Глава 1. Теория национальной безопасности

М.Ю. ЗЕЛЕНКОВ

ОСНОВЫ ТЕОРИИ

НАЦИОНАЛЬНОЙ

БЕЗОПАСНОСТИ

Учебник

МОСКВА–2015

Глава 1. Теория национальной безопасности - student2.ru

З–48

Зеленков, М. Ю. Основы теории национальной безопасности/ М.Ю. Зеленков. – М.: , 2015 – 253 с.

В учебнике излагаются основные положения курса «Основы теории национальной безопасности», изучаемого в высших учебных заведениях, на курсах повышения квалификации руководящих работников и государственных служащих. Автор стремился учесть те новые требования, которые предъявляет к теории национальной безопасности современная международная обстановка, порожденные ею опасности и угрозы национальной безопасности Российской Федерации.

В учебнике отражен опыт изучения теории и практики обеспечения национальной безопасности, накопленный как в зарубежной, так и отечественной научной и высшей школе, а также ранее подготовленных научных и учебных изданий по данной проблематике.

При написании работы использован широкий круг оригинальной мировой литературы, а также практика многих иностранных государств, международных, региональных и национальных организаций по обеспечению безопасности человека (личности), общества и государства.

Книга рассчитана на студентов, магистрантов и аспирантов высших учебных заведений, а также на всех интересующихся и изучающих проблему теории национальной безопасности.

Рецензенты: доктор философских наук, профессор А.Н. Скалепов, доктор политических наук, доцент А.В. Чаевич, доктор политических наук, старший научный сотрудник Проворов М.Д., кандидат политических наук М.М. Донцова, кандидат юридических наук, доцент Мацкевич О.В.

ã М.Ю.Зеленков, 2015

Введение

Сегодня, по истечении почти четверти века после распада СССР на планете Земля произошли глубинные изменения, но мир так и не наступил: пылает Северная Африка, Центральная Азия и Ближний Восток, вооруженные конфликты пришли на Северный Кавказ и в Европу (бывшая Югославия, Украина, и др.). США как мировой лидер продолжает размахивать «силовой дубинкой» и учить всех жить по американским законам и ценностям. Выступление президентов Российской Федерации и США на 70-й Генеральной ассамблее ООН 28 сентября 2015 г. показало, что международное сообщество пока еще не в состоянии выработать всеобъемлющую стратегию политической стабилизации и социально-экономического восстановления. Это требует от политической власти в России поиска новых подходов к обеспечению ее национальной безопасности, выбора в этом процессе адекватных угрозам и вызовам средств и сил их парирования.

Начиная с 1990 г., теория национальной безопасности в отечественной науке прошла этапы рождения, юности и сегодня вступила в фазу зрелости. Произошло существенное углубление и уточнение категориально-понятийного аппарата, сил, средств, форм, методов, путей и способов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Но этот процесс далеко еще не закончен, продолжаются интенсивные поиски и исследования, призванные вскрыть еще глубже и полнее проблемы теории националь­ной безопасности, выработать наиболее оптимальные и эффектив­ные способы их практического разрешения.

Как политикам, так и ученым уже стало понятно, что процесс обеспе­чения национальной безопасности России оказался весьма сложным и нелегким. Динамично развивающаяся международная обстановка заставила их гораздо шире взглянуть на вновь появляющиеся проблемы, значительно расширить круг яв­лений и сферы жизни, которые они охватывают. Уже очевидно, что процесс обеспечения национальной безопасности не ограни­чивается только военной сферой, а охватывает буквально все стороны жизнедеятельности общества. Достаточно противоречивы сегодня опасности и угрозы, которые существуют в мире, а также их источники. Надежды, выз­ванные окончанием противоборства двух социальных систем, «хо­лодной войны» между ними, не оправдались. Мир не стал более безопасным. Он все еще полон противоборствующих тенденций, острых противоречий, многообразен и динамичен. Все это приводит к мысли, что об­щество нуждается в целостной, научно обоснованной системе теоретических знаний и правовых норм, необходимых для построения эффективной системы национальной безопасности России.

Цель учебника ознакомить студентов и всех интересующихся теорией национальной безопасности с ее основами, новыми научными направлениями и идеями, а также вариантами их практической реализации. Оно ориентировано на реальные потребности будущих высокопрофессиональных специалистов.

