Введение в теорию национальной безопасности
Теория национальной безопасности является современным, междисциплинарным направлением фундаментальной науки, которая изучает состояние защищенности национальных интересов человека (личности), общества и государства от различных опасностей и угроз. Фундаментальные исследования в этой области позволяют научно обосновать принципы, формы, методы и средства их парирования.
Многообразие областей, в которых возникают опасности и угрозы человеку (личности), обществу и государству, существенные различия в источниках и причинах, которые их порождают, и в самом характере их проявления вызвали необходимость проведения очень разных по своему содержанию специальных исследований, которые позволяют в XXI веке вырабатывать адекватные меры обеспечения безопасности человека (личности), общества и государства.
Если обратиться к истории человечества, то можно сказать, что проблемой безопасности общество озаботилось еще до наступления нашей эры. Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель и другие мыслители древнего мира практически в каждом своем труде, так или иначе, затрагивали проблему обеспечения безопасности человека и общества, но в первую очередь – государства. Теории безопасности того периода были направлены на обеспечение защиты личной безопасности представителей власти и расширения границ государства. Так, например, Платон в трактате «Законы» писал, что вражда существует не только вовне: государства с государством, человека с человеком, но и внутри государства и человека, и определял цель государства в обеспечении внутреннего мира (прежде всего, необходимо победить самого себя). Великий Конфуций, выступив против царившего хаоса, выдвинул идею социальной гармонии, опирающуюся на авторитет мудрецов и правителей глубокой древности, пиетет перед которыми стал постоянно действующим импульсом духовной и общественной жизни Китая. В «Луньюе» изложены его идеи об идеале совершенного человека (цзюнь цзы), где личность рассматривается как самоценная. Он создал программу совершенствования человека с целью достижения духовно развитой личности в ладу с Космосом.
Наиболее активно теория безопасности стала развиваться после окончания эпохи Средневековья. В этот период в трудах Т. Гоббса, Б. Спинозы, Н. Макиавелли, И. Канта, Г. Гроция, Ж.-Ж. Руссо и др. были с научных позиций рассмотрены категориально-понятийный аппарат теории безопасности, в частности, непосредственно, что такое «безопасность», а также сущность и причины возникновения опасностей и угроз безопасности. Например, Т. Гоббс, описывая проблему появления государства, а также генезис социального явления безопасности, выявил диалектическое единство и взаимную обусловленность безопасности человека, общества и государства. Б. Спиноза безопасность рассматривал как состояние спокойствия, появляющееся в результате реальной физической или моральной опасности. Н. Макиавелли вопросам обеспечения безопасности посвятил свой нетленный научно-практический труд «Государь»: «Государя подстерегают две опасности: одна - изнутри, или со стороны подданных, другая извне - от сильных соседей. С внешней опасностью можно справиться при помощи хорошего войска и хороших союзников». И. Кант считал, что система наций-государств и главенствующие национальные интересы могут быть перестроены с помощью просвещенного политического порядка - республиканской конституции, федеральной государственной системы всемирного гражданства - для создания человеческого сообщества. Г. Гроций описывая международную политику в терминах сообщества государств, заявлял, что государства не задействованы в простой борьбе, как гладиаторы на арене, но ограничены в своих конфликтах друг с другом общими правилами и институтами. Французский философ Ж.-Ж. Руссо в теорию развития общества ввел понятие «народный суверенитет», который «защищает и ограждает всею общею силою личность и имущество каждого из членов ассоциации».
Однако следует отметить, что в силу определенных объективных и субъективных обстоятельств полученные научные результаты в сфере обеспечения безопасности, особенно внутренней, не поощрялись властью, так как предлагаемые учеными рекомендации, в первую очередь касались модернизации самой власти, причем в том направлении, которое ее не удовлетворяло. Наиболее активно теория национальной безопасности стала разрабатываться во многих странах мира после окончания Второй мировой войны, начиная с середины 40-х годов ХХ века.
Многоплановость понимания категории «безопасность», охватывающей все основные сферы воздействия на нее, а также формы, методы, средства и способы ее обеспечения предопределили междисциплинарный комплексный характер фундаментальных проблем, требующих научного исследования и изучения их в учебной практике. Проблемы безопасности, отмечает профессор М.А. Гареев, сегодня познаются и решаются многими гуманитарными (общественными), естественными, техническими науками и военной наукой. Каждая из этих научных отраслей знания и соответствующих им учебных дисциплин имеет свою научную и учебную проблематику по вопросам безопасности.
