Как категории теории национальной безопасности
Стабильная, а значит, в какой-то мере «застрахованная» от непредвиденных потрясений система национальной безопасности – мечта любого государства.
В Словаре терминов по национальной безопасности стабильность – свойство системы, позволяющее ей сохранять свои базовые, качественные характеристики. Авторы Словаря основных понятий и определений «Геополитика и национальная безопасность» выделяют элементы (субъекты), баланс их интересов и отсюда определяют стабильность общественной системы. Социальные группы объединяют индивидов по одному или нескольким существенным признакам (социальным, национальным, религиозным, культурным). Группы аккумулируют и отстаивают интересы своих участников, как по степени влияния на систему в целом, так и по роли в ней. Отношения между группами определяются совпадением (параллельностью), противостоянием или пересечением интересов. При балансе интересов в пользу их совпадения отношения между социальными группами образуют равновесие, обеспечивающее стабильность, необходимую для сохранения системы. При перевесе противостояния интересов равновесие нарушается. Соответственно под угрозой оказывается стабильность. Таким образом, по мнению авторов, стабильность создает «баланс интересов».
Наиболее часто в научной и учебной литературе встречается использование системного подхода, который рассматривает стабильность системы, как часть надсистемы. Применительно к системе национальной безопасности этот подход применим, если ее рассмотреть как подсистему политической системы государства. В этом случае понятие «стабильность» имеет достаточно широкое содержание и рассматривается как устойчивое состояние, постоянство каких-либо процессов, складывающихся под воздействием целенаправленных мер упрочения, стабилизации. Т.е. стабильность – это система связей между различными элементами системы, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовать возложенные на нее функции.
Из приведенных определений мы видим, что стабильность – понятие поликомпонентное, чаще всего употребляется для фиксации способности осуществлять изменения в рамках своих структур. Последние тоже могут меняться, но уже в рамках иерархического соотнесения.
Вместе с тем, множество точек зрения по проблеме – не всегда хороший признак. В нашем случае различное отношение к проблеме стабильности во многом является следствием нечеткости понятийного аппарата. Как результат, ученые и органы управления системой национальной безопасности вкладывают в одну и ту же категорию, различный, порой диаметрально противоположный смысл.
Что же понимать под стабильностью в теории национальной безопасности? Стабильность – одно из тех многих иностранных слов, которые, переселившись в русский язык, постепенно обрели тут свое значение, все дальше и дальше отходящее от оригинала. Стабилизация (от лат. Stabilis – устойчивый) – приведение в устойчивое состояние; поддержание постоянства каких-либо величин равномерности, ритмичности каких-либо процессов, устойчивости свойств. В современной ее интуитивной русскоязычной трактовке стабильность – не неизменность, иначе говоря, новая категория вряд ли бы прижилась. Напротив, стабильность решительно связана с динамикой, с возможностью или даже неизбежностью перемен, хотя и предполагает высокую степень их упорядоченности. Стабильность – не просто устойчивость, пишет профессор С. Комаров, мчащийся во Вселенной мертвый метеорит куда как устойчив и при этом неизменен в своем стремительном движении. Стабильность и не простота: никто не скажет про булыжник, что тот стабилен, хотя камню явно присуща чрезвычайно высокая по меркам человеческой жизни степень постоянства.
Итак, стабильность:
это описание некоего состояния, по природе своей достаточно сложного, неоднозначного, динамичного, требующего оценки его не по отдельным параметрам, пусть даже и очень большим их числом, но взаимосвязью таких параметров;
притом состояния не любого объекта, но некоторой системы, внутренне достаточно сложной для того, чтобы допускать возможность ее дестабилизации (что возможно только в системе);
притом не любого состояния этой системы, а только такого или таких, которые связаны с природой данной системы, с ее внутренним порядком, с его поддержанием или угрозами ему, а тем самым и системы в целом.
Таким образом, применительно к системе национальной безопасности стабильность – это динамичное состояние, которое при изменении внешних и внутренних воздействий позволяет системе национальной безопасности сохранять свои основные качественные и количественные параметры в установленных пороговых пределах. Стабильность – это когда объект безопасности способен распоряжаться временем, а не время – объектом.
Можно выделить три уровня стабильности системы национальной безопасности.
Первый уровень - стабильность политической и государственной власти (относительная продолжительность ее существования, неизменность основного состава).