Материал учебника изложен на базе основных отечественных и зарубежных концептуальных и нормативных правовых документов в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Устав ООН, Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности», Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года и другие.

В соответствии с поставленной целью материал сгруппирован в два разде­ла, каждый из которых посвящен анализу наиболее важных, отно­сительно самостоятельных проблем. Как сами разделы, так и главы внутри них расположены так, чтобы изложение содержания книги шло от более общих проблем к менее общим, а через них к частным проблемам теории национальной бе­зопасности. Первый раздел посвящен методологическим основам теории национальной безопасности, второй раздел – теоретическим основам процесса обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Как сами разделы в целом, так и проблемы, изложенные в них сегодня весьма актуальны. Их глубокое усвоение является, по мнению автора, важной основой и условием успешной деятель­ности субъектов системы национальной безопасности Российской Федерации

Национальной безопасности

Быть русским - значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовию ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время - указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательств других народов, и требовать для этого дара свободы и самостоятельности на земле. Быть русским - значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции, и любовию принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским - значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу... Без веры в Россию нам не возродить ее. Так писал великий русский философ - Иван Ильин.

На проблему российской цивилизации в отечественной науке существует три точки зрения.

1. Западники (П.Я. Чаадаев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарёв, П.В. Анненков и др.) и марксисты, исходят из однолинейности мировой истории (т.е. все страны, в том числе и Россия, проходят одни и те же стадии развития и один и тот же путь). Особенности русской истории происходят из-за отсталости России от Запада, т.к. на определенном этапе ее развития произошла «задержка» (например, С.М. Соловьев называет причиной неблагоприятные внешние условия), но в целом, по их мнению, Россия повторяет путь западных стран.

2. Славянофилы (Н.Я. Данилевский и его последователи) исходят из многолинейности исторического развития: история мира,- совокупность историй ряда самобытных цивилизаций, каждая из которых развивает какую-либо сторону человеческой истории. Данилевский писал, что прогресс - не идти в одном направлении, а проходить равные расстояния. Славянскую цивилизацию он называл «объединительной цивилизацией», развивающей политические, культурные, религиозные и экономические начала.

3. П.Н. Милюков и его сторонники пытались примирить первые две точки зрения, считая, что на историю любой страны влияют следующие условия: внутренняя тенденция развития (придает сходство развитию разных стран); особенности материальной среды (разнообразие); влияние отдельных личностей (случайность).

В научной и учебной литературе выделяют следующие особенности «русской цивилизации»:

содержательное мессианство (бытие ради реализации замысла Бога);

вера как главная опора характера русского народа;

верность традиции и истории (верность устоям, преданию, шествие «путями святых богоносных отцов»),

концептуальная идея правды, истины и справедливости (русская идея)

соборность (целостность, народной, общественной, и государственной жизни),

жертвенность, самоотдача и альтруизм;

созерцательность, духовность и эсхатологическая парадигма мышления;

готовность к самоосуждению, раскаянию, преувеличение своих слабостей и ошибок;

державность, государственность (государство как ценность).

Видный русский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе А. Солженицын писал: «Отсюда и пословицы (жизненные правила! законы поведения), подобные таким: «бедность - не порок»; «покорись судьбе - и беда покорится»; «больше горя - ближе к Богу»; «терпение лучше спасения».

Российская цивилизация с момента своего возникновения вобрала в себя огромное религиозное и культурное многообразие народов, нормативно-ценностное пространство бытия, которых не способно было к самопроизвольному сращиванию, к синтезу в универсальном для евразийского ареала единстве. Православие было духовной основой русской культуры, оно оказалось одним из факторов становления российской цивилизации, но не её нормативно-ценностным основанием. Среди факторов, оказавших особое влияние на характер русской цивилизации, как правило, выделяют следующие.

Геополитические факторы.

Геополитический фактор, связан со срединным положением России между Западом и Востоком, в Европе и Азии одновременно. Это расположение привело к тому, что на развитие российской цивилизации одновременно воздействовало две группы факторов геополитического характера: неблагоприятные и благоприятные.

