципы» формулировались в виде долженствования: Америка должна: сохранить свое лидерство как единственная сверхдержава мира; установить эффективные политико-экономические отношения с наиболее сильными державами мира; создавать институты, содействующие экономическому сотрудничеству и решению проблем безопасности; поддерживать демократические процессы в мире в целях распространения американских идеалов и интересов в мире. Пять направлений включают:развитие открытой глобальной торговой системы; развитие нового порядка безопасности в Европе; содействие в установлении многостороннего мира на Ближнем Востоке; препятствие распространению оружия массового поражения в мире; борьба с международной преступностью, наркобизнесом и терроризмом.
Таким образом, к началу XXI века стратегия национальной безопасности США отошла от политики сдерживания и противодействия коммунизму, заменив её стратегией расширения гегемонии США, суть которой заключается в великодержавном америкоцентризме, крайней идеологичности (демократия, рынок по-американски) и агрессивном глобализме. Причем, американцы так и не разделяли категорию национальных интересов и категорию национальной безопасности. В дальнейшем в США принимались Стратегии национальной безопасности в 2002, 2006 и 2010 гг.
Стратегия 2002 г.: отмечены в качестве основных угроз безопасности США государства-изгои и террористические сети. Основной упор в обеспечении национальной безопасности сделан на недопущение достижения какой-либо страной военного паритета с США, применении ими первыми военной силы, чтобы предупредить враждебные действия, даже если нападение на США в данный момент не готовится или невозможно, а также на исключительности США как единственной в мире страны, имеющей право на применение силы против угроз прежде, чем они полностью сформируются, и не позволят другим нациям использовать предварение как оправдание для агрессии.
Стратегия 2006 г.: сделан акцент на изменении видов вызов и угроз. Главными угрозами названы терроризм, вдохновляемый агрессивной идеологией ненависти и насилия, а также распространение опасных видов вооружений. При этом базовая цель государственной политики США в сфере национальной безопасности была сформулирована как создание мирового устройства, предполагающего наличие совокупности демократических, «хорошо управляемых» (well-governed) государств, отвечающих интересам их граждан и ответственных перед мировым сообществом, что является лучшим путем обеспечения безопасности американского народа.
Стратегия 2010 г.: основной упор сделан на воскрешение экономической, нравственной и инновационной мощи США. В средствах обеспечения национальной безопасности сохранена военная составляющая и отмечено, что США остаются единственным государством, способным вести крупномасштабные военные операции на дальнем расстоянии. Особо акцентируется внимание на важности отраслей знаний, которые
расцениваются как капитал и необходимое условие для успешной
конкуренции в условиях глобализирующегося мира, а также провозглашается линия на инвестирование в человека через развитие образования, науки и технологий. С Россией как государством, обладающим одним из двух самых мощных в мире ядерных потенциалов, США намерены выстраивать «стабильные, содержательные, многомерные» отношения с акцентом на взаимодействие в области сокращения ядерных вооружений. Заявлено, что «США заинтересованы в сильной, мирной и процветающей России, которая уважает нормы международного права». Рассчитывая на Москву как на «ответственного партнера в Европе и Азии», Вашингтон «будет поддерживать суверенитет и территориальную целостность соседей России».
Сегодня действует стратегия, принятая в феврале 2015 г. Однако какая бы стратегия не была принята в США, ее идеологией всегда будет следующая фраза, присутствующая и в документе 2015 г.: «Вопрос не в том, должна ли Америка лидировать. Вопрос в том, как мы должны лидировать».