Функциональные основы системы
Национальной безопасности
Под функционированием системы национальной безопасности государства понимается проявление ее задач в системе отношений между структурными элементами национальной безопасности, как качественного состояния объектов безопасности. Исходя из задач, возложенных на систему национальной безопасности, выделяются следующие ее основные функции: прогностическая, информационная, воспитательная, мобилизующая, побудительная, планирования, организующая, защитно-профилактическая, управленческая и регулятивная, обеспечивающая, восстановительная, рационализаторская, мировоззренческая, культурная.Рассмотрим характеристику и назначение этих функций применительно к системе национальной безопасности Российской Федерации.
Прогностическая функцияформирует тенденции развития политических и социальных явлений в России и мире через их прогнозирование, базируясь на знаниях о сущности и структуре национальной безопасности государства и качественном состоянии ее основных элементов, а также на анализе внешних и внутренних опасностей и угроз национальным интересам; политической, морально-психологической и информационной обстановки в стране и с учетом этого вырабатывает стратегию управления позитивным воздействием на объекты безопасности в интересах достижения требуемого уровня их защиты. Итогом прогнозирования является вывод из результатов исследования глубинных связей процессов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Информационная функцияформирует у российского общества необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает его политическое образование, помогает в выборе наиболее целесообразных и эффективных форм, методов и средств деятельности сил обеспечения национальной безопасности во всех сферах безопасности государства и общества.
Воспитательная функциядает возможность сформировать человека как гражданина и патриота России, личность, полноценного члена российского общества, заинтересованного в обеспечении его безопасности.
Мобилизующая функция,отражая способность целенаправленно влиять на чувства и волю как отдельно взятого человека, так и российское общество в целом, обеспечивает реализацию эффективной деятельности субъектов и объектов безопасности путем создания мотивационного механизма, контролируя и направляя их совокупный потенциал на предоставление индивиду максимальных возможностей для удовлетворения его политических, духовных, экономических и социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью законодательных основ.
Побудительная функцияпредставляет собой раскрытие сущности и механизма воздействия системы национальной безопасности на каждый из элементов групп объектов безопасности. И если по отношению к российскому государству это воздействие имеет опосредованный характер, то по отношению к его обществу и человеку непосредственный характер. Конечный результат реализации побудительной функции - стимулирование, побуждение субъектов и объектов к добросовестному выполнению своих функциональных обязанностей по обеспечению национальной безопасности России.
Организующая функция имеет следствием своей реализации организованность и сплоченность органов управления, их способность выступать в качестве стержня системы национальной безопасности России, спаянного единством воли и действий, стремлением беспрекословно, точно и в срок выполнить требования нормативных правовых документов. В то же время данная функция обеспечивает внутреннюю упорядоченность, взаимодействие всех составных частей, процессов, объектов и субъектов в целостной системе национальной безопасности России.
Защитно-профилактическая функция предусматривает и приводит в действие социально-политические, духовно-нравственные, педагогические, психологические, организационные механизмы предупреждения и преодоления отрицательных явлений в морально-психологическом состоянии общества, активного противодействия негативному информационно-психологическому воздействию, защиты общества.
Функция планирования осуществляет выбор эффективного способа сочетания целей, сил и средств, что в процессе воздействия на объекты безопасности заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности. Цели приобретают качество решительности, осуществляется учет и оценка возможностей, а ресурсы не растрачиваются попусту.
Обеспечивающая функцияпредусматривает своевременное и качественное обеспечение сил обеспечения национальной безопасности России необходимыми высокоэффективными средствами для выполнения возложенных на них задач и объектов безопасности средствами высокоэффективной защиты.
Восстановительная функцияпредусматривает проведение мероприятий, направленных на восстановление составляющих элементов системы национальной безопасности России, подвергшихся деструктивному воздействию реализованных угроз.
Рационализаторская функция рационализирует внутренние конфликты и противоречия, возникающие как в обществе, так и в силах обеспечения национальной безопасности, предупреждает их или разрешает.
Мировоззренческая функцияспособствует выработке определенного видения действительности путем проведения в обществе государственной политики в сфере национальной безопасности.
Культурная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей общества, приобщение его к достижениям мировой культуры, возможности саморазвиваться в творчестве.
Управленческая и регулятивная функция выражает интересы и потребности различных субъектов и объектов воздействия и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия соответствующих решений. Она управляет социально-политическими процессами, протекающими в обществе, и регулирует их, используя социальные меры принуждения и защиту объектов безопасности. Формирует и закрепляет в сознании индивидов необходимые ценности, установки, цели, мотивы и нормы поведения. В простейшем виде проявляет себя, как реакция индивида, общества и государства на отраженные их сознанием опасности и угрозы национальным интересам России, реальное состояние системы национальной безопасности российского государства и способы устранения, локализации этих опасностей и угроз посредством действия всего комплекса мер: от политических, дипломатических, экономических и т.п. - до военных. И если рассмотренные выше функции, как бы подготавливали конкретную деятельность органов управления системой национальной безопасности, то эта функция реализует себя в регуляции этой деятельности и управлении ею.
