Глава 3. российская цивилизация и национальный
Интерес как объекты национальной безопасности
Учебные вопросы.
3.1. Российская цивилизация как объект национальной безопасности.
3.2. «Национальный интерес» - стержневая категория теории национальной безопасности.
3.3. Национальные интересы Российской Федерации и ее стратегические национальные приоритеты.
Российская цивилизация как объект
Национальной безопасности
Быть русским - значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время - указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов, и требовать для этого дара свободы и самостоятельности на земле. Быть русским - значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любовию принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским - значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу... Без веры в Россию нам не возродить ее. Так писал великий русский философ - Иван Ильин.
На проблему российской цивилизации в отечественной науке существует три точки зрения.
1. Западники (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, П.В. Анненков и др.) и марксисты, исходят из однолинейности мировой истории (т.е. все страны, в том числе и Россия, проходят одни и те же стадии развития и один и тот же путь). Особенности русской истории происходят из-за отсталости России от Запада, т.к. на определенном этапе ее развития произошла «задержка» (например, С.М. Соловьев называет причиной неблагоприятные внешние условия), но в целом, по их мнению, Россия повторяет путь западных стран.
2. Славянофилы (Н.Я. Данилевский и его последователи) исходят из многолинейности исторического развития: история мира,- совокупность историй ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых развивает какую-либо сторону человеческой истории. Данилевский писал, что прогресс - не идти в одном направлении, а проходить равные расстояния. Славянскую цивилизацию он называл «объединительной цивилизацией», развивающей политические, культурные, религиозные и экономические начала.
3. П.Н. Милюков и его сторонники пытались примирить первые две точки зрения, считая, что на историю любой страны влияют следующие условия: внутренняя тенденция развития (придает сходство развитию разных стран); особенности материальной среды (разнообразие); влияние отдельных личностей (случайность).
В научной и учебной литературе выделяют следующие особенности «русской цивилизации»:
содержательное мессианство (бытие ради реализации замысла Бога);
вера как главная опора характера русского народа;
верность традиции и истории (верность устоям, преданию, шествие «путями святых богоносных отцов»),
концептуальная идея правды, истины и справедливости (русская идея)
соборность (целостность, народной, общественной, и государственной жизни),
жертвенность, самоотдача и альтруизм;
созерцательность, духовность и эсхатологическая парадигма мышления;
готовность к самоосуждению, раскаянию, преувеличение своих слабостей и ошибок;
державность, государственность (государство как ценность).
Видный русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе А. Солженицын писал: «Отсюда и пословицы (жизненные правила! законы поведения), подобные таким: «бедность - не порок»; «покорись судьбе - и беда покорится»; «больше горя - ближе к Богу»; «терпение лучше спасения».
Российская цивилизация с момента своего возникновения вобрала в себя огромное религиозное и культурное многообразие народов, нормативно-ценностное пространство бытия, которых не способно было к самопроизвольному сращиванию, к синтезу в универсальном для евразийского ареала единстве. Православие было духовной основой русской культуры, оно оказалось одним из факторов становления российской цивилизации, но не её нормативно-ценностным основанием. Среди факторов, оказавших особое влияние на характер русской цивилизации, как правило, выделяют следующие.