Второй уровень – стабильность политического режима (сохранение действующей политической системы, эволюционный характер политических изменений, отсутствие политического насилия).
Третий уровень - стабильность общности, народа (сохранение территориальной целостности государства, обеспечение личной безопасности и благосостояния его граждан, улучшение охраны окружающей среды, поддержание демографического баланса и др.).
Под устойчивостью функционирования объектов системы национальной безопасности понимают способность этих объектов выполнять свои функции в условиях воздействиям угроз.
Факторы, влияющие на устойчивость объектов:
регион размещения, присущие данной местности опасности и угрозы;
метеорологические особенности региона;
социально-экономическая ситуация в регионе и государстве в целом;
условия размещения объекта, рельеф местности, характер застройки, насыщенность транспортными коммуникациями, наличие потенциально опасных предприятий радиационного, химического, биологического и взрывоопасного характера;
внутренние условия: численность работающих, уровень их компетентности и дисциплины; размеры и характер объекта, выпускаемая продукция; характеристика зданий и сооружений; особенности производства, применяемых технологий и материальных веществ; потребность в основных видах энергоносителей и воде, наличие своих ТЭЦ (котельных); количество и суммарная мощность трансформаторов, газораспределительных станций (пунктов); система канализации и т.д.
Оценка устойчивости объектов системы национальной безопасности к воздействию поражающих факторов заключается в:
выявлении наиболее вероятных опасностей и угроз;
анализе и оценке характеристик поражающих факторов;
определении характеристик объекта и его элементов;
определении предельных значений поражающих параметров;
определении основных мероприятий по повышению устойчивости функционирования объекта в условиях воздействия поражающих факторов.
Защищенность объекта системы национальной безопасности - способность объекта противостоять угрозам с сохранением возможности выполнять свои основные функции и задачи в штатных и нештатных ситуациях. Защищенность можно оценить показателями двух свойств объекта: целостности и уязвимости.
Целостность - свойство защищенности, характеризующее ее соответствие требованиям, установленным в нормативной и организационно-распорядительной документации на объект. Показатели целостности: полнота выполнения установленных мероприятий по защите объекта от опасностей и угроз; уровень квалификации персонала, задействованного в мероприятиях по обеспечению защиты объекта; полнота оснащенности и техническое состояние средств защиты. Показатели целостности – это качественные показатели защищенности объекта безопасности.
Уязвимость - свойство защищенности, характеризующее ее недостатки в способности противостоять установленным для объекта защиты угрозам. Показатели уязвимости. Уязвимость оценивается по качественному и количественному показателям. Качественный показатель – возможность воздействия угрозы. Количественный показатель – вероятность того, что угроза сможет преодолеть барьеры защиты (средства и силы защиты) и достичь интересующий ее объект безопасности.
Ущерб – это результат изменения состояния объекта системы национальной безопасности, выражающийся в нарушении целостности или ухудшения других свойств; фактические или возможные экономические, социальные и др. потери, возникающие в результате каких-либо деструктивных событий. Основными видами ущерба являются:
внешне- и внутриполитические последствия (снижение доверия к государственным институтам, рост социальной напряженности в обществе и др.);
военно-политические;
социально-экономические (утрата какого-либо вида собственности, затраты на переселение людей, выплата компенсации пострадавшим, упущенная выгода, нарушение процесса нормальной хозяйственной деятельности, ухудшение условий жизнедеятельности людей и др.);
экологические ухудшение природной среды и затраты на ее восстановление, потеря хозяйственной ценности территорий и т.д.;
медико-биологические (сокращение средней продолжительности жизни утрата здоровья, жизни и т.д.).
Понятие ущерба есть количественная величина, которая должна представляться в числовом выражении. Иными словами, ущерб – это оцененные последствия. Различают прямой, косвенный, полный и общий ущерб. Под прямым ущербом понимаются потери и убытки объекта, вследствие воздействия поражающих факторов. Косвенный ущерб - это потери, убытки и дополнительные затраты, которые понесут объекты, не попавшие в зону действия поражающих факторов. Полный ущерб является суммой прямого и косвенного ущербов, а также затрат на ликвидацию последствий воздействия поражающих факторов. Он определяется на конкретный момент времени и является промежуточным по сравнению с общим ущербом, который определится количественно в отдаленной перспективе.
Если рассматривается гипотетическое событие, то об этих видах ущерба говорят как о предполагаемых. Если речь идет о мерах защиты и оценке эффективности соответствующих затрат, то все виды ущерба будут называться предотвращенными.