Процесс функционирования системы национальной безопасности опирается на политические и доктринальные установки и положения государства в сфере национальной безопасности и включает в себя целый спектр компонентов. К ним относятся: политический, экономический, духовный, законодательный, финансово-материальный, организационно-штатный, социальный, информационный, управленческий, психологический, обеспечивающий и др.
Важным условием эффективного функционирования системы национальной безопасности является знание и творческая реализация в этом процессе определенных принципов - руководящих идей, научно-обоснованных положений и требований, на основе которых она функционирует. Своим корнями принципы функционирования системы национальной безопасности уходят в ее существенные связи и отношения этого процесса, являются отражением его закономерностей. Будучи закрепленными в соответствующих ведомственных, региональных, государственных и международных нормативных правовых актах, они выступают как всеобщие обязательные требования, указывающие основные направления практической деятельности субъектов безопасности и органов управления в системе национальной безопасности.
Эти принципы выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации (систематизации, регуляции) деятельности субъектов безопасности и органов управления, ограничивая ее определенными нормативными правовыми рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике обеспечения национальной безопасности и, таким образом, способствуют ее развитию. Основные из этих принципов следующие:
объективность оценки обстановки, уровня защищенности объектов; необходимость видеть жизнь такой, какой она есть на самом деле, не искажать ее, не выдавать желаемое за действительное, не приукрашивать и не очернять;
организация функционирования системы национальной безопасности в тесной и неразрывной связи с другими системами государства (в первую очередь, политической системой общества);
непрерывность функционирования системы национальной безопасности, постоянное воздействие на ее объекты;
целеустремленность функционирования, нацеленность на решение конкретных задач в сфере национальной безопасности, выявление и преодоление существующих противоречий в интересах повышения уровня защищенности объектов национальной безопасности;
дифференцированный подход к объектам национальной безопасности;
единство, согласованность и преемственность в осуществлении воздействий на объекты системы национальной безопасности, сочетание в этом процессе исторического и логического, рассмотрение его в динамике, развитие с учетом современных реалий и исторического опыта.
приоритетность рассмотрения органами управления сил и средств обеспечения национальной безопасности не только в виде «эффективного», «дешевого», «самостоятельного» оружия, предназначенного для позитивного воздействия на объекты, но и как сил и средств, достаточных и наиболее приемлемых для решения стратегических задач в сфере национальной безопасности;
централизм, выражающийся в едином руководстве всеми силами и средствами обеспечения национальной безопасности;
единство политического и военного руководства;
государственно-политический и общественный контроль за осуществлением процесса функционирования системы национальной безопасности;
пролонгированность заблаговременного начала (задолго до начала непосредственного воздействия угрозы на объект безопасности) и отсроченного (после воздействия угрозы на объект безопасности) завершения позитивного воздействия на объекты безопасности;
массирование усилий путем применения всех имеющихся в наличии форм, методов, сил и средств обеспечения национальной безопасности на всех уровнях их использования для достижения целей и решения поставленных задач.
Таким образом, процесс функционирования системы национальной безопасности можно интерпретировать с помощью следующих основополагающих суждений.
1. Система национальной безопасности представляет собой структурную целостность, единство функционирования ее подсистем. Эти подсистемы в обобщенном виде включают вышеназванные основные структурные элементы системы национальной безопасности и являются ее своеобразным фундаментом, базовым основанием.
2. Подсистемы системы национальной безопасности определенным образом связаны между собой, структурно организованы. Между ними существуют разнообразные (внутрисистемные) связи и отношения. Они имеют различный характер координации («горизонтальные») и субординации («вертикальные»). Многие связи, к примеру, структурные, функциональные и другие имеют принципиально скоординированный характер, поскольку в большинстве из них доминирующая роль принадлежит индивиду, социально-политическим отношениям. В то же время эти подсистемы находятся в субординационных отношениях с органами управления (организационно-управленческой подсистемой).
3. Система национальной безопасности является специфической частью системы более сложного порядка - политической системы государства и испытывает воздействие всех тех позитивных и негативных изменений, которые происходят в политике, обществе, государстве и мире. Вместе с тем, и сам процесс функционирования системы национальной безопасности оказывает существенное воздействие на надсистему, а конкретно - на протекающие в обществе и государстве политические, экономические, социальные, духовные и другие процессы. Таким образом, она существует и функционирует не просто сама по себе, а лишь в тесном взаимодействии с другими, более или менее сложными системами, испытывая при этом влияние всех других сфер общественного бытия.
4. Система национальной безопасности способна сохранять устойчивость под воздействием внутренних (внутрисистемных) и внешних (внесистемных) факторов и условий, адаптироваться к изменению политической, военной, морально-психологической, информационной и иной обстановки. Однако это возможно только в том случае, когда внешние и внутренние условия и факторы не превышают меры содержащегося в них деструктивного для системы потенциала. В противном случае функционирование системы может превратиться в хаотический, неуправляемый процесс ее деградации. Способность адаптации системы национальной безопасности к изменяющимся условиям политической и общественной жизни также имеет свои «границы». Они сохраняются до тех пор, пока не наступают радикальные перемены в политико-идеологической ориентации государства и общества, не происходит смена социальных и духовных ценностей (например, как это было в 1991 г. в СССР и России).