а) Неблагоприятные:

обширная, слабозаселенная территория (50% территории имело плотность 1 чел. на 1 кв. км), отток населения, контроль государства за личностью земледельца;

незащищенная естественными преградами граница, многочисленные иноземные нашествия, необходимость приложения для обеспечения безопасности колоссальных усилий и материальных затрат, (при низкой производительности труда), а также людских ресурсов (при малочисленном населении). Концентрация усилий вела к возрастанию роли государства, росту военного сословия, наделению его землей, прикреплению крестьян к земле;

оторванность от морей и морской торговли приводила к тому, что экспорт товаров – посредникам доставался дешево, а импорт – дорого. Кроме того, присутствовала необходимость ведения длительных войн за выход к морям, приводившая к возрастанию роли государства и армии.

б) Благоприятные:

речная сеть, благоприятствующая территориальному единству исторического ядра и распространению российской государственности («из варяг в греки» и по Волге к Каспию), сплочению народного и государственного, экономического и политического. Древнегреческий историк Геродот писал по этому поводу: «Кроме множества огромных рек нет в этой стране больше ничего достопримечательного»;

серединное положение между Европой и Азией ставила на первый план заинтересованность многих государств в стабильности России, так как через нее шли важнейшие торговые пути (через территорию России проходила значительная часть Великого шелкового пути из Китая в Европу), что способствовало укреплению евразийского характера России.

Таким образом, русская цивилизация - целостная совокупность духовно-нравственных и материальных форм существования русского народа, определившая его историческую судьбу и сформировавшая его национальное сознание.

Что же разобщает русскую и западную цивилизации? Раскрытие ответа на этот вопрос крайне важно для понимания ценностей русской цивилизации, лежащих в основе национальных интересов России. В узком смысле на этот вопрос ответил в стихах Н.Я. Данилевский:

«Мы слышим клеветы, мы знаем оскорбленья

Тысячеглавой лжи газет,

Измены, зависти и страха порожденья.

Друзей у нашей Руси нет!»

В широком смысле ответ сформулируем в виде нескольких суждений и обоснуем их.

Во-первых, главное отличие - в разном понимании сути человеческой жизни и общественного развития. Цивилизация в России носит преимущественно духовный, а на Западе - преимущественно экономический, потребительский, даже агрессивно-потребительский характер. Говоря о преимущественно духовном характере русской цивилизации, следует отметить, что такая цивилизация была на планете Земля не единственной. У русской цивилизации много общего с индийской, китайской и японской цивилизациями. Поиск цели развития не в стяжании материальных благ, не вне человека, а в глубине его души, в стремлении к абсолютным началам бытия роднит эти великие цивилизации. Именно это и является одной из причин того, что после начала нового витка противостояния между Россией с одной стороны и США и странами ЕС с другой,- Россия обратила свой взор на восток, в сторону Китая и Индии.

Во-вторых, корни западной цивилизации уходят в иудейское мировоззрение Талмуда, провозглашающего небольшую часть человечества «избранным народом», обладающим особым «правом» господствовать над другими, присваивать их труд и собственность. В течение XI-XVIII вв. после разделения на католическую и православную, ее западная (католическая) ветвь постепенно преобразовалась в цивилизацию иудейско-масонскую, отрицающую духовные ценности Нового Завета, подменила их иудейским поклонением золотому тельцу, культом насилия, порока, плотского наслаждения жизнью. Русская цивилизация отвергла западноевропейское понятие развития как преимущественно научно-технического, материального прогресса, постоянного наращивания массы товаров и услуг, обладания все большим количеством вещей, перерастающего в настоящую гонку потребления, «жадность к вещам». Этому понятию русское миропонимание противопоставляло православную идею совершенствования души, преображения жизни через преодоление греховной природы человека. В XVI в. идейная борьба русской и западной цивилизаций, в частности, нашла выражение в концепции «Москва - Третий Рим», основой которой было утверждение ценностей русской цивилизации, противостояние западной идеологии. На Западе «просят всесветное житие», а на Руси «угождают на будущее житие». Конечно, причины этой борьбы гораздо серьезнее, чем простое столкновение между православием и католичеством. К XVI в. в Европе выкристаллизовались две противоположные жизненные идеологии, одна из которых, западная, развивалась в русле агрессивного потребительства, переросшего к XX в. в настоящую гонку потребления.