Выводы по главе:
1. В настоящее время произошло существенное расширение научных представлений о категориях «безопасность», «государственная безопасность», «национальная безопасность». При этом в принципиальных вопросах при определении понятия «безопасность» речь по-прежнему идет либо о способности (иногда свойстве, качестве) какой-либо системы противостоять воздействию деструктивных факторов, либо о состоянии объекта безопасности, характеризующегося защищенностью от опасности и угрозы или отсутствием самой возможности разрушительного воздействия.
2. Сегодня как в российской, так и зарубежной политике и науке отсутствует единое концептуальное видение сущности и содержания основной категории теории национальной безопасности – «безопасность». В силу этого явно возрастает роль субъективного фактора в процессе формирования и функционирования системы обеспечения национальной безопасности России.
3. Национальная безопасность - многогранное явление, имеющее в отечественной науке и практике неоднозначное толкование в силу заимствования его наименования из западного лексикона, которое должно рассматриваться: во-первых, как часть общего явления безопасности, являющегося неотъемлемым условием существования личности, общества и государства и позволяющего сохранять накопленные ценности; во-вторых, в рамках всей совокупности входящих в государство наций и национальных групп.
4. В широком плане опасность – это возможные или реальные явления, события и процессы, способные нанести ущерб или уничтожить индивида, социальную группу, народ, общество, государство и человечество в целом, нанести ущерб благополучию, разрушить материальные, духовные или природные ценности, вызвать деградацию, закрыть путь к развитию науки в целом. В узком плане опасность - это свойство элементов системы «субъект-объект», способное причинять ущерб объектам безопасности. Воздействия, способные вызывать негативные нарушения в функционировании объекта системы национальной безопасности называются опасностями. Результатом появления опасности может быть какой-либо ущерб, ухудшающий состояние объекта и/или условия его жизнедеятельности, а также придающий его развитию нежелательные динамику (характер, темпы) или параметры (свойства, формы и т.д.).
5. Сущность категории «угроза» в науке и законодательстве трактуется двояко: во-первых, как способ нарушения безопасности объекта, во-вторых, как возможная опасность нарушения безопасности объекта. В первом аспекте угроза имеет следующие значения: действия, способ совершения действия, способ причинения ущерба. Во втором - термин «угроза» используется в составах создания опасности в качестве определенной разновидности действий по нарушению безопасности объекта. При этом с точки зрения объективно-субъективной связи угроза представляет собой совокупность двух компонент: во-первых, это субъективные намерения, Во-вторых, это объективные возможности причинить ущерб. Применительно к теории национальной безопасности в качестве намерений выступают замыслы субъектов, направленные на причинение ущерба объектам безопасности. В качестве возможностей можно рассматривать наличие у этих субъектов сил и средств, необходимых для реализации этих замыслов.
В настоящее время на Западе в теории и практике решения проблем национальной безопасности, стремясь отойти от военного наполнения понятия «угроза», стали более активно использоваться и такие понятия, как «вызов» и «риск». Они обозначают возможность какой-либо страны, группы стран или явлений угрожать («угроза»), противостоять («вызов») или каким-либо образом мешать («риск») достижению целей обеспечения национальной безопасности.
5. Любую угрозу характеризуют, по крайней мере, четыре важнейших существенных признака. Во-первых, она есть наивысшая степень превращения возможного ущерба в действительность. Во-вторых, угроза – это намерение одних субъектов причинить ущерб другим (объектам безопасности). В-третьих, это демонстрация готовности совершить насилие для причинения ущерба. В-четвертых, это динамически возросшая опасность.
6. Категории «стабильность», «устойчивость», «защищенность», «ущерб» в теории национальной безопасности применяются для оценки степени воздействия деструктивных факторов в виде опасности и угрозы на систему национальной безопасности в целом или ее объекты, в частности.
Контрольные вопросы и задания.
1. Раскройте методологические подходы к категории «безопасность» и дайте им сравнительную оценку.
2. Как трактуется в отечественном законодательстве категория «национальная безопасность» и в чем ее отличие от категории «государственная безопасность»?
3. Раскройте природу категорий «опасность» и «угроза», соотнесите эти категории между собой.
4. Что представляет собой стабильность и устойчивость системы национальной безопасности государства?
5. Охарактеризуйте свойства объекта национальной безопасности через категории «защищенность» и «ущерб».