Одной из самых древних наук, исследующих источники и причины возникновения опасностей и угроз для жизни человека, и вырабатывающей методы и средства борьбы ними является медицина. С появлением орудий труда и средств производства на повестку дня вышел вопрос анализа опасностей и угроз, которые они несут для человека и общества. Так на свет появились направления науки, исследующие безопасность жизнедеятельности, безопасность в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте, в энергосистемах, а также противопожарная, химическая и т.п. безопасность. Эти вопросы изучаются в рамках многих технических и технологических наук. В дальнейшем познание человеком природы дало жизнь наукам, связанным с исследованием в т.ч. опасностей и угроз, которые порождает сама природа. В их числе сейсмология и вулканология, метеорология, океанология, радиология, теория радиационной безопасности и ряд других аналогичных наук. Сегодня все большее внимание уделяется экологии, которая выявляет опасности и угрозы, проистекающие из все более интенсивного воздействия человека и общества на природу. Опасности и угрозы, обусловленные спецификой социального бытия, особенностями общественных и политических отношений, выявляются различными социальными и политическими науками. Ими же вырабатываются и соответствующие рекомендации по обеспечению политической, в частности - государственной, общественной, гуманитарной, а также и военной безопасности. Экономические науки, юридические науки, теория международных отношений, информатика, культурология, конфликтология, военная теория и специальные дисциплины с разных сторон обращены к этим проблемам и фактически выступают как направления теории национальной безопасности. Связано это с тем, что только ученые, практики и преподаватели, специализирующиеся в соответствующих конкретных отраслях науки и учебных дисциплинах, могут глубоко и профессионально исследовать социально-политические, технические, экономические, экологические, технологические, информационные и другие проблемы безопасности человека (личности), общества и государства.
В этой связи возникают вопросы:
1. Нужна ли и возможна ли наряду с существующими общепризнанными науками еще одна наука - теория национальной безопасности?
2. Если да, то, какое место она могла бы занять в существующей системе научных знаний и в частности по отношению к упомянутым специальным разработкам конкретных наук по вопросам безопасности?
3. Какие задачи могла бы решать теория национальной безопасности?
Для ответа на эти вопросы следует:
Во-первых, отказаться от понимания теории национальной безопасности как интегральной теории, рассматривающей все виды опасностей и угроз и объединяющей все стратегии, концепции и доктрины безопасности, разрабатываемые в других науках. Эти виды настолько многочисленны и различны по сущности и характеру, что сложение знаний о них в одну науку неизбежно окажется искусственным. Отражающие их названные выше науки глубоко различаются и по предмету, и по методам познания, и по получаемым результатам. Невозможно простым суммированием объединить разделы медицины и экономических наук, политологию и экологию, юридическую и военную науки, теорию безопасности труда и безопасности государства и т.д.
Во-вторых, не рассматривать теорию национальной безопасности как особую универсальную науку, вскрывающую общие закономерности и вырабатывающую единые принципы и законы обеспечения безопасности в любой области действительности или жизнедеятельности человека (личности), общества и государства. Условия и факторы, действующие в этих областях настолько различны, что какие-либо общие закономерности и вытекающие из них единые рекомендации едва ли могут выйти за рамки тривиальных идей и требований. В связи с этим было бы нелепо из таких рекомендаций конструировать универсальные законы обеспечения безопасности человека (личности), общества и государства.
В-третьих, понять, что с точки зрения предметно-проблемной классификации теоретических знаний вполне правомерна научная, учебно-методическая и практическая необходимость разработки и существования теории национальной безопасности. Это является отражением одной из закономерностей развития научных знаний вообще, когда проблемная классификация приводит к образованию ряда комплексных наук (метанаук), в которых скооперированы идеи и методы различных теорий и наук, как, скажем, в конфликтологии скооперированы соответствующие разделы социологии, психологии, политологии, экономики, права и др.
Для научного познания и практического решения проблем национальной безопасности последнее особенно актуально, ибо до сих пор многие важные вопросы безопасности исследовались, изучались и практически решались в отрыве друг от друга, что нанесло в прошлом и продолжает наносить сегодня огромный ущерб рациональному и эффективному обеспечению национальной безопасности. Поскольку для государства, общества и человека (личности) особый, обостренный интерес вызывают вопросы опасности и безопасности, порожденные самим обществом, социальными и политическими отношениями, то теория национальной безопасности ставит эти вопросы, выделяя в первую очередь их философский, социологический и политологический аспекты. Рассмотрение их в самом общем виде стимулирует дальнейшие, более специализированные, углубленные исследования по видам безопасности.