В-третьих, для русского человека вера была главным элементом бытия, а для западного человека – «надстройкой» над материальным базисом. Архимандрит Илларион (Троицкий) писал: «Идеал Православия есть не прогресс, но преображение... Новый Завет не знает прогресса в европейском смысле этого слова, в смысле движения вперед в одной и той же плоскости. Новый Завет говорит о преображении естества и о движении вследствие этого не вперед, а вверх, к небу, к Богу». Единственный путь преображения - в искоренении греха в самом себе: «Не вне тебя, правда, а в тебе самом, найди себя в себе, и узришь правду. Не в вещах, правда эта, не вне тебя и не за морем где-нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою». Для Западной Европы, считал И.А.Ильин, «русское инородно, беспокойно, чуждо, странно и непривлекательно. Их мертвое сердце мертво и для нас. Они горделиво смотрят на нас сверху вниз и считают нашу культуру или ничтожной, или каким-то большим и загадочным «недоразумением». В мире есть народы, государства, правительства, церковные центры, закулисные организации и отдельные люди - враждебные России, особенно православной России, тем более императорской и не расчлененной России. Подобно тому, как есть «англофобы», «германофобы», «японофобы», так мир изобилует «русофобами», врагами национальной России, обещающими себе от ее крушения, унижения и ослабления всяческий успех. Это надо продумать и почувствовать до конца».

В-четвертых, Европа никогда не признает нас своими. Н.Я. Данилевский обосновал этот вывод следующим. Европа видит в России и в славянах вообще нечто ей чуждое, а вместе с тем такое, что не может служить для нее простым материалом, из которого она могла бы извлекать свои выгоды, как извлекает из Китая, Индии, Африки, большей части Америки и т.д., материалом, который можно бы формировать и обделывать по образу и подобию своему, как прежде было надеялась, как особливо надеялись немцы, которые, несмотря на препрославленный космополитизм, только от единой спасительной германской цивилизации чают спасения мира. Европа видит в Руси и в славянстве не чуждое только, но и враждебное начало. Она прекрасно понимает, или, точнее сказать, инстинктивно чувствует, что Россия – это крепкое, твердое ядро, которое не растолочь, не размолотить, не растворить, не ассимилировать, не претворить в свою кровь и плоть. Россия имеет и силу, и притязание жить своею независимою, самобытною жизнью. Европе же гордой своими заслугами трудно и даже невозможно перенести это. Однако во что бы то ни стало, не крестом, так пестом, не мытьем, так катаньем, надо не дать России еще более окрепнуть и разрастись, пустить корни и ветви вглубь и вширь. Для священной цели все ли средства хороши. Этот вывод был написан во второй половине XIX в., а в начале XXI в. в отношениях Европы и России, как мы видим, ничего не изменилось.

Национальной безопасности

Под функционированием системы национальной безопасности государства понимается проявление ее задач в системе отношений между структурными элементами национальной безопасности, как качественного состояния объектов безопасности. Исходя из задач, возложенных на систему национальной безопасности, выделяются следующие ее основные функции: прогностическая, информационная, воспитательная, мобилизующая, побудительная, планирования, организующая, защитно-профилактическая, управленческая и регулятивная, обеспечивающая, восстановительная, рационализаторская, мировоззренческая, культурная.Рассмотрим характеристику и назначение этих функций применительно к системе национальной безопасности Российской Федерации.

Прогностическая функцияформирует тенденции развития политических и социальных явлений в России и мире через их прогнозирование, базируясь на знаниях о сущности и структуре национальной безопасности государства и качественном состоянии ее основных элементов, а также на анализе внешних и внутренних опасностей и угроз национальным интересам; политической, морально-психологической и информационной обстановки в стране и с учетом этого вырабатывает стратегию управления позитивным воздействием на объекты безопасности в интересах достижения требуемого уровня их защиты. Итогом прогнозирования является вывод из результатов исследования глубинных связей процессов обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Информационная функцияформирует у российского общества необходимые общественно-политические знания, взгляды, повышает его политическое образование, помогает в выборе наиболее целесообразных и эффективных форм, методов и средств деятельности сил обеспечения национальной безопасности во всех сферах безопасности государства и общества.