5. Главный системообразующий признак системы национальной безопасности - деятельностный. Это сообразуется с современной тенденцией постановки вопроса о человеке, как главном субъекте всех политических и социальных преобразований, отношений и деятельности. Процесс функционирования системы национальной безопасности имеет свои разнообразные системные свойства и качества. Они возникают в результате структурного взаимодействия ее подсистем, компонентов и элементов, воздействия на них внешних факторов и условий. Одним из главных системных качеств является оптимальность процесса функционирования системы, как результат согласования целей, задач, сил и средств обеспечения национальной безопасности.
6. Процесс функционирования системы национальной безопасности обогащает (и формирует) свое содержание на основе исторической преемственности, вбирая в него все положительное из прошлого исторического опыта, «отсекая» все негативное, постоянно обращаясь к исторической и современной практике. В этом плане этот процесс относится к процессам открытого типа, которые характеризуются тесной связью с окружающей средой, способностью аккумулировать в своем содержании наиболее значимые для них элементы этой среды, саморегулироваться и самоорганизовываться.
7. Система национальной безопасности имеет конкретное функциональное назначение - обеспечить заданный уровень безопасности объекта, соответствующий изменившимся политическим, социально-экономическим и духовным ценностям общества и направлена на формирование его способности и готовности защитить свои национальные интересы, сообразуясь с обстановкой в мире и возможностями государства. Функционирование системы национальной безопасности представляет собой сложный, системно-целостный процесс, обладающий важнейшим интегративным качеством - способностью целенаправленно воздействовать на объекты безопасности. Процесс функционирования системы национальной безопасности можно выразить следующим алгоритмом: С - О - Ц - Ср/Сп - Р, где С - субъект воздействия, О - объект воздействия, Ц - цель воздействия, Ср/Сп средства и способы воздействия, Р - результат.
8. Национальная безопасность представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, взаиморасположение которых придает ей конкретную структуру. Важнейшей чертой данной системы выступает целесообразность ее функционирования, поскольку именно система национальной безопасности оказывает необходимое влияние на уровень безопасности ее объектов и обеспечивает процесс развития безопасности государства. Обладая такой специфической существенной чертой, как саморазвитие, система национальной безопасности, как и любая система, подвержена процессам взаимодействия, размежевания, управления и т.д., которые развиваются в интересах реализации ее функций и достижения поставленных целей. Это - одно из объективных условий функционирования и развития национальной безопасности, как системы. Формой, в которой это развитие и управление осуществляются, является человеческая деятельность.
9. Все условия и факторы, обуславливающие процесс функционирования системы национальной безопасности, условно можно разделить на инвариантные и вариативные.
Инвариантными выступают такие условия и факторы, которые предопределяют любую деятельность и в этом смысле являются относительно устойчивыми, постоянными. К ним относятся такие элементы воздействия, как разновидность деятельности субъекта; объект воздействия (объект, группа объектов, категория объектов); цель воздействия (долговременная, краткосрочная, главная, второстепенная и т.п.); средства и способы воздействия; успех или неуспех в достижении результата.
Вариативными условиями и факторами являются будущие, прошлые и непосредственные условия. Вариативными они выступают потому, что находятся в постоянном изменении, динамике, иногда меняются на прямо противоположные.
Инвариантные и вариативные факторы предопределяют деятельность субъектов системы национальной безопасности в том смысле, что именно они могут или способствовать воздействию, или разрушать его механизм через изменение или несовпадение его элементов: потребностей, интересов, ценностей, мотивов, установок.
10. В процессе своего функционирования система национальной безопасности государства, как и любая система, реально отвечает на внешние по отношению к ней импульсы воздействия, различные виды и формы экспансии выдавая на выходе:
замыслы, программы и планы конкретных действий субъектов безопасности, формирования необходимых отношений, создания соответствующих сил, средств и способов, которые отвечают требованиям обеспечения национальной безопасности;
конкретные операции и деятельность субъектов системы национальной безопасности;
импульсы обратной связи, учет изменяющейся совокупности ситуаций, которые являются фактором развития экспансий в государство, в структуру всей палитры общественных отношений, которые отражают характер жизнедеятельности общества, государства, народов его населяющих.
11. Система национальной безопасности Российской Федерации функционирует в четырех режимах, действующих в общегосударственном, региональном или отраслевом масштабах: мирного времени; повышенной готовности; чрезвычайного положения; военного времени.
Режим мирного времени - это нормальное функционирование системы национальной безопасности в условиях отсутствия непосредственного воздействия угроз национальным интересам России или их практической нейтрализации.
Режим повышенной готовности - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз, требующих их пресечения.
Режим чрезвычайного положения - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих их локализации и устранения. Данный режим регулируется ФКЗ от 30.05.2001 № 3-ФКЗ. «О чрезвычайном положении». В режиме чрезвычайного положения вводятся определенные ограничения на деятельность субъектов и объектов системы.
Режим военного времени - это функционирование системы национальной безопасности при наличии угроз национальным интересам России, требующих их отражения и уничтожения. Данный режим регулируется ФКЗ от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении».