Национальной безопасностью Российской Федерации
Совет Безопасности Российской Федерации является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военного и военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности.
Правовую основу деятельности Совета Безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», другие федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, а также Положение о Совете Безопасности Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590).
Предшественником российского Совета Безопасности является Совет Безопасности СССР, образованный в соответствии с Законом СССР от 26 декабря 1990 г. «Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления». На него возлагалась выработка рекомендаций по проведению в жизнь общесоюзной политики в области обороны страны, по поддержанию государственной, экономической и экологической безопасности, по преодолению последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, по обеспечению стабильности и правового порядка в обществе.
Впервые о Совете Безопасности РСФСР говорилось в Законе РСФСР от 24 апреля 1991 г. «О Президенте РСФСР». Этим актом предусматривалось, что Президент возглавляет Совет Безопасности РСФСР, структура, полномочия и порядок формирования, которого определяются законом РСФСР (ст. 5, п. 9). Конституционный статус Совет Безопасности РСФСР получил 24 мая 1991 г., когда Законом РСФСР «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона)» названная норма была инкорпорирована в Основной Закон. Статус, состав и порядок формирования Совета Безопасности Российской Федерации были определены 5 марта 1992 г. в Законе Российской Федерации «О безопасности». В течение 1992 - 1993 гг. были разработаны основные организационно-правовые формы деятельности Совета Безопасности, образованы семь межведомственных комиссий, создан научный совет.
Задачами Совета Безопасности являются:
обеспечение условий для осуществления Президентом Российской Федерации полномочий в области обеспечения национальной безопасности;
формирование государственной политики в области обеспечения национальной безопасности и контроль за ее реализацией;
прогнозирование, выявление, анализ и оценка угроз национальной безопасности, оценка военной опасности и военной угрозы, выработка мер по их нейтрализации;
подготовка Президенту Российской Федерации предложений:
о мерах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и преодолению их последствий;
о применении специальных экономических мер в целях обеспечения национальной безопасности;
о введении, продлении и об отмене чрезвычайного положения, а также о введении и об отмене военного положения;
о реформировании существующих или об образовании новых государственных органов и организаций, осуществляющих функции в области обеспечения национальной безопасности;
об утверждении и уточнении стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов в области обеспечения национальной безопасности и обороны;
формирование основных направлений государственной внешней и военной политики;
координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации принятых Президентом Российской Федерации решений в области обеспечения национальной безопасности;
оценка эффективности, разработка критериев и показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения национальной безопасности.
Основными функциями Совета Безопасности являются:
рассмотрение вопросов обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, иных вопросов, связанных с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также вопросов международного сотрудничества в области обеспечения безопасности;
анализ информации о реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности, о социально-политической и об экономической ситуации в стране, о соблюдении прав и свобод человека и гражданина;
разработка и уточнение стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктринальных документов, а также критериев и показателей обеспечения национальной безопасности;
осуществление стратегического планирования в области обеспечения безопасности;
рассмотрение проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности;
подготовка проектов нормативных правовых актов Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности и осуществления контроля деятельности федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности;
организация работы по подготовке федеральных программ в области обеспечения безопасности и осуществление контроля за их реализацией;
организация научных исследований по вопросам, отнесенным к ведению Совета Безопасности.
Совет Безопасности в соответствии с Конституцией Российской Федерации формирует и возглавляет Президент Российской Федерации. В состав Совета Безопасности входят:
Председатель Совета Безопасности Российской Федерации, которым по должности является Президент Российской Федерации;
Секретарь Совета Безопасности Российской Федерации (является должностным лицом, обеспечивающим реализацию возложенных на Совет Безопасности задач и функций);
постоянные члены Совета Безопасности (входят в состав Совета Безопасности по должности);
члены Совета Безопасности (включаются в состав и исключаются из него Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности, принимают участие в заседаниях с правом совещательного голоса).
Деятельность Совета Безопасности осуществляется в форме заседаний и совещаний. Заседания проводятся на регулярной основе в соответствии с планами, как правило, один раз в квартал. В случае необходимости могут проводиться внеочередные заседания Совета Безопасности. Заседания Совета Безопасности ведет Председатель Совета Безопасности. В зависимости от содержания рассматриваемых вопросов к участию в заседаниях Совета Безопасности могут привлекаться другие лица. В целях обсуждения текущих вопросов обеспечения национальной безопасности, требующих принятия управленческих решений, Председатель Совета Безопасности проводит с постоянными членами Совета Безопасности оперативные совещания Совета Безопасности, как правило, один раз в неделю. Решения Совета Безопасности оформляются протоколами заседаний Совета Безопасности или протоколами оперативных совещаний Совета Безопасности и вступают в силу после их утверждения Президентом Российской Федерации. В целях реализации решений Совета Безопасности могут издаваться указы, распоряжения и даваться поручения Президента Российской Федерации.
Совет Безопасности в соответствии с своими задачами и функциями образует рабочие органы - постоянные межведомственные комиссии Совета Безопасности и научный совет при Совете Безопасности.
Межведомственные комиссии могут создаваться по функциональному или региональному признаку. Для подготовки предложений по отдельным проблемам обеспечения национальной безопасности могут образовываться временные межведомственные комиссии. Положения о межведомственных комиссиях Совета Безопасности и их состав по должностям утверждаются Президентом Российской Федерации по представлению Секретаря Совета Безопасности. Персональный состав каждой межведомственной комиссии Совета Безопасности утверждается Секретарем Совета Безопасности по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, должностные лица которых включены в состав этой комиссии. Межведомственные комиссии осуществляют подготовку предложений и рекомендаций Совету Безопасности по основным направлениям государственной политики в области обеспечения национальной безопасности, способствуют координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению национальной безопасности и исполнению решений Совета Безопасности.
Научный совет функционирует с 1993 г. Он осуществляет научно-методологическое обеспечение деятельности Совета Безопасности и способствует формированию научного фундамента национальной безопасности, включая целевую ориентацию отечественной науки на вопросы обеспечения национальной безопасности, выявление и системную интеграцию новых знаний в этой области, формирование методологических основ стратегического планирования. В состав научного совета включаются представители Российской академии наук, отраслевых академий наук, имеющих государственный статус, руководители (представители) научных организаций, а также отдельные ученые и специалисты. Решения научного совета носят рекомендательный характер и учитываются в работе Совета Безопасности и его аппарата, а также могут быть направлены заинтересованным органам государственной власти и органам местного самоуправления.
Выводы по главе:
1. Система национальной безопасности – это открытая, целостная, объединенная на основе ценностей общества и государства совокупность субъектов специфической деятельности, выражающих интересы широкого спектра социальных общностей, классов и групп, а также соответствующих отношений, норм, культуры, которые совместно обеспечивают формирование и осуществление условий и факторов, необходимых для реализации выбранного обществом пути развития, достижение намеченных целей и решения поставленных задач. При этом национальная безопасность как система постоянно развивается под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, меняет свои количественные и качественные параметры.
2. Структура системы национальной безопасности представляет собой конструкцию взаимосвязанных компонентов: объектов; субъектов; идейно-теоретических основ и законодательных баз; органов управления функционирующих в интересах заданного уровня обеспечения национальной безопасности государства. К объектам относятся: государство, общество, человек (личность). Под субъектами понимаются государственные институты, гражданское общество и СМИ. В качестве идейно - теоретической основы функционирования системы национальной безопасности приняты стратегии (концепции, доктрины), программы, принципы и закономерности государственной политики в сфере национальной безопасности. К законодательной базе относятся федеральное, региональное и муниципальное законодательство в сфере национальной безопасности; основополагающие документы жизнедеятельности общества. Под органами управления подразумеваются законодательные, исполнительные, судебные органы власти; органы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
3. Функционирование системы национальной безопасности представляет собой сложный, системно-целостный процесс, обладающий важнейшим интегративным качеством - способностью целенаправленно воздействовать на объекты безопасности. Система национальной безопасности функционирует и развивается по определенным объективным законам, знание которых позволяет предвидеть ход ее развития и выработать научно обоснованные принципы, которые являются отражением общей практики обеспечения национальной безопасности. Принципы национальной безопасности закрепляются в федеральных, региональных, муниципальных и ведомственных нормативных правовых актах и являются своего рода руководящей основой деятельности субъектов и органов управления системой национальной безопасности.
4. Современная система национальной безопасности Российской Федерации сложилась исторически, вобрав в себя наработанные человечеством, прежде всего, мирные способы обеспечения безопасности ее объектов. Вместе с тем, эволюция развития обстановки в мире и России, в частности, по направлению взаимосвязанности, взаимозависимости потребовали комплексности в подходах к разрешению противоречий, возникающих в процессе поддержания заданного уровня безопасности. К соответствию этим требованиям, разрешению возникших противоречий и стремится созданная в России система национальной безопасности.
5. Совет Безопасности осуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам стратегии развития Российской Федерации, обеспечения защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, проведения единой государственной политики в области обеспечения национальной безопасности.
Контрольные вопросы и задания:
1. Раскройте структуру системы национальной безопасности (ответ изобразите в виде схемы).
2. Перечислите элементы системы национальной безопасности и обоснуйте их включение в ее структуру.
3. Какие основные функции выполняет система национальной безопасности Российской Федерации?
4. Что является стержнем системы национальной безопасности Российской Федерации?
5. Какие нормативные правовые документы выступают в качестве основ законодательной базы системы национальной безопасности Российской Федерации?