Воспитательная функциядает возможность сформировать человека как гражданина и патриота России, личность, полноценного члена российского общества, заинтересованного в обеспечении его безопасности.

Мобилизующая функция,отражая способность целенаправленно влиять на чувства и волю как отдельно взятого человека, так и российское общество в целом, обеспечивает реализацию эффективной деятельности субъектов и объектов безопасности путем создания мотивационного механизма, контролируя и направляя их совокупный потенциал на предоставление индивиду максимальных возможностей для удовлетворения его политических, духовных, экономических и социальных потребностей, изменения его социального статуса с помощью законодательных основ.

Побудительная функцияпредставляет собой раскрытие сущности и механизма воздействия системы национальной безопасности на каждый из элементов групп объектов безопасности. И если по отношению к российскому государству это воздействие имеет опосредованный характер, то по отношению к его обществу и человеку непосредственный характер. Конечный результат реализации побудительной функции - стимулирование, побуждение субъектов и объектов к добросовестному выполнению своих функциональных обязанностей по обеспечению национальной безопасности России.

Организующая функция имеет следствием своей реализации организованность и сплоченность органов управления, их способность выступать в качестве стержня системы национальной безопасности России, спаянного единством воли и действий, стремлением беспрекословно, точно и в срок выполнить требования нормативных правовых документов. В то же время данная функция обеспечивает внутреннюю упорядоченность, взаимодействие всех составных частей, процессов, объектов и субъектов в целостной системе национальной безопасности России.

Защитно-профилактическая функция предусматривает и приводит в действие социально-политические, духовно-нравственные, педагогические, психологические, организационные механизмы предупреждения и преодоления отрицательных явлений в морально-психологическом состоянии общества, активного противодействия негативному информационно-психологическому воздействию, защиты общества.

Функция планирования осуществляет выбор эффективного способа сочетания целей, сил и средств, что в процессе воздействия на объекты безопасности заключается в поиске наиболее рационального варианта деятельности. Цели приобретают качество решительности, осуществляется учет и оценка возможностей, а ресурсы не растрачиваются попусту.

Обеспечивающая функцияпредусматривает своевременное и качественное обеспечение сил обеспечения национальной безопасности России необходимыми высокоэффективными средствами для выполнения возложенных на них задач и объектов безопасности средствами высокоэффективной защиты.

Восстановительная функцияпредусматривает проведение мероприятий, направленных на восстановление составляющих элементов системы национальной безопасности России, подвергшихся деструктивному воздействию реализованных угроз.

Рационализаторская функция рационализирует внутренние конфликты и противоречия, возникающие как в обществе, так и в силах обеспечения национальной безопасности, предупреждает их или разрешает.

Мировоззренческая функцияспособствует выработке определенного видения действительности путем проведения в обществе государственной политики в сфере национальной безопасности.

Культурная функция направлена на создание условий для удовлетворения культурных потребностей общества, приобщение его к достижениям мировой культуры, возможности саморазвиваться в творчестве.

Управленческая и регулятивная функция выражает интересы и потребности различных субъектов и объектов воздействия и обеспечивает их взаимодействие, оказывает на них влияние путем принятия соответствующих решений. Она управляет социально-политическими процессами, протекающими в обществе, и регулирует их, используя социальные меры принуждения и защиту объектов безопасности. Формирует и закрепляет в сознании индивидов необходимые ценности, установки, цели, мотивы и нормы поведения. В простейшем виде проявляет себя, как реакция индивида, общества и государства на отраженные их сознанием опасности и угрозы национальным интересам России, реальное состояние системы национальной безопасности российского государства и способы устранения, локализации этих опасностей и угроз посредством действия всего комплекса мер: от политических, дипломатических, экономических и т.п. - до военных. И если рассмотренные выше функции, как бы подготавливали конкретную деятельность органов управления системой национальной безопасности, то эта функция реализует себя в регуляции этой деятельности и управлении ею.

Процесс функционирования системы национальной безопасности опирается на политические и доктринальные установки и положения государства в сфере национальной безопасности и включает в себя целый спектр компонентов. К ним относятся: политический, экономический, духовный, законодательный, финансово-материальный, организационно-штатный, социальный, информационный, управленческий, психологический, обеспечивающий и др.

Важным условием эффективного функционирования системы национальной безопасности является знание и творческая реализация в этом процессе определенных принципов - руководящих идей, научно-обоснованных положений и требований, на основе которых она функционирует. Своим корнями принципы функционирования системы национальной безопасности уходят в ее существенные связи и отношения этого процесса, являются отражением его закономерностей. Будучи закрепленными в соответствующих ведомственных, региональных, государственных и международных нормативных правовых актах, они выступают как всеобщие обязательные требования, указывающие основные направления практической деятельности субъектов безопасности и органов управления в системе национальной безопасности.

Эти принципы выполняют одновременно две функции: способствуют стабилизации (систематизации, регуляции) деятельности субъектов безопасности и органов управления, ограничивая ее определенными нормативными правовыми рамками, и закрепляют все новое, что появляется в практике обеспечения национальной безопасности и, таким образом, способствуют ее развитию. Основные из этих принципов следующие:

объективность оценки обстановки, уровня защищенности объектов; необходимость видеть жизнь такой, какой она есть на самом деле, не искажать ее, не выдавать желаемое за действительное, не приукрашивать и не очернять;

организация функционирования системы национальной безопасности в тесной и неразрывной связи с другими системами государства (в первую очередь, политической системой общества);

непрерывность функционирования системы национальной безопасности, постоянное воздействие на ее объекты;

целеустремленность функционирования, нацеленность на решение конкретных задач в сфере национальной безопасности, выявление и преодоление существующих противоречий в интересах повышения уровня защищенности объектов национальной безопасности;

дифференцированный подход к объектам национальной безопасности;

единство, согласованность и преемственность в осуществлении воздействий на объекты системы национальной безопасности, сочетание в этом процессе исторического и логического, рассмотрение его в динамике, развитие с учетом современных реалий и исторического опыта.

приоритетность рассмотрения органами управления сил и средств обеспечения национальной безопасности не только в виде «эффективного», «дешевого», «самостоятельного» оружия, предназначенного для позитивного воздействия на объекты, но и как сил и средств, достаточных и наиболее приемлемых для решения стратегических задач в сфере национальной безопасности;

централизм, выражающийся в едином руководстве всеми силами и средствами обеспечения национальной безопасности;

единство политического и военного руководства;

государственно-политический и общественный контроль за осуществлением процесса функционирования системы национальной безопасности;

пролонгированность заблаговременного начала (задолго до начала непосредственного воздействия угрозы на объект безопасности) и отсроченного (после воздействия угрозы на объект безопасности) завершения позитивного воздействия на объекты безопасности;

массирование усилий путем применения всех имеющихся в наличии форм, методов, сил и средств обеспечения национальной безопасности на всех уровнях их использования для достижения целей и решения поставленных задач.

Таким образом, процесс функционирования системы национальной безопасности можно интерпретировать с помощью следующих основополагающих суждений.

1. Система национальной безопасности представляет собой структурную целостность, единство функционирования ее подсистем. Эти подсистемы в обобщенном виде включают вышеназванные основные структурные элементы системы национальной безопасности и являются ее своеобразным фундаментом, базовым основанием.

2. Подсистемы системы национальной безопасности определенным образом связаны между собой, структурно организованы. Между ними существуют разнообразные (внутрисистемные) связи и отношения. Они имеют различный характер координации («горизонтальные») и субординации («вертикальные»). Многие связи, к примеру, структурные, функциональные и другие имеют принципиально скоординированный характер, поскольку в большинстве из них доминирующая роль принадлежит индивиду, социально-политическим отношениям. В то же время эти подсистемы находятся в субординационных отношениях с органами управления (организационно-управленческой подсистемой).

3. Система национальной безопасности является специфической частью системы более сложного порядка - политической системы государства и испытывает воздействие всех тех позитивных и негативных изменений, которые происходят в политике, обществе, государстве и мире. Вместе с тем, и сам процесс функционирования системы национальной безопасности оказывает существенное воздействие на надсистему, а конкретно - на протекающие в обществе и государстве политические, экономические, социальные, духовные и другие процессы. Таким образом, она существует и функционирует не просто сама по себе, а лишь в тесном взаимодействии с другими, более или менее сложными системами, испытывая при этом влияние всех других сфер общественного бытия.

4. Система национальной безопасности способна сохранять устойчивость под воздействием внутренних (внутрисистемных) и внешних (внесистемных) факторов и условий, адаптироваться к изменению политической, военной, морально-психологической, информационной и иной обстановки. Однако это возможно только в том случае, когда внешние и внутренние условия и факторы не превышают меры содержащегося в них деструктивного для системы потенциала. В противном случае функционирование системы может превратиться в хаотический, неуправляемый процесс ее деградации. Способность адаптации системы национальной безопасности к изменяющимся условиям политической и общественной жизни также имеет свои «границы». Они сохраняются до тех пор, пока не наступают радикальные перемены в политико-идеологической ориентации государства и общества, не происходит смена социальных и духовных ценностей (например, как это было в 1991 г. в СССР и России).

5. Главный системообразующий признак системы национальной безопасности - деятельностный. Это сообразуется с современной тенденцией постановки вопроса о человеке, как главном субъекте всех политических и социальных преобразований, отношений и деятельности. Процесс функционирования системы национальной безопасности имеет свои разнообразные системные свойства и качества. Они возникают в результате структурного взаимодействия ее подсистем, компонентов и элементов, воздействия на них внешних факторов и условий. Одним из главных системных качеств является оптимальность процесса функционирования системы, как результат согласования целей, задач, сил и средств обеспечения национальной безопасности.

6. Процесс функционирования системы национальной безопасности обогащает (и формирует) свое содержание на основе исторической преемственности, вбирая в него все положительное из прошлого исторического опыта, «отсекая» все негативное, постоянно обращаясь к исторической и современной практике. В этом плане этот процесс относится к процессам открытого типа, которые характеризуются тесной связью с окружающей средой, способностью аккумулировать в своем содержании наиболее значимые для них элементы этой среды, саморегулироваться и самоорганизовываться.

7. Система национальной безопасности имеет конкретное функциональное назначение - обеспечить заданный уровень безопасности объекта, соответствующий изменившимся политическим, социально-экономическим и духовным ценностям общества и направлена на формирование его способности и готовности защитить свои национальные интересы, сообразуясь с обстановкой в мире и возможностями государства. Функционирование системы национальной безопасности представляет собой сложный, системно-целостный процесс, обладающий важнейшим интегративным качеством - способностью целенаправленно воздействовать на объекты безопасности. Процесс функционирования системы национальной безопасности можно выразить следующим алгоритмом: С - О - Ц - Ср/Сп - Р, где С - субъект воздействия, О - объект воздействия, Ц - цель воздействия, Ср/Сп средства и способы воздействия, Р - результат.

8. Национальная безопасность представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, взаиморасположение которых придает ей конкретную структуру. Важнейшей чертой данной системы выступает целесообразность ее функционирования, поскольку именно система национальной безопасности оказывает необходимое влияние на уровень безопасности ее объектов и обеспечивает процесс развития безопасности государства. Обладая такой специфической существенной чертой, как саморазвитие, система национальной безопасности, как и любая система, подвержена процессам взаимодействия, размежевания, управления и т.д., которые развиваются в интересах реализации ее функций и достижения поставленных целей. Это - одно из объективных условий функционирования и развития национальной безопасности, как системы. Формой, в которой это развитие и управление осуществляются, является человеческая деятельность.

9. Все условия и факторы, обуславливающие процесс функционирования системы национальной безопасности, условно можно разделить на инвариантные и вариативные.

Инвариантными выступают такие условия и факторы, которые предопределяют любую деятельность и в этом смысле являются относительно устойчивыми, постоянными. К ним относятся такие элементы воздействия, как разновидность деятельности субъекта; объект воздействия (объект, группа объектов, категория объектов); цель воздействия (долговременная, краткосрочная, главная, второстепенная и т.п.); средства и способы воздействия; успех или неуспех в достижении результата.

Вариативными условиями и факторами являются будущие, прошлые и непосредственные условия. Вариативными они выступают потому, что находятся в постоянном изменении, динамике, иногда меняются на прямо противоположные.

Инвариантные и вариативные факторы предопределяют деятельность субъектов системы национальной безопасности в том смысле, что именно они могут или способствовать воздействию, или разрушать его механизм через изменение и

Наши рекомендации